Туризм в рамках советско-польского приграничного сотрудничества (калининградская область и ольштынское воеводство) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Туризм в рамках советско-польского приграничного сотрудничества (калининградская область и ольштынское воеводство)

2020-04-01 244
Туризм в рамках советско-польского приграничного сотрудничества (калининградская область и ольштынское воеводство) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В современных условиях туризм является неотъемлемым атрибутом международного сотрудничества, что актуализирует тему исследования. Целью работы является изучение зарождения и развития туристских контактов, возникших в структуре приграничных связей между жителями Калининградской области и Ольштынского воеводства Польши до 1990 г. Анализируется деятельность государственных структур и общественных организаций, ведающих вопросами туризма и их роль в развитии туристских обменов. Отмечается, что путешествия осуществлялись на непродолжительной срок, и их наличие зависело от политической ситуации в сопредельных странах. Освещается особенность пересечения границы и прохождения туристских формальностей для различных категорий населения. Исследование базируется на архивном материале, который вводится в научный оборот впервые.

 

Tourism is an indispensable part of international cooperation. The article describes the development of tourist contacts within the framework of cross-border cooperation between the Kaliningrad region and Olsztyn voivodeship before the 1990s. The author explores the activity of state authorities and public organizations responsible for the promotion of tourism. Most visits were short-term and their frequency and occurrence depended on the political situation in the two countries. The author analyses border-crossing procedures of the time and the organization of tours for different groups of tourists. The article is based on unique archive material, which has never been published before.

 

Ключевые слова: советско-польское приграничное сотрудничество, туризм, путешествие, экскурсия.

Key words: Soviet and Polish border cooperation, tourism, trip, excursion.

 

Соглашение о двустороннем культурном сотрудничестве между СССР и ПНР, подписанное в Варшаве 30 июня 1956 г., стало основой для развития приграничного сотрудничества Калининградской области и Ольштынского воеводства. Направления его развития определялись в результате переговорных процедур между сопредельными приграничными регионами на основании рекомендаций соответствующего отдела ЦК КПСС.

Летом 1956 г. инициатором установления связей выступил Ольштынский воеводский комитет польской объединенной рабочей партии (ПОРП), который направил в Калининградский областной комитет КПСС для согласования проект договора о сотрудничестве. Он предусматривал взаимный обмен делегациями различных категорий населения в период с 9 сентября по 9 октября в количестве 450-500 человек с каждой стороны [1, оп. 19, д. 45. л. 31].

Среди ряда предложений в разделе «Культурные связи» находился пункт о взаимных туристских поездках. Более того, польские партнеры предложили для калининградцев готовый детально проработанный весьма интересный 4-х дневный маршрут. Он предусматривал в течение первого дня автобусное путешествие группы туристов в количестве 30 человек, с экскурсиями во Фромборке и Лидзбарке. Ночевка предоставлялась на базе туристско-краеведческого товарищества в Вилькасе. На следующий день планировалось следование туристов пароходом по многочисленным озерам воеводства до Ручане. Еще один день предполагал поездку на поезде до Ольштына, знакомство с городом и прогулку на яхтах по озеру. Затем калининградцы возвращались домой [1, оп. 22, д. 105, л. 4].

Осуществлять поездки предполагалось на безвалютной основе, что предусматривало взаимные путешествия туристских групп при равенстве предоставляемых услуг сторонами в течение определенного количества дней. Организация подобного рода путешествий давала возможность экономить валюту и уменьшать стоимость путевки [3, с. 94].

Для составления ответа на предложение польских партнеров, партийные функционеры Калининградской области обратились за разрешением в ЦК КПСС. Согласие на установление многообразных связей было получено, но туризм из плана обмена исключался. Очевидно, условия для развития данной формы сотрудничества еще не сложились. Туризм в этот период рассматривался преимущественно как вид отдыха и был на периферии внимания советских партийных и государственных институций.

Все же в 1957-1958 гг., можно говорить о некоторых лечебно-оздоровительных элементах туризма, которые присутствовали в приграничном сотрудничестве. К ним относился обмен малочисленными группами рабочих Калининградской области и Ольштынского воеводства для санаторного отдыха продолжительностью две недели за счет средств профессиональных союзов [1, оп. 22, д. 12, л. 41; оп. 26, д. 15, л. 131]. Также в рамках молодежных связей группа студентов ольштынских вузов приглашалась на отдых в студенческом лагере «Дружба» в Светлогорске [1, оп. 36, д. 74, л. 110].

К середине 1960-х годов, установка государства на развитие сферы туризма существенно изменилась. Президиум Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) 20 июля 1962 г. принял постановление «О дальнейшем развитии туризма», которое стало основополагающим документом и во многом изменило назначение туристской деятельности. Реформы, проведенные в структуре государственного управления, позволили туризму занять определенную нишу в экономике страны. Он рассматривается не только как отдых, но и как средство коммунистического воспитания и достаточно доходный вид деятельности.

Изменение отношения к туризму произошло и на региональном уровне. Об этом свидетельствуют материалы заседания бюро Калининградского обкома КПСС от 27 октября 1964 г. «О состоянии и мерах улучшения организации дружественных связей Калининградской области с Ольштынским воеводством», где подвергался критике областной совет профсоюзов. Указывалось, что он не использует путешествия в Польшу для организации специализированных туристских групп как одной из форм связей [1, оп. 42, д. 12, л. 14].

На этом фоне в рамках приграничного сотрудничества, которое уже приобрело устойчивую динамику, возникают регулярные взаимные поездки жителей Калининградской области и Ольштынского воеводства. Впервые это произошло в 1966 г., когда стороны в течение июня-сентября организовали для пяти групп по 35 человек в каждой однодневные автобусные экскурсии [1, оп. 45, д. 9, 73-77]. В следующем году время пребывания в поездке увеличилось до трех дней [1, оп. 47, д. 6, л. 75]. Эти экскурсионные путешествия стали называть «автобусы дружбы» [4, с. 178].

Калининградские группы туристов комплектовались областным советом профсоюзов из числа передовиков производства, ударников коммунистического труда одного или ряда родственных промышленных или сельскохозяйственных предприятий. Вопрос о выезде в Польшу окончательно решался комиссией по выездам за границу [1, оп. 56, д. 25, л. 72], которая была организована в июле 1967 г. [1, оп. 47, д. 8, л. 138].

С польской стороны в поездках также участвовали представители различных профессиональных групп и общественных организаций. Для их приема обком партии настоятельно рекомендовал подготовить необходимые объекты туристского показа [1, оп. 54, д. 6, л. 122]. Стараясь создать максимально комфортные условия для польских туристов, партийное руководство области обязало районные и городские комитеты КПСС осуществлять контроль работы «гостиниц, ресторанов, кафе, кинотеатров, где организован отдых и питание туристских групп» [1, оп. 57, д. 32, л. 16].

Как зафиксировано в одной из справок о развитии дружественных связей, отправленной в редакцию газеты «Правда», польским туристам «предоставлялась возможность ознакомиться с достижениями трудящихся области в коммунистическом строительстве, с условиями их жизни, труда и отдыха» [1, оп. 56, д. 25, л. 73].

Программа пребывания включала в себя знакомство с Калининградом, которое происходило в первый день в форме обзорной экскурсии и посещения магазинов в свободное время. Размещались и питались польские туристы в гостинице «Москва». Следующий день предполагал поездку на отдых в Светлогорск, а в течение третьего дня осуществлялся круиз на катере «Ракета» по Калининградскому заливу с остановкой в г. Светлый [1, оп. 59, д. 61, л. 116].

Калининградская область в силу своего геополитического значения, наличия многих воинских частей, штаба и базы Балтийского флота была в определенной степени закрыта для посещения иностранными туристами. Поэтому прибывающие в рамках приграничного сотрудничества польские друзья постоянно находились в зоне внимания различных государственных и общественных институций. Партийное руководство региона давало указания административным органам, чтобы они, «принимали меры предупреждения антиобщественных проявлений по отношению к иностранцам… обеспечивали надлежащий порядок на предприятиях, в организациях, зрелищных учреждениях, посещаемых туристами из ПНР». Компетентные органы стремились контролировать возможные «противоправные» контакты калининградцев с поляками. Это подтверждается сведениями, содержащимися в справке за 1972 г., фиксирующей меры по выполнению областным партийным руководством постановления ЦК КПСС «Об усилении борьбы с антиобщественными проявлениями в отношении иностранных туристов». В ней подчеркивалось, что «фактов скупки гражданами СССР вещей у иностранцев, а также противозаконных сделок с валютой и валютными ценностями в области в этот период не зарегистрировано» [1, оп. 57, д. 32, л. 16].

Путешествия калининградцев в Польшу также проходили по установленной программе, которая включала: в первый день - осмотр достопримечательностей Ольштына и Лидзбарка Варминьского, во второй - посещение Грюнвальдских полей и водный круиз из Ручане-Ниды в Миколайки, а в третий - посещение Кентшина и Герложа [4, с. 177].

Один из участников такой поездки лектор калининградского горкома партии С. Даниель-Бек так описывает свои впечатления: «В первый день был устроен прием, во время которого хозяева и гости обменялись приветствиями и сувенирами. Два самодеятельных артиста исполнили советские песни на русском и польском языках. Затем последовал товарищеский ужин. Такой же ужин был организован на второй день пребывания в ПНР в туристском кемпинге.

В целом у калининградцев сложилось впечатление, что поляки знают Советский Союз. Многие понимают русский язык, относятся к советским людям с симпатией и уважением» [1, оп. 59, д. 61, л. 115].

Планирование и организация взаимных поездок жителей Калининградской области осуществлялись Советом по туризму областного совета профессиональных союзов. Его представители провожали и встречали каждую группу на границе, организовывали размещение, питание и экскурсионное обслуживание. Группе также предоставлялся переводчик и сопровождающий.

С польской стороны организация данной работы возлагалась на туристский офис – «Варшава-Ольштын», а с 1970 года на Межведомственное бюро туристского обслуживания в Ольштыне [4, с. 177].

Пересечение границы происходило в двух пунктах: Багратионовск-Безледы и Мамоново-Гроново, которые были закрытыми, но при необходимости становились доступными для лиц, принимающих участие в приграничных связях. Оба пункта осуществляли только пограничный контроль и не располагали всей специализированной инфраструктурой. В 1979 г. в Польше они приобрели статус дорог местного значения, предназначенных для «личного передвижения» (только для обмена политическими, социальными, культурными, спортивными и другими делегациями из пограничных районов ПНР и СССР) [5]. Такое же значение они имели и в нашей стране.

О сроках взаимных поездок в рамках приграничного сотрудничества стороны заблаговременно каждый раз ставили в известность свои пограничные службы, что позволяло осуществлять паспортный контроль и таможенные процедуры в упрощенном порядке.

Характерно, что в рамках приграничного сотрудничества «члены партийных, советских и общественных организаций, следующих по удостоверению, пропускались без досмотра» [1, оп. 68, д. 100, л. 58]. На все остальные категории населения сопредельных регионов распространялись общие условия контроля. В пункте пропуска «Багратионовск-Безледы» рядом с границей на советской стороне существовало специальное здание с наличием минимальных условий для проведения паспортных и таможенных формальностей. А на участке перехода границы «Мамоново-Гроново» ситуация была совершенно иной. Контроль производился в месте, расположенном в 4 км. от таможенного пункта и «каких-либо помещений, кроме старого автобусного фургона» не было. Поэтому оформление туристов и иных лиц происходило непосредственно в транспортных средствах, что создавало «неудобства как для пересекающих границу граждан, так и для работников таможни» [1, оп. 68, д. 100, л. 59].

По мере развития туристских поездок Ольштынский воеводский комитет ПОРП периодически ставил вопрос об увеличении числа автобусных поездок. Калининградские партнеры не могли пойти им навстречу в первую очередь потому, что они не обладали достаточными полномочиями принимать самостоятельно такого рода решения, для этого требовалось согласие ЦК КПСС. Вторым препятствием на данном пути была позиция ВЦСПС, занимающегося организацией выездного туризма. Анализ зарубежных поездок калининградцев в рассматриваемый период, показывает, что Польша как туристское направление была менее востребованной в сравнении с другими странами. Во многом это объяснялось длительным (через Москву) маршрутом следования, приводящим к неоправданным потерям денежных средств и времени [3, с. 97].

Очевидно, в этих условиях ВЦСПС опасался потери контроля над частью туристского потока, а соответственно и своих доходов, и пытался монополизировать организацию туристских поездок, ограничив возможности региона в этом отношении.

Ситуация складывалась таким образом, что в 1969 г. областной комитет КПСС был даже поставлен перед необходимостью предложить польским друзьям вообще исключить туризм из плана «…из-за позиции центрального совета по туризму ВЦСПС, который вместо практической помощи безосновательно препятствует областному совету профессиональных союзов в организации обмена туристскими группами» [1, оп. 49, д. 37, л. 50].

Все же туризм в рамках приграничного сотрудничества в этом году удалось отстоять и традиционно обменяться 6 группами по 35 человек в каждой [1, оп. 52, д. 6, л. 113]. Такой порядок туристских обменов на местном уровне сохранялся до 1973 г.

Причины исчезновения из планов приграничного сотрудничества взаимных автобусных поездок в следующем году из имеющихся источников выяснить, пока не удалось.

«Автобусы дружбы» вновь появились как форма приграничного сотрудничества в 1977 г. По данным польских исследователей в отличие от предыдущего периода, они были нацелены на контакты школьной молодежи. В период с 1977 по 1979 г. это были однодневные поездки групп учащихся вместе с учителями и представителями родительских комитетов из отдельных школ в Ольштынском воеводстве и Калининградской области [4, с. 177].

Также из выявленных документов установлено, что в 1975-1976 гг. производился взаимный обмен группами рабочих (по 10 человек) транспортных специальностей для отдыха в пансионатах сроком 14 дней. Калининградцы отдыхали в местечке Ручаны, а их польские коллеги в Светлогорске. Все отдыхающие обеспечивались четырехразовым питанием по нормам санаториев среднего класса. Размещались в благоустроенных помещениях по 2 человека в комнате. Помимо лечебно-оздоровительных процедур им предлагалась обширная экскурсионная программа. Калининградцы побывали в Варшаве, Ольштыне и на руинах ставки Гитлера «Вольфшанце», а польские рабочие посетили Калининград, Светлый, Ниду, комбинат в Янтарном [1, оп. 63, д. 53, л. 90].

Как следует из справки во время их взаимного пребывания «не замечалось никаких неблаговидных поступков, которые бы нарушали установленный порядок, культуру и этикет с каждой стороны» [1, оп. 63, д. 53, л. 91].

Политический кризис в Польше в 1980 г. во многом ограничил возможности приграничных обменов и привел к прекращению автобусных поездок, которые были возобновлены только в 1984 г. [4, с. 178].

Интерес к вопросам молодежных туристских обменов снова возник в период, вошедший в отечественную историю под названием «Перестройка». Секретарь обкома комсомола В. Мраморнов отправил в обком КПСС письмо, датированное 24 сентября 1987 г., которое содержит предложение об организации приграничного обмена группами советской и польской молодежи на безвалютной основе. Функции по обеспечению польской стороны питанием, размещением, культурной программой возлагались на бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник». Для реализации данных намерений требовалась помощь партийного руководства в выборе партнерской туристской организации в Ольштынском воеводстве и в проведении встречи для обсуждения вопросов взаимных поездок [1, оп. 100, д. 71, л. 114].

На данном документе находится надпись А.Л. Николаева, курировавшего в обкоме КПСС вопросы международных связей: «Согласие получено» [1, оп. 100, д. 71, л. 115]. Об организации этих туристских поездок как о свершившемся факте говорит председатель БММТ «Спутник» И. Ворончева в интервью газете «Калининградский комсомолец» уже 14 октября указанного года. В планах бюро на следующий год значится: «отправить и принять по 160 юношей и девушек» [6]. Но фактически было отправлено 23 группы общим числом 900 человек [1, оп. 100, д. 102, л. 24].

Активно организовывать экскурсионные поездки начинает и калининградское бюро путешествий и экскурсий областного совета по туризму. Заключив соглашение о прямом туристском обмене на безвалютной основе с ольштынской организацией «Мазур Турист», бюро приняло в 1988 г. на обслуживание в Калининграде 770 туристов из Польши и отправило взаимно 741 человека [2, д. 338, л. 61].

Интенсификация туристских поездок в конце 1980-х годов, как и всех иных видов обменов, произошла вследствие более либеральных подходов партийного руководства обеих стран к приграничному сотрудничеству и переходу организационных структур, занимающихся туризмом, на новые хозрасчетные методы хозяйствования.

Последующие события в СССР и Польше привели к краху политической системы обеих стран и переходу на рыночные условия ведения экономики. Это коренным образом изменило структуру управления сферой туризма, систему прохождения туристских формальностей, содержание туристского продукта и увеличило количество субъектов туристской деятельности. Стал формироваться новый подход к вопросам приграничного сотрудничества и места в нем туристских путешествий граждан Польши и России.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.