Проблематика и трактовка пьесы — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Проблематика и трактовка пьесы

2020-04-01 626
Проблематика и трактовка пьесы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

При подборе материала режиссер должен учитывать несколько важных факторов.

Во-первых, это, безусловно, пьеса должна быть современна. Она может быть написана в XIX веке, может в Древней Греции, но тема, которую автор хотел передать читателю, должна быть актуальна, интересна и понятна.

Во вторых, пьеса, которую выбрал режиссер, должна расходиться по ролям. То есть на каждого персонажа должен быть актер, который, по мнению режиссера больше всего подходит на роль. Правильный подбор актеров - половина успеха. Этот закон я поняла, проходя педагогическую практику в Государственном театре наций. Где нет постоянной актерской труппы, и на каждый спектакль устраивается кастинг.

В третьих, если говорить о детском театральном коллективе, то это возраст участников коллектива. Необходимо подобрать пьесу так, чтобы возраст участников соответствовал теме произведения, то есть ребята понимали, что они играют.

В четвертых, пьеса должна быть поучительна. Ведь, целевая аудитория школьники, выходя из зала, должны чему-то «научиться».

Таким образом, триединство «Время, место, коллектив» никто не отменял. И оно равно действует, как в театре, так и в школьном театре.

Я выбрала пьесу Татьяны Долговой «Звезда над крышей» для постановки в школьном театре «Поколение» в физико-математическом лицее №2 г. Бугульмы, потому, что она отвечала всем требованиям этого триединства театрального.

Она современна. Никто не станет отрицать, что тема наркотиков, конечно, перестала быть нашумевшей проблемой в нашем обществе, но ее по ка никто не решил. Молодые люди все также продолжают убивать себя различными смесями. Хотя, быть может, возраст немного изменился. Если раньше это были 16-18-летние подростки, то теперь это 25-летние молодые люди. Это по моим наблюдениям.

Также пьеса была интересна не только мне своими безусловными хорошими драматургическими качествами, неплохим слогом и интересными символическими и литературными образами; она также заинтересовала ребят, которые учатся в выпускном классе. И, не смотря на свою занятость, они все-таки находили время для репетиций.

Думаю, их заинтересовал драматический материал. До этого, они перебивались комедиями, отрывками из классических произведений. А тут представился случай попробовать себя в полноценной пьесе, сыграть своих ровесников, попавших в необычные обстоятельства.

Ну и, разумеется, пьеса имеет ненавязчивую мораль. Безусловным достоинством этой пьесы я считаю, что она просто показывает ситуацию, фантазирует на тему развития событий и не диктует человеку, как поступить. Зритель только видит, к чему может привести данная ситуация: к смерти, к одиночеству, к страху за жизнь. Но при этом выбор остается за тобой. И только тебе выбирать, как строить свою жизнь и какой она будет. Убогой, мерзкой и грязной на старом чердаке, в вечном страхе за свою жизнь и поиске дозы для кратковременного блаженства. Или же полноценной и здоровой, в любви и ласке. Решать только самому тебе.

Именно за свободу выбора, видимо, мне наиболее интересна эта пьеса. И за возможность пофантазировать на тему: «А что будет дальше»?

Пьеса - основа будущего спектакля и что без увлечения режиссера и всего коллектива идейно-художественными достоинствами пьесы не может быть успеха в работе над ее сценическим воплощением. Неповторимая форма воплощения пьесы должна быть органически связана со всеми ее особенностями, вытекать из этих особенностей.

Особенностью пьесы я считаю то, что хоть она написана для подростков, на острую тему наркотиков, побегов из дома, неприятия жизни, которую ведут их родители, в ней нет зудящей морали. Автор не говорит прямо, что такое хорошо, что такое плохо.

Напротив, она даже как будто оправдывает своих героев за то, что они стали такими. Взять Гонщика, который хочет казаться жестким и циничным. Его фраза, обращенная Королеве: «На двадцать процентов я твой». Как можно быть чьим-то в процентном соотношении? Но потом выясняется, что в принципе, его не любил никто, в школе его считали неудачником, говорили, что в жизни он ничего не добьется. Дальше он приходил домой в надежде на хоть какую-то любовь, но и там отец-алкоголик встречал его с ремнем в руках. Какой человек мог вырасти в таких обстоятельствах? Озлобленный, циничный. Но, если проследить по словам и действиям его в пьесе, он не настолько плохой, каким хочет казаться. И ведь, не просто так он и Королева находят успокоение в наркотиках. Ведь наркотики - это своеобразное бегство от реальности. И по словам Королевы: «Только тогда, ты можешь быть таким, какой ты есть на самом деле».

Да, видимо, именно это понравилось мне больше всего. Нет резких мазков «плохо-хорошо» у персонажей. Тем сложнее приходилось работать над образом. Зато ребята, в процессе работы осознали всю жестокость, подлость и грязь этого мира.

Также достоинство этой пьесы в неплохом литературном слоге. Речь ненапыщенная, легкая, реальная. Ребята говорили, что ее легко учить.

Ну и разумеется, красивая символика. Звезды, которые ведут человека, дарят ему надежду, разговаривают с ним. Тот, кто не совсем глух, не совсем забился в скорлупу своего отчаяния, непременно услышит их.

Еще один немаловажный вопрос, это актуальность звучания пьесы, ее востребованность сегодня и необходимость зрителю, пришедшему в зал.

Вопрос наркотиков и то, как они продолжают порабощать молодое поколение, все равно остается актуальным. Ведь никто до сих пор не решил эту проблему. Но от этого, она не умерла, не исчезла никуда. А тихо затаилась, выжидая очередную жертву.

Также, тысячи детей продолжают сбегать из дома. То ли их манит жажда приключений или желание доказать не больше себе, сколько своим родителям, что они уже достаточно взрослые, и могут сами о себе позаботится. А сколько молодых людей сбегают из дома, только лишь потому, что их мама нашла новую любовь. Это ли не эгоизм? Мама меня не любит, пойду-ка, на зло ей, перережу себе бритвой вены. На примере персонажа, автор дает понять, что если родители и нашли нового партнера по жизни, это не значит, что они перестали любить своих детей. Звезда подсказала главному герою «простить». Да, именно понимание и прощение лежит в основе пьесы. Если ты можешь встать на место другого человека и простить совершенный поступок.

Или же взять проблему изнасилования молодых девушек. Их спаивают, насилуют и подсаживают на наркотики. Если эта тема перестала обсуждаться из-за того, что аудитории уже скучно слушать, это не значит, что этого не происходит. Каждый день около трех девушек попадают в ситуации, аналогичные ситуации героини пьесы. Это милицейская статистика, а с ней не поспоришь.

Проблемы, казалось бы, забытые, «вышедшие из моды», никуда не делись, а, напротив, обострились. Соответственно, о них надо говорить, их надо показывать. И учить зрителей. Но учить надо правильно. Чтобы не возникало сопротивления. Должна возникнуть ответная цепная реакция. Наверно, даже страх, чтобы неопытный молодой человек не попадал в такие ситуации. Чтобы возникал рефлекс: «бежать». Думаю, только так можно решить проблему.

Поэтому, как бы смешна ни казалась сейчас проблема наркотиков, унижения, побегов из дома, она существует. И об этом надо говорить, показывать, что бывает. Но делать надо с умом, повторюсь. Чтобы не возникло ответной реакции отторжения и все не закончилось банальным смехом эгоистичного подростка, считающего, что молодость его бесконечно и его самого никогда не коснуться беды, которые пытаются перед ним изобразить его же одноклассники.

 


Первое впечатление

Первое впечатление

 

Первое впечатление - это эмоциональное ощущение в виде сложного соединения образов, музыки и слов, ритмов и красок, воспоминаний день, потребность выразить всё это богатство на сцене.

Первое впечатление - это эмоциональный выплеск на то, что больше всего задело в данном произведении.

Для чего же нам нужно это первое непосредственное общее впечатление от пьесы? Для того, чтобы, определив его, тем самым определить свойства, органически присущие данной пьесе, ибо первое общее впечатление есть не что иное, как результат воздействия именно этих свойств.

Мы сами еще ничего не успели привнести в пьесу от себя, мы еще никак ее не истолковали: давайте же поспешим зафиксировать то воздействие, которое произвела на нас пьеса сама по себе. Потом мы уже не сможем отделить то, что принадлежит пьесе, от того, что мы сами своим анализом и своей фантазией привнесем туда, уже не будем знать, где кончается творчество драматурга и где начинается наше собственное творчество. Если сразу не определить наше первое впечатление, в середине работы невозможно даже будет восстановить его в своей памяти; мы к тому времени погрузимся в детали, в частности и за деревьями не будем видеть леса, а «лесом» в данном случае является способность пьесы вызывать определенное, а не какое-либо общее впечатление. И когда наступит спектакль и придет публика, мы рискуем совершенно неожиданно встретить такую реакцию зрительного зала, на которую совершенно не рассчитывали, ибо органические свойства пьесы, ощущение которых мы утратили, вдруг перед лицом непосредственного зрителя громко о себе заявят. Это может оказаться как приятным, так в равной степени и неприятным сюрпризом, ибо органические свойства пьесы могут быть как положительными, так и отрицательными. А может быть и еще хуже: потеряв ощущение органических свойств пьесы, мы в работе можем нечаянно задавить, задушить, растоптать целый ряд положительных свойств.

О значении первого непосредственного впечатления от пьесы впервые сказал К.С. Станиславский. Следуя его указаниям, мы считаем необходимым, приступая к работе над пьесой, осознать и зафиксировать свое первое впечатление. Цель, которую мы при этом преследуем, заключается не в том, чтобы слепо руководствоваться этим впечатлением в своей дальнейшей работе, а в том, чтобы с ним так или иначе считаться, так или иначе его учитывать - учитывать объективно присущую данной пьесе способность производить то, а не другое впечатление. В дальнейшей работе над пьесой мы будем стремиться выявить, раскрыть при помощи сценических средств положительные свойства пьесы и будем стремиться преодолеть и погасить те ее свойства, которые мы почему-либо признаем отрицательными.

Чрезвычайно важно научиться правильно учитывать первое впечатление.

Исходным моментом творческой работы режиссера является определение первого общего впечатления от пьесы.

Пьеса - основа будущего спектакля и что без увлечения режиссера и всего коллектива идейно-художественными достоинствами пьесами не может быть успеха в работе над ее сценическим воплощением. Неповторимая форма воплощения пьесы должна быть органически связана со всеми ее особенностями, вытекать из этих особенностей.

Важно, прежде всего, при первоначальном знакомстве с пьесой подойти к ее восприятию с максимальной непосредственностью.

Помню, что первое, о чем я подумала, это желтый цвет. Но не тот теплый солнечный оттенок, который дарит ощущение тепла, жизни и света. И не тусклый, который дает театральный софит при максимальном убавлении. Нет, это был совершенно особенный, затхлый желтый цвет, с примесью оранжевого и желтого, придающих особенную тусклость, пыльность, тоску и одиночество.

И при этом сочетание с холодным бликом звезд. Тоже желтым, но почти прозрачным, потому что основной луч был холодно белым и острым.

Я почувствовала абстрактную боль. Не переживание за персонажей. Впервые я за них не переживала, а именно абстрактную боль всех потерявшихся, заблудившихся, запутанных в этой жизни людей.

Ведь не у все получается сочетать в себе идеальное представление о мире, с цинизмом и мерзостью происходящей вокруг. Кто-то не умеет защитить себя и слабость порождает еще большую силу, которая убивает все вокруг. Помню, несмотря на надежду, которую автор пытается дать через абстрактный свет звезд, попытки вернуть человека к истокам понимания, веры, уважения и прощения, у меня осталось чувство безнадежности и полной усталости. Я вдруг осознала, что я живу в жестоком мире, который, в принципе, ничем не отличается от средневековья. И все, созданные человеком службы безопасности, охраны, не более чем химера. Потому что любой может подумать и решить, что вправе лишить тебя жизни. И никто н остановит его. Страшно.

И среди всего этого страха, безнадежности, серости и одиночества, острый, тонкий луч. Но луч чего? Надежды, любви, ласки? Непонятно.

Одни сплошные вопросы. Которые предстояло решить в процессе постановки спектакля.

Необходимость постановки данной пьесы в данном коллективе (время, место, коллектив)

спектакль пьеса произведение образный

В первый день занятий по теории режиссуры наш мастер курса сказала, что есть золотое правило режиссерской профессии: «Время. Автор. Коллектив». Она в мельчайших деталях объяснила, что это значит, почему необходимо следовать этой аксиоме, как это нужно делать, сказал, что придумал название этому триединству Евгений Багратионович Вахтангов, основатель Третьей студии МХТ. И еще много разных подробностей, которые мы смогли услышать в тот замечательный день.

Для меня место и коллектив сливаются в единое целое. При всех условиях работы, я не пойду ставить спектакль туда, где буду четко знать, что коллектив пьесы или сценария не вытянет, и при полной уверенности, что героев и героинь на главные роли у меня не будет. Место там, где обитает коллектив, который способен сыграть твою идею и замысел.

В коллективе, где я собиралась ставить «Звезду над крышей», все замечательно совпало. Героям пьесы не больше 20 лет, их четверо.

В театральной студии имелось 4 одиннадцатиклассника. Оставалось только увидеть их, чтобы полностью удостовериться, что они подходят на героев.

Какого же было мое удивление, когда выяснилось, что они подходят идеально. Два мальчика и две девочки. Из каждого можно вытянуть, хоть положительное, хоть отрицательное. Оставалось сделать только мини-пробы, чтобы понять, кому где больше нравится, кому, что легче дается. Я не стала устраивать эксперименты и давать роли на сопротивление. Мы же не в профессиональном театре.

Роли легли идеально.

Что касается места. Это - школа. И надо понимать, что если играешь для детей, всегда должна присутствовать мораль, некое поучительное послание, но при этом ненавязчивое. Все понимают про взрывной подростковый темперамент. И тут мне повезло. Мораль была. Но ненавязчивая, просто сюжет, ситуации, какой может быть конец. А вывод дорогой зритель делает сам. В этом уникальное достоинство пьесы из разряда про наркотики.

Ну и время, соответственно. То, что про наркотики перестали говорит, еще не повод забывать об этом. По статистике ежегодно от передозировки умирает более тридцати тысяч молодых людей в возрасте до 25 лет. Это разве не страшная цифра? Разве это не повод еще раз напомнить об этом. Показать развитие ситуации, даже если один раз попробовал «зелье». Думаю, с этой пьесой все волшебным образом сошлось.

 

Анализ пьесы

Тема пьесы

Прежде чем означивать четко тему пьесы «Звезда на крышей», надо кратко описать место действия и персонажей.

Все действие происходит на чердаке дома, где есть выход на крыше через окно. Автор взяла так называемых маргиналов общества - наркоманов.

Здесь следует дать характеристику наркомании вообще.

Наркомания (от греч. νάρκη /narkē/ - оцепенение, сон, и μᾰνία /mania/ - безумие, страсть, влечение.) - хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков. По классификации МКБ-10 она относится к диагнозам V класса, блоку психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ; категории с F11.0 по F14.9.

Также употребляется термин «токсикомания» - обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.

Этапы развития:

Для наркотической зависимости характерно фазное течение с наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов:

синдром изменённой реактивности,

синдром психической зависимости,

синдром физической зависимости, эти три синдрома объединяются в общий наркотический синдром,

синдром последствий хронической наркотизации.

Характерные черты:

Основным признаком наркомании является возникновение абстинентного синдрома, как следствия наличия физической зависимости от конкретного вещества.

Зависимость:

Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую и психологическую зависимость.

Непреодолимое влечение связано с психической (психологической), а иногда и физической (физиологической) зависимостью от наркотиков. Различают позитивную привязанность - приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность - приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Физическая зависимость означает тягостные, и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т. н.абстинентный синдром, ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.

Предрасположенность к формированию зависимости может иметь генетическую природу, связанную с наследованием структурных особенностей мозга.

Наиболее распространёнными видами наркомании являются токсикомания (употребление лекарственных препаратов, не рассматриваемых в качестве наркотиков, химических и растительных веществ), алкоголизм (пристрастие к напиткам, содержащим этиловый спирт), табакокурение (пристрастие к никотину) и употребление препаратов конопли (гашиш, марихуана).

Также распространено употребление психоактивных веществ алкалоидов мака (опий, морфин, героин), коки (кокаин) и многих других, включая современные синтезированные наркотики, например ЛСД, амфетамины и экстази.

Следует особо отметить, что многие из наркотических веществ не соответствуют признакам, предлагаемым медициной, так многие вещества не вызывают непреодолимого влечения и тенденции к увеличению дозы, более того, после употребления многих синтетических наркотических веществ у человека отпадает желание дальнейших экспериментов со своим сознанием в связи с острыми кризисными состояниями, пережитыми от эффектов наркотика.

Наркомания и общество:

С точки зрения общепринятой социологии наркомания является одной из форм девиантного поведения, то есть поведения, отклоняющегося от общепринятых морально-нравственных норм.

Среди причин возникновения и развития наркомании чаще всего называют особенности характера, психические и физические расстройства, влияние различных социальных факторов. Нередки также случаи возникновения наркомании среди больных, вынужденных длительное время принимать наркотические вещества в медицинских целях. Многие лекарственные средства, применяемые в официальной медицине, (в основном снотворные, транквилизаторы, и наркотические анальгетики), могут вызывать тяжёлые виды наркотической зависимости, что является серьёзным осложнением при их применении.

В некоторых странах употребление психоактивных веществ связано с определёнными религиозными и культурными обычаями (употребление алкоголя, жевание индейцами листьев коки, курение гашиша в некоторых восточных странах). В Европе и Америке начало последнего подъёма уровня наркомании пришлось на 1960-е. Именно с этого времени данное явление стало серьёзным общественным вопросом.

В России вопрос наркомании привлекает внимание различных общественных и религиозных обществ. Русская православная церковь разработала проект «Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых». Так же большое множество протестантских церквей организуют реабилитационные центры для лечения и освобождения от наркотической зависимости.

Я себе задала вопрос: почему люди начинают употреблять наркотики?

Ладно, если ты богат, у тебя есть все, что душа ни пожелает. И ты начинаешь пробовать всякую дрянь от скуки.

Но тут другая ситуация. Люди бегут от реальной жизни. Бегут, сами не зная куда, потому что устали от жизни. Точнее устали выживать, а не жить. И спасение можно найти в забытьи.

Таким образом, темой пьесы для меня стало: разрушение принципов морали, когда одни люди зарабатывают на разрушении жизни других людей. И это на самом деле страшно. Только представьте: у вас есть единственный ребенок. Вы вкладываете в него свою любовь, все свои силы, но приходят совершенно незнакомые Вам люди, и начинают за деньги! убивать вашего ребенка. Ситуация страшна в принципе, но еще страшнее, если она происходит с тобой.

Идея - представляет собой общечеловеческую истину, которая, как правило, не дает достаточной пищи для фантазии. Идея в чем-то схожа с моралью, которую должен вынести зритель после просмотра спектакля. В идее пьесы находит свое выражение мысли и чувства автора по отношению к изображаемой действительности.

Идея художественного произведения - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.

.   Мысль, понятие о каком-н. предмете, постигаемый разумом образ (книжн.). Идея общего блага. Идея добра. Идея рыцарства.

. В идеалистической философии - умопостигаемая, вечная сущность предмета, явления (филос.). Мир идей у Платона.

. Основной, существенный Принцип мировоззрения. Господствующие идеи. Политические идеи. Борьба за идею.

. Основная, главная Мысль. Идея романа. Идея пьесы. Идея картины. Принцип устройства. Мне стала понятна идея этой машины.

. Мысль, намерение, план. Он первый подал эту идею. Что за глупая идея пришла вам в голову? Счастливая идея Навязчивая идея - см. навязчивый.;

Это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.

Означив темой пьесы разрушение принципов морали, я заинтересовалась, почему все так безнадежно. Ведь должна же быть какая-то лазейка, которая помогла бы справиться с напастью.

Всегда есть ключ от любой двери. Даже от самой старой и ненужной.

Я недолго размышляла над этим вопросом. Автор четко дает понять, что вся проблема в нас. Что мы не слышим. Ведь недаром Он постоянно повторяет: «Слышишь?»

Да, пусть лазейка узка, пусть она выявляется через разговор со звездами. Но не всем дано услышать их. Звезды слышат те, у кого в душе еще осталась способность слышать и изменяться.

Так какую идею вкладывал автор в этой пьесе?

Я думаю, что идея пьесы, как бы тяжело ни было, чрез какие испытания тебя не проводила жизнь, нужно прежде всего оставаться самим собой.

Говоря эту фразу, я прежде всего имею ввиду, что нужно не изменять своим принципам, совести (если она, конечно, имеется в наличии).

И автор делает это весьма символически. Через звезды. И тут я вспоминаю выражение «Путеводная звезда». Что, как бы темно ни было, тебе всегда светит твоя звезда. Остается только одна задача, найти ее, услышать и поверить. Ведь даже есть песня: «Светит незнакомая звезда, снова мы оторваны от дома».

Оторваны-то оторваны, главное, вернуться назад и, по возможности, не сломанным.

 

Событийный ряд.

)   Уход из дому;

Исходным событием пьесы является ход мальчика из дома. Потому что, если бы Он не ушел, не произошла бы цепь дальнейших событий. Она никогда не узнала про Звезду, Королева и Гонщик, найдя Ее на чердаке, побили бы ее, но вернулись бы такими какими пришли.

2) Кража наркотиков;

Кража наркотиков является главным событием пьесы.

3) Она заговорила;

В момент наивысшего отчаяния девушки, Он слышит голос звезды и заставляет Ее прислушаться тоже.

4) Сближение;

После этого происходи сближение, и Она рассказывает Ему о себе.

5) Гонщик и Королева требуют свое;

В момент сближения на чердак приходят Гонщик и Королева и начинают требовать свой «товар».

6) Травля;

Но девушка и парень успевают спрятать наркотик, и Гонщику и Королеве ничего не остается, как начать травлю-игру с целью вернуть обратно свое.

7) Прыжок Королевы;

Когда наркотики были возвращены и раскурен косяк, Королева, выйдя на крышу и увидев, ночное звездное небо, принимает решение покончить жизнь самоубийством. Гонщик отказывается ей помочь. Но она сама поскальзывается и летит вниз.

8) Она услышала Звезду;

Гонщик убегает. Он и Она остаются, оглушенные. Но Он просит Ее снова прислушаться. И девушка слышит голос Звезды. Но тоже поскальзывается на крыше. Ее спасли только крепкие руки Мальчика.

Пятисобытийный анализ

Исходное событие

Я долго думала, что же является исходным событием, объединившее всех?

Это уход из дому Мальчика. Это событие, в дальнейшем стало катализатором все остальных событий пьесы. Ведь не уйди он из дому, не найдя этот чердак, не встреться он с Ней, все события приняли бы другой оборот. Она никогда не слышала бы голоса звезды и не утвердилась в мысли, что можно жить нормальной жизнью. Королева не покончила бы собой.

Основное событие

Основным событием пьесы является кража наркотиков. Потому что если бы этого не случилось, ни Гонщик, ни Королева, ни Она, не пришли бы на чердак, не встретились с Ним. И не произошла бы череда событий. И, возможно, Она никогда не услышала бы голос Звезды.

Центральное событие

Центральным событием является отдавание наркотиков Им. Он ведь прекрасно знает, что без них Ей будет очень плохо. И Он прекрасно знает, что Ей пришлось вытерпеть, прежде чем Она смогла украсть, и добежать до этого чердака. Тем не менее, несмотря на все эти факты, он отдает требуемые Гонщиком наркотики. Справедливо полагая, что Она изменится, и что наркотики - это не та мечта за которой нужно так слепо идти. Однако, Он даже не представляет, как тяжело отказаться от этого. И какую реакцию вызовет это событие у Нее.

Главное событие

Достигнутое взаимопонимание. Причем у обеих пар. Как бы жестко и цинично это ни звучало по отношению к смерти Королевы. Но именно взаимопонимание было достигнуто абсолютно.

Королева обрела покой, Гонщик нашел свои наркотики. К тому же перед смертью Королева успела сказать всю правду не только о собственных чувствах, но и о себе.

Он и Она также обрели его. После ужасной ломки, Она пришла в себя. Видимо, организм еще не достаточно подсел на дозу, и все еще поправимо. Она поверила Ему про его рассказ о Звезде. Но не о звезде абстрактной, далекой, космической. А о звезде, живой. Той, что есть у каждого из нас.

Финальное событие

Спасение девушки Мальчиком. Все-таки Она услышала Голос звезды. Значит, все было не просто так. Все в ее жизни еще поправимо. И пусть Королева умерла. Почему-то, глядя на звезды, она выбрала смерть. Можно по-разному трактовать этот ее поступок. Сама она сказала, что хочет лететь, и умереть красиво.

Но то, что для Нее Звезда, возможно, стала путем к началу новой жизни, это огромное и значимое событие. Оно дает нам, зрителям надежду. Но в тот миг, когда мы надежду получаем, Она поскальзывается. Автор не раскрывает тайны, упадет Она или нет. Но все-таки надежда на лучшее поселяется в наших сердцах. А это самое главное.

   
Основной конфликт пьесы и группировка действующих лиц

Под конфликтом подразумевают столкновение сторон и их интересов. Понятие конфликта для драматургии более общее, оно охватывает не только сюжетные коллизии, но и все остальные аспекты пьесы - социальные, мировоззренческие, философские. В пьесе может быть несколько конфликтов. Под основным конфликтом понимают такой, который напрямую или косвенным образом касается всех персонажей пьесы. Основу для этого конфликта дают стремления героев пьесы, точнее, противоречие стремлений.

Конфликт - специфическая художественная форма отображения противоречий в жизни людей, воплощенная в искусстве острого столкновения противоположных поступков, взглядов, идей, чувств, стремлений, интересов, страстей данных нам для сопоставления. Источником и основой драматического конфликта являются противоречия реальной действительности, борьба определённых социальных сил и тенденций общественного развития.

Конфликт - форма сопоставления, доведённая до точки нравственного столкновения. Действие и контрдействие-то, что находится в процессе непрерывного сравнения (т.е. работает брехтовский механизм «событие - сравнение» вне зависимости от того используем ли мы брехтовские приёмы зонгов, противопоставления отдельных событий и т.д.).

Конфликт одновременно непрерывен внутри себя (действие и контрдействие) и разомкнут, дискретен, открыт для сопоставлений по вневременной оси с иными контекстами внутри спектакля и вне его. Непрерывность линии конфликта, как правило, весьма условная, разомкнутая на массу более частных смыслов.

Также хочу отметить, что конфликт - это борьба двух мировоззрений. В пьесе это показано очень ярко и точно. Но проблема в том, что словам означить сложно. Не назовешь же наркоманы и нормальные, здоровые люди. Нет, здесь надо копать глубже. Начать с того, что все четыре действующих лица - это маргиналы общества. Он ушел из дому. Остальные три употребляют наркотики и продают их другим. Тоже не все хорошо. Но разница между ними в том, что у них нет смысла существования. Они не знают, зачем живут. Они циничны и бескровны, беспощадны. А вот Он, напротив, ищет выход из сложившейся ситуации. И находит ее в звезде, которая светит ему.

Но как бы мы не описывали сюжет, все сводится к одному. Борьба между цинизмом и вседозволенностью, с пониманием, добротой, любовью и способностью прощать. И пусть все эти понятия абстрактны, и всегда есть в любой мало-мальски приличной пьесе, здесь это нужно называть именно так.

Потому что, когда сталкиваешься со смертью молодого человека 20 лет, умершего от передозировки, и не нашедшего свой путь - это страшно.

Конфликт налицо.

Группировка действующих лиц:

В центре пьесы Он, как носитель ценностей. Неслучайно автор не делает его наркоманом, а создает ему условия для поиска себя. И, в конце концов, он находит. Находит собственную путеводную звезду, как бы пафосно это ни звучало.

И три наркомана: Гонщик, Королева и Она. Хотя если Гонщика и Королеву уже ничем не проймешь. В плане изменений в характере, или собственной жизни, то Она еще не совсем утратила какую-то духовность что ли. Она не разучилась слышать и видеть. Хотя во время ломки Она становится полностью неуправляемой. Но когда она проходит, к ней еще можно воззвать.

Это с психологической точки зрения.

Но если взять пьесу, то там получается, как противопоставление. Гонщик - Ему, Королева - Ей. Ведь даже этим двум персонажам автор даже имен не дала. Создав, таким образом, нечто сходное с чистым листом бумаги и оставив свободу выбора. Он и Она, кем будете дальше, зависит от вас и вашего свободного выбора.

А вот Гонщик и Королева вполне определившиеся молодые люди. Их уже ничем не проймешь. Никакими сказочками про звезды и спокойную жизнь.

    Сквозное действие пьесы

Этот элемент метода действенного анализа пьесы и роли также используется в анализе действия пьесы. Он как бы единый стержень, на который нанизано действие всех персонажей пьесы. Все действия, как отдельного персонажа, так и всех действующих лиц направлены в каждый отдельно взятый момент пьесы к какой-нибудь цели. При этом выполняется та или иная задача.

Под сквозным действием К.С. Станиславский понимал «действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли… Линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает… все элементы и направляет их к общей сверхзадаче».

Этот элемент метода действенного анализа пьесы и роли также используется в анализе действия пьесы. Он как бы единый стержень, на который нанизано действие всех персонажей пьесы. Все действия, как отдельного персонажа, так и всех действующих лиц направлены в каждый отдельно взятый момент пьесы к какой-нибудь цели. При этом выполняется та или иная задача.

Исходя из определенной темы пьесы, сквозным действием пьесы я считаю попытку доказать, что можешь жить так, как захочешь, невзирая на морали и устои общества.

Именно за этим мы и наблюдаем. Потому что употребление и продажа наркотиков само по себе действие незаконное, а тут герои еще и кричат об этом. Они думают, что имеют право разрушать чужие жизни.

На самом деле, это ни что иное, как попытка сказать себе: «кто я? Тварь дрожащая или право имеющая»? Это выражаясь литературным языком. Но доказывая себе это, они не щадят других. Методы и поступки циничны и безжалостны.

Да, понимаю, что абстрактно, но это, действительно, так. Он, сидит на чердаке, сбежал из дому только потому, что его мама полюбила другого человека. А он решил в ответ покончить жизнь самоубийством. И если бы не звезда, как он уверяет, он, не задумываясь, именно так бы и сделал. Разве это не эгоизм и безжалостность?

Мама перестала быть сосредоточием мира. Она может любить другого. Да, разочарование. И у Него начался поиск. Поиск того, что теперь дальше. Но вмешались уже дальнейшие, известные события.

Она. Она также ищет себя. В принципе из нормальной, по рассказам даже обеспеченной семьи. Но ее раздражает их чванливость, богатство и тупость. И по молодой глупости она попадает в руки Гонщика, который спаивает, а потом вместе с друзьями насилует ее. Мир рухнул. Куда идти. К родителям. А что там есть такого?

К Гонщику. Там, у него, она пробует наркотик и становится, по сути, игрушкой. Но от этого лучше не становится. Она не знает, что делать дальше. Поиск? Поиск.

Гонщик. Да, он выбрал путь торгаш наркотиками. Но все это для него уже мелко. Он хочет нормальной, но при этом красивой и дорогой жизни. Чтобы им восхищались. Это из слов о себе.

Королева хочет попасть в рай. И ищет путь туда. Ее желание - это «воспарить над бытием». Разумеется, когда она видит, стоя на крыше, звезды, ночное небо. Она понимает, что нашла то место, откуда сможет отправиться в рай. Кстати, очень символично. Кто-то ищет у звезд света для своего дальнейшего пути, а Королева попросила у этого света смерти красивой.

Вот так, все четверо, казалось бы, с разными судьбами, задачами, желаниями, объединены одной мыслю. Попыткой осознать, обрести себя.

2.6
Композиция пьесы

Композиция - это организация материала, способ построения действия во времени и пространстве. «Это последовательность и соразмерность частей пьесы, объединяемых в единое, стройное эстетическое».

Аристотель говорил просто о «начале, середине, и конце пьесы». Очевидно, что пьеса, которая начинается случайно, и начинается потому, что с половиной часа, не будет пьесой. Её начало и конец, связное построение всех её частей определяется необходимостью конкретного выражения той концепции, которая составляет тему пьесы.

Композиция (лат. сompositio - составление, соединение) - это понятие является актуальным для всех видов искусств. Под ней понимают - значимое соотношение частей художественного произведения. Драматургическая композиция может быть определена как способ, с помощью которого упорядочивается драматическое произведение (в частности текст), как организация действия в пространстве и во времени. Определений может быть много, но в них мы встречаем два различных по своей сути подхода. Один рассматривает соотношение частей литературного текста (дискурс персонажей), другой - непосредственно склад событий, действий персонажей (дискурс постановки). В теоретическом плане подобное разделение имеет


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.