Конструирование в детском саду, его место и значение для умственного развития ребенка. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Конструирование в детском саду, его место и значение для умственного развития ребенка.

2020-04-01 243
Конструирование в детском саду, его место и значение для умственного развития ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Понятие конструктивной деятельности и детского конструирования. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление по­делок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т.п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

 

В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка.

 

Конструирование — прежде всего, важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей ребенка. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной дея­тельности, в частности, в конструировании. Здесь сенсорные процес­сы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

 

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние ка­чества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия. В кон­струировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез).

 

В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуется не только сама деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создается также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формиру­ется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

 

Сенсорное воспитание ставит задачей развитие пространствен­ных представлений, и в этом большая роль принадлежит конструи­рованию. Сооружая конструкцию (постройку), ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. Совершенствуются эти пред­ставления и тогда, когда он создает игрушку, размещая и наклеи­вая мелкие детали (украшения на стенках корзинки, окна у домика и др.) на плоскостной развертке (выкройке); перед тем, как сло­жить и склеить выкройку в готовую объемную игрушку, конструкции размещаются на определенной плоскости («на улице», «на ферме» и т.д.). Таким образом, формирование пространственных представлений в процессе конструирования происходит на наглядном мате­риале, однако более сложные конструктивные задачи (выполнение модели в новом положении, работа с выкройкой) требуют уже некоторого отвлечения от непосредственно воспринимаемого, т.е. более сложной мыслительной деятельности.

 

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия раз­личных сооружений и создания собственных построек. Дети по­знают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие, и различные признаки. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях — фундамент, стены, окна, двери, крыша; в машинах — мотор, кабина, кузов, колеса и т. д. Части различаются по форме, величине и отделке. Зависят эти различия от назначения: здания школы имеют большое количество широких окон, чтобы в классных комнатах было много света; здания жилых домов имеют более узкие окна с балконами; здание магазина - широкие витрины и т.д. Форма и величина частей различ­ная, однако, основные части остаются одними и теми же.

 

Формиро­вание такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влия­ние на развитие мышления детей.

 

В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является осно­вой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготов­ления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.

 

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследо­вать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся пла­нировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.

 

В процессе занятий конструированием дети усваивают правиль­ные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т.д.), узнают об особенностях геометрических тел: у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцовые, а остальные прямоугольные, у прямоугольника противо­положные стороны равны и т. д.

 

Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом.

 

В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направ­лений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т.п.), овладе­вают и такими понятиями, как «высокий - низкий», «широкий - узкий», «длинный - короткий».

 

Конструирование на занятиях и в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирования моральных качеств личности ребенка. Обучение старших дошкольников соору­жению построек, изготовлению различных игрушек из бумаги и других материалов для подарка малышам, маме, бабушке, домиков для птиц и животных воспитывает у детей определенную направлен­ность нравственных чувств (заботу о людях, птицах, животных).

 

Конструирование на занятиях и в игре имеет большое значение для организации дружного детского коллектива. На занятиях дети учатся совместно выполнять общую работу (вместе готовят игруш­ки для елки, для макетов на разные темы, например «Наша улица», вместе строят мост, театр и др.). В этом случае деятельность детей направлена на достижение общей цели. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, распределять обя­занности, в нужный момент оказать помощь товарищам, мотиви­ровать свои предложения.

 

В играх эти умения углубляются и закрепляются. Таким обра­зом, при определенной направленности обучения конструированию и руководства конструктивными играми детей совместная их дея­тельность предоставляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.

 

Нравственное совершенствование происходит в тесном взаимо­действии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе реша­ется задача всестороннего, гармонического развития ребенка. Конструирование способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятель­ность, инициативность, организованность и ответственность при выполне­нии задания.

 

На занятиях конструированием и в игре у детей вос­питывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснение педагога и работать в соответствии с его указаниями, в совмест­ной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.

 

В процессе конструирования осуществляется физическое совер­шенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообраз­ных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, спо­собствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

 

Конструирование является и эффективным средством эстети­ческого воспитания. Знакомя детей на экскурсиях с некоторыми сооружениями и постройками (каналы, жилые дома, здания дет­ских садов, школ, театров), а также доступными для их понимания архитектурными памятниками (Московский Кремль, Большой театр и др.), педагог имеет возможность развивать художествен­ный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей развивается понимание целесообразности архитектурных решений.

 

Создание поделок из природного материала и сбор его в процессе экскурсий в лес, парк способствуют воспитанию у детей особого отношения к природе, умения видеть красоту цвета и форм, целесообразность их сочетаний.

 

Целенаправленное и систематическое обучение детей кон­струированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться, раскры­вает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой позна­вательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности про­извольно управлять своими познавательными процессами (направ­лять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности системати­чески выполнять умственную работу, необходимую для сознатель­ного усвоения знаний.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.