Тема : что делают из природных ископаемых? — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема : что делают из природных ископаемых?

2020-03-31 156
Тема : что делают из природных ископаемых? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: знакомство с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека.

Оборудование и материалы: образцы полезных ископаемых.

– Хозяйка Медной горы владеет разными сокровищами. И сегодня она прислала шкатулку с этими драгоценностями. Они очень нужны людям. Их называют полезными ископаемыми. Почему именно так? Познакомимся с некоторыми из них, экспериментируя.

Торф. Возьмите кусочек торфа и каменного угля и сравните их. Чем они похожи и чем отличаются: сожмем в руке (торф мягкий, рыхлый, рассыпается, каменный уголь – твердый, прочный), опустим в воду (торф легкий, плавает, каменный уголь тяжелый, тонет); польем водой (сухой торф впитывает воду, с каменного угля вода стекает).

– Кажется, что они совсем разные, но это не так. Рассмотрите торф и уголь под лупой. В торфе видны растения – мхи, различные веточки, старые листья. Он образуется на болотах. Каменный уголь получился из торфа, только происходило это очень давно, задолго до того, как появились первые динозавры. На земле тогда было очень тепло и влажно. Деревья старели, умирали и нередко оказывались в болоте. Со временем их накапливалось все больше, они постепенно изменялись и, в конце концов, превратились в каменный уголь.

Человек давно использовал торф: сжигал его, получал тепло. (Воспитатель аккуратно поджигает небольшое количество сухого торфа в керамической посуде.) Каменный уголь тоже дает тепло, его добывают из-под земли и отправляют в печку. (Предлагает дошкольникам попробовать порисовать углем. Заранее нужно выяснить, можно ли что-нибудь изобразить при помощи образца, так как не всякий камень для этого подходит.)

– Положите рядом с простым карандашом кусочек каменного угля. Что у них общего? Стержень карандаша – графит – тоже родственник угля, очень мягкий камешек. Настолько мягкий, что при рисовании мелкие-мелкие чешуйки, из которых он состоит (как стопка бумаги из отдельных листов), как бы отслаиваются, остаются на бумаге. Из каменного угля делают краски, пластмассу.

Соль. Приготовьте пачку пищевой соли, пачку соли для ванн, морскую соль, тарелочки для каждого ребенка, стаканчики с водой, лупы. Сначала рассмотрите с детьми пищевую соль в пачке, затем насыпьте на тарелку каждого «ученого» немного соли. Пусть рассмотрят кристаллы под лупой, растворят их в воде и попробуют ее на вкус. Какая стала вода? Для чего человеку нужна соль? Можно ли обойтись без нее? Соль всегда высоко ценилась людьми, в некоторых странах ее использовали вместо денег. Вспомните поговорку «Несолоно хлебавши». Что она означает?

Откуда берется соль? Почему ее называют каменной? Соль – это тоже камень. Ее добывают в горах в специальных подземных шахтах, а также со дна соленых озер. Затем соль очищают, упаковывают и везут в магазин, где мы ее покупаем. Это вещество необходимо не только людям. Его дают домашним животным, этот минерал лижут дикие звери. (В лесах для них даже создают специальные солонцы.)

Сравните пищевую соль с морскою, с солью для ванн. Попробуйте растворить эти вещества в воде. Раствором морской соли многие дети полощут горло, когда болеют. Соль лечит – для этого существуют специальные соляные пещеры, в том числе и в детских садах. В таких условиях гибнут микробы, и воздух становится очень целебным. В древние времена в соляных пещерах хранили продукты – там они долго не портились, а также книги.

Щебень. Изучите с детьми образец щебня (его легко найти в любом регионе). Какой он – с острыми или округлыми краями? Твердый или мягкий? Щебень – это разные камешки, обломки горных пород с острыми краями размером от лесного ореха до кулака. (Дети трогают камни, пробуют спрятать их в кулачке.) Они используются для строительства железнодорожных насыпей, шоссейных дорог.

Металлы. Пусть дети сравнят крупные кремни, из которых древние люди изготавливали разные орудия труда и металлические предметы, например ножи. Каким ножом лучше резать мясо на тарелке? А очищать овощи?

Отметьте, что человек издавна добывал из-под земли железо и другие металлы. Древние люди делали орудия труда из камней. Со временем наши предки научились плавить металлы. Предметы из них оказались более удобными. Первыми металлами, которые использовал человек, стали медь и золото. Они были очень мягкими, из них было легко сделать разные предметы. Нагрейте металлический предмет под лампой. Дайте попробовать детям: стал ли он теплым? Металлы быстро нагреваются и охлаждаются. Если их нагреть очень сильно, они станут мягкими. Очень горячий металл даже становится жидким и течет. Из такого металла можно делать предметы разной формы, которые после остывания вновь становятся твердыми.

Железо. Рассмотрите с детьми разные изделия из железа. Откуда оно берется? (Если есть возможность, изучите образцы железной руды, например в музее.)

– Какая она? У нее бурый или красноватый цвет. Она тяжелая и прочная. Возьмите компас и поместите его рядом с образцами железной руды. Стрелка отклоняется! Из такой руды в особых печах выплавляют чугун и сталь. Какие еще железные предметы вам известны? (Если в фольклорном музее ДОУ есть чугунок, рассмотрите его, обсудите, почему он так называется (сделан из чугуна), дайте попробовать, какой он тяжелый.) Металлы бывают черными (железо) и цветными (медь, алюминий). Опустите в воду камень, металлический и деревянный предметы. Что происходит? Какой из них тяжелее? Таким же образом можно исследовать разные металлы.

Медь. Подберите медные изделия и рассмотрите их вместе с детьми. В древности человек делал из меди украшения и орудия. Расскажите такую историю. Древним людям, как и нам, нравились блестящие камешки. Так они обнаружили ярко-синюю и зеленую медную руду, которая блестела на солнце. Красивые камешки наши предки приносили к костру, у которого готовили пищу и грелись по вечерам. Однажды они выяснили, что часть камней от огня стала горячей и расплавилась: так люди обнаружили, что из медной руды можно добывать красивый металл – медь – и делать из него украшения. Огненную жидкость, полученную из камня, выливали в глиняную форму, а потом остужали. Металл оказался прочным, и вскоре люди уже производили из него различные орудия труда: ножи, наконечники, топоры. Из меди с добавлением других металлов делают монеты (исследуйте их), памятники.

Золото. Если есть возможность, рассмотрите золотые предметы, например кольцо. Некоторые ученые считают, что золото было первым металлом, который начал использовать человек. Это очень красивый, редкий металл, который всегда ценился людьми. Возможно, если бы железа в природе было так же мало, как и золота, оно тоже считалось бы редким. Какого цвета золото? Из него делают много разных предметов, потому что этот мягкий металл легко обрабатывается, всегда остается чистым и блестящим. Золото использовалось не только для изготовления украшений, из него делали и деньги. (Пусть дошкольники вспомнят сказки, в которых упоминаются золотые монетки, например в сказке про Буратино.)

Серебро. Исследуйте серебряные предметы: украшения, посуду. Сравните их с золотыми. У древних рыцарей были серебряные доспехи. Серебро тоже очень ценный металл, но в отличие от золота со временем чернеет.

Алюминий. Рассмотрите алюминиевые предметы: ложки, кастрюлю, фольгу, украшения и т. п. Что еще делают из этого металла? Его используют при производстве самолетов. Сравните по весу два одинаковых предмета, например ложки из алюминия и стали. Какая из них тяжелее? Почему самолеты делают из алюминия, а не из железа? Алюминий – легкий металл. Затем сравните алюминиевую ложку и фольгу. Что у них общего и чем эти предметы отличаются? Фольга – легкая, тонкая металлическая пластина. В отличие от ложки она легко мнется, складывается. Однако обе они сделаны из алюминия.

Еще один известный металл – это олово. (Вспомните сказку Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».) Олово также используется людьми с давних времен (например для изготовления посуды). Почему расплавился оловянный солдатик, хотя и был стойким? Он был сделан из металла, который плавится на огне.

Нефть. Если у вас есть образцы нефти (особенно если ее добывают в вашей местности), познакомьте детей и с этим полезным ископаемым. В отличие от каменного угля или железной руды нефть – это густая, маслянистая, темная жидкость. Капните немного нефти в миску с водой и понаблюдайте, что получилось. Нефть образовалась в земле очень-очень давно из остатков растений и животных. Для того чтобы ее добыть, нужно пробурить глубокую скважину и выкачать жидкость с помощью насоса. Есть большие специальные корабли для перевозки этого полезного ископаемого – танкеры.

Нефть называют горючим полезным ископаемым. Что это значит? Она горит. Из нефти делают бензин, керосин, вазелин, краски, пластмассы, волокна для ткани.

Газ. У кого из вас на кухне стоит газовая плита? Газ – это тоже полезное ископаемое. Он бесцветный, легкий (легче воздуха). Его используют не только как топливо, но и для производства пластмасс, волокон для тканей. Объясните детям необходимость осторожного обращения с газом.

Известняк это обычный мел или серый камень. Он образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов. Известняк – горная порода. Вещество (минерал), из которого она сложена, называется кальцит, от латинского слова «калькс» – известь.

Полевой шпат – самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много разновидностей полевых шпатов. Среди них есть белые, серые, желтоватые, розовые, красные, зеленые камни. Чаще всего они непрозрачны. Некоторые из них используют для изготовления украшений.

Кремень часто встречается в природе, обычно в виде желваков, покрытых снаружи беловатой коркой. Сам он бывает разного цвета – коричневого, желтого, серого и даже черного. Попадаются камни с рисунком. Кремень выглядит так, как будто натерт воском. Этот камень довольно легко раскалывается на острые обломки. Поэтому первобытные люди делали из него свои орудия труда и охоты – рубила, скребки, ножи, наконечники стрел и копий. С помощью кремня высекали искры для разжигания огня.

Пемза – легкий пористый камень, похожий на губку. Он не тонет в воде. Этот камень образуется из лавовой пены, насыщенной пузырьками газа. Пемза – окаменевшая лавовая пена. Многие могут познакомиться с ней в своей ванной комнате – кусочки этого камня используют для ухода за кожей.

Малахит – один из самых знаменитых камней. Помните книгу П. Бажова «Малахитовая шкатулка»? На Урале, где происходят события этой книги, малахит начали добывать больше двухсот лет назад. И делали из него не только великолепные шкатулки, но и вазы, броши, запонки и много других изделий. Малахит – минерал зеленого цвета с очень красивым рисунком. Зеленый цвет ему придает содержащаяся в нем медь.

Коралл – камень, созданный живыми существами. Это скелет морских животных – коралловых полипов, населяющих теплые тропические моря. Кораллы очень разнообразны по форме и цвету. Многие из них похожи на веточки деревьев. Бывают белые, оранжевые, розовые, красные, черные кораллы. Они используются для изготовления украшений.

Бирюза – очень красивый минерал голубого или зеленого цвета. Из нее делают бусы, серьги, перстни, другие украшения. Особенно ценится голубая бирюза.

Янтарь – окаменевшая смола древних хвойных деревьев. Нередко в янтаре можно обнаружить насекомых, когда-то увязших в смоле. Цвет янтаря – от бледно-желтого до красно-коричневого. Из этого замечательного камня делают самые разные украшения – бусы, браслеты, кулоны.

Жемчуг – еще один камень, «рожденный» живыми организмами. Жемчужины образуются в раковинах морских и речных двустворчатых моллюсков. Бывают жемчужины круглой и неправильной формы.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.