Тема, идея пьесы. Изучение действительности и стиля, отображенных в пьесе — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема, идея пьесы. Изучение действительности и стиля, отображенных в пьесе

2020-04-01 342
Тема, идея пьесы. Изучение действительности и стиля, отображенных в пьесе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Место идейно-тематического анализа в системе анализов драматургического произведения

Говоря об идейно - тематическом анализе как об определенном этапе в разборе драматургического произведения, необходимо отметить, что не только в очередности его применения, но даже и в отношении его названия не существует однородного мнения.

Любое художественное произведение зависит прежде всего, от главной мысли, заложенной автором, или темы и идеи. Идейно-тематический анализ выделяет в произведении основную, центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея.

Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») - тема спектакля определяет, о чем будет спектакль. В центре любой истории стоит герой или группа героев. Героем может быть только существо с человеческой психологией.

Темой мы будем называть ответ на вопрос: о чем в данной пьесе идет речь? Другими словами, определить тему - значит определить объект изображения, то есть тот круг явлений действительности, которое нашли свое художественное воспроизведение в данной пьесе.

В идее пьесы находит свое выражение мысли и чувства автора по отношению к изображаемой действительности. Тема всегда конкретна, она кусок живой действительности. Идея, наоборот, абстрактна, она вывод и обобщение. Тема - объективная сторона произведения. Идея субъективна. Она определяет собой размышления автора об изображаемой действительности.

Определить тему - значит определить объект изображения, то есть тот круг явлений действительности, которые нашли свое художественное воспроизведение в данной пьесе.

Тема всегда конкретна. Она - кусок живой действительности. Идея, наоборот, абстрактна. Она - вывод и обобщение.

Тема - объективная сторона произведения. Идея субъективна. Она представляет собой размышления автора об изображаемой действительности.

Всякое подлинное произведение искусства в целом, равно как и каждый отдельный образ этого произведения, - это единство темы и идеи, то есть конкретного и абстрактного, частного и общего, объективного и субъективного, единство предмета и того, что об этом предмете говорит автор.

Поэтому так необходимо уже в самом начале работы над пьесой точно назвать ее тему, избегая при этом всякого рода абстрактных определений, таких, как например: любовь, смерть, добро, ревность, честь, дружба, долг, человечность, справедливость и т.п.

Не следует думать, что те определения темы, идеи и сверхзадачи, которые режиссер дает в самом начале работы, есть нечто неподвижное, раз навсегда данное. В дальнейшем эти формулировки могут уточняться, развиваться и даже изменяться в своем содержании. Поэтому их следует считать скорее первоначальными предположениями, рабочими гипотезами, чем какими-то неизменными догмами.

Для того чтобы осуществить ее добросовестно, нужно прочитать пьесу не один раз. И при этом всякий раз нужно читать не торопясь, вдумчиво, с карандашом в руках, задерживаясь на тех местах, которые кажутся неясными, отмечая те места и реплики, которые почему-либо кажутся режиссеру особенно важными для уразумения смысла пьесы. И только после того, как режиссер таким способом прочтет пьесу несколько раз, он получит право поставить перед собой вопросы, на которые нужно ответить, чтобы определить тему пьесы, ее ведущую идею и сверхзадачу.

Поскольку темой пьесы мы решили называть определенный КУСОК подлинной жизни, постольку всякая тема - предмет, локализованный во времени и пространстве. Это дает нам основание начинать определение темы любого произведения с определения времени и места действия, то есть с ответов на вопросы: когда и где?

«Когда?» - означает, в каком веке, в какую эпоху, в какой период, а иногда даже - в котором году. «Где?» - означает, в какой стране, в каком обществе, в какой среде, а иногда даже и в какой именно географической точке.

Тема пьесы

Прежде чем означивать четко тему пьесы «Звезда на крышей», надо кратко описать место действия и персонажей.

Все действие происходит на чердаке дома, где есть выход на крыше через окно. Автор взяла так называемых маргиналов общества - наркоманов.

Здесь следует дать характеристику наркомании вообще.

Наркомания (от греч. νάρκη /narkē/ - оцепенение, сон, и μᾰνία /mania/ - безумие, страсть, влечение.) - хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков. По классификации МКБ-10 она относится к диагнозам V класса, блоку психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ; категории с F11.0 по F14.9.

Также употребляется термин «токсикомания» - обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.

Этапы развития:

Для наркотической зависимости характерно фазное течение с наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов:

синдром изменённой реактивности,

синдром психической зависимости,

синдром физической зависимости, эти три синдрома объединяются в общий наркотический синдром,

синдром последствий хронической наркотизации.

Характерные черты:

Основным признаком наркомании является возникновение абстинентного синдрома, как следствия наличия физической зависимости от конкретного вещества.

Зависимость:

Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую и психологическую зависимость.

Непреодолимое влечение связано с психической (психологической), а иногда и физической (физиологической) зависимостью от наркотиков. Различают позитивную привязанность - приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность - приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Физическая зависимость означает тягостные, и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т. н.абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.

Предрасположенность к формированию зависимости может иметь генетическую природу, связанную с наследованием структурных особенностей мозга.

Наиболее распространёнными видами наркомании являются токсикомания (употребление лекарственных препаратов, не рассматриваемых в качестве наркотиков, химических и растительных веществ), алкоголизм (пристрастие к напиткам, содержащим этиловый спирт), табакокурение (пристрастие к никотину) и употребление препаратов конопли (гашиш, марихуана).

Также распространено употребление психоактивных веществ алкалоидов мака (опий, морфин, героин), коки (кокаин) и многих других, включая современные синтезированные наркотики, например ЛСД, амфетамины и экстази.

Следует особо отметить, что многие из наркотических веществ не соответствуют признакам, предлагаемым медициной, так многие вещества не вызывают непреодолимого влечения и тенденции к увеличению дозы, более того, после употребления многих синтетических наркотических веществ у человека отпадает желание дальнейших экспериментов со своим сознанием в связи с острыми кризисными состояниями, пережитыми от эффектов наркотика.

Наркомания и общество:

С точки зрения общепринятой социологии наркомания является одной из форм девиантного поведения, то есть поведения, отклоняющегося от общепринятых морально-нравственных норм.

Среди причин возникновения и развития наркомании чаще всего называют особенности характера, психические и физические расстройства, влияние различных социальных факторов. Нередки также случаи возникновения наркомании среди больных, вынужденных длительное время принимать наркотические вещества в медицинских целях. Многие лекарственные средства, применяемые в официальной медицине, (в основном снотворные, транквилизаторы, и наркотические анальгетики), могут вызывать тяжёлые виды наркотической зависимости, что является серьёзным осложнением при их применении.

В некоторых странах употребление психоактивных веществ связано с определёнными религиозными и культурными обычаями (употребление алкоголя, жевание индейцами листьев коки, курение гашиша в некоторых восточных странах). В Европе и Америке начало последнего подъёма уровня наркомании пришлось на 1960-е. Именно с этого времени данное явление стало серьёзным общественным вопросом.

В России вопрос наркомании привлекает внимание различных общественных и религиозных обществ. Русская православная церковь разработала проект «Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых». Так же большое множество протестантских церквей организуют реабилитационные центры для лечения и освобождения от наркотической зависимости.

Я себе задала вопрос: почему люди начинают употреблять наркотики?

Ладно, если ты богат, у тебя есть все, что душа ни пожелает. И ты начинаешь пробовать всякую дрянь от скуки.

Но тут другая ситуация. Люди бегут от реальной жизни. Бегут, сами не зная куда, потому что устали от жизни. Точнее устали выживать, а не жить. И спасение можно найти в забытьи.

Таким образом, темой пьесы для меня стало: разрушение принципов морали, когда одни люди зарабатывают на разрушении жизни других людей. И это на самом деле страшно. Только представьте: у вас есть единственный ребенок. Вы вкладываете в него свою любовь, все свои силы, но приходят совершенно незнакомые Вам люди, и начинают за деньги! убивать вашего ребенка. Ситуация страшна в принципе, но еще страшнее, если она происходит с тобой.

Идея - представляет собой общечеловеческую истину, которая, как правило, не дает достаточной пищи для фантазии. Идея в чем-то схожа с моралью, которую должен вынести зритель после просмотра спектакля. В идее пьесы находит свое выражение мысли и чувства автора по отношению к изображаемой действительности.

Идея художественного произведения - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.

.   Мысль, понятие о каком-н. предмете, постигаемый разумом образ (книжн.). Идея общего блага. Идея добра. Идея рыцарства.

. В идеалистической философии - умопостигаемая, вечная сущность предмета, явления (филос.). Мир идей у Платона.

. Основной, существенный Принцип мировоззрения. Господствующие идеи. Политические идеи. Борьба за идею.

. Основная, главная Мысль. Идея романа. Идея пьесы. Идея картины. Принцип устройства. Мне стала понятна идея этой машины.

. Мысль, намерение, план. Он первый подал эту идею. Что за глупая идея пришла вам в голову? Счастливая идея Навязчивая идея - см. навязчивый.;

Это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.

Означив темой пьесы разрушение принципов морали, я заинтересовалась, почему все так безнадежно. Ведь должна же быть какая-то лазейка, которая помогла бы справиться с напастью.

Всегда есть ключ от любой двери. Даже от самой старой и ненужной.

Я недолго размышляла над этим вопросом. Автор четко дает понять, что вся проблема в нас. Что мы не слышим. Ведь недаром Он постоянно повторяет: «Слышишь?»

Да, пусть лазейка узка, пусть она выявляется через разговор со звездами. Но не всем дано услышать их. Звезды слышат те, у кого в душе еще осталась способность слышать и изменяться.

Так какую идею вкладывал автор в этой пьесе?

Я думаю, что идея пьесы, как бы тяжело ни было, чрез какие испытания тебя не проводила жизнь, нужно прежде всего оставаться самим собой.

Говоря эту фразу, я прежде всего имею ввиду, что нужно не изменять своим принципам, совести (если она, конечно, имеется в наличии).

И автор делает это весьма символически. Через звезды. И тут я вспоминаю выражение «Путеводная звезда». Что, как бы темно ни было, тебе всегда светит твоя звезда. Остается только одна задача, найти ее, услышать и поверить. Ведь даже есть песня: «Светит незнакомая звезда, снова мы оторваны от дома».

Оторваны-то оторваны, главное, вернуться назад и, по возможности, не сломанным.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.