Развитие исламской юриспруденции — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Развитие исламской юриспруденции

2020-04-01 129
Развитие исламской юриспруденции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

По этой проблеме существует много споров и разногласий. Но большинство исследователей отмечают следующие моменты.

Во-первых, мусульманская община с 622 г. н.э. существовала как независимое политическое образование, которым необходимо было регулярно руководить, правительство и суды нуждались в каких-то законах. Основой для создания подобных законов и правил были Коран и при жизни Пророка - его указания [4,27].

Во-вторых, подавляющее большинство предписаний и мнений Пророка и деятелей первого и второго поколений мусульман сохранились в течение нескольких десятилетий в виде неформальной устной традиции, и лишь во втором веке Ислама они были постепенно собраны и записаны для систематического изучения и развития.

В-третьих, во втором веке Ислама при систематическом изучении традиций первого и второго поколений мусульман была перевернута гора материала, для того, чтобы определить степень значимости взглядов разных лиц и оценить их в свете Корана и Сунны. К этому времени Сунна уже приобрела особое значение как самостоятельный и авторитетный источник шариата. Это традиции распространены до сих пор для подкрепления положений шариата на основании критериев, установленных узул ал-фикх (наукой о корнях и основах шариата) [4,28].

Наконец, хотя до второго века Ислама отнюдь не было правового вакуума, правовые нормы, представленные в Коране, Сунне, традиции, идущей от первых мусульман, еще не представляли до этого времени целостной правовой системы.

Создание шариата во втором веке Ислама основывалось на трудах отдельных ранних правоведов-судей, работавших в разных мусульманских центрах: в Медине и Мекке в Западной Аравии, в Басре и Куфе в Южном Ираке, в Дамаске в Сирии, а также Египте. В силу того, что эти ранние правоведы-судьи работали самостоятельно и не зависели друг от друга, их мнения отличались значительным разнообразием, возникающим под воздействием различных местных условий, которые воспринимались как естественные и законные. Основателями сохранившихся суннитских школ исламской юриспруденции были, таким образом, отдельные правоведы, работавшие каждый в своем центре [4, 28].

Однако в силу разнообразных политических и социальных причин с начала правления Аббасидов, т.е. с 750 г. н.э., начался процесс консолидации и систематизации работ отдельных правоведов и их учеников в различных школах шариата.

Решающее значение для достижения зрелости исламской юриспруденции и создания правовых школ в эпоху ранних Аббасидов имело более строгое определение источников шариата. Таким образом, VIII-IX века стали периодом феноменального расцвета толкования Корана и определения подлинности и фиксации Сунны Пророка [4,29].

 

Источники шариата

 

Четырьмя источниками шариата являются Коран, Сунна Пророка, иджма и кийяс. Два последних понятия означают, соответственно, консенсус и суждение по аналогии.

Логика шариата, как религиозной юридической системы, четко говорит о том, что его следует выводить прежде всего из прямого божественного откровения, т.е. Корана, во-вторых, из Сунны Пророка, которому было дано это откровение, и, наконец, из четко зафиксированных действий отдельных людей или общества, живших в соответствии с этим откровением и традицией. Хотя иджма и кийяс непосредственно не указаны в Коране или Сунне, как источники шариата, развитие этих концепций вышло из четко санкционированного источника - иджтихада юристов-основоположников, живших во втором и третьем веках Ислама [4, 30].

Коран

Чтобы правильно понять роль Корана при разработке шариата, следует признать, что Коран был призван скорее выработать определенные базовые нормы поведения в мусульманском обществе, чем оформить эти нормы в виде прав и обязанностей. Коран содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизационного общества, такие, как сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия, и выражает их в виде исламской религиозной этики. Коран не определяет никаких юридических последствий нарушения своих требований, распространяющихся на сферу «публичного права» [4,30].

Таким образом, «Коран не является сводом законов или учебником права, и не претендует на эту роль. Однако было бы большой ошибкой недооценить роль Корана в создании исламской правовой системы». Но что более важно, Коран служит источником убежденности мусульман в том, что шариат является прямым и ясным выражением воли Аллаха. Из этого следует, что все прочие правовые источники и технологии, а также отдельные положения шариатского права, должны либо опираться на Коран, либо как минимум соответствовать его положениям [4, 31].

Сунна

Арабский глагол «санна» означает «придавать чему-либо надлежащую форму и создавать нечто в виде образца». Этот же глагол употребляют, говоря об образцовом поведении. Такое образцовое поведение может либо быть результатом соблюдения традиции предков-основателей, скажем, племени или общины, или, напротив, чем-то принципиально новым, устанавливающим образец для подражания. Как объясняет Фазлур Рахман, эта концепция содержит в себе два элемента: некий (предполагаемый) исторический пример поведения и его нормативность для последующих поколений [4, 32].

На протяжении первого века Ислама термин «Сунна» употреблялся для обозначения как Сунны Пророка, так и Сунны в значении традиций отдельных мусульман и общины в целом. Употребление слова «Сунна» в таком более широком значении, как обозначение образцов поведения отдельных видных мусульман или мусульманской общины, не противоречит идее ривайят, устной традиции, рассказывающей о являющемся образцом для верующих поведении Пророка, возникшей в самом начале истории Ислама [4, 33].

После того как во втором веке Ислам (VII - начало IX века) Сунна Пророка приобрела определяющую роль в качестве источника шариата, особое значение получили и вопросы её достоверности, точности передачи и условий появления [4,33]. Однако, ясно одно, что сегодня любые попытки определить истинную Сунну от ложной, или восстановить незаслуженно отвергнутые в прошлом версии Сунны являются безнадежной задачей [4, 34].

Иджма (консенсус)

Несмотря на то, что при определении сферы и способа применения иджмы возникают некоторые сложности, этот принцип был мощной движущей силой развития шариата. Более того, было призвано, что «только те интерпретации и применение Корана и Сунны являются верными, которые были приняты на основании консенсуса (иджмы). И только мнения и тексты тех людей считаются авторитетными, которые были призваны таковыми на основании консенсуса (иджмы) всей общины» [4, 34].

Кийас

Применяя кийас (аналогию), юрист «на основании некоего общего принципа, воплощенного в прецеденте, делает вывод о том, что рассматриваемый им случай подходит под этот принцип или подобен данному прецеденту, поскольку ему свойственна общая с ними существенная характеристика, именуемая «основанием» (илла)». Поскольку определение «илла» или основание исходного прецедента или прежнего правила и наличия того же основания в новом случае зависит от мнения правоведа, принцип кийяс вызывал сопротивление, так как основывал шариат на человеческих суждениях, а не божественном откровении.

Подобных обвинений можно избежать, только если ограничить применение кийас теми случаями, в которых невозможно применить ни один из других источников шариата, и если принимаемое в результате решение полностью соответствует совокупности шариата, всем его принципам и правилам [4, 36].


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.