Проблемы нормативного регулирования пропаганды наркотических средств — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Проблемы нормативного регулирования пропаганды наркотических средств

2020-04-01 114
Проблемы нормативного регулирования пропаганды наркотических средств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наркотизация населения является в первую очередь следствием криминализации общественного сознания. Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо реальные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь российского общества. Постановлением Правительства РФ от 07.02.2006 N 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации" были отменены средние разовые дозы наркотических средств и психотропных веществ, но при этом сужаются границы уголовно наказуемой пропаганды наркотиков - теперь разрешена пропаганда применения инструментов и оборудования, используемых для применения наркотиков, в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний (примечание к ст.230 УК РФ).

По данным многочисленных социологических исследований, каждый второй заявляет, что узнает о наркотиках из прессы. В первую очередь именно пресса, а также определенные телепрограммы и телефильмы являются неиссякаемым источником информацию о:

¾ свойствах разных видов наркотиков;

¾ местах их приобретения и сбыта;

¾ расценках на различные виды наркотиков;

¾ преимуществах использования отдельных наркотических средств над другими;

¾ местах произрастания наркотиков растительного происхождения;

¾ эйфорических ощущениях после приема наркотических средств;

¾ способах и методах разработки наркотических средств.

Подобная реклама оказывает пагубное воздействие в первую очередь на подростков с их еще не сформировавшейся психикой, быстрее поддающейся влиянию путем стимулирования интереса к потреблению этого зелья. Даже позитивная на первый взгляд информация об изъятии, к примеру, двух килограммов наркотиков на сумму в 150 млн. руб., может быть воспринята определенным контингентом как реклама легких способов зарабатывания денег. Особый вред наносит информация о возможности полного избавления от наркотической зависимости. Речь идет о рекламе различных частных наркологических клиник, "гарантирующих" избавление от данного недуга восьми из десяти обратившихся за помощью. При этом, по заключению наркологов, шансы полной реабилитации равны не более 5% от всех наркологических больных. В среднем же 99% наркоманов после лечения возвращаются к тем же проблемам в течение года.

Все чаще фиксируются случаи осознанной пропаганды наркотиков некоторыми представителями средств массовой информации, лицами, имеющими серьезное влияние на молодежь, прежде всего некоторыми звездами рок-музыки и культуры. Таким образом, СМИ в нашей стране стали одним из основных источников распространения молодежной наркотической субкультуры.

Запрещение пропаганды употребления наркотиков в средствах массовой информации в Российской Федерации произошло на законодательном уровне в 1998 г., когда был утвержден Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". Закон определяет понятие пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров как деятельность физических или юридических лиц, направленную на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции СМИ, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях.

В 2000 г. этот запрет был внесен в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации". В случае нарушения запретов на данную пропаганду оба закона предполагают приостановление или прекращение деятельности допустившего нарушение средства массовой информации.

Но такое понимание пропаганды является поверхностным, поскольку оно не включает в себя распространение иных негативных знаний и идей (философских, исторических и т.д.), а также деформированных эстетических и морально-нравственных ценностей. Так что можно говорить о том, что в сферу права попадает только самая явная и, следует заметить, малая часть "пропаганды наркотических средств", которую можно назвать "открытой пропагандой".

В то же время до сих пор нет ясности, что же такое скрытая пропаганда употребления наркотиков и каким образом следует принимать меры по ее недопущению. Сейчас, когда наркотическая субкультура столь тесно переплелась с современной музыкой, литературой, кино, внедрила в "обыденное" сознание свой "сленг", дать скрытой пропаганде четкое и "формализованное" определение вряд ли возможно. В то же время без подобного определения невозможно и ведение юридической практики.

Число пользователей Интернета постоянно растет, и, что необходимо подчеркнуть особо, активно развивается именно подростковый и молодежный сегмент этой аудитории. Поисковики дают ссылки более чем на 5 тысяч различных сайтов, из которых менее 1% являются антинаркотическими. Остальные же представляют собой ресурсы, проводящие открытую пропаганду наркотиков и наркотического образа жизни. На страницах данных сайтов подробным образом рассказывается о способах приготовления наркотиков в домашних условиях, умышленно преуменьшается вред от их употребления, предлагаются к продаже предметы наркотического обихода, проводятся сборы подписей в поддержку легализации марихуаны в России. В соответствии с Конвенцией о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г. государства должны выступать категорически против проведения в средствах массовой информации обсуждения вопросов легализации потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Если по отношению к другим СМИ, допускающим пропаганду наркотических средств, можно хотя бы указать на непосредственных виновников, например главного редактора, ответственного выпускающего и т.д., то специфика размещения информации в сети Интернет такова, что найти и призвать к ответственности подавляющее число нарушителей не представляется возможным.

Проблема также состоит и в том, что авторами большинства статей о борьбе с наркоманией являются журналисты, которые зачастую не владеют специальными медицинскими знаниями в данной области, они не знакомы с законодательством, регулирующим вопросы борьбы с наркоманией. При этом в России сложилась ситуация, когда почти не публикуются посвященные наркомании статьи специалистов, имеющих прямое, профессиональное отношение к решению этой проблемы: врачей, психологов, педагогов, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.