Организация и методы эксперимента — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация и методы эксперимента

2020-03-31 205
Организация и методы эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экспериментальное исследование было направлено на диагностику уровня развития графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью, выявление условий и особенностей развития детей. Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения, в котором были задействованы дети с умственной отсталостью. В исследовании были задействованы 3 детей с умственной отсталостью. Для исследования дети были выбраны на основе данных воспитателей групп и педагога-психолога дошкольного учреждения.

Экспериментальное исследование осуществлялось поэтапно.

1. Констатирующий этап эксперимента. На данном этапе была проведен анализ особенностей детей с умственной отсталостью и уровня сформированности графо-моторных навыков.

Ильгиз – соблюдает правила поведения во время занятий и режимных моментах, участвует на занятиях. Навыки самообслуживания сформированы на достаточном уровне. Наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики. Работоспособность средняя. Быстро утомляется. Сам Ильгиз спокойный, идет на контакт со взрослыми и детьми. На внешний вид опрятный.

Артем соблюдает правила поведения, навыки самообслуживания сформированы не достаточно. Артем больше контактируют со взрослыми, нежели со сверстниками. Иногда наблюдается состояние полного «ступора»: Артем прекращает выполнение задания, замолкает, ее взгляд становится отсутствующим, при этом не справлялась даже с простейшими заданиями.

Лиана соблюдает правила проведения на занятиях, может достаточно длительное время сосредоточить свое внимание на предметах, но при этом, медленно запоминает и быстро забывает материал, неточно его воспроизводит. Уважительно относится к старшим, доброжелателен по отношению к ребятам. Навыки самообслуживания сформированы на достаточном уровне. Работоспособность средняя. Часто для выполнения действия инструкцию необходимо повторять.

Для исследования уровня сформированности графо-моторных навыков у детей были использованы следующие методики:

- Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);

- Методика «Домик» (Н.И. Гуткина).

Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина направлена на диагностику пространственного восприятия детей. Анализ результатов по данной методике осуществляется следующим образом: если узоры соответствуют тому, что диктовали, при незначительных ошибках, оценивается как высокий уровень; если узоры частично соответствуют том, что диктовали и встречаются ошибки, то оценивается как низкий уровень; если ни один узор не соответствует заданному рисунку, то это показатели низкого уровня. Подробно методика представлена в приложении 1 (см. приложение 1).

Процедура проведения: Нарисовать узор, не отрывая карандаш от бумаги. Самостоятельно продолжить до конца строки.

Интерпретация результатов осуществляется на основе подсчета баллов. Баллы оцениваются по правильности выполнения узора. Баллы за каждый диктант суммируются.

4 балла – безошибочное воспроизведение узора;

3 балла – 1-2 ошибки;

2 балла – больше 2 ошибок;

1 балл – ошибок больше, чем правильно изображенных участков;

0 балла - правильно изображенных участков нет.

Автором методики «Домик» является Н.И. Гуткина. Методика направленна на диагностику пространственного представления детей. Методика рассчитана на детей от 5 до 10 лет. Данная методика может быть использована с целью диагностики готовности детей к обучению в школе. Оценка результатов осуществляется по следующей шкале: 0 – 2 баллов – высокие показатели, от 3-4 баллов средние, от 5-7 низкие показатели. Подробно методика представлена в приложении 1 (см. приложение 1).

В ходе проведения методики, взрослый ставит перед ребенком картинку домика. Задача ребенка срисовать в точности домик. Критерия оценки:

- какой рукой рисует ребенок;

- особенности работы с образцом (как часто смотрит на него, проводит ли воздушные линии, рисует по памяти и т.д.)

- быстрота проведения линии;

- отвлекаемость в процессе работы;

- вопросы детей.

Интерпретация результатов: Оцениваются такие детали, как правая и левая половины забора, дым, труба на крыше, крыша, штриховка, окно, линия, изображающая основание домика; – увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь); – неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла); – неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл); – отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл); – разрывы между линиями в тех местах, где они не предусмотрены (1 балл за каждый разрыв). Если линии штриховки крыши не доходят до линии крыши, оценивается штриховка в целом, а не за каждая линия отдельно; – залезание линий друг на друга (1 балл за каждое залезание). Баллы за каждую ошибку суммируются. Исходя из количества баллов определяется уровень сформированности пространственного восприятия: – 0-1 балл — высокий уровень; – 2-3 балла — средний уровень; – 4-5 баллов — низкий уровень; 41 – больше 5 баллов — несформированность пространственного восприятия.

2. Формирующий этап эксперимента. Основываясь на результаты констатирующего этапа эксперимента, с детьми старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью была проведена развивающая работа. Работа строилась на основе возрастных особенностей и интеллектуальных возможностей детей с умственной отсталостью.

3. Контрольный этап. На данном этапе было проведено контрольное исследование. Целью данного этапа заключалось в том, что бы выявить эффективность проведенной работы на формирующем этапе эксперимента. На контрольном этапе были диагностированы изменения, произошедшие после проведения развивающей работы с детьми с умственной отсталостью. 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.