Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений

2020-04-01 179
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений

1.1 Представления о межличностных отношениях

1.2 Социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях

1.3 Представления о близости и отдаленности в межличностных отношениях

1.4 Суверенность психологического пространства

Глава 2. Экспериментальное изучение взаимосвязи межличностной дистанции родителей с суверенностью психологического пространсва ребенка

2.1 Обоснование методик и описание выборки исследования

2.2 Алгоритм проведения исследования

2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.4 Анализ полученных результатов психологического исследования

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение

 

В настоящее время глобализации, информационной и коммуникативной перегруженности тема детско-родительских отношений не теряет своей актуальности, а все больше приобретает свою значимость. Современный темп жизни, процесс взаимопроникновения культур и возрастание влияния социальной среды на человека формирует потребность общества в аутентичной, свободной, зрелой и ответственной личности, обладающей самобытностью, выраженной индивидуальностью и обладающей высокой степенью толерантности.

Формирование ребенка, адаптированного к современной условиям жизни, обладающего личностной эффективностью - это означает формирование автономной и суверенной личности, что напрямую связано с такими остро востребованными в социальной практике явлениями как ненасилие, доверие и толерантность, предполагающими уважение к суверенности других людей.

Феномен суверенности личности рассматривался в рамках различных подходов и концепций отечественными и зарубежными авторами: в рамках гуманистического (Г. Олпорт), системного подхода (Варга А. Я.), принцип детерминизма (К. Поппер, С.Л. Рубинштейн), положения субъектного С.Л. Рубинштейн, и субъектно-средового подходов, но более пристально был изучен недавно С.К. Нартовой-Бочавер, которая создала модель и разработала полную концепцию суверенности личности.

Основной процесс формирования личности происходит в недрах семьи, и хотя социум оказывает воздействие на воспитание ребенка, косвенно, посредством информационных технологий, или напрямую, через детские образовательные учреждения, семья как единица социальных отношений остается первичной по значимости производимого формирующего воздействия на ребенка.

межличностная дистанция психическое пространство

При взаимодействии в семье между родителями и детьми проявляются разные типы межличностного общения, которые оказывают существенное влияние на развитие суверенности межличностного пространства ребенка. Как и любые другие межличностные отношения их можно рассматривать с учетом таких критериев как психологическая дистанция, которая как отмечает А.Б. Купрейченко (2003) является понятием, с помощью которого сначала качественно, а затем количественно можно оценить различия в этих отношениях.А.Б. Купрейченко, А.А. Кроник и Е.А. Кроник, ВаргаА.Я. и Столин В.В., определяют такие показатели межличностной дистанции как: "близость-удаленность", "симпатия-антипатия", "уважение-неуважение", "наличие-отсутствие взаимопонимания), валентность отношения (позитивное, негативное, нейтральное).

Цель нашей работы: выявить взаимосвязь межличностной дистанции родителей с суверенностью психологического пространства ребенка.

Объект исследования - межличностные отношения родителей и психическое пространство ребенка.

Предмет исследования - взаимосвязь психологической дистанции родителей и суверенность психологического пространства ребенка.

Гипотеза исследования - в связи с положениями концепции суверенности о том, что формирование суверенности межличностного пространства протекает в процессе онтогенеза ребенка мы делаем предположение, что формирование суверенности личностного пространства ребенка проходит при значимом влиянии родителей, так как семья-это ближайшее и значимое окружение ребенка.

Мы предполагаем, что существует близкая взаимосвязь между такими показателями межличностной дистанции родителя и суверенностью ребенка как:

степень наличия межличностной дистанции в общении родителя с ребенком - "близость - удаленность", (т. е степень выраженности симбиотического поведения родителя,

эмоциональное отношение к ребенку родителя (симпатии-антипатии, уважении-неуважении к ребенку).

"понимание-непонимание" ребенка родителем

Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Изучить феномен психологической дистанции в межличностном общении.

2. Определить понятие суверенности психологического пространства ребенка.

.   Выявить особенности взаимосвязи психологической дистанции родителей и развитие суверенности психологического пространства ребенка.

4. Составить рекомендации по улучшению способов формирования суверенного психологического пространства ребенка в семье.

Методологическую основу исследования составили принципы системного подхода (Варга А. Я.), принцип детерминизма (К. Поппер, С.Л. Рубинштейн,), положения субъектного С.Л. Рубинштейн, и субъектно-средового (С.К. Нартова-Бочавер) подходов. Теоретическую основу исследования составили модель суверенности психологического пространства личности (С.К. Нартова-Бочавер) и концепция психологической дистанции в межличностных отношениях.

Для решения поставленных задач в ходе исследования применялся комплекс методов: теоретический анализ философской, социологической, психологической литературы по исследуемой проблеме, обобщение и интерпретация научных данных, а также опросные и статистические методы.

Для анализа полученных данных использовались статистические методы.

Экспериментальная база исследования 17 семей, имеющих ребенка подросткового возраста, которые обратились на консультацию в психологический центр по причине проблем взаимоотношения с ребенком.

Дипломная работа состоит из введения, теоретической, практической частей, заключения, списка литературы и приложений.


Определение понятия

Дистанция выступает одним из условий, с помощью которого можно определить различия в отношении человека к другим людям. Как отмечает А.Б. Купрейченко (2003) психологическая дистанция является понятием, с помощью которого сначала качественно, а затем количественно можно оценить различия в этих отношениях. Автор выделяет три возможных подхода к ее определению и пониманию.

Первый - характерен для изучения межличностных отношений, он не рассматривает принадлежность к социальным группам. Дистанция между людьми, определяется, в основном, их симпатиями и взаимопониманием.

Второй - характерен для изучения межгрупповых отношений. Дистанция определяется объективными социальными, экономическими, национальными и другими различиями.

Третий - характерен для психологии общения, где под дистанцией понимается физическое расстояние, которое человек стремится сохранить между собой и другим человеком [22].

В качестве факторов, влияющих на категоризацию на межличностном уровне, А.А. Кроник и Е.А. Кроник выделяют такие как "близость-удаленность", "симпатия-антипатия", "уважение-неуважение". Они показали, что основные типы значимых отношений, располагаются в трех координатах:

. Дистанция определяется степенью ролевой и психологической близостью между участниками отношения.

. Позиция - уровень, занимаемый в иерархии каждым участником отношений: позиция подчинения, равенства или доминирования.

. Валентность - знак отношений, в соответствии с которым они могут быть позитивными, негативными и нейтральными.

Эти типы соответствуют крайним точкам пространства отношений.

А.В. Петровский в рамках психологической теории коллектива ввел индекс психологической дистанции в межличностных отношениях. Коэффициент этого индекса показывает степень сближения ценностей и позиций членов коллектива, отсутствие противостояния и отдаленности друг от друга. Наибольшая психологическая дистанция свидетельствует о психологической отдаленности и отчужденности людей, не понимающих и не принимающих друг друга [28].

О.И. Калмыкова под психологической дистанцией понимает личностное образование, отражающее параметры личностной суверенности как баланса открытости закрытости по отношению к окружающему миру, обеспечивающее возможность становления индивидуального стиля осознанного саморазвития. Степень развития этого образования характеризует уровень развития субъектности личности, является её системообразующим качеством. Психологическую дистанцию она трактует как двусторонний, социально-психологический феномен, выступающий в качестве регулятора взаимодействия, основной функцией которого является структурирование пространства общения в зависимости от степени психологической близости. Кроме того, она считает возможным рассматривать данный феномен двояко: с одной стороны, как защитный механизм, обеспечивающий неприкосновенность личностного пространства, а с другой - как механизм совладающего поведения, обеспечивающего социальную поддержку [15].

Таким образом, понятие психологическая дистанция является сопряженным с такими понятиями как: психологическое пространство, психологическая безопасность личности, психологическая защищенность, свобода личности.

Кроме этого, психологическую дистанцию характеризуют как "степень открытости другим людям и степень защищенности от них" (В.А. Петровский), как "способ сохранения целостности образа "Я"" (Б.Д. Парыгин), как "необходимое условие личностного роста" (Е.И. Кузьмина).

Рассматривая дистанцию как проявление личностной свободы Е.И. Кузьмина, дифференцирует свободу от себя и от других. Дистанция как проявление свободы от себя находит свое отражение в самоотречении, самоограничении, дистанцировании от себя. Дистанция как свобода от других проявляется в стремлении дистанцироваться от общения, необходимости находиться в контакте, транслировать эмоции несовпадающие с истинным отношением, от внешних и условий и условностей жизни, от стереотипов, оценок и ожиданий других людей и т.п.

Таким образом, дистанция определяет меру свободы, автономности, своего рода независимости человека. Дистанция может быть охарактеризована как специфическая социально-психологическая форма единства человека с другими людьми, определяя своего рода баланс обращенности личности в собственный мир и мир других.

Как предполагают А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко психологическая дистанция - явление, охватывающее весь континуум взаимоотношений, поэтому факторы, выступающие критериями психологической дистанции, идентичны как для межличностного, так и межгруппового уровней. Различной может быть степень их значимости, уровень и знак [13].

Согласно А.Б. Купрейченко социально-психологическая дистанция - отношение к социальным объектам, частный случай психологической дистанции. Психологическую и социальную дистанции следует разделять. Социальная дистанция - объективно существующее различие в положении индивидов в социальной системе (различие в статусах, ролях и т.д.) [22].

Итак, с нашей точки зрения, социально-психологическая дистанция - это характеристика межличностных отношений, проявляющаяся в переживании и понимании близости (отдаленности) между субъектами, регулирующаяся внешними (социальными и средовыми) факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов.

Динамическая природа социально-психологической дистанции.

В большинстве случаев межсубъектного взаимодействия обе стороны проявляют активность или могут проявлять активность. Эта активность проявляется в различных аспектах, в том числе она направлена и на межличностную дистанцию. Безразличное отношение к дистанции можно обнаружить в ситуациях взаимодействия с незначимым человеком или когда взаимодействие предельно формализовано и собственно межличностный контакт отсутствует или предельно редуцирован. Очевидно, что та или иная межличностная дистанция зависит от обеих сторон. В каких ситуациях люди склонны увеличивать, а в каких уменьшать дистанцию? Как проявляется индивидуальность субъекта в предпочтении определенной дистанции. Этот выбор зависит не только от его индивидуальности, но и от особенностей другой стороны.

Межличностная дистанция выполняет инструментальную функцию в том плане, что позволяет субъекту удовлетворять свои потребности, достигать цели, решать задачи. Близкая или дальняя дистанция не выступает самостоятельной ценностью. Достижению разных целей могут благоприятствовать разные по величине дистанции. Например, близкая дистанция позволяет человеку быть более откровенным, открыто выражать широкий спектр чувств, ожидать большего к себе доверия и т.п. Дальняя дистанция может выступать понятным основанием большей закрытости, сдержанности в чувственных проявлениях, меньшего доверия и т.п.

Дистанция, как характеристика отношений, неприменима к ситуациям, в которых нет взаимодействия, то есть какой-либо активности, направленной как с одной, так и с другой стороны.

В различных межличностных взаимоотношениях составляющие психологической дистанции различны. Полный состав дистанции включает в себя когнитивную, эмотивную, коммуникативную, поведенческую и деятельностную составляющую. Когнитивная дистанция - это, прежде всего, степень взаимопонимания. Эмотивная дистанция - соотношение силы сближающих и удаляющих чувств. Коммуникативная дистанция - степень доверия, готовность передавать, получать и хранить информацию, сведения, представляющие личностную значимость. Поведенческая дистанция - готовность совместно осуществлять какое-либо поведение. Чем больше перечень видов поведения, которые могут быть осуществлены совместно, тем, в большинстве случаев, короче поведенческая дистанция. Деятельностная дистанция - готовность совместно проводить деятельность. Чем больше перечень видов деятельности, которые могут проводиться совместно, тем, в большинстве случаев, короче деятельностная дистанция.

Различные градации дистанции могут приводить к разным последствиям.

Субъект межличностных отношений имеет возможность организовать собственное эффективное функционирование, оказывать содействие партнеру и получать от него помощь или организовать совместную деятельность (в постоянном контакте), совместное выполнение всех трудовых задач. Насколько тесным будет сотрудничество - зависит от характера деятельности и поведения, от принятого решения: проявлять доверие партнеру и встречать доверие партнера, влиять или не влиять на партнера. Очевидно, что наиболее желательна благоприятная дистанция.

С нашей точки зрения, основными целями установления благоприятной дистанции выступают следующие:

. Сохранение или увеличение эффективности функционирования (в определенных видах поведения, деятельности, организации отдыха…), где единоличное функционирование невозможно или малоэффективно. Таких ситуаций явное большинство для любого человека.

. Сохранение или увеличение эффективности саморегуляции. Необходимость получать эмоциональную поддержку, встречать эмпатийное участие, иметь возможность отреагировать излишне сильные эмоции, получить совет. Благоприятная дистанция позволяет получать эмоциональную поддержку, чувствовать эмпатийное участие.

. Продолжение личностного развития, раскрытие потенциалов, способностей, сохранение идентичности, приобретение новой желаемой идентичности. Благоприятная дистанция со значимым человеком может позволить получить обратную связь, получить, принять новую социальную роль (жены, мужа, матери, отца…)

. Укрепление адаптации. Установленная благоприятная дистанция со значимыми людьми даёт возможность получения желаемого статуса, должности, выполнения новых ролей или сохранения старых, сохранения авторитета, социальной и групповой принадлежности.

А.А. Кроник. Е.А. Кроник изучая межличностные отношения в супружеских парах, пишут, что "у каждого свой предел психологического сближения с супругом. Это та дистанция, при нарушении которой общение становится трудным, тягостным, дискомфортным. Общение на неприемлемо короткой дистанции вызывает спад, отдаление, стремление немного отойти в психологическом, внутреннем смысле" [18, с.17].

Дистанция и характер складывающихся отношений взаимосвязаны. Изменение дистанции влияет на отношения, и наоборот, определенный их характер предполагает ту или иную степень близости между субъектами. Психологическая дистанция, объективируясь в отношениях, становится социально-психологической, а не только психологической.

Здесь уместно вспомнить слова В.Н. Мясищева, о том, что субъективное отношение, проявляясь в реакциях и действиях, обнаруживает свою объективность, а индивидуально-психологическое становится социально-психологическим. Кроме того, дистанцию обусловливает ситуацией межличностного взаимодействия.

Социально-психологическая дистанция выступает одной из общих характеристик отношения человека к человеку. Она характеризуется: стремлением сблизиться - желанием понравиться, заинтересованностью, стремлением "возвысить себя", обратить на себя внимание, и стремлением избегания - стремлением разорвать отношения, уступчивостью, бездействием.

 

Описание методик

Опросник "Суверенность психологического пространства" С.К. Нартова-Бочавер [36]

Данный опросник использовался для исследования психологического пространства. Модификация инструкции теста позволяет также использовать его для оценки психологической близости членов семьи и дистанционных отношений внутри семьи. Опросник разработан и предложен С.К. Нартова-Бочавер и

Предполагаемый адресат теста - подростки, начиная с 11-12 лет и взрослые, которым предъявляется смещенная ретроспективная инструкция. Поскольку основные идентификационные процессы завершаются в подростково-юношеском возрасте, предварительные данные подростков и взрослых практически не отличаются.

Опросник содержит 80 вопросов, делящиеся на шесть шкал, отражающих измерения психологического пространства. Каждое утверждение может либо приниматься, либо отвергаться респондентом.

Суверенность физического тела (СФТ) человека констатируется в отсутствие попыток нарушить его соматическое благополучие, а депривированность - в переживании дискомфорта, вызванного прикосновениями, запахами, принуждением в отправлении его физиологических потребностей.

Суверенность территории (СТ) означает переживание безопасности физического пространства, на котором находится человек (личной части или собственной комнаты, игровой модели жилья), а депривированность - отсутствие территориальных границ.

Суверенность мира вещей (СВ) подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он, а депривированность - непризнание его права иметь личные вещи.

Суверенность привычек (СП) - это принятие временной формы организации жизни человека, а депривированность - насильственные попытки изменить комфортный для субъекта распорядок.

Суверенность социальных связей (CС) выражает право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими, а депривированность - контроль над социальной жизнью человека.

Суверенность ценностей (СЦ) подразумевает свободу вкусов и мировоззрения, а депривированность - насильственное принятие не близких ценностей.

Теоретически предполагается, что ответ, соответствующий ключу, увеличивает показатель суверенности (1), а ответ, не совпадающий с ключом, - показатель депривированности (-1). Выбирая " Да" или " Нет", респондент подразумевает также промежуточный ответ " Не знаю", вариант которого, однако, в бланке не представлен, а при более дробном шкальном оценивании это был бы 0. Общий показатель суверенности подсчитывается путем сложения баллов.

Концептуально шкалы опросника рассматриваются как содержательно независимые (каждый пункт входит в состав только одной шкалы), поэтому общий показатель суверенности равен сумме показателей по всем шести шкалам. Содержание каждой из шкал не может быть использована для изучения суверенности психологического пространства личности по другой шкале: так, утверждения о суверенности структуры ценностей не связаны с суверенностью телесного носителя психологических качеств. Образование симптомокомплексов по сочетанию шкал пока не предполагается.

Респондентам предлагается заполнить лист ответов в соответствии со следующей инструкцией:

"Вам предлагается оценить утверждения теста, который описывает детство человека. Если содержание утверждения относится к Вам, следует поставить галочку в ячейке, соответствующей "Да". Если в Вашей жизни подобных ситуаций не встречалось, поставьте галочку в ячейке, соответствующей "Нет". Если Вам трудно вспомнить, как было на самом деле, представьте себе наиболее вероятное положение дел. Этот тест не измеряет интеллектуальные способности, поэтому правильных или неправильных ответов не существует; каждый вариант встречается в реальной жизни. Постарайтесь не раздумывать долго, время заполнения теста - 20 минут. Спасибо!"

Результаты теста обрабатываются в соответствии с ключом ответов и количество баллов суммируется по каждой шкале.

(Список вопросов, лист ответов, ключ ответов к методике прилагается см. Приложение 1).

Методика определения социально-психологической индивидуальной дистанции в межличностных отношениях "СПД-2010"

Методика была разработана для определения индивидуальной дистанции в межличностных отношениях. Методика представляет собой опросник, который содержит 41 высказывание, касающихся различных характеристик индивидуальной дистанции в межличностных отношениях:

. Когнитивная дистанция

. Коммуникативная дистанция

. Эмотивная дистанция

. Поведенческая и деятельностная дистанция

. Положительный - отрицательный образ самого себя

Респонденту предлагают заполнить лист ответов, предверяя процесс следующей инструкцией:

"Перед Вами опросник содержащий различные характеристики отношений, состояний и чувств, возникающих при взаимодействии с другими людьми. Пожалуйста, вспомните о своих чувствах и переживаниях в ситуациях общения со значимым для Вас человеком. Укажите оценку с каким человеком вы производили (мужем, женой, другом, сыном и т.п.). Оцените, насколько перечисленные ниже признаки свойственны Вашим отношениям с этим человеком, имея в виду не только сегодняшний день, но и более длительный отрезок времени".

Оценку каждого приведенного суждения необходимо выразить с помощью семи балльной шкалы:

1 - полностью не согласен

2 - согласен в малой степени

3 - согласен почти на половину

4 - согласен на половину

5 - согласен более, чем на половину

6 - согласен почти полностью

7 - согласен полностью

При обработке результатов полученные сырые баллы переводятся в стандартные, используя ключ к методике.

(Список вопросов, лист ответов, ключ ответов к методике прилагается см. Приложение 1).

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 61 вопросов, которые распределены по 5-ти шкалам:

"Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, н неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

"Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.

"Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

"Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

"Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Отвечая на вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок "да" или "нет". Респондентам предлагается следующая инструкция:

"Вам предлагается оценить вопросы, которые касаются вашего отношения к ребенку и выразить свое согласие или несогласие с помощью оценок "да" и "нет". Постарайтесь не раздумывать долго, время заполнения теста - 20 минут. Спасибо!"

Обработка результатов осуществляется следующим образом: за каждый ответ типа "да" испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа "нет" - 0 баллов. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

-  отвержение,

-  социальная желательность,

-  симбиоз,

-  гиперсоциализация,

-  инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160

Полученные тестовые баллы по каждой шкале могут быть проинтерпретированы следующим образом:

Высокие баллы по шкале "принятие - отвержение" - от 24 до 33 - говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале "кооперация" - 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале - 1-2 балла - говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале "симбиоз" - 6-7 баллов - достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла - являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале "контроль" - 6-7 баллов - говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла - напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале "отношение к неудачам ребенка" - 7-8 баллов - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

(Лист вопросов, ключ ответов по шкалам, таблицы процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160. См. Приложение 1).

Выводы

 

Нами в процессе работы над дипломной работой были достигнуты поставленные цели и задачи.

Так был изучен феномен психологической дистанции в межличностном общении, определено понятие суверенности психологического пространства ребенка. Опираясь на современный подход к понятию суверенности мы ознакомились с концепцией

. Выявить особенности взаимосвязи психологической дистанции родителей и развитие суверенности психологического пространства ребенка.

. Составить рекомендации по улучшению межличностных отношений

Так, нами была изучена литература по теме

Также нами был изучен вопрос личностной предрасположенности родителей к тому или иному стрессу. В научной литературе определяют семейные отношения как самые важные, значимые для индивида, чем и объясняется их ведущая роль в формировании дистресса, развивающегося у родителей аддиктивных подростков. Особую роль играют четыре вида семейных факторов: состояние глобальной семейной неудовлетворенности, "семейная тревога", семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое напряжение и чувство вины.

Нами было определено, что первичным звеном в развитии психического стресса у родителей в ситуации употребления ребенком психоактивных веществ является психическое состояниефрустрации, которое возникает при блокаде удовлетворения значимых для них потребностей и проявляется ощущением неудовлетворенности и психического напряжения. Данное психологическое состояние родителей в настоящее время определяется термином "Синдром родительской реакции на наркотизацию (СРРН) подростка", который относится к семейному стрессу.


Заключение

 

Задачами нашего исследования было изучение феномена психологической дистанции в межличностном общении, определение понятия суверенности психологического пространства ребенка. А также выявление особенности взаимосвязи психологической дистанции родителей и развитие суверенности психологического пространства ребенка.

В результате теоретического анализа научной литературы нами было глубоко изучено понятия психологической дистанции, психологическое пространство, суверенность. Выявлены приоритетные направления в изучении проблемы суверенности психологического пространства: системный подход (Варга А. Я.), принцип детерминизма (К. Поппер, С.Л. Рубинштейн), субъектный С.Л. Рубинштейн, и субъектно-средового (С.К. Нартова-Бочавер) подход. Несмотря на некоторые столкновения и противоречия по отдельным вопросам, указанные подходы носят скорее взаимодополняемый характер, позволяя выявить основы феномена суверенности и его соотношения с межличностной дистанцией, и, в целом, описывают комплексную, сложную структуру суверенности психологического пространства.

В данной работе мы рассмотрели основные критерии, положенные в основу понимания понятий социально-психологической дистанции и суверенности. Также был изучен вопрос особенностей влияния дистанции в межличностном общении на развитее суверенности.

Нами было определено, каким образом такие показатели родительского отношения к ребенку как:

"близость - удаленность" родителя от ребенка,

эмоциональное отношение к ребенку родителя, заключающееся в "симпатии-антипатии", "уважении-неуважении к ребенку".

"понимание-непонимание" ребенка родителем

"принятие - неприятие" ребенка родителем

соотносятся с характеристиками суверенности психологического пространства:

переживанием безопасности физического пространства, в котором находится ребенок,

наличием личных вещей, которыми может распоряжаться он сам,

возможностью иметь временную форму организации жизни ребенка, комфортный для него распорядок.

возмож


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.