Методика развития компонентов строительной игры старших дошкольников — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Методика развития компонентов строительной игры старших дошкольников

2020-04-01 148
Методика развития компонентов строительной игры старших дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

Основной особенностью конструирования детей старшего дошкольного возраста, является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определенной логике [2]. Ребенок увлекается самим процессом строительства, стремится, чтобы его постройка максимально была похожа на отображаемый или воображаемый предмет, именно здесь конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Значит, в процессе детского конструирования решаются конструктивные задачи: приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Дети в своих постройках отображают все или основные элементы сооружений, одновременно воспроизводят их функции: дверь - чтобы входить, стул - чтобы сидеть. Ребенок усваивает функциональное назначение построек в процессе взаимодействия с окружающей действительностью под руководством взрослых.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНОГО ЗАМЫСЛА

Конструктивное творчество представляет собой сложный комплекс умственных и практических действий. Всякий творческий процесс начинается с определения замысла.

Замысел - это представление о конечном результате, предмете деятельности и путях его достижения. Детский замысел определяется содержанием конструирования, которое организуется взрослым.

Конструктивный замысел рождается в процессе умственной деятельности ребенка. Постоянное сравнение, анализ, синтез известных из прошлого опыта конструкций лежат в основе замысла. Замысел, подкрепленный конструктивными знаниями и умениями, порождает творчество. [16].

Творчество - это такая деятельность, в процессе которой создаются новые элементы, логически аргументированные требованиями реальных условий, в которых протекает детская деятельность.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Одним из условий формирования детского конструктивного творчества, является воспитание у детей конструктивных умений и навыков - овладение техникой строительства. [12]. А получение умений и навыков невозможно без практики.

Технические умения и навыки, с помощью которых дети создают свои постройки, можно разделить на более общие и специфические.

К специфическим относятся: сооружение отдельных предметов.

К общим относятся:

14.с помощью, которых ребенок располагает постройку в пространстве: в длину, ширину, высоту;

15.умение ставить материал в разном пространственном положение: замыкать пространство, делать перекрытие.

Владея общими техническими умениями, дети могут определять способы сооружения конкретных построек (заборчик, дорожка). В процессе конструирования дети используют различные строительные материалы. Для каждого из них характерны свои технические приемы (деревянные кубики, пластмасса, железо).

Ставя перед детьми конструктивные задачи, воспитатель раскрывает не только цель деятельности, но и средства ее достижения.

Основной формой организации детской деятельности являются занятия. Здесь формируются умения детей осуществлять пространственный анализ конструкции предмета. Конструктивная деятельность детей должна осуществляться в деловой и непринужденной обстановке. Ребята могут советоваться друг с другом и с воспитателем. Одним из условий успешной работы с детьми по конструированию является воспитание у них интереса к этому виду деятельности. Поэтому объединять детей для занятий следует с учетом их желаний.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В КОНСТРУИРОВАНИИ ПО ОБРАЗЦУ

Конструирование и строительная игра открывают большие возможности для формирования творчества детей, для всестороннего развития личности ребенка.

Детское творчество - это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Дети сооружают свои постройки, конструкции с помощью специальных средств - игровых строительных материалов, деталей. Деятельность, в процессе которой получается та или иная постройка, требует от детей сложных пространственных ориентировок. Для этого детям необходимо постоянно «видеть», представлять создаваемую деталь и постройку в целом с их пространственными особенностями. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются представления, развивается воображение, мышление, то есть совершенствуются те способности, которые лежат в основе технического творчества.

Когда дети приобрели технические навыки, овладели техникой строительства, необходимо добиться от детей предварительного замысла конструирования. Так как, творческая деятельность детей является результатом целенаправленного педагогического руководства, хорошим заданием будет конструирование по образцу.

Где способы создания конструкции ребенок находит на основе восприятия образа, используя свой опыт.

Рассмотрим, как воспитатель организует занятия со строительным материалом с детьми старшего дошкольного возраста, по методике Давидчука А.Н. [2].

Дети 6 лет уже овладели основными приемами конструирования и умением осуществлять анализ образца постройки.

· И одной из задач воспитателя в этой группе является выработка у детей умения создавать собственные конструктивные замыслы, уже в представлении. Детей следует учить подробно, рассказывать о способах сооружения построек различной конструкции, приучать к более точному и обобщенному анализу конструкций и выделять способы их сооружения. При этом необходимо показать, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от строительного материала и способов соединения элементов при построении.

Например: Дети строят дома, воспитатель следит за тем, чтобы конструкция постройки у каждого ребенка отвечала замыслу. После того как ребенок построил дом в соответствии с замыслом, он может дополнять и уточнять свою конструкцию. (Приложение 1).

· Иногда предусмотренный способ конструирования не подходит к данному конкретному случаю, и в этом ребенок убеждается только в ходе практической деятельности. Он стремится найти новый способ построения элемента или предмета в целом. Такой поиск также одобряется и поддерживается педагогом.

· Следует учесть, что в начале дети будут с большим трудом создавать свою постройку по предварительному замыслу. Некоторые из них не могут сказать ничего, пока не увидят материал, из которого можно построить данный предмет. Другие описывают некоторые способы конструирования, называя основные части предметов, то есть, воспроизводят те знания, которые они получили: «Буду строить фундамент, стены, дверь, крышу». В данном случае намечается общий план деятельности, однако, замысел конструкции еще отсутствует.

· Вначале дети спешат перейти к практической деятельности, замысел рождается уже в ходе самого конструирования. Поэтому очень важно с самого начала давать детям установку: прежде чем троить, нужно подумать, что и как строить!

· Иногда ребенок задумывает построить какое-то сооружение, но после предложения воспитателя описать способы его конструирования изменяет решение, ставит перед собой более доступные задачи, обусловленные прошлым опытом. Если ребенку трудно выполнить новый конструктивный замысел, можно разрешить ему построить сооружение по собственному желанию, но в ходе строительства необходимо добиваться от ребенка, чтобы он рассказывал, как справится с работой.

Для занятий детей 7 лет конструированием, можно использовать разнообразные виды образцов. Кроме детских построек, образцом могут быть рисунки, фотографии, иллюстрации, а также сооружения, которые дети наблюдали на экскурсиях.

Важно, чтобы каждый ребенок принимал активное участие в постройке, а не был «подсобным».

В детских садах встречаются разные конструкторы: деревянные, металлические, пластмассовые. Это наборы различных деталей и изображений предметов, с помощью которых дети могут конструировать различные сооружения.

· Изображаемые на рисунках модели довольно сложны для детального восприятия их детьми. Для того, чтобы воспроизвести эти модели в постройке, ребенку приходится проделывать очень сложную систему действий. Он должен «видеть» все пространственные особенности как предмета в целом, так и всех его частей, найти в конструкторе детали, которые потребуются для работы, и затем правильно их соединить.

· В работе с детьми по конструированию, специальное внимание следует уделять формированию у них умения представлять конструкцию в разном положении. Для этого надо предварительно провести с ними беседу о том, что дома строятся так, чтобы между ними были улицы, проспекты, площади, поэтому различные сооружения строятся часто друг против друга.

В конструировании по образцу под непосредственным руководством воспитателя у детей формируется творческая деятельность. Конструктивное творчество детей проявляется здесь, прежде всего, в создании оригинальных способов конструирования тех предметов, которые определяются образом.

Обучение детей творческому конструированию по образцу вооружает их знаниями пространственных отношений и умениями применять их в процессе деятельности. На основе этих знаний, дети поучают возможность осуществлять творческий поиск при сооружении различных построек, как на этапе замысла, так и в ходе его осуществления.

Однако в детских садах воспитательный процесс не ограничивается только конструированием из готовых деталей конструктора. Существует много приемов и способов конструирования из бумаги, природного и бросового материала, что мы сейчас и рассмотрим на примере методик Комаровой Т.С. [10], Куцаковой Л.В. [8], Минскина Е.М. [11].

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Продолжать совершенствовать умения детей сгибать лист бумаги (полученные на занятиях изобразительной деятельностью);

2. учить работать по готовой выкройке, по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезания по контуру;

3. детей учить изготовлять поделки из спичечных коробков путем их различных сочетаний и соединений;

4. при изготовлении игрушек-самоделок из бросового материала - катушек, проволок, поролона, пенопласта и т.п. - дети знакомятся со свойствами этих материалов и учатся использовать его в соответствии с задуманной конструкцией;

5. детей продолжают учить умению, целесообразно использовать природный материал (желуди, траву, шишки и т.п.) при изготовлении различных поделок. Дети овладевают навыками соединения отдельных частей при помощи клея, спичек;

6. они совершенствуются также в планировании своей деятельности, в умении работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, выдумку.

ПРОХОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Овладению новым способом конструирования посвящается несколько занятий, идущих друг за другом, с постепенным усложнением конструкций поделок на каждом из них. Например:

Обучая детей конструированию из готовых форм, путем склеивания, воспитатель на первом занятии показывает детям, как из спичечных коробков можно сделать автобус: как склеивать коробки между собой и обклеивать их бумагой, как крепить колеса и т.д., и дети, следуя показу и объяснению, выполняют задание.

На втором занятии, основная задача которого показать детям, что от расположения коробок по отношению друг к другу зависит конфигурация конструкции, воспитатель предлагает в начале вспомнить, как дети делали автобус, и затем показывает им несколько образцов готовых поделок мебели. Обследуя эти поделки, дети устанавливают, из скольких коробок сделана каждая из них, как они склеены между собой и т.д., и выбирают предмет, который они будут конструировать, подбирая при этом соответствующий материал.

С целью закрепления умений, полученных на двух предыдущих занятиях, воспитатель организует занятие по замыслу (из коробок, картона, бумаги), на котором дети самостоятельно определяют, что они будут делать, из какого материала и как.

Однако на последующих занятиях по изготовлению из коробок, картона и бумаги поделок более сложной конструкции (грузовика, санок, корабля) воспитатель опять обговаривает с детьми весь процесс изготовления.

Такие циклы занятий способствуют формированию обобщенных способов конструирования, которые дети самостоятельно и творчески используют в своих дальнейших поделках.

Иной способ использования спичечных коробков [11] известен не многим. Несколько коробков обклеенных бумагой могут составлять сложные, объемные фигуры, как кубики их можно использовать для создания интересных и полезных игр и головоломок. (Приложение 2,3).

Из спичечных коробков, например, можно изготовить целый набор деталей для строительных игр.

Если соединить их определенным образом, то потом из полученных элементов можно, собирать различные по форме сооружения: дома, арки, башни, мосты и т.п.

Прежде чем приступить к созданию этих элементов, надо каждый коробок обклеить белой или цветной бумагой. Эту работу можно поручить детям, если ее хорошо организовать.

Надо заранее подготовить полоски бумаги соответствующих размеров. Соединить и оклеить коробки.

Всего для изготовления одного комплекта деталей, по методу Минскина Е.М., понадобится 38 коробков. Но, число деталей при желании можно увеличить. Это создаст еще больше возможностей для конструирования.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

При обучении детей конструированию из бумаги и других материалов воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, показ способов изготовления, обследование готового образца, вопросы к детям с целью привлечения имеющегося у них опыта и т.д.

Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависит от задач обучения и наличия опыта у детей.

Если на занятии при изготовлении поделки используется новый способ действия, то воспитатель, во-первых, дает детям для воспроизведения поделку простой конструкции, а во-вторых, подробно показывает и объясняет как сам способ, так и последовательность его выполнения. По мере овладения детьми этим способом воспитатель отходит от подробного объяснения и показа и больше использует готовый образец, его обследование и вопросы к детям, активизирующие имеющиеся у них знания.

С целью привлечения детского внимания к новым видам поделок воспитатель за несколько дней до занятия, в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Например, перед обучением поделкам из бросового материала на выставке показывает маленькие композиции, демонстрируя разные строения, сделанные из различного материала.

Рассматривая игрушки, представленные на выставке, воспитатель обращает внимание детей не только на сходство, но и на то, из каких частей они состоят и как эти части скреплены между собой, на способы передачи.

На занятиях воспитатель, прежде всего, говорит детям, с какой целью и для чего они будут делать ту или иную поделку, и обязательно организует их использование по назначению (в игре, в качестве подарка малышам, близким, при украшении елки и т.д.).

Конечно же, планируя занятия по конструированию, воспитатель должен знать, что их целесообразно проводить с использованием разнообразных конструктивных материалов, во всех кварталах, чередуя между собой.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ИГР В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

По мере взросления ребенка, перехода его из младших групп в старшие, происходит усвоение им разнообразных форм конструирования. Поэтому в старших группах вводятся новые виды конструирования, которые опираются на уже имеющиеся знания, умения и навыки дошкольников.



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.