Обобщение результатов исследования — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Обобщение результатов исследования

2020-03-31 168
Обобщение результатов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Результаты исследования уровня пространственного восприятия по методике «Графический диктант» представлены в таблице 1. Данные таблицы позволяют проанализировать уровень сформированности пространственного восприятия у детей с умственной отсталостью.

 

Таблица 1

Распределение детей, по уровням пространственного восприятия по методике «Графический диктант»

№п/п Дети, задействованные в экспериментальном исследовании Уровни Баллы
1 Ильгиз Низкий 4
2 Артем Низкий 4
3 Лиана Низкий 3

 

В ходе выполнения задания дети столкнулись с трудностями. Никому из детей не удалось выполнить задание точно и правильно. Дети исследуемой группы постоянно отвлекались. Дети не правильно держали карандаши, постоянно меняли руки, брали карандаш то в правую, то в левую руку. В основном дети набирали по 1 баллу за каждый рисунок, поскольку ошибок больше, чем правильно изображенных участков. У детей наблюдается слабость мышечных усилий ведущей руки, а также отмечалось отсутствие точности и уверенности при выполнении задания. Общей особенностью детей является неумение работать в едином темпе под руководством учителя.

Результаты исследования уровня сформированности пространственного представления по методике «Домик» представлены в таблице 2. Данные таблицы позволяют проанализировать уровень сформированности пространственного представления у детей с умственной отсталостью.

Таблица 2

Распределение детей по уровням сформированности пространственного представления по методике «Домик»

№п/п Дети, задействованные в экспериментальном исследовании Уровни
1 Ильгиз Низкий
2 Артем Низкий
3 Лиана Низкий

 

На основе проведенного исследования по методике Домик» можно отметить, что у детей низкие показатели сформированности пространственного представления. Детям было достаточно тяжело сосредоточить свое внимание, они плохо ориентируются в образце, у них плохо развита мелкая моторика рук.

В процессе выполнения задания были получены следующие результаты. Лиана во время выполнения задания долго смотрела на образец, начертив одну линию она снова и снова обращалась к образцу. Лиана начинала сначала рисовать левой рукой, потом меняла на правую. В основном работала правой рукой. Лиана очень медленно проводила линии, которые в основном были кривыми, в частности штриховые. На основе проведенной методики, основываясь на критерия оценки, можно сказать, что у Лианы низкие показатели уровня сформированности пространственного представления. В рисунке у Лианы дом изображен схематически, без дополнительных деталей. В ее рисунке не было трубы на крыше, дыма. Она нарисовала забор только с одной стороны. В ее рисунке не правильно расположены детали. Линии рисунка отклонены более чем на 30 градусов. Линии накладываются друг на друга.

По сравнению с Лианой, Артем смог быстрее нарисовать рисунок, меньше отвлекался на посторонние предметы. Его линии были более уверенными, меньше штрихованными, более прямыми. Артём рисовал левой рукой. В его рисунке не было дополнительных деталей, только основа дома, крыша и окно. Линии на рисунке отклонены более на 30 градусов. На основе проведенного исследования, можно сказать, что у Артема низкие показатели сформированности пространственного представления.

В рисунке Ильгиза линии были не прямыми, и не доведенные до углов. Дети часто отвлекались на посторонние предметы. Ильгиз рисовал достаточно медленно, линии были не равными, штрихованными, линии разрывались там, где они не предусмотрены, линии накладываются друг на друга. Ильгиз постоянно отвлекался на посторонние вещи, ему было достаточно тяжело сосредоточиться на своем рисунке. В рисунке Ильгиз не было дополнительных деталей, некоторые линии было не понятно к какому предмету относятся.

Таким образом, на основе констатирующего этапа эксперимента, можно сделать следующие выводы. Формирование и совершенствование графо-моторного навыка требует устойчивого внимания, усидчивости, осознанности восприятия.

Результаты контрольного исследования уровня сформированности пространственного восприятия по методике «Графический диктант» представлены в таблице 3. Данные таблицы позволяют сравнить показатели уровня сформированности пространственного восприятия у детей с умственной отсталостью.

Таблица 3

Распределение детей, по уровням пространственного восприятия по методике «Графический диктант»

№п/п Дети, задействованные в экспериментальном исследовании Уровни Баллы
1 Ильгиз Средний 6
2 Артем Средний 7
3 Лиана Низкий 5

 

На основе проведенного контрольного исследования уровня сформированности пространственного восприятия позволяют говорить, что у детей были получены качественные показатели.

Дети стали лучше выполнять задание, их линии стали верными, точными. Дети стали делать задание более правильно, допускать меньше ошибок, чем на констатирующем этапе эксперимента. Задание дети стали выполнять быстрее по времени.

В процессе выполнения заданий, Ильгиз хорошо справился с 3 рисунков. Хоть на первый взгляд данная схема кажется простым, но на констатирующем этапе, дети не смогли с ним справиться. В ходе выполнения схему, Ильгиз показал способность соотносить свои действия с инструкцией взрослого, координировать свои действия.

Артем также показал хорошие возможности при выполнении задания. Артем стал увереннее держать карандаш, действовать в соответствии с инструкцией взрослого. Артем также смог выполнить правильно большую часть заданий, по сравнению с успехами при выполнении заданий на констатирующем этапе.

Лиана по сравнению с мальчиками показатели более скромные показатели сформированности исследуемых навыков. Хотя, по сравнению с констатирующим этапом, Лиана смогла дать больше правильных выполненных действий.

Анализируя результаты, полученные на контрольном этапе, можно сказать, что после проведения коррекционно-развивающей работы, наблюдается незначительное повышение уровня сформированности графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Таким образом, анализируя результаты контрольного этапа эксперимента, можно сделать следующие выводы. Дети смогли показатель хорошие способности в выполнении заданий по словесной инструкции взрослого. Конечно, нельзя говорить, что были получены колоссальные результата, при этом, можно сказать, что при длительном и целенаправленном подходе организации развивающей работы, можно действительно повысить уровень сформированности графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью.

Результаты контрольного исследования уровня сформированности пространственного представления по методике «Домик» представлены в таблице 4. Данные таблицы позволяют проанализировать уровень сформированности пространственного восприятия у детей с умственной отсталостью.

 

Таблица 4

Распределение детей по уровням сформированности пространственного представления по методике «Домик»

№п/п Дети, задействованные в экспериментальном исследовании Уровни
1 Ильгиз Средний
2 Артем Средний
3 Лиана Средний

 

Анализируя таблицу 2.4 можно отметить о качественных показателях сформированности пространственного представления у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. Рисунки детей стали более точными и детализированными.

В своих рисунках они стали рисовать больше деталей к дому. При срисовывании дома, они стали более внимательными, при этом длительно рассматривали образец. Начиная рисовать, они еще раз обращали внимание на образец, старались выполнить рисунок как можно точнее с образцом. В рисунках, дети старались линии прорисовать прямее. В основном дети рисовали правой рукой, хотя было мест, когда они путали руки.

Штриховка была более точными, линии прямыми, детьми создавалась определенная последовательность.

Таким образом, на основе проведенного контрольного исследования уровням сформированности пространственного представления были поучены сравнительно качественные показатели. Работа, проделанная на формирующем этапе эксперимента создает условия для развития детей с умственной отсталостью.

 

Заключение

В современном мире все больше рождаются детей с различными нарушениями в физическом и психическом развитии. Такая ситуация требует всестороннего изучения развития детей, и на основе этого построения коррекционной работы. Одним из таких нарушения является нарушения в интеллекте. Умственная отсталость представляет собой стойкие изменения в психическом развитии человека. Однако, нельзя сказать, что умственная отсталость не поддается коррекции. Коррекция нарушений в психическом развитии детей с умственной отсталостью осуществляется в специализированных учреждениях. Детям с нарушенным интеллектом достаточно сложно приобщиться к обществу, принять нормы и правила поведения. Сложность обусловлена психологическими и физическими особенностями детей. Важно обучить детей применять полученные знания на практике, для этого нужно, что бы теоретические знания были востребованы в повседневно жизни.

У детей с умственной отсталостью физическое развитие имеет свои особенности и степень проявления. У детей с умственной отсталостью имеются нарушения в поведении и моторики. Степень данных нарушений зависит от степени проявления умственной отсталости. Основная причина нарушения в моторном развитии заключается в уменьшении силы основных нервных процессов и нарушении их подвижности. Выявить моторные нарушения можно на основе наблюдений, также на основе специальных тестов, результаты которые позволяет выстроить коррекционную работу. Движения детей с умственной отсталостью отличаются угловатостью, неуклюжестью, им достаточно тяжело держать координацию, выполнять мелкие движения пальцами рук и т.д.

На основе полученных результатов диагностики строиться коррекционная работа нарушений моторного развития с детьми с умственной отсталостью. Коррекционная работа с детьми строиться на основе особенностей их двигательных Коррекционная работа строиться на основе проведения с детьми физических упражнений. Физические упражнения направлены на развитие координации, общего оздоровления детей, овладения собственным телом и т.д. Кроме того, с детьми может проводиться лекарственная терапия.

Экспериментальное исследование было направлено на диагностику уровня развития графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью и выявление условий, особенностей их развития. Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения, в котором были задействованы дети с умственной отсталостью. В исследовании были задействованы 3 детей с умственной отсталостью. Для исследования дети были выбраны на основе данных воспитателей групп и педагога-психолога дошкольного учреждения.

На констатирующем этапе эксперимента были получены низкие показатели уровня сформированности графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью. Поэтому возникла необходимость проведения работы по коррекции и развитию данных показателей.

На формирующем этапе с детьми умственной отсталостью была проведена работа по развитию графо-моторных навыков. Работа основывалась на проведении игр с песком, аппликации и лепке.

На контрольном этапе были получены качественные изменения результатов уровня сформированности графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью. Следует отметить, что дети на контрольном этапе показали значительно лучшие данные. На основе результатов контрольного этапа эксперимента можно говорить о качественных изменениях показателей уровня сформированности графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью. Проведенная работа является эффективным в формировании графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью.  

 

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Психология чувственного познания. - М.: АПН РСФСР, 2010. - 168 с.

2. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика. – Р-на-Д:ФЕНИКС, 2014. -347с.

3. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 20ё5. - 316 с.

4. Гуревич, М.О. Психомоторика. - М., 2015. - 465 с.

5. Дети с нарушениями развития / сост. В.М. Астапов. - М.: Международная педагогическая академия, 2015. - 264с.

6. Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании/ Н.Д. Соколова. М.,2011. – 245с.

7. Екжанова, Е.А. Коррекционно - педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008. – 336с.

8. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию. - М.: Новая школа, 2008. – 235с.

9. Закрепина, А. В. Трудный ребёнок пути к сотрудничеству: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2007. - 141 с.

10. Занков, Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. – М., 2015. – 356с.

11. Зинченко, В.П. Некоторые особенности ориентации движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков// Вопросы психологии. - М. - 2016. - №6. - С. 17-20.

12. Исаев, Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - М.: 2012. - 224с.

13. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов.- М.:ВЛАДОС, 2008. – 206с.

14. Кинаш, Е.А. Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников с нарушением интеллекта: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. - М.: 2013. - 23 с.

15. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - М.: Академия, 2014. – 438с.

16. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Педагогика, 2010 - 197 с.

17. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Академический Проект, 2010. - 512с.

18. Малинович, В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием//Дефектология. – 2013. – №3. – С.18-22.

19. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2016. – 224с.

20. Озерецкий, Н.И. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей. – М., 2012. - 236с.

21. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта // Под ред. Л.П.Носковой. - М., 2014.

22. Петрова, В. Г Речь умственно отсталых школьников. – М, 2015. – 367с.

23. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: Сфера, 2011. – 48 с.

24. Сорокин, В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2013. – 216 с.

25. Специальная психология/Под ред. В.И. Лубовского.- М.: Академия, 2016. - 464 с.

26. Специальная дошкольная педагогика/ Е.Р. Баенская, Т.А. Басилова, А. Л. Венгер. М.: 2011. – 312 с.

27. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 144 с.

28. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Академия, 2012. – 176с.

29. Шаграева, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2011. – 368 с.

30. Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. – М.: АРКТИ, 2014. – 224 с.

 

Приложение 1


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.