Предпосылки развития изобразительной деятельности в раннем возрасте. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Предпосылки развития изобразительной деятельности в раннем возрасте.

2020-04-01 719
Предпосылки развития изобразительной деятельности в раннем возрасте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предпосылки развития изобразительной деятельности в раннем возрасте.

1-й этап в развитии способностей начинается с того момента, как ребенок впервые взял в руки материал для изображения. В пед. литературе этот этап называется доизобразительный. Т.к ребенок еще не создает изображение предмета, у него нет желания и замысла что-либо изобразить.

1-я стадия – каракули, 2-я – ритм, 3-я - ассоциации

На доизобразительном этапе важную роль играет ассоциативное мышление.

Дети путем нахождения ассоциаций, находят сходства между простейшими формами и линиями с определенными предметами.

Однако ассоциации ребенка не устойчивы, поэтому задача воспитателя – напоминать детям о том сходстве, которое они установили.

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу, когда дети целенаправленно повторяют ту форму, которая у них получилась случайно.

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Ребёнок уже ставит цель, а потом рисует.

Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения.

Однако 1-ые изображения детей схематичны и просты, в них отсутствуют некоторые детали и признаки. С развитием мышления развивается и характер изображения предметов. Дети способны передавать пропорции, форму, цвет и движение предметов.

В развитии способностей ребенок от обучения простому изображению предмета идет к передаче этого предмета во взаимодействии с другими, т.е от предметного изображения он переходит к сюжетному.

Методика обучения лепке в младшем дошк возрасте

Задачи обучения:

1 Вызвать интерес к лепке.

2 Побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства.

3 Учить во время лепки ориентироваться в форме предметов, величине и их количестве.

Методика:

На первых занятиях по лепке детей знакомят с глиной, учат раскатывать её между ладонями прямыми движениями. Так получаются столбики палочки.

Следующий этап – это изменение знакомого предмета для получения другого. Столбик соединяют и получаю колечко, бублик. Этот процесс требует от детей большого зрительного контроля и работы не только ладонями, но и пальцами.

Затем детей учат лепить предметы округлой формы, т.е. скатывать ком глины между ладонями круговыми движениями. Так дети лепят мяч, апельсин, яблоко, вишни.

В декоративной лепке после того, как научились лепить шар, дети лепят предметы дискообразной формы. Для этого шар расплющивают между ладонями. Затем этот диск украшают, вырезая на нем узор при помощи специальных палочек СТЕК. Так дети лепят тарелки, пряники и др.

Следующий этап – это лепка предмета, состоящего из нескольких частей (снеговик, неваляшка, башня из шариков, колец и дисков).

На всех занятиях используются информационно-рецептивные и репродуктивные методы, а именно показ образца, обследование, беседа, худ. слово, упражнение в действии.

Методика обучения лепке в среднем дошк возрасте

Задачи обучения:

1 Продолжают воспитывать устойчивый интерес к лепке.

2 Развивают активность мышления и воображения, координацию движения рук.

3 Учат лепить всей кистью руки и пальцами.

4 Развивают эстетическое восприятие формы, симметрии и пропорции.

Методика:

На первых занятиях закрепляются знания, полученные ранее, затем детей начинают учить лепить фигурки, состоящие из нескольких частей, различных по форме (девочку в длинной шубе, кролика, кошку, медведя и др.). Причем изображение животных происходит с применением приема оттягивания (напр., изображение кошки начинается с лепки овального туловища, затем головы, хвоста, а передние лапы оттягиваются от обще массы (сидящая кошка)).

В этом возрасте детей начинают учить самостоятельно делить ком глины на необходимое количество частей.

В декоративной лепке детей учат вдавливать пальцами шар, для получения полых предметов (вазы, горшки и др), а также загибать края у дискообразной формы (глубокие тарелки).

Выразительные средства архитектуры — композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика материалов. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота).объемов, фактура и цвет

Архитектуре присущи только ей свойственные понятия, определяющие те средства, которыми достигаются архитектурная гармония, уравновешенность, единство различных масс, т. е. зрительное совершенство. К таким средствам могут быть отнесены: единство и соподчиненность, тектоника, соотношение архитектурных форм, пропорции, масштабность, ритм, фактура и цвет, а также использование смежных видов искусств.

Единство — основной закон архитектурной композиции. Оно может быть достигнуто приданием зданию простой нерасчлененной формы. Однако, как правило, единство и гармоничность достигаются многообразными композиционными средствами, к которым относятся различные приемы компоновки планов и объемов зданий и их конструктивной структуры, а также ряд художественных композиционных средств, взаимно связанных и направленных к единой цели — достижению архитектурной выразительности сооружения.

Под тектоникой понимают художественное выражение конструктивной структуры здания. По характеру зрительного восприятия различают элементы тяжелые и легкие, статичные и динамичные, массивные и пространственные.

В архитектурном значении соотношение архитектурных фррм определяется по их величине, массе, фактуре и другим качествам. Так, например, масса обладает весомостью, которая может быть выражена (зрительно) в большей или меньшей степени. Отсюда возникает необходимость создания зрительной уравновешенности масс как одного из важных компонентов композиции. Соотношение отдельных объемов или частей сооружения может быть тождественным, нюансным или контрастным. Именно этими средствами может быть достигнуто акцентирование главного содержания.

Пропорциональность в архитектуре — это соотношение между размерами, т.е. гармоничное соотношение всех элементов и частей здания между собой и с целым. Именно пропорциональность зрительно устанавливает между частями здания закономерную связь.

В архитектуре используют две системы пропорциональности. Первая основана на соотношениях простых чисел и называется модульной. В этой системе мерой всех частей является единая исходная величина — модуль.

Второй системой пропорциональной зависимости в архитектуре является геометрическое иррациональное построение и соотношение размеров.

Наиболее часто применяется в этой системе метод «золотого сечения». Основа этой системы — деление целого на две части, из которых меньшая так относится к большей, как большая к целому. Поскольку отдельные элементы связаны единой закономерностью и дают уравновешенные пропорции, в архитектурной композиции широко используется метод «золотого сечения».

Под масштабностью в архитектуре понимают выразительность соотношения размеров формы по отношению к росту человека, природному окружению, рядом стоящим зданиям и т.д.

Широкое применение метрических рядов в архитектуре объясняется тем, что повторяемость элементов содействует выявлению единства композиции и определяет технико-экономическое значение стандарта.

Ритм в архитектуре характеризует закономерное изменение расстановки форм, частей здания и других элементов композиции.

В архитектуре важное значение имеют фактура, цвет и эффект светотени. Все это подчеркивает степень весомости отдельных элементов здания. Особенно важно это в современной архитектуре, где в условиях заводского изготовления определяется будущая выразительность здания.

Весьма существенно органическое сочетание архитектурных форм с произведениями скульптуры, живописи и прикладного искусства. Именно это определяет термин синтез искусств.

  1. Особенности и выразительные средства архитектуры.

Пространство и масса составляют стержень архитектурной концепции, лежат в основе выразительных средств архитектуры. Концепцией пространства определяется как индивидуальное дарование архитектора, так и общий характер целого стиля. С другой стороны, для каждого ясно, что в своей конкретной деятельности архитектор имеет дело не с пространством, а с той массой, которая ограничивает пространство, с тем материалом, из которого он создает фундамент и стены, опоры и крыши, что архитектор строит не пространство в буквальном смысле слова, а тела, огораживающие пространство.

Проблема эта издавна занимала теоретиков архитектуры, и до сих пор еще не умолкли споры между сторонниками пространственного и телесного истолкований архитектуры. Первые указывают на то, что именно своеобразное настроение простора, или вышины, или светлости, охватывающее нас при входе, например, в готический собор, или римский Пантеон, или собор св. Софии в Константинополе, – что именно это эмоциональное переживание пространства составляет сущность эстетического восприятия архитектуры. Вторые возражают, что само пространство как таковое не может быть оформлено человеческими руками, что пространство есть только пассивная среда, замкнутая телесными, кубическими массами, и что, следовательно, именно оформление этих масс, характер их тектоники, является главной художественной целью архитектора.

Кто прав в этом споре? Думается, что эта дилемма допускает вывод, который может удовлетворить обоих противников, а именно: тектоника масс составляет форму, язык, средства архитектурного стиля, тогда как организация пространства является содержанием, идеей, целью архитектурного творчества. Иначе говоря, истинное эстетическое переживание архитектуры всегда совершается из глубины наружу, от пространства к массам, а не наоборот.

Итак, целью художественного творчества архитектора является организация пространства. Истинное понимание архитектуры достигается не точной классификацией и описанием отдельных форм и типов, а анализом тех пространственных, ритмических и линейных отношений, в которых эти формы воплощены тем или иным архитектурным стилем. В архитектурной композиции решающее слово принадлежит не самим формам (конструктивным и декоративным), а их масштабу, пропорциям и ритму. На этих трех понятиях и основано художественное воздействие архитектуры. К анализу этих понятий мы теперь и обратимся.

Масштаб означает некую единицу меры, на которой основано отношение величин. Понятие масштаба с трудом укладывается в рамки теоретического анализа и абстрактных норм. Здесь очень многое зависит от конкретной задачи, от условий непосредственной обстановки. Поэтому все попытки с помощью математического расчета установить абстрактные законы оптического масштаба, заранее обречены на неудачу.

Восприятие архитектуры совершается во временной последовательности, которая не поддается языку геометрических схем. Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, что в выборе архитектурного масштаба и в его воздействии очень важную роль играют те привычные, традиционные представления, которые мы имеем о предмете. В истории архитектуры ясно различаются два типа стилей в их отношении к масштабу: одни стили (римская архитектура, архитектура барокко) стремятся усилить эффект отдельных элементов и, увеличивая их масштаб, тем самым часто ослабляют монументальность целого; другие стили (византийская архитектура, готика, ранний Ренессанс), напротив, трактуют детали тонко и

мелко, жертвуя ими для монументальности общего впечатления.

Проблема масштаба теснейшим образом связана, а иногда прямо-таки неотделима от другой основной проблемы архитектурной композиции – от проблемы пропорций. Во всей теории архитектуры нет другой проблемы, к которой бы с таким увлечением и с такой настойчивостью возвращались мысли строителей и исследователей; каждая эпоха с новой энергией устремляется к разрешению проблемы пропорций, надеясь с ее помощью открыть тайну художественного воздействия архитектуры.

Пропорциями в архитектуре мы называем согласование отдельных частей здания между собой и в отношении к целому. Прежде всего, следует принять во внимание основное противоречие между математическими принципами измерения пропорций (в плане и разрезе) и реальным восприятием здания зрителем: «измеримое» не всегда покрывается «видимым», математический расчет не совпадает полностью с оптическим впечатлением. Зритель двигается в здании или вокруг здания, и поэтому пропорции, определяемые постоянным отношением его к плоскости, меняются во время движения или же искажаются при рассмотрении здания с одной точки зрения (например, при взгляде во внутренность церкви от входа к алтарю интервалы между колоннами кажутся быстро уменьшающимися). Еще важнее другая оговорка: ведь пропорции воздействуют не только на глаз зрителя, но и на его настроение, его эмоции. Они могут выражать праздничное, веселое или мрачное настроение. Это настроение, излучаемое произведением архитектуры, в свою очередь, неразрывно связано не только с пропорциями, но и с определенным освещением, с отношением тонов, с расчленением стен и т. п. Это и есть основной стержень художественного воздействия архитектуры – ритмическое взаимодействие массы (плоскости) и пространства.

Другими словами, в архитектурной композиции решающее слово принадлежит масштабу, пропорциям и ритму. На этих трех понятиях и основано художественное воздействие архитектуры на индивида.

 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ АРХИТЕКТУРЫ

 

Перед восприятием архитектурного сооружения ребенок должен ознакомиться с ним. Ознакомление может происходить посредством прочтения какого-либо материала об архитекторе и сооружении, либо воспитатель может сам рассказать о них. Можно применить оба метода ознакомления. Это позволит ребенку полнее представить архитектурное сооружение.

Процесс восприятия архитектуры отличается от процесса восприятия других видов искусства. При восприятии архитектуры происходит углубление в более широкий круг социальных явлений, так как сама постройка зачастую несет в себе выражение жизненных потребностей и вкусов целой общественной группы, вводит ребёнка в более широкий социально-исторический контакт с прошедшей эпохой.

Впечатление, получаемое от архитектурного произведения, складывается из целого ряда ощущений. Сюда входит ощущение величины здания, которая мысленно соотносится с величиной собственного тела, ощущение пространственной протяженности, которая познается мышечными усилиями при перемещении внутри здания или вокруг.

Архитектура не только зрима, как картина или скульптура, она осязаема и физически (рука касается перил, подоконника, плечо поддерживает тугую дверь, скользит под ногами натертый паркет), и мысленно (мы как бы ощущаем теплую, гладкую поверхность дерева, колючую шероховатость каменной стены). Архитектура слышима: гулкие шаги в храме, поскрипывание половиц в деревянном жилом доме, приглушенное эхо голосов в просторном дворцовом зале.

Так как архитектура – пространственное искусство, то именно ощущение пространства является одним из самых основных в восприятии данного искусства. Только восприятие в реальных условиях, в натуре, когда ребёнок сам может ощутить масштаб здания, прочувствовать непосредственную связь со средой его обитания, интерьером, внешним окружением, может дать полноценное представление о сооружении.

Архитектура – это не только дворцы, это еще и утилитарные постройки. Человек это сразу ощущает, так как на его настроение влияет характер зданий: сочетание их высоты и протяженности, смена цветовых и фактурных по-разному освещенных зон.

В значительной степени важны и условия восприятия: точка зрения на здание и др. В реальных обстоятельствах образуются различные углы зрения (ракурсы), зависящие от рельефа местности, от расположения здания (постройка находится на тесной улице или широкой площади, на возвышенности или в низине). Имеет значение и освещенность здания. В одном случае она способствует выявлению отдельных деталей, рельефа поверхности (при верхнем дневном свете), а в другом – создает цельный обобщенный облик (при вечернем небе, когда на фоне неба вырисовывается силуэт здания, а его детали становятся незаметны). Все это надо объяснять ребенку при показе архитектурного сооружения.

Большое значение для восприятия архитектуры имеет «багаж знаний» (запас образов), приобретенный в поездках и путешествиях. Такая база помогает не только лучше понять специфику здания, но и точнее различить в нем признаки определенного стиля, выявить художественные достоинства и недостатки.

У дошкольника еще маленький запас знаний и образов, поэтому, даже прогуливаясь по Петербургу и его окрестностям, нужно обращать внимание ребенка на здания, рассказывать историю их создания, раскрывать их художественную ценность, выявлять особенности стилей. Уже в начальной школе можно научить детей различать стили и эпохи.

Достаточно развитым можно назвать такое восприятие архитектуры, при котором человек умеет определить назначение, время создания, стиль даже незнакомой постройки, а так же способен правильно оценить значение отдельных приемов в создании целостного образа, почувствовать этот образ при знакомстве с постройкой. Обучая младших школьников восприятию архитектуры, нужно стремиться к этому идеалу.

При восприятии данного вида искусства есть еще одно важное качество: наличие собственного отношения к образу. Это качество плохо развито у дошкольника, который чаще всего пользуется мнением и оценкой взрослых. Педагогу нужно стремиться заложить основы объективного и заинтересованного отношения ко всем явлениям действительности и к искусству. При нравственно-эстетическом воспитании ребенка важно помнить, что любое отношение должно опираться на понимание общественной, исторической и художественной ценности здания, на понимание того, что архитектура является неотъемлемой частью общей материальной и духовной культуры нашего общества.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Формами работы над восприятием архитектуры являются прогулка и экскурсия с наблюдением и рассказом взрослого. Перед экскурсией можно проводить специальные подготовительные занятия, а после – итоговые. При проведении таких занятий нужно иметь в виду несколько моментов. Главное правило при любой работе с дошкольниками над произведениями искусства заключается в том, что акценты на их формальные стороны нужно делать лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманию содержания произведения искусства. Центральный акцент должен падать на эстетическое восприятие самой действительности, отражаемой искусством, а восприятие искусства должно рассматриваться, прежде всего, как средство активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий.

Так же нельзя сводить работу по искусству к отзывам детей о произведениях в письменном виде. Большое значение в выявлении детских впечатлений об искусстве и активизации отношения к восприятию художественных произведений, архитектурных сооружений имеют «косвенные» методы. Выбор детьми коротких музыкальных и поэтических произведений, соответствующих по эстетическому впечатлению предлагаемым произведениям искусства; рисунки по памяти на основе увиденного; просмотр циклов картин, фотографий, кинофильмов без развернутого словесного комментария с целью накопления запаса зрительных впечатлений и образов будут вполне приемлемы в данном случае. Необходимо поощрять и устные высказывания детей, с целью накопления необходимых терминов из области различных видов искусства (формат, размер, цвет, пропорции, расположение…). Но работа со словом не должна быть единственной заботой воспитателя, она должна сочетаться с другими формами работы по произведениям искусства.

 

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С АРХИТЕКТУРОЙ

 

Роль воспитателя в ознакомлении детей с произведениями искусства трудно переоценить. Учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая задача воспитателя состоит в такой организации процесса познания архитектуры, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития. Воспитатель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка об архитектуре, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических переживаний. Эта работа должна быть системной, последовательной, поэтому необходимо педагогическое планирование. Планирование – это процесс разработки организационного чертежа, формирования в мозгу модели (системы), которая впоследствии руководит деятельностью.

Формулирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть ход и результаты труда. Определение системы частных целей облегчает возможность сформировать систему действий, избрать для них целесообразные методы и средства. Если общая цель не будет расчленена на частные, то это затруднит умственную и практическую деятельность, обречет ее на стихийность.

Весьма ответственный шаг планирования – это расчет работы во времени и пространстве. Одно дело проводить занятие в помещении и совсем другое – на улице или в музее.

В процессе планирования важно не только создать из разрозненных частей (задач) целостную систему, но и ограничь ее размер определенными рамками, рассчитывать работу во времени и пространстве, учесть все возможные факты, взвесить возможности и силы дошкольников, свои знания, методические и организационные возможности, степень подготовленности детей и многое другое. Так же нельзя забывать о системе учета и контроля, что необходимо при систематизации и усвоении знаний.

При планировании необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности дошкольников, их потенциал. С детьми младшего возраста лучше идти от практики к теории. Однако нельзя полностью игнорировать теоретическую основу. В ходе познавательных бесед и дискуссий дети должны узнавать историю вопроса, получить начальные знания об этом виде искусства. Практика и теория должны быть взаимосвязаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли друг друга.

Кроме четкого планирования воспитатель не должен забывать и о педагогическом творчестве. Это не обычный процесс совершенствования, «приращивания» каких-либо знаний, навыков и умений, а процесс взаимосвязанных количественных и качественных преобразований, изменений и на этой основе самоопределения, самовыражения и самоутверждения личности педагога.

При ознакомлении детей с произведениями искусства мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия искусства сделать непосредственным, чтобы дети сами, самостоятельно вошли в храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель осуществляет определенные педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надежнее решены, чем незаметнее они для детей.

Всколыхнув все творческие способности, все существо ребенка при восприятии архитектуры, педагог может вызвать всю сферу нравственных и эстетических чувств, которой и определяется творческое отношение к работе, труду, учебе, возникновение соответствующих суждений, которые могут перерасти в убеждения.

Таким образом, воспитатель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с архитектурой: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с этим видом искусства не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к архитектуре.

Предпосылки развития изобразительной деятельности в раннем возрасте.

1-й этап в развитии способностей начинается с того момента, как ребенок впервые взял в руки материал для изображения. В пед. литературе этот этап называется доизобразительный. Т.к ребенок еще не создает изображение предмета, у него нет желания и замысла что-либо изобразить.

1-я стадия – каракули, 2-я – ритм, 3-я - ассоциации

На доизобразительном этапе важную роль играет ассоциативное мышление.

Дети путем нахождения ассоциаций, находят сходства между простейшими формами и линиями с определенными предметами.

Однако ассоциации ребенка не устойчивы, поэтому задача воспитателя – напоминать детям о том сходстве, которое они установили.

Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу, когда дети целенаправленно повторяют ту форму, которая у них получилась случайно.

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Ребёнок уже ставит цель, а потом рисует.

Деятельность приобретает творческий характер. Перед детьми ставятся задачи систематического обучения.

Однако 1-ые изображения детей схематичны и просты, в них отсутствуют некоторые детали и признаки. С развитием мышления развивается и характер изображения предметов. Дети способны передавать пропорции, форму, цвет и движение предметов.

В развитии способностей ребенок от обучения простому изображению предмета идет к передаче этого предмета во взаимодействии с другими, т.е от предметного изображения он переходит к сюжетному.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.