Либерализация торговли сельскохозяйственными товарами в контексте Договора об Ассоциации между Польшей и Европейскими Сообществами. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Либерализация торговли сельскохозяйственными товарами в контексте Договора об Ассоциации между Польшей и Европейскими Сообществами.

2020-04-01 136
Либерализация торговли сельскохозяйственными товарами в контексте Договора об Ассоциации между Польшей и Европейскими Сообществами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сельскохозяйственные товары в понимании Договора об Ассоциации Польши в ЕС - это товары, классифицированные в разделах 1-24 номенклатуры CN. Правила, касающиеся этой товарной группы, расширяются также на торговлю товарами, перечисленными в Дополнении № 1 к Переходному Соглашению (пробка, хлопок, лен, конопля).

В 1993 году экспорт из Польши продуктов сельского хозяйства в ЕС составил 13,44% валового экспорта (951 ECU). Европейский Договор в своих решениях не предусматривает включение этой товарной группы в процесс создания зоны свободной торговли, не распространяя на нее также запрет введения новых и увеличения существующих ограничений (правило standstill).

Польша и ЕС взяли на себя обязательство консультироваться и координировать свою политику в области сельского хозяйства в рамках существующих институтов ассоциации (Совет Ассоциации). Однако по условиям Договора, в случае нарушения равновесия на рынке одной из сторон из-за увеличенного импорта квотируемых товаров, она вправе применить защитные меры и ввести ограничения на ввоз (статья 15 Переходного Соглашения).

Декларируемой целью Европейского Договора в его части, касающейся сельского хозяйства, является создание условий для постепенной интеграции этой области народного хозяйства Польши в систему ЕС.

Укреплению сотрудничества и интеграции польского и западноевропейского сельского хозяйства должна способствовать техническая помощь, выделяемая Европейским Союзом. Она направляется на развитие рыночной инфраструктуры и фермерских хозяйств.

Договором предусмотрена лишь ограниченная либерализация торговли в данной области (снижение уровня таможенных пошлин и сокращение нетарифных ограничений). Экспорт сельскохозяйственных товаров из Польши ограничен определяемыми ЕС квотами. В случае их превышения Сообщества сохранили за собой право введения новых ограничений на импорт, с целью защиты внутреннего рынка.

Либерализация торговли сельскохозяйственными товарами между Польшей и ЕС происходит в трех основных направлениях:

- отмена количественных ограничений и постепенное увеличение импортных квот;

- снижение уровня таможенных пошлин на сельскохозяйственные товары, экспортируемые Польшей в ЕС (снижены по условиям Договора на треть), что должно привести к росту польского экспорта сельскохозяйственных товаров на рынки Европейского Союза.

Либерализация торговли сельскохозяйственными товарами касается также импорта из ЕС в Польшу. Не позже, чем до конца 1996 года, будут отменены количественные ограничения на импорт из ЕС спирта и алкогольных напитков, снижены таможенные пошлины на некоторые товарные группы (картофель, живые животные, цитрусы, виноград, пшеницу, соки). Польша взяла на себя также обязательство до 1 января 1999 года отменить субсидирование агропромышленного комплекса.

Европейский Договор предусматривает проведение подписавшими его сторонами самостоятельной, но координированной политики в области сельского хозяйства направленной на:

- развитие жилищного строительства в деревне;

- увеличение производительности труда и внедрение новых технологий в области сельскохозяйственной продукции;

- модернизацию агропромышленного комплекса;

- координацию сельскохозяйственной политики стран;

- унификацию законодательства в данной области.

Подводя итоги данного раздела моей работы, надо подчеркнуть, что решения Европейского Договора, касающиеся интеграции сельскохозяйственных секторов Польши и ЕС, имеют больше декларативный, чем реальный характер. Либерализация торговли между Польшей и Европейским Союзом в данной области не является, по мнению многих экспертов, существенным конъюнктурообразующим фактором развития польского сельского хозяйства, которое ориентировано в основном на внутренний рынок.

Сельское хозяйство является самым слабым звеном в процессе интеграции Польши в ЕС. Из-за высокого уровня защиты внутреннего рынка Союза товарооборот сельскохозяйственными товарами между Польшей и ЕС увеличивается крайне медленно, несмотря на большой экспортный потенциал польских производителей.

Вопросы регулирования Прямых Зарубежных Инвестиции (ПЗИ) в Европейском Договоре между Польской Республикой и ЕС.

Прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ) являются одной из форм международного экономического сотрудничества, с которой страны Центральной Европы, в том числе Польша, связывают большие надежды на решение проблем, связанных с трансформацией народного хозяйства. Ожидается, что привлечению иностранного капитала будет сопутствовать импорт технологии, ускорение процесса структурной перестройки и увеличение конкурентоспособности народного хозяйства, создание новых рабочих мест. Одновременно ПЗИ вызывают беспокойство, связанное с вопросом контроля инвестором над вложенным капиталом.

Реализация ожиданий на улучшение общехозяйственной конъюнктуры зависит от размеров ПЗИ, которые должны превысить определенный критический уровень. Центральная и Восточная Европа является лишь одним из регионов мира, которые привлекают иностранный капитал. Из-за размеров и темпов системных изменений, и вытекающего отсюда возникновения экономических и социальных проблем (спад производства, дефицит бюджета, инфляция, забастовки, политическая нестабильность) является зоной увеличенного инвестиционного риска. Уровень иностранных инвестиций в этот регион достиг в 1993 году около 16 млрд. USD (в 1991 - 4,6-4,7 млрд. USD, в 1990 - 2,7-2,8 млрд. USD). Это немного в сравнении с размерами мирового рынка ПЗИ.

Количество зарегистрированных в Польше предприятий с участием иностранного капитала выросло в 1993 по сравнению с 1991 годом на 109%.

Уставной капитал этих фирм достиг в 1991 году 513,6 млн. USD, в 1993 г. 1236 млн. USD (53,2% внесены зарубежными партнерами). Уставной капитал 87,5% фирм не превышал 5 млрд. злотых (473 тыс. USD). Только у 3,4% предприятий составлял больше 20 млрд. злотых (1,9 млн. USD). Эти данные свидетельствуют о том, что хозяйственные субъекты, созданные с участием зарубежного капитала - это в основном малые и средние фирмы. В 88,8% предприятий работало не больше 100 человек.

Их деятельность концентрируется прежде всего в следующих областях:

оптовая торговля, строительство, текстильная промышленность, переработка овощей и фруктов, транспортные услуги.

С точки зрения темы моей работы важным является определение соотношения ПЗИ из стран ЕС к ПЗИ вообще.

По состоянию на 15 июля 1991 года 60,4% иностранного капитала, вовлеченного в польскую экономику, происходило из стран Сообщества. Для сравнения: из США только 9,8%, Японии - 0,2% (таблица №3)

Таблица №3

Прямые зарубежные инвестиции фирм из стран членов Европейского Союза в Польше.(состояние на 1 июля 1991)

СТРАНА КОЛИЧЕСТВО ФИРМ ИНВЕСТИРО-ВАННЫЙ КАПИТАЛ(в млн.USD) УДЕЛЬНЫЙ ВЕС В ВАЛОВОМ ОБЪЕМЕ ПЗИ ИЗ СТРАН ЕС В %
ФРГ 1287 142,4 44,5
Голландия 253 43,4 13,5
Франция 220 28,3 8,8
Великобритания 212 35,6 11,1
Италия 195 30 9,4
Дания 115 18,8 5,9
Бельгия 98 10,3 3,2
Испания 23 1,8 0,6
Греция 23 3,2 1
Люксембург 15 0,8 0,2
Португалия 4 0,5 0,2
Ирландия 4 5,2 1,6
ВСЕГО: 2449 320,3 100

Источник: Janina Witkowska, BIZ pomiedzy Polska a WE w swietle umowy o stowarzyszeniu. Warszawa 1993.

Данные приведенные в таблице №3, свидетельствуют о том, что ведущая роль принадлежит немецкому капиталу (52,5% зарегистрированных фирм,и 44,5% капитала)

Польская политика по отношению к ЕС нашла свое отражение в подписанном 16 декабря 1991 Договоре об Ассоциации. Во время переговоров 1990 и 1991 годов предшествующих подписанию соглашения, вопрос ПЗИ отошел на второй план, стороны сосредоточились над выработкой механизмов обмена товарами. В случае иностранных инвестиций появляется сложная проблема решения вопроса как привлекать ПЗИ, одновременно не ущемляя при том национальных экономических интересов. Эта тема актуальна до сих пор, так как Договор дает польской стороне возможность самостоятельно регулировать деятельность зарубежных хозяйственных субъектов на своей территории.

Статьи 60 и 61 Соглашения определяют условия передвижения капитала. По отношению к ПЗИ, говорится что Польша и ЕС должны обеспечить свободное перемещение капитала в виде ПЗИ в предприятия, созданные согласно местному законодательству стран сторон.

Одновременно не будут вводиться новые ограничения, касающиеся валютного законодательства и перемещения капитала (ЕС обязалась ввести это правило в жизнь немедленно, Польша после заключения первого этапа реализации Договора).

Процесс либерализации передвижения капитала в рамках ЕС длится уже 30 лет. 1 июля 1990 года восемь стран членов Сообщества отменили контроль над движением капитала, Польша к такого рода шагу еще не готова.

Условия деятельности хозяйственных субъектов с иностранным капиталом определены законом от 14 июня 1991 года. Не требуется разрешение на регистрацию такого рода предприятий за исключением нескольких областей - управление авиационными и морскими портами, торговли недвижимостью, продукция военной техники и оптовая торговля импортными товарами широкого потребления. Даны гарантии возмещения потерь в случае национализации, определены четкие критерии, касающиеся трансферта прибылей и капитала в случае ликвидации фирмы.

Изменения польского законодательства под влиянием Договора сделали более доступным польский рынок для иностранных инвесторов, что должно привести к увеличению их интереса к этой части Европы.

Теоретическое обоснование либерализации передвижения капитала между странами, находящимися в процессе интеграции, предполагает рост благосостояния общества страны вступившей в ЕС.

Опираясь на неоклассическую статическую модель интеграции аналогично случаю создания таможенного союза, можно сделать вывод, что интегрирование факторов производства приведет к перемещению и лучшему распределению капитала и труда. Рост благосостояния может быть, однако, связан с нарушением и изменением пропорций в распределении доходов между двумя категориями - трудом и капиталом. Существует возможность временного ухудшения платежного баланса страны в связи с трансфертом прибылей. Он, однако, должен компенсироваться ростом экспорта. Немаловажным для польской экономики может оказаться влияние интеграции факторов производства, в том числе и капитала на ускорение процесса структурной перестройки экономики страны.

Одновременно мировой опыт показывает, что либерализация передвижения капитала, которой не сопутствует либерализация товарного обмена, приносит странам определенные убытки. Польша и ЕС стараются сначала отменить препятствия в движении товаров, и только потом либерализовать оборот капиталов. Вышеперечисленные выводы были сделаны при условии, что рынок капитала является однообразным, и поэтому особое внимание стоит обратить на ПЗИ.

Связь между Прямыми Зарубежными Инвестициями и процессом интеграции не до конца выяснена и разработана. Некоторые экономисты утверждают, что отмена ограничений, связанных с движением товаров, приводит к уменьшению потока инвестиций (так называемых "преодолевающих таможенные барьеры" (tariff jumping investment).В случае создания зоны свободной торговли между Польшей и Европейскими Сообществами этот эффект не должен существенно влиять на объем ПЗИ, так как остается в силе целый ряд нетарифных ограничений в торговле между странами.

Наоборот, создание таможенного союза должно увеличить объем иностранных капиталовложений в польское народное хозяйство, в его наиболее конкурентоспособные отрасли.

Оценивая эффект подписания Договора об ассоциации нельзя забывать, что, как показывает опыт ЕС, высокий объем ПЗИ напрямую связан с уровнем товарооборота между странами, и существенного роста инвестиций можно ожидать только в меру увеличения объемов внешнеторгового оборота Польши.

Помощь ЕС Польше

Немаловажное значение для стабилизации польской экономики, продолжения курса реформ, более глубокой интеграции в ЕС имеет помощь Сообщества Польше и другим странам Восточной Европы. В конце 60-х годов Правительствам стран Западной Европы и международным финансовым институтам стало ясно, что необходимой является поддержка процесса структурных преобразований, проводимых в этом регионе. В 1989 году на встрече "семерки" в Париже была принята "Декларация об отношениях Восток-Запад", в которой выражалось стремление поддержать курс правительств Польши и Венгрии на постепенную трансформацию их народных хозяйств. Группа G-24 в 1989 году решила, что роль координатора западной помощи для этих стран примет на себя Комиссия ЕС. Благодаря заключенным Польшей договорам страна получила безвозмездно продовольственные товары и лекарства стоимостью в 430 млн. ECU. Был создан стабилизационный фонд в 1,1 млрд. ECU, позволивший ввести в 1990 году внутреннюю конвертируемость злотого, Европейский Инвестиционный Банк открыл кредитную линию на 240 млн. ECU. С конца 1990 года изменилась форма помощи, оказываемой ЕС Польше, страна стала участником программы PHARE, которая имеет целью всестороннюю поддержку действий правительства - кредитополучателя, направляемых на рыночную трансформацию экономики. Помощь эта выделяется прежде всего в виде так называемой технической поддержки - обучения и консалтинга. Каждый год Комиссия ЕС определяет программу, бюджет и направление помощи странам получателям, которые потом утверждаются представителями всех государств - членов ЕС. Финансовая поддержка в рамках PHARE осуществляется посредством соответствующих министерств страны получателя или назначенными правительством органами. В течение первых трех лет деятельности PHARE Польша получила по этой линии 600 млн. ECU. Большая часть этой суммы была предназначена на поддержку процесса структурного преобразования экономики - развитие регионов, приватизацию промышленности, развитие частного сектора, поддержку малого бизнеса, реформу финансовой системы. PHARE было охвачено также сельское хозяйство (130 млн. ECU) и программа охраны окружающей среды (75 млн. ECU).В Договоре об ассоциации ЕС взял на себя обязательство предоставить Польше помощь с целью поддержки проводимых реформ в трех видах - безвозмездную - программа PHARE, кредитов Европейского Инвестиционного Банка, временной помощи в чрезвычайных ситуациях, необходимой для стабилизации экономики. Использование вышеперечисленных форм финансовой поддержки в большой степени связано с реализацией Договора об ассоциации. ЕС декларирует в нем необходимость предоставления финансовой помощи, направленной на реализацию его статей - тем самым оказываемая помощь становиться важным финансовым инструментом процесса интеграции. Средства, получаемые из этих источников, не поступая непосредственно в бюджет страны получателя, позволяют, однако, реализовать ряд программ, для которых в нем не нашлось места, и существенно сократить его расходы.

Однако слишком оптимистическими являются мнение и ожидания, что оказываемая ЕС помощь может существенно изменить экономическую конъюнктуру в стране в среднесрочный и долгосрочный период. Успех экономических реформ, процесс интегрирования Польши в структуры Сообщества зависит прежде всего от того, в какой степени будут проведены реформы, как будет организовано производство, привлечен отечественный капитал. Внешняя помощь может только сделать более быстрым и менее сложным этот процесс. "Философия" поддержки и конструкция программ по оказанию помощи ЕС опирается на этот принцип.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.