Муниципальный служащий, в системе муниципальной службы — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Муниципальный служащий, в системе муниципальной службы

2020-04-01 110
Муниципальный служащий, в системе муниципальной службы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В широком смысле правовое положение определяется в современной юридической науки как юридически закрепленное положение личности в обществе. Следует, это что личность является носителем определенных характеристик и полноценно является членом общественных отношений. Правовой статус личности по мнению Витрука: в том, что человек активен, деятелен и реализует себя через общественные движения.

Помимо понятия «муниципальная служба» законодатель ввел определение «муниципальный служащий». Муниципальным служащим признается лицо, которое согласно конституции является гражданином Российской Федерации, достигнувший возврат 18 лет дееспособный, осуществляющий согласно уставу муниципального образования функции.

Муниципальный служащий трудится в системе органов местного самоуправления, созданных для практического осуществления стоящих перед местным самоуправлением задач. Деятельность такого служащего всецело определяется потребностями местных сообществ, вследствие чего муниципальный служащий действует по их поручению. Муниципальный служащий занимает должность, которая определяет содержание его деятельности, его правовое положение, его статус. Признак должности присущ и некоторым другим категориям граждан, например, государственным служащим в органах государства. Однако муниципальная должность характерна лишь для муниципального служащего. К признакам, характеризующим муниципального служащего следует отнести оплату труда из муниципального бюджета.

Главное отличие муниципального служащего от государственного коренится в статье 12 Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной службы. Разделяя полномочия муниципального служащего следует констатировать следующее что, по мнению всех исследователей правового положения личности и гражданина сходятся в одном: в правовом положении входят права и обязанности. В этой связи можно предложить слова В.И. Новоселова который включал в структуру правового статуса еще и специальные права-обязанности. По его мнению, среди правовых категории, имеется одна специфическая категория права, являющиеся в то же время обязанностями (право и труд и обязанность трудиться; право на образование и обязанность получить установленный минимум образования; право получить паспорт и обязанность иметь паспорт). При детальном анализе каждый комплекс «право-обязанность» разделяется на соответствующие право, а также обязанность. Применительно к правовому положению муниципального служащего необходимо сделать замечание, что их права и обязанности закрепляются в различных нормативных правовых актах, муниципальный служащий, будучи гражданином Российской Федерации, обладает по Конституции Российской Федерации всеми правами и обязанностями гражданина, при этом законодатель допускает ограничение отдельных конституционных прав муниципальных служащих (такие как, право работать по совместительству, права быть избранным, права на забастовку). То есть здесь следует дать определение что права и обязанности составляют основу правового положения. Это очередное частное мнение Н.И. Матузова.

Определяющим фактором который отличает муниципального служащего это получение денежного вознаграждения за исполнения своих трудовых обязательств на муниципальной службе. Это признак, в общем-то, присущ и государственным служащим, поэтому он является отличительным и основополагающим признаком муниципального служащего. Данный признак очевиден, ведь зарплату муниципальный служащий получает и местного (муниципального) бюджета. В соответствии с федеральным законом «О Муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право выполнять иную оплачиваемую работу при соблюдении следующих условий:

с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя);

если при этом он не является членом органа управления коммерческой организации;

если это не образует конфликт интересов.

Принятый в последние годы термин «конфликт интересов» начал проникать и в публичное право. Еще в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации было предусмотрено формирование механизмов преодоления цели, которая влияет или может влиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных обязанностей. Например, в соответствии со статьей 3 Закона Саратовской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области» от 25 июля 2007

Типовыми квалификационными требованиями, предъявляемыми к уровню профессионального образования;

) к высшим, главным и ведущим должностям муниципальной службы - наличие высшего профессионального образования;

) к старшим и младшим должностям муниципальной службы -

наличие среднего профессионального образования, соответствующего

направлению деятельности.

. Типовыми квалификационными требованиями, предъявляемыми к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности для граждан, претендующих на должности муниципальной службы, являются:

) для высших должностей муниципальной службы - наличие не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной гражданской службы области, государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

) для главных должностей муниципальной службы - наличие не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной гражданской службы области, государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

) для ведущих должностей муниципальной службы - наличие не менее двух лет стажа муниципальной службы (государственной гражданской службы области, государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

) для старших и младших должностей.

Представленные на примере Саратовского закона требования представляют собой условия, которые должны удовлетворять граждане для того чтобы находиться на муниципальной службе. Данные ограничения несут определенный характер, так как лицо, вступившее на муниципальную службу несет определенную ношу ответственности. Муниципальный служащий не имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность. Иным основание для отказа в приеме по другим основанием для отказа в приеме на муниципальную службу (либо увольнения с муниципальной службы) является осуждение лица к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу. Интересно, что в отношении с гражданской службой аналогичное ограничение предполагает еще и наличие не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. Как нам представляется, законодатель вполне обоснованно отказался от такой жесткой нормы. Нужно сказать, что аналогичное положение ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в отношении глав местных администраций вызвало неоднозначное отношение со стороны специалистов. В частности, в качестве одного из оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации указанным выше Законом было названо вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда (п. 6 части 6 статьи 36). Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе при наличии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Закон о муниципальной службе предусматривает, что Правительством Российской Федерации должен быть установлен порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения. Нужно заметить, что аналогичная норма закрепляется в отношении гражданских служащих Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Однако в настоящее время перечень заболеваний, препятствующих прохождению как гражданской, так и муниципальной службы, отсутствует. По нашему мнению, такой перечень вряд ли может быть утвержден по всем должностям государственной или муниципальной службы. Так, в настоящее время подобные перечни устанавливаются в отношении узких категорий работников или служащих. В качестве примера можно привести Список заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2003 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

Например, п. 6 Закона в качестве ограничения называет (в том числе) приобретение гражданства иностранного государства, а в пункте 7 говорится о наличии гражданства иностранного государства. Если проанализировать обстоятельства, названные в п. 6 статьи 13 Закона, то напрашивается вывод, что они относятся скорее к запретам, чем к ограничениям. Действительно, все указанные обстоятельства (приобретение гражданства иностранного государства, утрата российского гражданства, оформление вида на жительство и т.п.) относятся не к лицам, поступающим на муниципальную службу, а исключительно к муниципальным служащим. Выше мы уже указывали, что это принципиальное отличие запретов от ограничений. Кроме того, наличие данных обстоятельств, статьей 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" прямо относится к дополнительным основаниям расторжения трудового договора с муниципальным служащим. Однако нарушение ограничений, установленных статьей 13, также представляет собой основание для увольнения с муниципальной службы. В этой связи на практике возникает проблема: по какому из этих оснований должен расторгаться трудовой договор с муниципальным служащим, например в случае приобретения им гражданства иностранного государства? В этой связи мы предлагаем исключить из содержания статьи 13 подпункт 6, поскольку предусмотренные им обстоятельства так или иначе будут являться основанием расторжения трудового договора с муниципальным служащим в силу указаний статьи 19 Закона.

Подобное мнение уже высказывалось С.В. Наймушиним, в котором указывается, что при представлении подложных документов или ложных сведений, которые касаются возраста, наличия гражданства Российской Федерации, квалификационных требований, отказ в поступлении на государственную гражданскую службу должен в первую очередь основываться на несоответствии квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на наличии ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, объективно препятствующих поступлению на службу или нахождению на ней, и прочие. Кроме того, предоставление подложных документов является основанием для расторжения трудового договора в силу статьи 81 Трудового кодекса.

Институт кадрового резерва

 

Эффективная система продвижения кадров требует не только понимания возможностей сотрудника, но и четкое представление о требуемом от них уровне компетенций на каждой ступени управления. Предполагается, что работодатель обладает развернутыми профессиограммами должностей, в которых описывается базовый уровень выраженности всех компетенций на ступенях.

Кадровый резерв - значимый элемент системы муниципального управления, позволяющий реализовать конституционное право граждан на равный доступ к муниципальной службе.

Формирование кадрового состава муниципальной службы осуществляется с учетом положений стати 32 Закона

) В соответствии с п. 2 и п. 3 комментируемой статьи кадровые службы (управления) органов местного самоуправления участвуют в правотворческой деятельности муниципального органа.

) Трудовые книжки в муниципальном органе ведутся кадровой службой в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках", утвержденными этим же Постановлением Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей и Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек".

) В обязанности кадровой службы государственного органа входит ведение личных дел гражданских служащих. Более подробно о порядке ведения личных дел говорится в статье 30 Закона и в комментарии к ней.

) Реестр муниципальных служащих представляет собой перечень работающих в муниципальном органе муниципальных служащих с указанием занимаемой должности и сведений из личного дела, зафиксированный на электронном носителе

) На кадровые службы также возлагается обязанность вести оформление и выдачу служебных удостоверений муниципальных служащих. Под служебным удостоверением муниципального служащего понимается официальный документ, подтверждающий должностные полномочия лица, замещающего должность муниципальной службы. Порядок оформления и выдачи служебных удостоверений устанавливается нормативным актом самого органа местного самоуправления.

) На кадровые службы (управления) возлагается обеспечение деятельности конкурсных комиссий. Конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы обеспечивает право граждан на равный доступ к муниципальной службе.

Работа с кадровым резервом должна быть основана на следующих принципах:

1. равные условия доступа граждан в резерв кадров муниципальной службы в соответствии с их уровнем компетентности;

2. объективность оценки деловых качеств, результатов служебной деятельности лиц для зачисления в резерв;

.   добровольность зачисления в резерв;

.   соответствие квалификации кандидата требованиям, предусмотренным в резерве на замещение муниципальной должности;

.   создание условий для профессионального роста кандидатов на выдвижение, творческого исполнения ими должностных обязанностей;

.   плановость в работе с кадровым резервом.

Надо отметить, что законодательство о муниципальной службе не содержит, какие либо определения кадрового резерва.

Так, согласно статьи 17 Закона о муниципальной службе при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс. Таким образом, Закон предусматривает лишь абстрактную возможность проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы. Как утверждает М.В. Пресняков, следует согласиться с теми авторами, которые полагают, что подобный подход, вполне обоснованный применительно к трудовым отношениям, представляется совершенно неприемлемым в отношении публичной службы, разновидностью которой является служба муниципальная.

Личное дело муниципального служащего представляет собой совокупность документов муниципального служащего, связанных с его поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и увольнением с муниципальной службы.

По просьбе муниципального служащего ему предоставляются для ознакомления все материалы его личного дела. При ликвидации органа местного самоуправления, муниципального органа, в котором муниципальный служащий замещал должность муниципальной службы, его личное дело передается на хранение в орган местного самоуправления, муниципальный орган, которому переданы функции ликвидированного органа местного самоуправления, муниципального органа, или его правопреемнику. При увольнении муниципального служащего с муниципальной службы его личное дело хранится в архиве органа местного самоуправления, муниципального органа по последнему месту муниципальной службы в течение 10 лет со дня увольнения муниципального служащего с муниципальной службы.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.