Принципы организации бюджетной системы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Принципы организации бюджетной системы

2020-04-01 214
Принципы организации бюджетной системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Характер бюджетного устройства зависит не только от социально-экономического устройства общества, но и от национально-государственного устройства страны. Поэто му, бюджетное устройство Российской Федерации основы­вается на модели бюджетного федерализма, который по существу представляет собой определенный тип бюджет­ного устройства федеративного государства.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреп­лено, что бюджетная система Российской Федерации ос­нована на следующих принципах:

-принцип законности (принцип надлежащей правовой формы бюджетов);

- единство бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельность бюджетов;

- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированность бюджета;

- эффективность и экономность использования бюджет­ных средств;

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

- гласность;

- достоверность бюджета;

- адресность и целевой характер бюджетных средств.

Значение и содержание принципа законности заключается в том, что бюджет должен быть утвержден только в надлежащей правовой форме – нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти или местного самоуправления. Данный принцип закреплен в статье 11 БК РФ, в соответствии с положениями который федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатывают и утверждают в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. В слу­чаях, если бюджетным законодательством предусматрива­ется регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных орга­нов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уста­вами муниципальных образований. Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в еди­ном бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государ­ства [16,с.54].

Единство предполагает сопоставимость частей бюдже­та между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюд­жета по однородным признакам.

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивает­ся единством правовой базы, форм бюджетной документа­ции, денежной системы, принципов организации бюджет­ного процесса, гарантирующими единый порядок примене­ния санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Единство бюджетной сис­темы обеспечивается управлением государственным бюдже­том и реализуется через единую социально-экономическую, бюджетную, налоговую и фискальную политику государства.

В современных условиях единство бюджета нарушает­ся путем выделения из бюджета специальных фондов, це­левых программ и тому подобное.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответстующих видов доходов (полностью или частично) и пол­номочий по осуществлению расходов за органами государ­ственной власти Российской Федерации, ее субъектов, орга­нами местного самоуправления.

 Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право законодательных органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления на соответствую­щем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществ­лять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;

- законодательное закрепление регулирующих дохо­дов бюджетов, полномочий по формированию доходов со­ответствующих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов ме­стного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответ­ствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно по­лученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возник­ших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за ис­ключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расхо­дов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюд­жетов внебюджетных фондов и иные определенные зако­ном обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязатель­ном порядке и в полном объеме. Все государственные и му­ниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, акку­мулированных в бюджетной системе Российской Федера­ции. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учиты­ваются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюд­жетов государственных внебюджетных фондов, за исклю­чением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обя­зательных платежей, предоставляемых в пределах теку­щего финансового года.

Различают бюджеты брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто — только чистые расходы и доходы. Расходы на государственные предприя­тия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто от­ражается только разница между доходами и расходами.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета упол­номоченные органы должны исходить из необходимости ми­нимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюдже­та, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов дру­гих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и испол­нении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюд­жетных средств должны исходить из необходимости дости­жения заданных результатов с использованием наименьше­го объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов оз­начает, что все расходы бюджета должны покрываться об­щей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае центра­лизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип гласности означает:

- обязательное опубликование в открытой печати ут­вержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полно­ту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;

- обязательную открытость для общества и средств мас­совой информации процедур рассмотрения и принятия реше­ний по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызы­вающим разногласия внутри законодательного (представи­тельного) органа или между исполнительным и законодатель­ным (представительными) органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в соста­ве федерального бюджета. На практике этот принцип реа­лизуется формально: бюджет публикуется и утверждается в укрупненных цифрах, что искажает его действительную сущность.

Принцип достоверности бюджета, его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны.

Для современных бюджетов характерны затушевыва­ние направлений расходов и сокрытие реального участия различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, то есть принцип реальности бюджета не соблюдает­ся в настоящее время ни в одной стране (и Россия не ис­ключение), хотя бюджеты большинства стран пропаганди­руются как реальные.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначе­нием направления их на финансирование конкретных целей [20,с.89].

Под бюджетной классификацией Российской Федерации по­нимается группировка доходов и расходов бюджетов всех уров­ней бюджетной системы Российской Федерации, а также источ­ников финансирования дефицитов этих бюджетов, используе­мая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Назначением бюджетной классификации является обеспече­ние эффективного, полного и четкого бюджетного планирования, то есть деятельности по составлению бюджетов. При этом точность и логичность бюджетной классификации позволяет обеспечивать сопоставимость показателей, всех бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. В плане регламентации этого процесса надо отметить, что с принятием БК РФ новшеством в этой части стало дополнение классификации государственных внутренних долгов уровнем муниципальных образований, а классификации видов долгов внешних — классификацией госу­дарственных внешних активов Российской Федерации.

Бюджетная классификация предусматривает присвоение объектам классификации соответствующих группировочных кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документа­ции, представление необходимой информации для составления консолидированного бюджета Российской Федерации и консо­лидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также отчетов об их исполнении [4,c.14].

 Для нормального функционирования бюджетной систе­мы в федеративном государстве необходим "перелив" бюд­жетных ресурсов, который не может быть произвольным. Механизм его реализации должен быть четко отработан и отлажен. Это возможно сделать только на базе единой бюд­жетной классификации. Кроме того, бюджетная классифика­ция дает возможность экономического и статистического ана­лиза доходов и расходов бюджетов Российской Федерации, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

В Российской Федерации используются единые функ­циональная, экономическая и ведомственная бюджетные классификации.

Структура бюджетной классификации определяется федеральным законом. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации утверждают бюджет­ную классификацию для каждого субъекта, основанную на единой структуре бюджетной классификации Российской Федерации.

Министерство финансов РФ может вносить изменения в бюджетную классификацию Российской Федерации, не приводящие к ее структурным изменениям.

В России единая для бюджетов всех уровней классификация, которая обеспечи­вает общегосударственную и межгосударственную сопоста­вимость бюджетных данных. При составлении экономичес­кой классификации за основу была взята классификация расходов, рекомендуемая Международным валютным фон­дом, поэтому показатели бюджета также можно использо­вать для сопоставления с другими странами. По единой бюд­жетной классификации составляется и консолидированный бюджет.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает.

1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

3) экономическую классификацию расходов бюджетов Рос­сийской Федерации;

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

6) классификацию видов государственных внутренних дол­гов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;

7) классификацию видов государственных внешних долгов российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федера­ции;

8) ведомственную классификацию расходов бюджетов.

Законодательные (представительные) органы субъектов Рос­сийской Федерации и представительные органы местного само­управления при утверждении соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, но не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена Федеральным законом от 21.12.2005 года № 152-Н.

Таким образом, основные принципы организации бюджетной системы позволяют ее определить как «прозрачную» и сопоставимую с бюджетными системами других стран.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.