Игры и литературный материал по теме проекта — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Игры и литературный материал по теме проекта

2020-03-31 171
Игры и литературный материал по теме проекта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игра «Найди нужный предмет»

На маленьких стульчиках, расположенных кругом, лежат предметы из различных материалов (пластмассовые, резиновые, и т. п.), в том числе и металлические (ложка, половник, подстаканник, фонарик, утюжок). Дети становятся вокруг стульев. Звучит музыка, они движутся по кругу, вдоль стульев. По сигналу воспитателя (музыка прекращается) каждый участник останавливается напротив стула с определенным предметом. Дети, стоящие напротив металлических предметов, берут их в руки и объясняют, как именно они догадались о том, что это металл (перечисляют его свойства – гладкий, твердый, имеет металлический блеск, нагревается в тепле и т. п.). Рассказывают, как люди добывают металл (из глубины земли) и какие металлы знакомы им (олово, медь, бронза, золото, серебро, железо, алюминий, сталь). Затем дошкольники рассматривают разнообразные предметы, сделанные из этих материалов.

Игра «Найди животное»
(на развитие воображения)

Педагог. Ребята, тут кто-то есть! Нужно быть осторожным, чтобы не навредить животным. Лес полон сказок и чудес! Мне кажется, мы кого-то напугали. Кто водится в наших лесах?

Саша, ты знаешь? А ты, Алена?

Посмотрите внимательно вокруг, может, вы кого-то найдете? Возьмите камешки и помогите зверушкам выйти на нашу полянку.

Кого нашел Илья? А кого Маша? Кто спрятался у Алеши? Молодцы, всех животных нашли, а теперь нужно отправляться дальше, будьте осторожны, не наступите на змею или ящерицу. Нельзя вредить животным, мы пришли к ним в гости. Лес и горы – их дом.

Дети рассаживаются на полянке, называют животных, птиц, насекомых. Затем выкладывают камешками недостающие детали животных, называют их.

Игра «Вспомни сказку»

Педагог называет известные детям сказки. Задача детей – вспомнить, в какой из них говорится о камнях («Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросенка» и другие). Если воспитатель назвал нужную сказку, дети хлопают в ладоши или поднимают карточку с красным кружком.

Игра «Камень, ножницы, бумага»

Эту игру можно использовать в качестве разминки, паузы. Дети делятся на группы по 2–3 человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Например, открытые ладошки означают бумагу, сжатые кулачки – камень, два выпрямленных пальца (остальные сжаты в кулак) – ножницы. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!» Услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Каждый из них доказывает, что его предмет победил. Так, ножницы режут бумагу, значит, они «сильнее», зато камень может затупить ножницы, а его, в свою очередь, можно завернуть в бумагу и т. п. Выигрывает тот, чей предмет может победить все остальные.

Игра «Что исчезло?»
(на развитие памяти и наблюдательности)

Положите на стол несколько камней, заметно отличающихся друг от друга. Предложите ребенку их запомнить. Затем участник игры отворачивается, а вы убираете один камешек. Задача ребенка – определить, какой именно. Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задание. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых выкладывается один камешек.

Игра «Найди свой камень»
(на развитие памяти и внимательности)

Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра проводится на улице, то находит сам камень), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и перемешиваются. Задание: найти свой камешек.

Игра «Я положил в рюкзак»
(на развитие памяти и внимательности)

Расскажите детям о профессии геолога. Геологи изучают камни, часто ездят в экспедиции, ходят с рюкзаком и специальным геологическим молотком, при помощи которого отбивают кусочки горы – камешки. Пусть дети сядут в круг и представят, что они геологи, которые «складывают» разные камни в рюкзак. Воспитатель говорит: «Я положил в рюкзак гранит», второй участник игры добавляет: «Я положил в рюкзак гранит и кремень», третий: «Я положил в рюкзак гранит, кремень и мрамор» и т. д.

Игра «Что лишнее?»

Положите перед детьми несколько природных камешков и один искусственный. Дети должны найти объект, который не похож на остальные, и убрать его. Точно так же можно выделить камни по цвету, форме, величине и т. п.

Игра «Ювелирный магазин»

Рассматривание изделий из янтаря. В чем их красота? Чем детям нравится работа мастеров? «Покупка» янтарных изделий: для того чтобы «купить» понравившееся изделие, ребенок-покупатель должен дать его детальное описание.

Игра «В каменном веке»

Оборудование: игровой макет с набором животных мезозойской эры.

КАМЕНЬ

Ученые нам говорят,

Что много лет тому назад

В ужасном беспорядке

В земле возникли складки.

Тогда-то родились хребты,

Отроги и утес,

И камень, о который ты

Разбил сегодня нос.

                             Р. Сеф

АЛМАЗНАЯ ГОРА

Намокли брюки и носки, Заела мошкара. Но не уйду я от реки, Наверно, до утра. Я просто так сюда пришел, Как прихожу семь лет. И вдруг я камешки нашел, Что излучают свет! Один – как мамины глаза, Прозрачно-голубой; Как виноградная лоза Зелененький – другой. А третий – солнышка светлей. А вдруг это алмаз?! Я отнесу его в музей, Учительнице в класс.

Намокли брюки и носки,

Заела мошкара.

Растет над берегом реки

«Алмазная» гора.

                             В. Кудрявцева

Обсуждение стихотворения.

– Кто из вас, как и герой стихотворения, искал камешки? Где это происходило? Много ли камешков удалось найти? Какие они были? Рассмотрите вашу коллекцию камней. Есть ли среди них похожие на те, что нашел мальчик? Какие из них находили сами ребята?

 

СКАЗКи

О чем шептались камешки

В одной семье жила Девочка. Она была веселая, непоседливая и, как все девочки, очень любила разные украшения: блестящие сережки, красивые колечки, разноцветные ленточки. Как-то раз на день рождения Девочке подарили маленький сиреневый камешек. Все называли его красивым именем Аметист. Для него заказали в мастерской специальную цепочку, и Девочка стала носить его, как кулончик, на шее. Летом Девочка вместе с папой и мамой отправилась к теплому морю. Она часто бегала на берег, где волны лениво перекатывали круглые камешки. Как-то раз девочка бросала камешки далеко в воду, они делали «бульк!» и скрывались из глаз в темно-зеленой глубине. От резкого движения цепочка разорвалась, и Аметист выскользнул на берег, а Девочка не заметила этого. Еще немного побродила она по берегу, где теплая соленая пена шуршала у ее ног. Наконец Девочка вернулась в дом на берегу моря. А потерянный сиреневый Аметист так и остался лежать среди круглых и мокрых камешков.

Сначала ему стало страшно. Быть может, его никогда не найдут, он так и останется в окружении незнакомых молчаливых камней. Никогда уже не будет у него такой красивой цепочки. Волны станут перекатывать его с боку на бок, обтачивать его сверкающие грани и сделают похожим на осколок бутылочного стекла. От горя Аметист заплакал: «Динь-динь!» Это набежавшая большая волна подхватила Аметист, вместе с ней он легко коснулся другого камешка и тихо зазвенел. От этого звука все вокруг неожиданно преобразилось. Темные, молчаливые камни и камешки зашевелились.

– О, да среди нас новенький! – закричал темно-коричневый красавец Кремень, камешек с острыми краями. Он очень гордился своей внешностью, ведь все остальные камни на берегу были круглые и гладкие.

– Да, действительно, новый камешек в нашей семье, – подхватил черный Базальт. – Не бойся, мы все твои друзья, а некоторые из нас даже родственники тебе.

Аметист не очень обрадовался такому приему, но плакать перестал и ответил неприветливо:

– Что-то я не вижу здесь родственников. Моя родня – драгоценные сверкающие камни. Они живут в черных бархатных коробочках, ярко освещенные в витринах ювелирных магазинов. Если кому-нибудь из них очень повезет, ему сделают дорогую оправу. Он украсит платье или прическу красавицы на балу, быть может, даже на королевском.

– Ого! – воскликнул Базальт. – Вот это успех у наших братьев, камешков!

– Какие там братья, – возмутился Аметист, – ничего общего ни я, ни они с вами не имеем. Вы – сплошная серость! В ювелирный магазин вас и на порог не пустят!

Все замолчали. Тягостную паузу прервал красновато-черный камень, слегка поседевший от времени. Все очень уважали его за мудрость и большой опыт, называя дедушкой Гранитом. Он имел суровый характер, говорил мало, но всегда очень правильные слова.

– Украшать людей – это приятно, – сказал Гранит, – но кто-то должен и работать.

– А мы, драгоценные камни, по-вашему, не работаем? – запальчиво возразил Аметист. – Мы такие твердые, с нами ничто не сравнится! Алмаз, например, режет стекло, словно масло. Нужно отверстие проделать в каменной стене, – пожалуйста; точные часы или другой прибор сделать – мы и тут поможем. И в технике, и в науке без нас, драгоценных камней, – никуда! – Аметист гордо сверкнул своими гранями и замолчал.

– Это все правда, – согласился седой Гранит. – Только у нас, обычных камешков, есть свои интересные свойства. Бывают камешки твердые и мягкие, светлые и темные, шершавые и гладкие, легкие и тяжелые. Внутри самых тяжелых камешков, например, прячутся разные металлы, даже золото и серебро. Вот тебе и украшения. А главное – из особых камешков, из руды можно получить и железо, и медь, и алюминий.

Подумай, что важнее: алюминиевая кастрюля каждый день или драгоценный камешек на один праздничный вечер?

– Да-а, – задумчиво протянул Аметист, – это я, получается, обидел вас?

– Ничего, – сказал Гранит, – нас обидеть не так-то просто. У нас, у камешков, характер твердый. Главное, что ты понял: камни разные нужны, камни всякие важны! Это наше общее правило.

– А откуда берутся такие разные камешки? – спросил Аметист.

Тут молодой, горячий Базальт не утерпел и вмешался в разговор:

– Я родился внутри вулкана, где шипела и брызгалась раскаленная каменная каша. Однажды она убежала через край горы-вулкана и вытекла наружу. Пока мы, базальты, были горячими, полными сил, то двигались вниз по склону горы, но очень скоро остыли, устали и остановились. Во-о-н там, где берег выступает далеко в море, есть островок. Это все, что осталось от нашей семьи. Штормовые волны отламывали от острова кусочек за кусочком и разнесли нас по всему берегу. Так я с вами и оказался.

Неожиданно с обрыва на морской берег свалился широкий и плоский камешек с обломанными краями. Он долго охал, переваливаясь с одного бока на другой, наконец, улегся и затих. Это был худощавый на вид Сланец черно-зеленого цвета с полосками. Он как будто надел морскую тельняшку и долго в ней возился с угольной пылью. Полежав немного среди камней на берегу, он начал хныкать и жаловаться:

– Конечно, приятно быть крепким и твердым, как ты, Базальт. Но мне в жизни не повезло. Лежал я себе миллионы лет на дне моря, среди других таких же сланцев. Сверху накрывали нас целые слои камешков и камней, и так тихо. Спокойно было там, так хорошо! Вдруг задрожало все кругом, все камешки перепутались: кто в трещину провалился, кто перевернулся. Словом, голову от страха все потеряли. И оказался я в конце концов в самой глубине. В самой тесноте. Кругом камни чужие, незнакомые. Давят на меня, пыхтят, возмущаются. А у меня – сами видите – характер слабый. Я и стал поддаваться, одному уступил немного места, другому. А давят все сильнее, горячо стало кругом. Вот и оказался я после всех приключений таким плоским. И трещинки во мне появились. Теперь любая волна может от меня кусочек отколоть.

– Да ладно, не хнычь! – перебил его суровый Гранит. – Вот я, например, целых сто миллионов лет терпел такую жару, что тебе и не снилось, но только крепче становился. Правда, с возрастом потрескивать стал, слишком долго я лежу здесь с вами на берегу. Годы, годы дают себя знать. – Он зевнул, растолкал всех своими круглыми боками, улегся и замолчал надолго.

Аметист очень хотел узнать, что же такого интересного повидал Гранит за свою долгую жизнь.

– Как бы его растормошить? – обратился он к соседнему остроугольному камешку. Это был Кремень.

– Разбудить его непросто, – ответил тот. – Если только при нем завести разговор о красавце Мраморе. Ох, как не любит седой Гранит такие разговоры! Сразу просыпается, начинает сердиться. Может, и нам с тобой достанется от него.

– Ну, давай рискнем, – стал уговаривать его Аметист, – так хочется узнать побольше про разные камешки!

– А не боишься? – спросил Кремень.

– Камней бояться – в горы не ходить! – гордо ответил Аметист.

– Ладно, раз так, давай нарочно станем расхваливать мраморные статуи, лестницы, дворцы. Глядишь, Гранит и не выдержит, – согласился Кремень.

Услышав имя Мрамора, своего давнего соперника, Гранит шевельнулся.

– Да я и не спал вовсе. А Мрамор что? Мрамор – выскочка, да и только! – проворчал Гранит. – Украшения разные. Вазы да статуэтки в парках – только на это он и годится!

А если крепость надо построить или прочный зáмок на горе? Тогда к нам, гранитам, люди приходят и говорят: «Давайте поработаем». И мы всегда согласны помочь. Лежим себе в древних крепостных стенах, держим набережные и мосты своими пестрыми боками. А если кто захочет памятник красивый или, там, вазу выточить, мы и здесь не подведем. Вон рисунок у нас на боках – и розовый есть, и зеленый, и серый, и даже голубоватый. Если отполировать их получше, то никакой Мрамор не сравнится с нами!

– Ну, это ты зря, – перебил его колючий Кремень. – Мрамор людям очень нравится, да и выточить из него что-нибудь намного легче.

– Вот именно, – проворчал Гранит, – кто мягкий да уступчивый, тот всем и нравится. Уж кому это и знать, как не нам с тобой!

– Это верно, – согласился Кремень. – Со мною только и делали с давних пор, что разбивали на куски с острыми краями. Я же не виноват, что не могу быть мягким да гладким! Зато мои острые края так хорошо служили древним людям: и ветку можно срубить, и шкуру убитого зверя снять. Даже волосы подстригали! Что у нас, кремней, характер твердый – это точно. Как сойдутся два кремня, – ни за что друг другу не уступят! Будут биться до того, что искры посыплются. Вот эти самые искры
и стали использовать древние люди для добычи огня. До сих пор в зажигалках маленький камешек называют «кремень», хоть он и делается из другого материала. И про упрямого человека говорят: «Этот – у-у, кремень, а не характер!» Ну не могу я быть мягким, что тут поделаешь!

– Мягкие камешки тоже на дороге не валяются, – неожиданно вмешался в разговор Мергель. Все камешки засмеялись, потому что мергель как раз и лежал на дорожке, по которой Девочка спускалась к берегу моря с обрыва.

– Ну что, что в тебе хорошего? – наперебой кричали твердый Базальт и прочный колючий Кремень. – Позоришь только нашу крепкую каменную семью! Тебя не то что молотком, а обыкновенной лопатой можно раскрошить. Вон сколько пыли от тебя на дорожке. Козы утром пробегут, так под их копытами ты уже и рассыпался, рад стараться, чтобы им помягче было бегать!

– А что же в этом плохого, – обиделся белый Мергель. – Должен же кто-нибудь из камешков и помягче быть, без острых углов, чтобы вот Девочке удобно было посидеть на берегу.

– Да, вообще-то верно, – согласился черный Базальт. Он был горячий по характеру, но быстро остывал.

Мергель обрадовался, что с ним согласились, и продолжил.

– Вот, например, надо построить из нас, из камней, крепкую высокую стену. Но вы все твердые по характеру, неуживчивые, каждый сам за себя. Вместе лежать не будете, рассыплетесь, расколитесь в разные стороны. Какая уж тут стена – куча камней, да и только! Тогда берут люди мягкий Мергель, толкут его в порошок, обжигают в горячей печке и получают цемент. Этот мой дальний родственник очень любит воду. Как напьется воды, ни за что его потом с места не сдвинешь, застынет, как скала. А если в гости к нему попадут другие камешки, вот как вы, например, так и останутся у него навсегда! Такая крепкая компания получится, водой не разольешь! Бетон, а не компания. Так что и мягкий камешек кое на что годится! – с гордостью заметил Мергель.

– Да-а, – протянул задумчивый Гранит, – век лежи – век учись! Сказав это, он повернулся на своих круглых боках, улегся поудобнее и опять заснул. Замолчали и все остальные камешки. Аметист задумчиво спросил у соседа:

– Получается, что разные камешки по-своему очень важны?

– Конечно, – отозвался Кремень. – Я-то знаю, что наши братья-камешки с давних пор укрывали людей от дождя и ветра, прятали от свирепых хищников в пещерах. Самые первые инструменты делали как раз из кремня: и ножи, и топоры, и наконечники для стрел.

– А посуда-то, посуда, – вдруг раздался чей-то голос среди камней. Это мягкий кусок Глины впервые заявил о себе, – посуду древние люди лепили из глины, обжигали на костре. Она была прочной и служила им долго.

– Это верно, – согласился Кремень, – мы, камешки, служим долго, что инструментом или украшением, что на стройке или в музее. На нас можно положиться, мы надежная опора для всего, что есть на свете!

– Опора, конечно, – с иронией протянул Базальт. – Только есть среди нас неустойчивые, непрочные камешки. Чуть тронь его, – он и рассыплется. Вон лежит у самой воды, пестренький такой, неприметный. Песчаником его зовут. То-то я гляжу, лежит и молчит, видно, нечего ему сказать в нашей твердокаменной компании.

– Вечно ты пристаешь к другим камешкам, – вступился за бедного невзрачного родственника Мергель. – Лежит наш Песчаник у самой воды, потому его тихий голос и не слышно из-за шума волн. Зато у него есть своя, особая, работа – в промежутках между песчинками хранит воду или воздух, газ природный или нефть, например. Собирает Песчаник, впитывает глубоко под землей нефть и потом отдает ее потихоньку людям. А то, что он невзрачный такой, серенький и скромный, – так не всем же быть блестящими красавцами, как наш новенький, Аметист. Вот мы, Мергели, Глины и Песчаники, не блещем красотой. Наша родина – морское дно. Там мелкие частички, остатки ракушек и водорослей оседают в мутной воде слой за слоем. На глубине темно, холодно, где уж нам о красоте своей заботиться. Но каждый из нас свое дело знает хорошо и исправно его исполняет.

– Ну ладно, извини, погорячился, – проговорил Базальт, – обидно, понимаешь, за нашу прочную каменную семью. Есть в ней, оказывается, и мягкие, почти рыхлые родственники. Язык не поворачивается назвать их гордым именем «камень».

– Ну и не называй, раз не нравится, – отозвался Мергель. – Люди говорят про нас – горные породы, тоже красиво. Кроме нас, мягких камешков, так можно сказать и про глину, и про песок. Да мало ли еще горных пород на свете! Ведь вы, твердые и блестящие камешки, тоже горные породы, разве не так?

– Конечно, – согласился Базальт. – Только мы с Гранитом и Сланцем родились в раскаленной глубине Земли, а вы – на ее поверхности или на морском дне. Мы – прочные, твердые, а вы – мягкие и рыхлые. Да, видно, так уж вам на роду написано.

– Мы, камешки, очень разные, – сказал Кремень, – мы живем очень давно, везде-везде, даже в космосе и в глубине Земли. Мы не боимся ни сильного холода, ни огненной жары. И мы рады, что среди нас есть такие красивые братья-камешки, как ты, Аметист. Украшать жизнь людей тоже важное дело.

– Спасибо вам за все, – растроганно произнес Аметист, – я буду о вас вспоминать. – Если, конечно, вернусь домой, – с грустью подумал он.

– Мы тоже будем помнить о тебе, – сказали Гранит и Базальт, Кремень и Мергель, другие камешки. – Но есть у нас одно условие. Ты никогда и никому не должен рассказывать о том, что услышал на морском берегу. Это будет наша общая тайна. Люди называют ее – тайна природы.

– Честное слово Аметиста! – серьезно сказал Аметист.

Стемнело на морском берегу. Под ровный шум набегающих волн камешки успокоились, улеглись поудобнее и заснули. Заснул и маленький сиреневый аметист. И снилось ему голубое море, на дне которого мирно спят огненные вулканы, где горячий, раскаленный докрасна Базальт булькал и дышал обжигающим паром. Глубоко внутри Земли под тяжестью других горных пород ворчали и охали Гранит и Сланец.

А над Землей уже вставало солнце, радостное и теплое. Аметист почувствовал, что это уже не сон, а солнечный рассвет над морем. И вдруг он услышал шорох камешков. Грустная Девочка шла по берегу моря и внимательно смотрела себе под ноги! Аметист изо всех сил закричал: «Я здесь, здесь!» Но Девочка не услышала его за шумом морского прибоя. Тут луч солнца коснулся Аметиста, заиграл на его блестящих гранях. Девочка радостно вскрикнула и бросилась к маленькому сверкающему камешку. «Нашелся, ура, нашелся!» – повторяла она. Потом, немного успокоившись, Девочка положила камешек на ладошку. «Ну, расскажи, расскажи, что ты видел среди других камешков на берегу?» – просила она. Но Аметист ничего не ответил. Ведь он дал честное слово своим братьям-камешкам. А честное слово крепче всего на свете, даже крепче камня.

(И. Н. Рыжов, кандидат геолого-минералогических наук.)

Обсуждение текста.

• Вспомните как можно больше героев этой сказки.

• Какие камешки были твердыми, а какие – мягкими?

• Для чего нужны камешки, о которых идет речь в сказке?

• Какой камешек вам нравится больше всего и почему?

• Откуда берутся камешки?

• Кто из вас видел камни на улице? Дома? На кого из героев сказки они были похожи?

– Нарисуйте иллюстрации к сказке.

 

Как камешки мечтали
(сказка, придуманная детьми)

Жил-был в горах, в пещере Горный Хрусталь. По соседству с ним за правым сталактитом примостился красавец Малахит. Они дружили и часто друг с другом разговаривали. Однажды Малахит говорит: «Давай помечтаем».

Горный хрусталь сказал: «А представь, что сейчас в нашу пещеру придет человек, геолог, и найдет нас. Вот было бы здорово оказаться на теплой ладони человека».

А я бы хотел, чтобы меня нашла девушка и сделала бы из меня украшение. Я бы качался у нее на шее, украшал бы ее наряды», – сказал Малахит.

«А может, из тебя бы сделали картину?» – сказал хрусталь.

Малахит подумал и говорит: «А ты бы хорошо смотрелся в перстне, серьгах или вазе. Здорово бы было, если бы мы пригодились людям».

Но в пещере было тихо, спокойно и хорошо. И ни одна живая душа не появлялась, кроме летучих мышей, которые пищали, летали и не давали камням мечтать.

(Сказку придумали:
Маша О., Алена, Саша К., Лера С., Соня Ш.)


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.