Либерализация международного обмена услугами в контексте интеграции Польши в ЕС. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Либерализация международного обмена услугами в контексте интеграции Польши в ЕС.

2020-04-01 137
Либерализация международного обмена услугами в контексте интеграции Польши в ЕС. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Доля услуг в ВНП развитых стран превышает как правило 50%. Растет и их значение для польской экономики (в 1989 г 38,2 % ВНП, в 1993 47,8 %). Либерализация оборота услугами приносит как и в случае товарного обмена существенную пользу экономике страны за счет увеличения эффективности народного хозяйства и лучшего распределения ресурсов. Вопрос либерализации обмена услугами достаточно сложен, так как в этом случае свобода торговли связана не только с передвижением услуг как таковых, но и услугодателей (физических и юридических лиц). Это обозначает в большой степени необходимость отмены ограничений на движение факторов производства таких как капитал и труд и, следовательно, сильное влияние на их цены внутри стран.

Необходимость обеспечения свободы обмена услугами и ее юридического закрепления нашла свое отражение в тексте Римского Договора, который создал предпосылки для либерализации в этой области (статьи 59а и 52). Дальнейшая политика ЕС привела к более глубокой интеграции и либерализации торговли услугами, но этот вопрос до сих пор полностью не решен, так как связан с необходимостью унификации внутреннего законодательства стран членов Союза, что встречает многочисленные препятствия.

"Договор об ассоциации", подписанный Польшей и ЕС, рассматривает отдельно эту область. Самыми важными можно считать решения, касающиеся права ведения хозяйственной деятельности (для сектора услуг имеют они решающее значение). По условиям этого договора польские юридические и физические лица имеют право открывать свои предприятия и вести деятельность на территории стран Союза и наоборот. Дополнительная польза от такого решения связана с возможностью привлечения иностранных капиталовложений в Польшу, так как даются договорные гарантии в области регистрации и деятельности иностранных предприятий. Договор предусматривает постепенное до конца 10-летнего переходного периода введение национального режима для фирм с капиталом происходящим, из стран ЕС. Эти постановления касаются и физических лиц - они имеют право беспрепятственно вести хозяйственную деятельность в странах участницах соглашения, что не означает, однако, права на поиск работы на местных рынках труда. Основным инструментом интеграции в этой области является введение национального режима, что обозначает отмену всяких формальных препятствий для иностранных хозяйственных субъектов (например, связанных с величиной уставного капитала, уровня налогообложения, арендной платы и т.д.). Страны члены ЕС взяли на себя обязательство немедленно после вступления в силу решений договора отменить все ограничения. Это правило не касается только авиационного транспорта, речного и каботажного судоходства. Со своей стороны, Польша не должна вводить новые препятствия. Национальный режим был введен немедленно в области строительства. В течение пяти лет должен быть введен во всех остальных областях за исключением финансов и страхования. Специальная оговорка дает право польской стороне приостанавливать этот процесс в четырех случаях:

а) если данный сектор рынка подлежит структурной перестройке;

b) отмена ограничений может привести к особым осложнениям в политической и экономической обстановке (в том числе на социальной почве);

с) в новосоздаваемых областях экономики;

d) если создается существенная угроза вытеснения польских производителей из данного сектора рынка.

Введение ограничений в этих случаях не должно продолжаться более 2-х лет и касаться уже начавших деятельность иностранных предприятий с капиталом, происходящим из стран ЕС.

Национальный режим для юридических и физических лиц - представителей союза - ставит их в другое юридическое положение, чем остальные иностранные субъекты хозяйственной деятельности и приравнивает в правах с польскими.

Это влечет за собой, однако, необходимость совершенствования и существенного изменения польского законодательства, и в особенности, урегулирования вопросов, связанных с куплей/продажей и арендой объектов недвижимости. В настоящее время законодательство страны предусматривает возможность приобретения земли и недвижимости иностранными лицами только с согласия Министра Внутренних Дел. Условия Договора определяют возможность совершения этих сделок критерием - "доказательство необходимости". Это требует выработки процедуры обращения с заявлением к Министру Внутренних Дел и четких критериев соглашения на сделку или отказа.

Польша является участником процесса переговоров в рамках Уругвайского Раунда ГАТТ в том числе части, посвященной услугам - ГАТС. Договор об ассоциации предусматривает возможные изменения в польской политике регулирования обмена услугами под влиянием ГАТС.

Открытие Польши на международном рынке услуг происходит в двух основных плоскостях. Во-первых, это открытие в отношениях с ЕС, ведущее в перспективе к интеграции с этой группировкой и непосредственному содействию хозяйственных субъектов сторон. Во-вторых, это участие в многостороннем процессе ГАТС, где уровень открытия, конечно, меньше, но количество партнеров определенно больше, как и количество потенциальных конкурентов.

Решения, касающиеся услуг в Договоре об ассоциации, являются фрагментом широкого процесса интеграции, предусматривающего сближение и постепенно слияние хозяйственных структур. Причины, толкнувшие Польшу на интеграцию с ЕС, имеют глубокие экономические и политические корни. Либерализация торговли услугами не является целью самой по себе, а становится частью более широкого процесса интеграции. По другому следует рассматривать отношение Польши к ГАТС. Страна является участником этих переговоров с самого начала, и уже выполнила все необходимые условия, стоящие перед участниками Договора ГАТС.

Структурные преобразования экономики страны приводят к более быстрому, чем в развитых государствах, развитию сектора услуг. Польша в этом отношении существенно отстала от мирового уровня. Это касается в особенности финансов, страхования и телекоммуникации. Необходимым становится привлечение иностранных капиталовложений и технологий и имеющих особое значение в этом сегменте рынка систем организации и техники обслуживания. С этой точки зрения интеграция в ЕС и участие в ГАТС дают необходимые гарантии иностранным инвесторам в этой области. За последнее время уровень оборота услугами и его значение для экономики страны растет. Польша имеет в этой области положительное сальдо в оборотах с заграницей. Урегулирование условий доступа польских экспортеров к зарубежным рынкам имеет особую важность для частного сектора, так как в этой области больше всего может быть использован фактор дешевой рабочей силы.

Приспособление польской экономики к требованиям, связанным с интеграцией в ЕС, требует усиления потенциала страны в области услуг, и, в особенности, совершенствовании инфраструктуры, связи, информационных систем, транспорта и т.д. Процесс приспособления включает в себя также сферу стандартов и законодательства. Участие в ГАТС с этим не связано и заключается в отмене существующих ограничений. На данный момент в Польше нет существенных ограничений в этой области за исключением финансов и страхования. Надо, однако подчеркнуть, что Договор об ассоциации с ЕС ставит перед страной определенные условия, выполнение которых делает более простым введение в жизнь решений ГАТС. В связи с этим, необходимым является четкое определение критериев на базе существующего законодательства таких вопросов, как:

-аренда и приобретение объектов недвижимости иностранными юридическими и физическими лицами.

- получение вида на жительство и право работать на предприятиях сектора услуг (Польское законодательство предусматривает в определенных случаях проведение так называемого "теста рынка", проверяющего отсутствие или недостаток предложения труда в данном секторе рынка, так как в ЕС эта процедура обязательна);

- интерпретация критерия взаимности в случае ведения хозяйственной деятельности иностранными субъектами на территории Польши в некоторых областях сферы услуг.

Надо подчеркнуть, что приостановление введения новых ограничений (условие участия в ГАТС) может в будущем означать уменьшение возможностей самостоятельного регулирования рынка услуг и дифференциации подхода к фирмам-услугодателям в зависимости от страны их регистрации.

Участие страны в ГАТС и введение в жизнь его решений принесет определенную пользу польской экономике. Это связано прежде всего со следующими факторами:

а) расширенным доступом польских экспортеров на мировой рынок;

b) определением условий для иностранных инвесторов в сфере услуг и подтверждением их стабильности в договорной форме, что должно способствовать привлечению капитальных вложений;

Участие в процессе ГАТС обусловлено также тем, что принимают в нем участие Венгрия, Чехия и Словакия. Нехватка активности в этой области могла бы быть воспринята потенциальными инвесторами в качестве сигнала о медленной либерализации в сфере услуг по сравнению с другими странами Центральной Европы.

Кроме ГАТС Польша предпринимает попытки участия в других международных форумах - в том числе ОЭСР - организации, формулирующей общие экономические принципы и имеющей также большое влияние на международный обмен услугами.

Выполнение условий Уругвайского Раунда ГАТТ имеет важное значение для экономики страны и дополняет действия правительства в этой сфере в рамках процесса интеграции с ЕС.

Вопросы регулирования правил свободной конкуренции в Европейском Договоре заключенным Польской Республикой и Европейскими Сообществами.

Свободная конкуренция является основой рыночной системы хозяйства. Ее положительное влияние на экономическое развитие подтверждено историческим опытом. Конечно, в условиях современного мирового рынка, при существовании значительных различий в уровне экономического развития стран, она несет много опасностей. Границы, таможенные барьеры - это один из методов охраны внутреннего рынка, другим, часто не менее важным, является поддержка местных производителей, в, основном за счет государственного бюджета. Такие меры могут иметь не только чисто защитный характер по отношению к внутреннему рынку, но и усиливать конкурентоспособность предприятий страны на международном рынке, что отрицательно влияет на мировую торговлю. Этим проблемам посвящен ряд международных соглашений, прежде всего ГАТТ, имеющих целью ограничение такого рода практики. Также Римский Договор и, следовательно, ассоциативные договоры,, подписанные странами Центральной Европы и ЕС, регулируют вопросы субсидий. Для темы этой работы они имеют существенное значение,, поскольку налагают на страны гораздо больше ограничений, чем ГАТТ.

В Европейском Договоре между ЕС и Польшей вопрос субсидий регулируют статьи III и V части основного соглашения и Протокол № 2, касающийся товаров, охваченных деятельностью ЕОУС.

Статья 26 Договора обязывает стороны воздержаться от любых мер фискального характера дискриминирующих товары, производимые в этих странах. Статья дает очень большие возможности интерпретации, фактически постановляет, что любое отступление от предоставления национального режима по отношению к импортным продуктам означает применение субвенций. Такой подход ближе всего к духу Римского Договора. Однако, надо подчеркнуть, что статья 26 имеет декларативный характер так как не содержит решений, касающихся процедуры определения субсидий и мер по регулированию возникших споров. Статья 63 постановляет, что любая помощь государства, которая изменяет или угрожает изменить условия свободной конкуренции, поддерживая некоторые предприятия или производство некоторых групп товаров, не соответствует условиям Договора. Определяется пятилетний переходный период, который может быть продлен по соглашению сторон на следующие пять лет, в течение которого Польша может использовать субвенции согласно ст. 92 Римского Договора - поддерживая регионы с очень низким уровнем жизни и высокой безработицей. Помощь может оказываться в форме:

1) первоначальных инвестиций (initial investment);

2) операционной помощи, имеющей постоянный характер с целью преодоления особых отрицательных тенденций (operating aid).

Задача интерпретации этой статьи возложена на Комиссию ЕС, которая может запретить использование субсидий в данной сфере.

Протокол № 2 к Европейскому Договору определяет субсидии как любую форму государственной помощи, искажающую свободную конкуренцию. Запрещается субсидии, которые могут иметь отрицательное влияние на торговые отношения между Польшей и Сообществами, за исключением уступок, предусмотренных Договором ЕОУС (статья 54), что означает возможность реализации государственных инвестиционных программ в угольной и металлургической промышленности. В течение первых пяти лет после подписания Договора Польша имеет право поддерживать структурную перестройку этих отраслей народного хозяйства с условием что:

1) программа структурной перестройки связана будет с общей рационализацией и ограничением производства в Польше;

2) обеспечивает продолжение деятельности предприятий после окончания программы реструктуризации;

3) Величина помощи сведена к минимуму и ограничена во времени.

Договор одновременно обязывает стороны к полному и постоянному обмену информацией, касающейся объема, срока, цели оказываемой помощи и выработки совместного плана структурной перестройки отрасли, а также создания специального комитета, наблюдающего за реализацией постановлений Протокола № 2. Возникшие споры должны решаться путем примирения в рамках Совета Ассоциации, и только в случае необходимости по правилам ГАТТ. Договор, заключенный с Европейскими Сообществами, стал основой для подписания аналогичных соглашений со странами ЕАСТ и Вышеградского Треугольника. Вопросы, связанные с субсидиями регулируются в них подобным образом.

Учитывая существующее и будущее снижение уровня таможенных пошлин, действие правил по определению места происхождения товаров, географическое положение страны, можно ожидать увеличения экспорта в этот европейский регион. Поэтому решения, принятые в Европейском Договоре, имеют определяющее значение для польской субвенционной политики.

В настоящее время вопрос субсидий в Польше надо считать все-таки открытым, так как решения Договора об Ассоциации являются рамочными. Из них следует:

1) польская сторона рассматривает как противоречащие Договору любые субвенции, влияющие на конкуренцию;

2) правила, необходимые для реализации соглашения, должны быть приняты в будущем Советом Ассоциации;

3) до этого времени применяться будут нормы ГАТТ (ст. VI, XVI, XXIII);

4) В течение первых пяти лет от подписания Договора при оценке фактов применения субвенций польской стороной будет учитываться фактор отсталости страны в уровне экономического развития (интерпретация ст. 92 Римского Договора).

Развитие интеграционного процесса в рамках Европейских Сообществ привело к возникновению ряда законодательных актов, касающихся данной проблемы (Конкурентное право в ЕС)[8]. Анализ этих правил показывает, что:

- Сообщества очень большое внимание обращают на проблему финансовых отношений государственных властей и связанных с ними хозяйственными структурами;

- правила предоставления помощи различны для разных секторов экономики;

- существуют специфические правила поддержки неразвитых регионов;

- особое внимание обращается на развитие проектов по охране окружающей среды.

Кроме этого, существует ряд специализированных, самостоятельных юридических актов, регулирующих вопросы политики в области субвенций, касающихся развития инфраструктуры, проблем, связанных с транспортом. Важное значение имеют решения Европейского Суда.

Правила, регулирующие действие механизма государственного вмешательства в области финансовой поддержки народного хозяйства, четко определены государством и направлены на поиски компромиссных решений. Их целью, с одной стороны, является недопущение искажения условий свободной конкуренции на рынке интегрирующихся стран, а с другой стороны, предоставление помощи, направленной на восстановление равновесия на региональном уровне, ускорении процесса структурных изменений в отдельных секторах, решении специальных проблем или преодоление отрицательного влияния конъюнктуры мирового рынка.

Проведенный мной анализ решений Европейского Договора, касающихся вопроса субсидий в Польше, позволяет сделать несколько выводов:

Во-первых, надо подчеркнуть, что создание зоны свободной торговли между Польшей и ЕС обязывает страну к применению более строгих правил в области государственной поддержки народного хозяйства, чем налагает на нее ГАТТ, которое допускает использование внутренних субвенций, запрещая экспортные.

Во-вторых, Европейский Договор определяет подход к Польше, как к стране с низким уровнем экономического развития, но с хорошо развитыми рыночными механизмами. На самом деле страна не только отстает по показателям экономического развития (ВНП на душу населения около 2,5 тыс. USD, средний в ЕС около 18 тыс. USD), но и в области инфраструктуры, структуры производства. Рыночные механизмы срабатывают не особенно хорошо и их элементы вводятся постепенно, что чревато высокими социальными издержками (в период 1990-1992 гг. произошло снижение уровня реальной заработной платы на 25-30%).

Несмотря на выше перечисленные факторы, условия Договора не имеют выгодного для Польши характера, как это было по отношению к таможенным пошлинам. Страна пользуется лишь такими льготами, как неразвитые регионы Сообществ, что обозначает полный запрет субсидирования производства товаров, экспортируемых в ЕС, даже в переходный период.

В-третьих, одним из последствий принятия соглашения является необходимость регулирования отношений в данной сфере специальным законодательством и четкий контроль за выполнением условий Договора.

Четвертая особенность заключается в выработке страной политики в области субсидий, которая стала бы частью среднесрочного плана структурной перестройки народного хозяйства.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.