Выявление фактов и событий. Событийный ряд — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Выявление фактов и событий. Событийный ряд

2020-04-01 285
Выявление фактов и событий. Событийный ряд 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Событие - такой действенный факт, который меняет цели всех действующих лиц. Это граница эпизода, рождающая вперед сила, развивающая действие, определяющая повороты сюжета, создающая активность и напряженность действия.

Событие - обстоятельства, происшествия, которые вынуждают героев к действию, рождают их поступки, качественное изменение обстоятельств, ситуаций, возникновение новой.

Событие - граница эпизода, рождающее новые задачи, цели и поступки героев.

Событие - основа, на которой построено автором пьеса.

Каждое событие причина последующего и следствие предыдущего; одно событие порождает другое и т.д. Это главная особенность событийного ряда. Основные события, о которых мы говорили выше, есть части событийного ряда, части наиболее значимые, факты же заполняют внутренне пространство пьесы, создавая ее оригинальную композицию, ее особенности и атмосферу.

Факт - (от лат. factum - сделанное, свершившееся),

) в обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат.

) Знание, достоверность которого доказана.

) В логике и методологии науки Ф. - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание.

Предлагаемые обстоятельства:

«А.С. Пушкин писал: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах - вот чего требует наш ум от драматического писателя».

Этот афоризм Пушкина Станиславский положил в основу своей системы, изменив слово «предполагаемые» на «предлагаемые». Для драматического искусства, для искусства актера обстоятельства не предполагаются, а предлагаются.

Что же такое предлагаемые обстоятельства?

«Это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве».

Станиславский необычайно широко охватывает все то, во что должен поверить актер.

Главным в разделе «предлагаемые обстоятельства» мне представляется все то, что связано с изучением пьесы».

Почему я решила описать и предлагаемые обстоятельства? Да потому что так проще разбираться в событийном ряду.

Место действия пьесы «Звезда над крышей» - это чердак дома, в котором через окно есть выход на крышу. Пьеса написана в 2000 году. Как раз в это время общество стало «немного уставать» от постоянной темы наркомании. Стала появляться так называемая «Новая драматургия». Людям хотелось развлечений, комедий.

Но пьеса появилась, но, несмотря на свои идейно-художественные достоинства, не была общественностью и прошла как-то мимо.

Да и я нашла ее совершенно случайно. Но после прочтения поняла, что это именно то, что нужно.

Молодые люди, которые не могут найти себя в современном обществе. Уходят из дому и, в принципе, превращаются в маргиналов. Гонщик и Королева занимаются продажей «кайфа», но и сами подсели на него. Он замкнулся в своей детской обиде на мать, и хотевший покончить жизнь из-за этого самоубийством, Она, которой просто не повезло встретить Гонщика, который поломал ее жизнь.

Хотя, если б она этого не хотела, ничего бы не случилось. Ведь понятно, что она из вполне обеспеченной семьи, раз описывает своих родителей, как чванливых идиотов, чавкающих за столом.

В общем, четыре молодых человека, трое наркоманов, и один, сбежавший из дому мальчик, объединенных в душе поисками идеального мира, не нашедших его в реальности.

Но есть и перипетии сюжета. Девушка украла наркотики у двоих: Королевы и Гонщика. Они ищут ее, жаждут вернуть свое и унизить ее еще больше. И мальчик, который попадает под горячую руку. Интересно, что-то будет?

Факты:

1) Просьба к звезде;

2) Она врывается на чердак;

3) Знакомство;

)   Решение остаться на чердаки с Ним;

)   Ушибленная нога;

)   Перевязка;

)   Спор;

)   Поиск спичек;

)   Ссора;

)   Рассказ про мента;

)   Выяснение, кто главный;

12) «Райское блаженство»;

13) Свое средство;

)   Звезда заговорила!

)   Она рассказывает о себе;

)   «Я вздрагиваю от холода»;

)   Он рассказывает о себе;

)   Нескуренный косяк;

)   Гонщик и Королева;

)   Требование своего;

)   Травля;

)   Игра Королевы;

)   Игра Гонщика;

)   Нашли!

)   Ее ломка;

26) Унижение ради косяка;

27) Гонщик и Королева. Звезды;

)   История Гонщика;

)   Просьба Королевы;

)   Последняя игра Королевы;

31) Рай для Королевы;

32) Бегство Гонщика;

)   «Давай смотреть на звезды»;

34) Она ее услышала;

35) «Держись»!

1) Просьба к звезде;

На чердаке дома сидит 16-летний мальчик и разговаривает, смотря в небо. При этом, он о чем-то сосредоточенно, почти умоляюще просит этот невидимый объект. Слезы блестят у него в глазах. Это тем более странно для подростка его лет.

2) Она врывается на чердак;

Его покой нарушает Она. Девушка непонятно откуда взявшаяся. Явно очень долго бежавшая. По ее виду можно судить, что она очень кого-то боится. Мальчика ее появление нисколько не обрадовало. Напротив, даже разозлило. Ведь ее появление разрушило всю атмосферу, а он предпочел бы остаться в одиночестве, так как боится, что его просьбу не услышат, и «она не ответит».

3) Знакомство;

Понемногу, Он понимает, что просто так Ее отсюда не выпроводишь. Она слишком напугана и затравлена, чтобы просто так покинуть надежное с виду место. Он сосредоточенно думает, как бы избавиться от Нее. Она тем временем рассматривает новое обиталище и ищет, чем бы завалить дверь.

4) Решение остаться на чердаки с Ним;

В тот момент, когда она находит старые вещи и заваливает дверь, логично, по ее мнению, здесь немного переждать. Она не обращает внимания на его отрицательный ответ и рассматривает чердак в поисках спичек.

5) Ушибленная нога;

Он разъяряется от ее присутствия. Ему хочется остаться одному. Но в самый кульминационный момент ссоры, выясняется, что у нее очень ушиблена нога. Видимо, когда она убегала от преследователей, вывихнула ногу. Как может мужчина отказать женщине в помощи?

6) Перевязка;

В момент, когда Он перевязывает ей ногу, между ними возникает новый этап. Я бы назвала его сближением. Потому что происходят тактильные прикосновения, Она начинает немного рассказывать о себе.

7) Спор;

Но тут же возникает спор. Он посчитал, что перевязав ей ногу, он помог всем, чем мог. И теперь Она должна непременно покинуть чердак. Но загвоздка в том, что Она так не думает. И начинает обустраивать чердак по своему вкусу, попутно покрикивая на Него. Она уже сообразила, что ничего плохого Он Ей не сделает.

8) Поиск спичек;

Затем она судорожно начинает поиск спичек. Он пытается ее выпроводить, но на любые его доводы, она только отмахивается. Пока ее не задевает его фраза.

9) Ссора;

Вспыхивает ссора. Она говорит ему, что Он - никто, хлюпик и слюнтяй. Сначала она подумала, что Он - фарцовщик, но потом-то догадалась, что Он - обычное дерьмо, каких много. Она думает, что ее слова унизят его. Действует по принципу - другие мучаются, пусть и он мучается.

10) Рассказ про мента;

Потом, унижения плавно переходят в рассказ собственной биографии. И она рассказывает про «мента», который поймал ее. И Она была вынуждена пойти с ним на определенную договоренность, чтобы свободно иметь доступ к наркотикам. Но рассказ прозрачен, поэтому непонятно, как именно она платила: то ли телом, то ли деньгами.

11) Выяснение, кто главный;

Соответственно, Он никак не может указывать - оставаться ей или нет. Потому что, Он совершенно ничего не понимает в жизни, а просто прячется от нее на грязном чердаке. А Она жизнь знает. Находит спички.

12) «Райское блаженство»;

Он не знает, что ответить на это. Ведь в глубине души Он понимает, что она абсолютно права. Что он такое в сущности? Ничего. Ничего он не понимает и не знает. Она, тем временем, начинает рассказывать ему про «райское блаженство». Про то, что дарят наркотики. Что реальная жизнь скучна и сера, а есть кайф, и «можно воспарить над бытием».

13) Свое средство;

Но она не догадывается, что у Него есть свое средство. Она смеется над ним, дразнит. Для Нее Он - просто маленький мальчик, который совершенно не нюхал жизни. Нюхать жизнь означает употреблять наркотики. Прямым текстом в пьесе это не говорится, но подразумевается по поступкам персонажей. На вопрос, что же это за средство, Он выводит Ее на крышу.

14) Звезда заговорила!

На крыше Он показывает Ей звезды. Она немного поражена этим расцветом духовности и человечности. И вдруг понимаешь, что не вся Она убита и отравлена. До Нее еще можно достучаться. Он показывает Ей свою звезду. На краткий миг Она поверила в возможность…

15) Она рассказывает о себе;

Но это был всего лишь миг. Потому что уже в следующую секунду, Она вспоминает про все те ужасы, которые с ней происходили, про то, что происходит не Земле. Что верить в какую-то абстрактную надежду и свет от далекой звезды Она уже неспособна. И Ее прорывает на рассказ о себе, своих родителях. На нее находит самая настоящая истерика.

16) «Я вздрагиваю от холода»;

Он хватает Ее и обнимает за плечи. Успокаивает ее. Читает Ей стихотворение Мандельштама.

17) Он рассказывает о себе;

Видимо, после того, как он успокоил Ее, после Ее рассказа о себе. Он тоже захотел поделиться своим жизненным опытом. Его рассказ о себе, в отличии от Ее не изобиловал такими ужасами. Все было намного проще.

18) Нескуренный косяк;

Но ее сентиментальности хватает ненадолго. Все-таки она привыкла к той жизни, которую ведет. И ей все равно захотелось наркотиков. Начиналась ломка. В тот момент, когда она поднесла свежий косяк ко рту, раздались шаги и на чердаке показались двое.

19) Гонщик и Королева;

Это был Гонщик и Королева. Он и Она успели спрятаться до того, как они зашли. Но Гонщик нашел их.

20) Требование своего;

Королева и Гонщик стали спрашивать у Нее, где товар. Она закричала, что это Ее, что Она сама заработала. Но это только вызвало истерический смех у Гонщика и Королевы. Просто так они сдаваться не собирались и начали свою игру.

21) Травля;

Они унижали Ее и Его, как только могли. Куча способов надавить. Но все-таки самая страшная игра была впереди и Королева вступила в Нее.

22) Игра Королевы;

Королева подозвала к себе Его. И стала делать вид, что начала влюбляться в Него, делая акцент на глаза. Она рассказала о своей якобы трагической жизни. О том, что же ее толкнуло на то, чтобы стать такой. И дала пояснение, то принимает наркотики только потому, что хочет забыться. И Он обязатльно должен попробовать. И блаженство непременно принесет ему облегчение. Но все было тщетно. Он не верил ей.

23) Игра Гонщика;

Посмеявшись над неудачей Королевы, в игру вступил Гонщик. Он подошел к Ней и стал перед ней извиняться. Выяснилось, что он напоил Ее, а потом просто пустил по кругу, ну и сам воспользовался случаем. Она просто ненавидит его. И считает, то всех бедах, приключившихся с Ней, виноват он.

24) Нашли!

Тут Он не выдерживает и отдает Королеве и Гонщику наркотики. Ему просто надоела эта бессмысленная игра. Она в отчаянии. Ведь у нее обостряется ломка.

25) Ее ломка;

Что тут еще писать. Наркотики у Гонщика и Королевы, Он абсолютно беспомощен. Ломка.

26) Унижение ради косяка;

Гонщик и Королева замечают Ее мучения. И специально закуривают косяк. Им интересно, что она будет делать. Они дразнят ее. Королева просит делать разных животных. Она в отчаянии выполняет все их просьбы. Но в результате остается без косяка. Перед уходом на крышу, Гонщик связывает Его.

27) Гонщик и Королева. Звезды;

Гонщик и Королева на крыше. Вокруг ночное небо и звезды. Королева просто в восхищении от этого места. Она хочет остаться здесь навсегда. В прямом смысле слова навсегда.

28) История Гонщика;

А в это время Гонщику ударяет в голову свобода. Он на вершине мира. Чувствуют себя королем. Рассказывает свою историю. Здесь мы понимаем, какие события его жизни повлияли на то, что он стал таким, какой он есть. Предлагает Королеве собирать звезды в мешок и продавать. Даже несмотря на действие косяка, циничность мысли поражает.

29) Просьба Королевы;

Королева же в свою очередь просит его помочь ей умереть. Она «хочет в рай попасть». И просит Гонщика помочь ей в этом. Она хочет полететь. Но Гонщика сама мысль страшит. В отчаянии Королева прибегает к своему излюбленному методу.

30) Последняя игра Королевы;

Она начинает обзывать Гонщика, говорит, что никогда его не любила. И не была с ним ни на сколько процентов. Они исчисляли свою любовь друг к другу в процентах. Но Гонщику не пришлось ничего делать. В момент своего красочного монолога, Королева поскользнулась и сама полетела навстречу своему раю.

31) Рай для Королевы;

В это время на чердаке сидел Он со связанными руками. А на полу, измученная ломкой валялась Она. В этот момент, Она просто ненавидела Его. Он просит развязать ему руки. Но она отказывает. Он говорит, что звезда обязательно поможет, надо только верить. Она готова убить его за эти слова.

Но все-таки она его развязывает. В этот момент, на чердак входит Гонщик. Вид у него не лчший. Сообщает, что Королева отправилась в рай. Убегает.

32) «Давай смотреть на звезды»;

Она плачет, но успокаивается и забывается в Его объятиях. Он успокаивает Ее. Говорит, что все будет хорошо. Раздается какой-то странный звук.

33) Она ее услышала;

Она потрясена. Потрясена потому, что услышала ее. Звезда заговорила с ней Забылись и ломка, и унижения. Она ринулась на крышу. Он за ней.

34) «Держись»!

Она стояла, высоко подняв голову. Видимо, она, наконец, поняла, что такое, когда с тобой говорит звезда и ты понимаешь ее. Она уже было хотела сказать об этом Ему, но внезапно поскользнулась. Он успел схватить ее за руку. «Держись»!

Событийный ряд.

)   Уход из дому;

Исходным событием пьесы является ход мальчика из дома. Потому что, если бы Он не ушел, не произошла бы цепь дальнейших событий. Она никогда не узнала про Звезду, Королева и Гонщик, найдя Ее на чердаке, побили бы ее, но вернулись бы такими какими пришли.

2) Кража наркотиков;

Кража наркотиков является главным событием пьесы.

3) Она заговорила;

В момент наивысшего отчаяния девушки, Он слышит голос звезды и заставляет Ее прислушаться тоже.

4) Сближение;

После этого происходи сближение, и Она рассказывает Ему о себе.

5) Гонщик и Королева требуют свое;

В момент сближения на чердак приходят Гонщик и Королева и начинают требовать свой «товар».

6) Травля;

Но девушка и парень успевают спрятать наркотик, и Гонщику и Королеве ничего не остается, как начать травлю-игру с целью вернуть обратно свое.

7) Прыжок Королевы;

Когда наркотики были возвращены и раскурен косяк, Королева, выйдя на крышу и увидев, ночное звездное небо, принимает решение покончить жизнь самоубийством. Гонщик отказывается ей помочь. Но она сама поскальзывается и летит вниз.

8) Она услышала Звезду;

Гонщик убегает. Он и Она остаются, оглушенные. Но Он просит Ее снова прислушаться. И девушка слышит голос Звезды. Но тоже поскальзывается на крыше. Ее спасли только крепкие руки Мальчика.

Пятисобытийный анализ

Исходное событие

Я долго думала, что же является исходным событием, объединившее всех?

Это уход из дому Мальчика. Это событие, в дальнейшем стало катализатором все остальных событий пьесы. Ведь не уйди он из дому, не найдя этот чердак, не встреться он с Ней, все события приняли бы другой оборот. Она никогда не слышала бы голоса звезды и не утвердилась в мысли, что можно жить нормальной жизнью. Королева не покончила бы собой.

Основное событие

Основным событием пьесы является кража наркотиков. Потому что если бы этого не случилось, ни Гонщик, ни Королева, ни Она, не пришли бы на чердак, не встретились с Ним. И не произошла бы череда событий. И, возможно, Она никогда не услышала бы голос Звезды.

Центральное событие

Центральным событием является отдавание наркотиков Им. Он ведь прекрасно знает, что без них Ей будет очень плохо. И Он прекрасно знает, что Ей пришлось вытерпеть, прежде чем Она смогла украсть, и добежать до этого чердака. Тем не менее, несмотря на все эти факты, он отдает требуемые Гонщиком наркотики. Справедливо полагая, что Она изменится, и что наркотики - это не та мечта за которой нужно так слепо идти. Однако, Он даже не представляет, как тяжело отказаться от этого. И какую реакцию вызовет это событие у Нее.

Главное событие

Достигнутое взаимопонимание. Причем у обеих пар. Как бы жестко и цинично это ни звучало по отношению к смерти Королевы. Но именно взаимопонимание было достигнуто абсолютно.

Королева обрела покой, Гонщик нашел свои наркотики. К тому же перед смертью Королева успела сказать всю правду не только о собственных чувствах, но и о себе.

Он и Она также обрели его. После ужасной ломки, Она пришла в себя. Видимо, организм еще не достаточно подсел на дозу, и все еще поправимо. Она поверила Ему про его рассказ о Звезде. Но не о звезде абстрактной, далекой, космической. А о звезде, живой. Той, что есть у каждого из нас.

Финальное событие

Спасение девушки Мальчиком. Все-таки Она услышала Голос звезды. Значит, все было не просто так. Все в ее жизни еще поправимо. И пусть Королева умерла. Почему-то, глядя на звезды, она выбрала смерть. Можно по-разному трактовать этот ее поступок. Сама она сказала, что хочет лететь, и умереть красиво.

Но то, что для Нее Звезда, возможно, стала путем к началу новой жизни, это огромное и значимое событие. Оно дает нам, зрителям надежду. Но в тот миг, когда мы надежду получаем, Она поскальзывается. Автор не раскрывает тайны, упадет Она или нет. Но все-таки надежда на лучшее поселяется в наших сердцах. А это самое главное.

   
Основной конфликт пьесы и группировка действующих лиц

Под конфликтом подразумевают столкновение сторон и их интересов. Понятие конфликта для драматургии более общее, оно охватывает не только сюжетные коллизии, но и все остальные аспекты пьесы - социальные, мировоззренческие, философские. В пьесе может быть несколько конфликтов. Под основным конфликтом понимают такой, который напрямую или косвенным образом касается всех персонажей пьесы. Основу для этого конфликта дают стремления героев пьесы, точнее, противоречие стремлений.

Конфликт - специфическая художественная форма отображения противоречий в жизни людей, воплощенная в искусстве острого столкновения противоположных поступков, взглядов, идей, чувств, стремлений, интересов, страстей данных нам для сопоставления. Источником и основой драматического конфликта являются противоречия реальной действительности, борьба определённых социальных сил и тенденций общественного развития.

Конфликт - форма сопоставления, доведённая до точки нравственного столкновения. Действие и контрдействие-то, что находится в процессе непрерывного сравнения (т.е. работает брехтовский механизм «событие - сравнение» вне зависимости от того используем ли мы брехтовские приёмы зонгов, противопоставления отдельных событий и т.д.).

Конфликт одновременно непрерывен внутри себя (действие и контрдействие) и разомкнут, дискретен, открыт для сопоставлений по вневременной оси с иными контекстами внутри спектакля и вне его. Непрерывность линии конфликта, как правило, весьма условная, разомкнутая на массу более частных смыслов.

Также хочу отметить, что конфликт - это борьба двух мировоззрений. В пьесе это показано очень ярко и точно. Но проблема в том, что словам означить сложно. Не назовешь же наркоманы и нормальные, здоровые люди. Нет, здесь надо копать глубже. Начать с того, что все четыре действующих лица - это маргиналы общества. Он ушел из дому. Остальные три употребляют наркотики и продают их другим. Тоже не все хорошо. Но разница между ними в том, что у них нет смысла существования. Они не знают, зачем живут. Они циничны и бескровны, беспощадны. А вот Он, напротив, ищет выход из сложившейся ситуации. И находит ее в звезде, которая светит ему.

Но как бы мы не описывали сюжет, все сводится к одному. Борьба между цинизмом и вседозволенностью, с пониманием, добротой, любовью и способностью прощать. И пусть все эти понятия абстрактны, и всегда есть в любой мало-мальски приличной пьесе, здесь это нужно называть именно так.

Потому что, когда сталкиваешься со смертью молодого человека 20 лет, умершего от передозировки, и не нашедшего свой путь - это страшно.

Конфликт налицо.

Группировка действующих лиц:

В центре пьесы Он, как носитель ценностей. Неслучайно автор не делает его наркоманом, а создает ему условия для поиска себя. И, в конце концов, он находит. Находит собственную путеводную звезду, как бы пафосно это ни звучало.

И три наркомана: Гонщик, Королева и Она. Хотя если Гонщика и Королеву уже ничем не проймешь. В плане изменений в характере, или собственной жизни, то Она еще не совсем утратила какую-то духовность что ли. Она не разучилась слышать и видеть. Хотя во время ломки Она становится полностью неуправляемой. Но когда она проходит, к ней еще можно воззвать.

Это с психологической точки зрения.

Но если взять пьесу, то там получается, как противопоставление. Гонщик - Ему, Королева - Ей. Ведь даже этим двум персонажам автор даже имен не дала. Создав, таким образом, нечто сходное с чистым листом бумаги и оставив свободу выбора. Он и Она, кем будете дальше, зависит от вас и вашего свободного выбора.

А вот Гонщик и Королева вполне определившиеся молодые люди. Их уже ничем не проймешь. Никакими сказочками про звезды и спокойную жизнь.

    Сквозное действие пьесы

Этот элемент метода действенного анализа пьесы и роли также используется в анализе действия пьесы. Он как бы единый стержень, на который нанизано действие всех персонажей пьесы. Все действия, как отдельного персонажа, так и всех действующих лиц направлены в каждый отдельно взятый момент пьесы к какой-нибудь цели. При этом выполняется та или иная задача.

Под сквозным действием К.С. Станиславский понимал «действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли… Линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает… все элементы и направляет их к общей сверхзадаче».

Этот элемент метода действенного анализа пьесы и роли также используется в анализе действия пьесы. Он как бы единый стержень, на который нанизано действие всех персонажей пьесы. Все действия, как отдельного персонажа, так и всех действующих лиц направлены в каждый отдельно взятый момент пьесы к какой-нибудь цели. При этом выполняется та или иная задача.

Исходя из определенной темы пьесы, сквозным действием пьесы я считаю попытку доказать, что можешь жить так, как захочешь, невзирая на морали и устои общества.

Именно за этим мы и наблюдаем. Потому что употребление и продажа наркотиков само по себе действие незаконное, а тут герои еще и кричат об этом. Они думают, что имеют право разрушать чужие жизни.

На самом деле, это ни что иное, как попытка сказать себе: «кто я? Тварь дрожащая или право имеющая»? Это выражаясь литературным языком. Но доказывая себе это, они не щадят других. Методы и поступки циничны и безжалостны.

Да, понимаю, что абстрактно, но это, действительно, так. Он, сидит на чердаке, сбежал из дому только потому, что его мама полюбила другого человека. А он решил в ответ покончить жизнь самоубийством. И если бы не звезда, как он уверяет, он, не задумываясь, именно так бы и сделал. Разве это не эгоизм и безжалостность?

Мама перестала быть сосредоточием мира. Она может любить другого. Да, разочарование. И у Него начался поиск. Поиск того, что теперь дальше. Но вмешались уже дальнейшие, известные события.

Она. Она также ищет себя. В принципе из нормальной, по рассказам даже обеспеченной семьи. Но ее раздражает их чванливость, богатство и тупость. И по молодой глупости она попадает в руки Гонщика, который спаивает, а потом вместе с друзьями насилует ее. Мир рухнул. Куда идти. К родителям. А что там есть такого?

К Гонщику. Там, у него, она пробует наркотик и становится, по сути, игрушкой. Но от этого лучше не становится. Она не знает, что делать дальше. Поиск? Поиск.

Гонщик. Да, он выбрал путь торгаш наркотиками. Но все это для него уже мелко. Он хочет нормальной, но при этом красивой и дорогой жизни. Чтобы им восхищались. Это из слов о себе.

Королева хочет попасть в рай. И ищет путь туда. Ее желание - это «воспарить над бытием». Разумеется, когда она видит, стоя на крыше, звезды, ночное небо. Она понимает, что нашла то место, откуда сможет отправиться в рай. Кстати, очень символично. Кто-то ищет у звезд света для своего дальнейшего пути, а Королева попросила у этого света смерти красивой.

Вот так, все четверо, казалось бы, с разными судьбами, задачами, желаниями, объединены одной мыслю. Попыткой осознать, обрести себя.

2.6
Композиция пьесы

Композиция - это организация материала, способ построения действия во времени и пространстве. «Это последовательность и соразмерность частей пьесы, объединяемых в единое, стройное эстетическое».

Аристотель говорил просто о «начале, середине, и конце пьесы». Очевидно, что пьеса, которая начинается случайно, и начинается потому, что с половиной часа, не будет пьесой. Её начало и конец, связное построение всех её частей определяется необходимостью конкретного выражения той концепции, которая составляет тему пьесы.

Композиция (лат. сompositio - составление, соединение) - это понятие является актуальным для всех видов искусств. Под ней понимают - значимое соотношение частей художественного произведения. Драматургическая композиция может быть определена как способ, с помощью которого упорядочивается драматическое произведение (в частности текст), как организация действия в пространстве и во времени. Определений может быть много, но в них мы встречаем два различных по своей сути подхода. Один рассматривает соотношение частей литературного текста (дискурс персонажей), другой - непосредственно склад событий, действий персонажей (дискурс постановки). В теоретическом плане подобное разделение имеет смысл, но в практике сценической деятельности вряд ли возможно его осуществить.

Основы композиции были заложены в «Поэтике» Аристотеля. В ней он называет части трагедии, которыми следует пользоваться как образующими (eide) и части составляющие (kata to poson), на которые трагедия разделяется по объему (пролог, эписодий, эксод, хоровая часть, а в ней парод и стасим). Здесь мы также обнаруживаем те же два подхода к проблеме композиции. На это же указывал Сахновский-Панкеев, говоря о том, что одновременно возможно «изучение композиции пьесы по формальным признакам различия частей (подразделений) и анализ построения, исходящий из особенностей драматического действия». Нам же представляется, что эти два подхода на самом деле являются этапами в анализе драматической композиции. Композиция в драме одновременно зависит от принципа построения действия, а он от типа конфликта и его природы. Кроме того, композиция пьесы зависит от принципа распределения и организации литературного текста между персонажами, и отношения фабулы к сюжету.

Насколько необходимы и насущны вопросы композиции в изучении и анализе драматического произведения? Вряд ли можно преувеличить их роль. В 1933 г. Б. Алперс указывал на то, что «вопросы композиции на ближайшее время будут одними из центральных производственных вопросов драматургической практики». Это убеждение не потеряло своей остроты и в наше время. Недостаточное внимание к проблемам композиции приводит к тому, что режиссеры часто вынуждены менять композицию пьесы, что в общем, нарушает замысел автора, хотя во многом и проясняет смысл.

Основными элементами в построении композиции является повтор, который создает определенные ритмические ряды и нарушение этого повтора - контраст. Эти принципы всегда имеют смысловое значение, а в некоторых случаях - семантическое. Виды драматических композиций мы рассмотрим позднее, но отметим, что любая композиция основываясь на какой-то модели (в роли которой выступает замысел) первоначально оформляется как некий «план», призванный максимально выразить замысел автора и основную идею произведения. Композиция на данном этапе подчинена задаче раскрытия, развития и разрешения основного конфликта. Поэтому если рассматривать конфликт как столкновение характеров то, «композиция - это реализация конфликтов в драматическом действии, которое в свою очередь реализуется в языке». Таким образом, мы снимаем противоречия в проблеме понимания драматургической композиции. В вопросах Поэтики композиция - это закон построения уровней смысла в художественном произведении. Композиция позволяет восприятию идти от части к целому и наоборот, от одного уровня смысла к другому, от первичных значений и смыслов к некоему обобщению, обобщенному содержанию.

Пьеса «Звезда над крышей» проста в построении. Это одноактный материал, в котором нет даже разделения на сцены. Все действие происходит в захламленном чердаке. Можно даже заметить, что автор (понимая или не понимая - для меня этот осталось загадкой, соблюла закон триединства. Единство места, времени и действия). Также все события идут последовательно, по нарастающей. Иногда даже можно догадаться, что будет дальше. Но, несмотря на это, автор нисколько не теряет в свой простоте. Напротив, ты понимаешь, что и в жизни все также просто. Просто происходят трагедии, просто люди колются, умирают. В этом нет ничего особенного. Просыпается равнодушие. И от этого становится страшно.

Страх обнаруживается в простоте. И, видимо, именно в этом сила пьесы этой женщины.

Абсолютное отсутствие драматургических и литературных изысков, события идут по нарастающей. Хорошее чувство психологии персонажа, мотивов поступков и неплохой слог в написании.

Экспозиция

Экспозицией пьесы «Звезда над крышей» является кража наркотиков девушкой у Королевы и Гонщика. Именно это послужило началом, катализатором к дальнейшему действию со стороны Гонщика и Королевы, соответственно. Также привело к знакомству с мальчиком и вовлечению его в круг событий.

Завязка

Пьеса завязывается с приходом девушки на чердак, где спрятался Он. Ему неприятно, что кто-то посторонний находится в его обиталище и не дает спокойно слушать звезду. А Она не собирается никуда уходить. Напротив, Она начала вовлекать его в свою историю. Он узнает, что Она сбежала из-за того, что украла у своих подельников наркотики, и они ищут ее.

Начало

Началом я считаю, приход Гонщика и Королевы. Когда происходит реальное столкновение с жизнью. Особенно больно это для мальчика, поскольку он не наркоман. Королева и Гонщик начинают искать наркотики, которые принадлежат им.

Нарастание

Во время поиска, в своем желании отыскать спрятанное, они прибегают к различным методам. Сначала, это очень активная травля девушки и мальчика. Потом, поняв, что угроза словами бессмысленна, они прибегают к хитрости. Королев играет с Мальчиком, делая вид, что прониклась его историей, и при этом соблазняя попробовать наркотик. Но у нее ничего не выходит. Потом в дело вступает Гонщик, который пытается извиниться перед девушкой за то, то изнасиловал ее вместе со своими друзьями.

При этом он начинает намекать, что всегда любил ее. Но она, разумеется, не верит ни единому его слову.

Кульминация

Кульминацией пьесы я считаю, что Он, все-таки отдает наркотики. Потому что мы следили за тем, отдадут они их или нет. Дальше начинается издевательство и унижения над Девушкой, у которой ломка. И ей просто необходимо выкурить, так как она терпит сильную боль. Ей просто необходима доза.

Развязка

Развязкой я считаю смерть Королевы. Благодаря этой смерти, мы понимаем, что наркотики, какими бы заманчивыми и влекущими не казались, в любом случае принесут смерть. Гонщик, испугавшись падения Королевы, убегает. А Он и Она остаются сидеть на чердаке.

Финал

Однако, каким бы страшным ни казалось произошедшее событие, как бы плохо ни было девушке, у которой только-только закончился приступ ломки, голос звезды Она все-таки слышит. И они идут вдвоем на чердак, где Она может слышать голос еще лучше, попытаться понять.

Но в этот самый момент, она поскальзывается и только сильные руки Мальчика уберегают ее от падения.

    Жанр пьесы

 

Жанр (от фр. genre - род) - общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

Никаких сомнений в том, что пьеса «Звезда над крышей» является драмой.

Прежде чем доказать свою точку зрения, надо дать характеристику жанра.

Драма - литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII-XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику[2]. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров.

Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

Жанр драмы, то есть серьёзной пьесы, содержание которой связано с изображением обыденной жизни (в противоположность трагедии, в которой герой находится в исключительных обстоятельствах) ведёт свою историю с XVIII века, когда ряд европейских драматургов (Дж. Лилло, Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г.Э. Лессинг, ранний Ф. Шиллер) создают т. н. мещанскую драму. Мещанская драма изображала частную жизнь человека, конфликт пьесы зачастую был тесно связан с внутрисемейными противоречиями.

В XIX веке жанр драмы получил мощное развитие в рамках литературы реализма. Драмы из современной жизни создавали О. де Бальзак, А. Дюма-сын, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский, Г. Ибсен.

Первооткрывателем символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург М. Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л.Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя).

В XX веке жанр драмы обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д.И. Хармса, В. Гомбровича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда - Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M. Волохов, В. Гавел.

Уже, исходя из теоретического материала, можно сделать вы<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.