Суверенность психологического пространства — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Суверенность психологического пространства

2020-04-01 243
Суверенность психологического пространства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проблема психологического пространства личности и суверенности как его характеристики представлена как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Необходимость пристального внимания к субъекту в разных аспектах его взаимодействия с миром подчеркивалась многими русскими психологами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн). В отечественной психологии понятию субъекта уделялось большое внимание, особенно в связи с решением проблемы детерминации психического, или взаимодействия внешнего и внутреннего, которая в психологии является одной из фундаментальных. Гуманистическая и экзистенциальная психология также обратилась к феномену независимости и суверенности человеческого бытия, что обеспечивает гармоничную жизнь человека, полную душевного комфорта. Как пишет Гордон Олпорт, архитектор психологии личности [30 с 268]:

"Каждый человек интенсивно строит собственное своеобразное созвездие взаимоотношений своего "Я" с миром. Его мотивы принадлежат ему самому, всегда принимая форму "личных проектов". Его наследственность уникальна, воспринимаемое им окружение уникально, все его взаимоотношения с миром уникальны".

За рубежом в научный обиход давно введены такие термины, как "жизненное пространство", "психологическое время и пространство" (К. Левин), "переходный объект" (психоанализ), "личное пространство" (Р. Соммер), "границы контакта" (Ф. Перлз).

Так, Курт Левин [23] ввел понятие жизненного пространства для того, чтобы показать, что истинной средой обитания личности является не физическая реальность и не социальная среда, а лишь те их фрагменты, которые отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение. В связи с этим он предложил рассматривать человека и его среду как одну составляющую взаимозависимых факторов, а совокупность этих факторов получила название жизненного пространства.

Жизненное пространство изображалось К. Левиным в виде овала, в центре которого находится круг, символизирующий собой внутренний мир личности. Жизненное пространство имеет две основных границы: внешняя отделяет жизненное пространство от реального физического и социального макромиров, внутренняя отделяет внутренний мир личности от ее психологической среды в пределах жизненного пространства.

В последнее десятилетие в российской психологии появились новые углубленные исследования в этом направлении, которые сформировали понятия психологического пространства, суверенности психологического пространства. Собственно, феномен суверенности выделяется как самостоятельный в достаточно узкоспециальных контекстах: в аспекте развития и сохранения телесности как формы субъектности, с точки зрения неконформности и независимости убеждений, в рамках детско-родительских отношений в трудах А.Я. Варги, механизмы идентификации и обособления между индивидом и социумом в работах Мухиной В.С. [26] Понятие обособление рассматривается Мухиной В.С. в контексте отделиться, выделиться из общего целого, занять особое положение в окружающем мире.

"Механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности является обособление…. обособление мы будем рассматривать как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться от объекта общения. Обособление есть непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей отстраненности от объекта обособления, а обособление - как механизм индивидуализации личности".

В свете понимания семьи как системы, состоящей из детской и родительской подсистем, рассматривается необходимость суверенности как отдельных членов семьи, так и подсистем, как показатель гармоничного и здорового функционирования системы.

Необходимо подчеркнуть, что в приведенных исследованиях конструкт суверенности не стал предметом глубокого теоретического осмысления. Феномен психологической суверенности личности получил свою операционализацию в самостоятельной концепции в работах С.К. Нартова-Бочавер, согласно которой психологическая (личностная) суверенность определяется как способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, в основе которой - обобщенный опыт успешного автономного поведения. [40]

Рассматривая суверенность психологического пространства, С.К. Нартова-Бочавер определяет последнее как [39 c.30]:

"субъективно значимый феномен бытия, т.е. существенный, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Психологическое пространство включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек отождествляет себя (территория, предметы, привязанности, установки). Они становятся значимыми для субъекта, когда приобретают личностный смысл, и поэтому границы психологического пространства охраняются физическими и психологическими средствами".

С.К. Нартова-Бочавер выделяет шесть измерений психологического пространства личности [40]:

·   физическое тело

·   личную территорию

·   личные вещи

·   режимные привычки

·   социальные связи

·   вкусы и ценности

С.К. Нартова-Бочавер определяет психологическое пространство личности как целостное структурное образование, особенности которого связаны с его суверенностью. В свою очередь психологическую (личностную) суверенность (от французского souverain - носитель верховной власти) она понимает как [40]:

"способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанную на обобщенном опыте успешного автономного поведения. Она представляет собой форму субъектности человека и позволяет в разных формах спонтанной активности реализовать его потребности".

Тезаурус близких психологической суверенности понятий: жизненное пространство, жизненный мир, идентичность, самость, контакт, границы, самоутверждение, обособление, независимость, автономия, неконформность.

Суверенность проявляется в переживании аутентичности собственного бытия, когда человек уверен в том, что он поступает согласно собственным желаниям и убеждениям, ощущении своей уместности в пространственно-временных ценностных обстоятельствах своей жизни, которые он создает либо принимает.

Суверенность представляет собой эволюционно и социально сложившееся системное качество личности, являющееся необходимым условием ее нормального функционирования и развития. Противоположный полюс конструкта может быть обозначен как депривированность (от английского deprive - лишать). Депривированность характеризуется переживанием подчиненности, отчужденности, фрагментарности собственной жизни и характеризуется затруднениями в поиске объектов среды, с которыми человек себя идентифицирует, ощущая себя "на чужой территории" и не в своем времени.

В своих работах С.К. Нартова-Бочавер выделяет такие уровни суверенности как сверхсуверенность, нормальная (умеренная) суверенность, депривированность и травмированность (неподтвержденность [39]).

Суверенность психического пространства личности динамическое явление. Также как Курт Левин [32] ввел понятие психологического поля, говоря о том, что личностное пространство человека не статично, а всегда относится к единице времени и пространства, в котором находится человек в данный момент, так и С.К. Нартова-Бочавер рассматривает суверенность в контексте психологической ситуации, которая разрешается посредством психологического преодоления.

В ходе проведенных ею исследований было показано, что способы активного поведения в преодолении сочетаются с достижением суверенности, а пассивные - депривированности. Фрустрация стремления к суверенности в некотором измерении психологического пространства приводит либо к замещению этого измерения другим, либо к понижению уровня суверенности (депривированности) или его чрезмерному усилению (сверхсуверенности). Такие нарушения как депривированность и сверхсуверенность могут компенсироваться в ходе естественной жизнедеятельности или целенаправленного психоразвивающего воздействия, состоящего соответственно в усилении личного контроля над разными сферами бытия.

Суверенность описывается состоянием границ психологического пространства личности - психологических (когнитивных, эмоциональных и поведенческих) маркеров, отделяющих область приватности одного человека от другого. Границы определяют идентичность человека, представляют инструмент равноправного взаимодействия и селекции внешних влияний и обозначают пределы личной ответственности. Как нарушение, так и поддержание границ закрепляются в Я-концепции и выражается в объективном поведении человека.

Модель суверенности психологического пространства личности (С.К. Нартова-Бочавер) представлена как совокупность суверенностей разного вида. Так, она выделяет такие показатели суверенности психологического пространства, как:

·   Суверенность физического тела человека констатируется в отсутствие попыток нарушить его соматическое благополучие, а депривированность - в переживании дискомфорта, вызванного прикосновениями, запахами, принуждением в отправлении его физиологических потребностей.

·   Суверенность территории означает переживание безопасности физического пространства, на котором находится человек (личной части или собственной комнаты, игровой модели жилья), а депривированность - отсутствие территориальных границ.

·   Суверенность мира вещей подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он, а депривированность - непризнание его права иметь личные вещи.

·   Суверенность привычек - это принятие временной формы организации жизни человека, а депривированность - насильственные попытки изменить комфортный для субъекта распорядок.

·   Суверенность социальных связей выражает право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими, а депривированность - контроль над социальной жизнью человека.

·   Суверенность ценностей подразумевает свободу вкусов и мировоззрения, а депривированность - насильственное принятие не близких ценностей.

Также в качестве индивидуально-психологических и индивидуальных особенностей, связанных с уровнем и структурой суверенности психологического пространства могут рассматриваться личностная тревожность, сензитивность и интроверсия, Я-конценция, акцентуированность личности по тому или иному типу, внешние проявления успешности и состоятельности человека, а также пол и возраст.

Так, например, существует значительная гендерная разница в суверенности психологического пространства личности: как правило, в соответствии с эволюционным предназначением пола, суверенность выше в мужской выборке, чем в женской. Существуют также заметная разница в проявлении нарушений суверенности у лиц, перенесших депривационные воздействия. У женщин это может быть выражены в понижении суверенности и формированию депрессивно-жертвенной жизненной позиции, у мужчин можно наблюдать развитие сверхсуверенности и агрессивного поведения.

Уровень психологической суверенности в целом положительно связан с позитивной Я-конценцией, которая связана с такими проявлениями социальной состоятельности человека как академическая успеваемость, профессиональная самореализация; с переживанием человеком осмысленности жизни, ориентацией его на активные формы преодоления препятствий, с гинертимической в мужской группе и эмотивной и экзальтированной в женской подгруппе акцентуациями.

Отрицательноуровень психологической суверенности связан - с реактивной тревожностью, нейротизмом, дистимной акцентуацией характера.

Суверенность не появляется внезапно как новообразование на каком-то определенном этапе психического развития человека. С.К. Нартова-Бочавер говорит о том, что нормальная суверенность развивается в онтогенезе на протяжении всего жизненного пути в соответствии с возрастными задачами каждой стадии посредством разрешения противоречий между потребностями развивающегося субъекта и возможностями среды по их удовлетворению. Здесь можно говорить о взаимосвязи возрастной периодизации с формированием определенного типа суверенности психологического пространства личности на каждом возрастном этапе.

Так, область суверенности формируется, расширяется и включает в себя все больше объектов психического и физического миров в следующей последовательности:

·   в младенчестве возникает суверенность телесности, когда ребенок начинает выделять себя и осознавать границы своего тела,

·   на протяжении раннего и дошкольного детства формируется суверенность личной территории и вещей,

·   в дошкольном возрасте возникает суверенность привычек,

·   в младшем школьном возрасте появляется суверенность социальных связей, вкусов и ценностей,

·   в подростковом возрасте суверенность социальных связей, вкусов и ценностей, приобретенных ранее, активно проявляется и становится регулятором поведения.

Также необходимо отметить, что исследование генезиса психологической суверенности С.К. Нартовой-Бочавер позволило определить средовые факторы, к которым особенно сензитивен ребенок в ходе своего развития, а также тех субъектов, которые могут рассматриваться им как потенциальный источник угрозы суверенности.

В случае гармоничного развития человек начинает обладать средовыми языками самовыражения, адекватными всем шести измерениям психологического пространства, и пользуется ими согласно контексту актуальной ситуации.



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.