Глава II . Экспериментальная часть — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава II . Экспериментальная часть

2020-04-01 209
Глава II . Экспериментальная часть 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследование проводилось на базе «Центра помощи детям оставшихся

без попечения родителей» с 1 марта 2005 по 20 мая 2005года.

Целью исследования стало изучение навыков общения у детей «группы риска» младшего школьного возраста.

Исследование проводилось в 3 этапа.

Диагностический этап.

· диагностика адаптации детей

· коммуникативных навыков и качеств

· оценка эмоционального состояния

· формирование экспериментальной группы

Формирующий этап.

· апробация коррекционной программы

· проведение коррекционных занятий

Констатирующий этап.

· проверка результативности коррекционной программы, повторная диагностика.

· анализ результатов

· оценка эффективности работы

· выводы.

В исследовании были использованы следующие методики:

1. «Адаптация детей к школе» методика А.М. Ковалёвой, Н.Н. Тарасенко.

2. «Диагностика уровня эмоционального стресса» А. Амен. модифицированная методика.

3. Проективный модифицированный тест Дж. Бука «Дом, дерево, человек».

4. Субтест Г. Витцлака «Диагностика уровня развития речи».

5. Карта наблюдения для оценки свойств, влияющих на отношение, модификация теста Т. Лири. «Диагностика межличностных отношений»

6. Адаптированный вариант методики О.П. Елисеева «Потребность в общении».

7. Анализ документации, участвовавших в исследовании детей.

 

Диагностический этап

Описание методик и процедуры исследования.

1. Методика Л.М. Ковалёвой, Н.Н. Тарасенко «Адаптация детей к школе» (журнал Начальная школа №7 1996).

Авторами был разработан опросник, который помогает учителю систематизировать своё представление о ребёнке, выявить совместно с психологом факторы, лежащие в основе неуспешности ребёнка. Опросник состоит из 46 утверждений; 45 из них касаются возможных вариантов поведения ребёнка в школе, 1 участия родителей в воспитании. Работая с бланком ответов, учитель должен вычеркнуть номера тех высказываний, которые по его мнению относятся к данному ученику. Психолог обобщает результаты и получает достаточно полные и чёткие сведения о ребёнке.

В бланке ответов, все имеющиеся факторы поведения определённым образом сгруппированы. Такое построение бланка даёт возможность определить фактор, лежащий в основе дезадаптации.

2. РО - родительское отношение

3. НГШ - неготовность к школе

4. Л - леворукость

5. НС - невротические симптомы

6. И - инфантилизм

7. ГС - гипердинамический синдром

8. ИНС - инертность нервной системы

9. НП - недостаточная произвольность психических функций

10.АС - астенический синдром

11.НМ - низкая мотивация учебной деятельности

12.НИД - нарушение интеллектуальной деятельности

Диагностику по методике рекомендовано проводить дважды: в начале учебного года и в середине. В данном исследовании методика используется дважды: в начале и после проведения специальной коррекционной работы.

Опросник для учителя «бланк ответов» - см. приложение №1.

13.Методика А. Амен на определение уровня эмоционального стресса (модифицированный вариант).

Методика по определению уровня эмоционального стресса состоит из 10 вопросов.

Вопросы касаются либо определения страхов (одиночества, смерти), либо особенностей эмоционально - волевой сферы (эмоциональность, возбудимость, впечатлительность, тревожность) и личностных черт (неуверенность, застенчивость, трудности адаптации), особенности поведения, которые являются предпосылкой неустойчивости к стрессу.

Инструкция: «Выберите выражения, в которых говорится о том, что и с

тобою это бывает.»

Далее зачитывается 10 утверждений. (см. приложение №2)

Методика взята из сборника Головань Н.А.

14.Проективный тест ДЖ. Бука «Дом, дерево, человек» (ДДЧ).

Тест позволяет выявить степень выраженности, незащищённости,

тревожности, недоверия к себе, трудности в общении, депрессивности - то есть уровня личностного неблагополучия. Считается, что рисунок дома, дерева, человека - это своеобразный автопортрет рисующих человека, так как в рисунке он отражает те объекты и черты, которые значимы для него.

Для выполнения теста ДДЧ ребёнку предлагается 3 листа белой бумаги, 15 на 21 сантиметр, соответственно озаглавлены: дом, дерево, человек. Несколько простых мягких карандашей, ластик.

Инструкции: «Возьмите один из этих карандашей, нарисуйте дом так хорошо, как только можешь. Дом, какой захочется, можно стирать, это не отразится на оценке.» Как только начнётся рисование, включается секундомер (об этом не сообщается.» После того, как нарисуют дом, просят нарисовать дерево, человека, так хорошо, как только возможно. Человека рисовать в полный рост.

Во время рисования испытуемого психолог отмечает:

15.Интервал рисование по времени - начало, конец.

16.Длительность пауз при рисовании.

17.Общее время рисования.

18.Последовательность изображения.

19.Комментарии, эмоции.

По окончании рисунков проводится пострисуночный опрос.

Инструкции: «Сейчас я задам несколько вопросов про рисунки.»

Список вопросов приводится в приложении №3.

20.Диагностика уровня развития речи ребёнка. Субтест Г. Витцлака из методики «Диагностика уровня развития поступающих в школу».

Ребёнку предлагается посмотреть на сюжетную картинку с изображением

людей и различных предметов (предметная картина).

Инструкция: посмотри внимательно и подробно расскажи, что изображено на этой картинке. Ребёнок рассказывает в течении 5 минут.

Образец сюжетной и предметной картинок см. в приложении №4.

21.Карта наблюдения, составленная на основе модифицированной методики Т. Лири для диагностики индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения

Методика предназначена для изучения взаимоотношений и общения в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношения к людям. Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемых поведения людей.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются 2 фактора: доминирование - подчинение и дружелюбие и агрессивность.

Методика может быть представлена испытуемому в виде списка вопросов. Либо проводится через наблюдение психологом за общением детей в группе: в игре, в ситуации обучения, в ситуации спонтанного общения, в течении определённого времени (от 1 до 3 дней). Данные заносятся в бланк - карту наблюдения, который отражает тип отношения к окружающим; авторитарный, эгоистический, агрессивный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный.

В карту заносится количество проявлений при общении каждого из перечисленных признаков.

Бланк карты наблюдений см. в приложении №5.

. «Потребность в общении» - модификация методики О.П. Елисеева, вариант для детей младшего школьного возраста

Методика выявляет направленность на общение, даёт представление о психологической совместимости в группе, позволяет оценить адекватность самооценки ребёнка, определить расположенность к окружающим, выявить негативные проявления в общении.

Методика содержит 22 вопроса, отражающих отношение к окружающим и самому себе, доверие к людям, проявление интереса к близким.

Инструкции: «послушай вопрос, и отвечай только одним словом «да» или «нет». Ответ фиксируется на бланке. Вопросы и бланки протокола смотри в приложении №6.

Обработка результатов.

22.Методика Л.М. Ковалёвой и Н.Н. Тарасенко «Адаптация детей к школе».

Бланк ответов разделён вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, засчитывается 1 балл, если справа - 2 балла. Максимально возможная сумма баллов - 70. Подсчитав, каждую сумму баллов, набранную ребёнком, можно определить его коэффициент дезадаптации.

К=n/70 ´ 100, где n - количество баллов, набранных ребёнком.

Показатель до 14 % - норма.

Показатель от 15 до 30 % - наличие дезадаптации среднего уровня.

Показатель выше 30% - высокая степень дезадаптации.

Показатель выше 40% - ребёнок нуждается в консультации

психоневролога.

Качественный анализ проводится по факторам, лежащим в основе дезадаптации: РО, НГШ, Л, НС, И, ГС, ИНС, НП, НМ, АС, НИД.

(См. описание методики).

23.Методика А. Амен на определение уровня эмоционального стресса УЭС.

Уровень эмоционального стресса вычисляется по формуле:

 

УЭС = (m / 10) ´ 100, где m - число положительных утверждений детей.

 

Результаты опроса оценивались следующим образом:

Если УЭС = 30% - низкий уровень

Если УЭС = 40% - норма

Если УЭС выше 40% - высокая степень выраженности стресса.

24.Проективный тест Дж. Бука «Дом, Дерево, Человек» - ДДЧ.

Для анализа рисунков используются показатели: размер, расположение на листе бумаги, пропорции, время затраченное на рисунок, интенсивность прорисовки, штриховка или отсутствие деталей.

Определен симптомокомплекс:

незащищенность, тревожность, недоверие, трудности отношения, конфликтность, враждебность, депрессивность.

Количественная оценка проводится в баллах от 0 до 3 х за каждый признак по степени выраженности симптома.

Временной показатель оценивается следующим образом:

Время до 20 мин. - 0 баллов.

Время свыше 20 мин. - 1-2 балла.

Время свыше 40 мин. - 3 балла.

Складывается сумма баллов, выводится показатель уровня проявления личного неблагополучия:

Сумма баллов до 5 - низкий уровень неблагополучия.

Сумма баллов с 6 до 8 - средний уровень проявления личного неблагополучия.

Сумма баллов свыше 8 - высокий уровень проявления неблагополучия.

. Оценка уровня развития речи ребенка по субтесту Г. Витцлака «Диагностика уровня развития поступающих в школу».

При оценке речевых навыков используются балльная система.

1. Способ говорения:

· Плавная речь - 8-3 балла в зависимости от степени проявления плавности.

· Прерывистая речь - 2 балла.

· Речь с запинками - 0 баллов.

2. Строения предложений:

· Хорошо структурированная речь, правильно грамматически Оформленная, с распространенными фразами - 8-7 баллов.

· Стереотипные простые предложения - 6 баллов.

· Нераспространенные, неполные предложения - 4 балла.

· Нарушение в строении предложения - 0 баллов.

3. Речевые навыки, четкость произношения:

· Четкое произношение слов, звуков, внятная речь - 8-6 баллов.

· Невнятность речи при нормальном произношении звуков - 5-4 балла.

· Нечеткое произношение звуков, неразборчивость речи - 0 баллов.

Все баллы суммируются, выводится общий балл:

· Количество баллов 24-20 - высокий уровень развития вербальных навыков.

· Количество баллов от 20-15 - удовлетворительный уровень.

· Количество баллов ниже 15 - низкий уровень развития вербальных навыков.

5. Оценка индивидуальных свойств, выявляющих на межличностные отношения по модифицированной методике Т. Лири по карте наблюдений - производится в баллах: по 1 баллу за каждый из 8 перечисленных в карте наблюдений признаков. Баллы заносятся в карту наблюдений (см. приложение № 5). Оценивается итоговое количество набранных баллов. Определяется тип.

. Потребность в общении по модифицированной методике О. П. Елисеева для младшего школьного возраста -оценивается в баллах и вычисляется коэффициент потребности в % показателях следующим образом: за каждый ответ ставится 1 балл.

Складывается сумма ответов «да» за 1, 2, 3,6,7,12,13,14,16,18,19,20,22.

Складывается сумма ответов «нет» за 4,5,8,9,10,11,15,17,21,

Вычисляется коэффициент потребности в общении КП по формуле КП = (n / 22) • 100%.

Показатели КП = 70% и выше - высокая потребность;

КП от 70% до 50 % - нормальная потребность;

КП ниже 49 % - низкая потребность в общении.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.