Формирование графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Формирование графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью

2020-03-31 398
Формирование графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факультет психологии и педагогики

 

 

Кафедра теоретической и

инклюзивной педагогики

 

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой

________________________

д.пед.н., профессор

Ахметова Дания Загриевна

«___» ______________ 2019 г.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕНнОЙ ОТстАЛОСТЬЮ

Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль подготовки «Логопедия»

Выполнила:

студентка группы 2571/у

заочного отделения

Григорьева Ксения                                      

Научный руководитель: Талипова Олеся Азатовна

 

Казань – 2019

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

I. Теоретические аспекты формирования графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью …………………………………………...….6

1.1. Характеристика детей с умственной отсталостью………………….6

1.2. Особенности моторного развития детей с умственной отсталостью………………………………………………………………………11

1.3. Развитие моторики у детей с умственной отсталостью…………...15

II. Экспериментальное исследование формирования графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью ………………………...……...20

2.1. Организация и методы эксперимента……………………………….20

2.2. Проведение занятий с детьми с умственной отсталостью………..23

2.3. Обобщение результатов исследования……………………………...26

Заключение ……………………………………………………………………...32

Список литературы …………………………………………………………….34

Приложения ……………………………………………………………………..37

 

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что сформированные графо-моторные навыки в дошкольном возрасте оказывают влияние на успешное освоение процессом письма, как средством получения детьми знаний. В современном мире наблюдается рост числа детей, которые поступая в школу, имеют затруднения в овладении письмом, в частности дети с умственной отсталостью. У таких детей не развиты навыки, которые способствуют овладения письмом, это обусловлено их психическим и физическим развитием.

В современном мире наблюдается рост числа детей с нарушенным интеллектом, которые требуют особого внимания и подхода. В виду своих психологических и физических особенностей, дети с нарушенным интеллектом достаточно тяжело приобщаются к социальному миру, это связано с интеллектуальными и физическими нарушениями. Поэтому, психическое развитие детей с умственной отсталостью необходимо начинать с малых лет [18,С.19].

Современные условия формируют все больше факторов, которые пагубно сказываются на развитии детей. Поэтому наблюдается рост детей с нарушенным интеллектом. Дети с нарушенным интеллектом имеют ряд трудностей, которые пагубно сказываются на процесс социального развития. Для полноценного развития и функционирования человека необходимы двигательные качества такие, как сила, быстрота, выносливость [1,С.123].

Умственная отсталость представляет собой ограниченностью интеллектуального развития ребенка в функционировании центральной нервной системы. Дети с нарушенным интеллектом имеют неполное представление о социальном окружении. Для успешного социального развития детей с умственной отсталостью необходимы хорошо развитые моторные способности.

Психомоторика представляет собой совокупность анатомо-физиологических и психологических механизмов, обеспечивающих осуществление простых и сложных двигательных реакций и действий. Недоразвитие моторики появляется в бедности, однообразии, угловатости, неритмичности и замедленности движений, их бесцельности, в общем двигательном беспокойстве, наличии синкинезий, недостаточной способности к тонким и точным движениям, выработке относительно сложных двигательных формул, быстрой смене моторных установок [9,С.56].

Степень разработанности проблемы: формирование графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью разработано не достаточно, что подразумевает необходимость дальнейшего теоретического и практического исследования.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью формирования графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью и недостаточными исследованиями в данной области.

Проблема исследования: каковы условия формирования графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью

Тема курсовой работы: «Формирование графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью».

Объект исследования: процесс формирования графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью.

Предмет исследования: формирование графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования: процесс формирование графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью будет более эффективным, если:

- изучен уровень развития графического навыка у детей с умственной отсталостью;

- будут специально организован комплекс коррекционно-развивающих занятий, направленных на устранение типичных ошибок и целенаправленное научение детей графо-моторным навыкам.

Задачи исследования:

- изучить научную и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;

- выявить уровень сформированности графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью;

- экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий в формировании графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью.

Методологической основой исследования стали труды Б.Г Ананьева [1], В.М. Астапова [5], С.Ю. Бородулиной [2], М.О. Гуревич [4], С.Д. Забрамной [8], Л.В. 3анкова [10] и других.  

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);

- эмпирические (беседа, тестирование);

- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).

Методики исследования:

- Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);

- Методика «Домик» (Н.И. Гуткина).

Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40», Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании были задействованы 3 детей с умственной отсталостью.

Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам; заключения; списка использованной литературы; приложений.

Заключение

В современном мире все больше рождаются детей с различными нарушениями в физическом и психическом развитии. Такая ситуация требует всестороннего изучения развития детей, и на основе этого построения коррекционной работы. Одним из таких нарушения является нарушения в интеллекте. Умственная отсталость представляет собой стойкие изменения в психическом развитии человека. Однако, нельзя сказать, что умственная отсталость не поддается коррекции. Коррекция нарушений в психическом развитии детей с умственной отсталостью осуществляется в специализированных учреждениях. Детям с нарушенным интеллектом достаточно сложно приобщиться к обществу, принять нормы и правила поведения. Сложность обусловлена психологическими и физическими особенностями детей. Важно обучить детей применять полученные знания на практике, для этого нужно, что бы теоретические знания были востребованы в повседневно жизни.

У детей с умственной отсталостью физическое развитие имеет свои особенности и степень проявления. У детей с умственной отсталостью имеются нарушения в поведении и моторики. Степень данных нарушений зависит от степени проявления умственной отсталости. Основная причина нарушения в моторном развитии заключается в уменьшении силы основных нервных процессов и нарушении их подвижности. Выявить моторные нарушения можно на основе наблюдений, также на основе специальных тестов, результаты которые позволяет выстроить коррекционную работу. Движения детей с умственной отсталостью отличаются угловатостью, неуклюжестью, им достаточно тяжело держать координацию, выполнять мелкие движения пальцами рук и т.д.

На основе полученных результатов диагностики строиться коррекционная работа нарушений моторного развития с детьми с умственной отсталостью. Коррекционная работа с детьми строиться на основе особенностей их двигательных Коррекционная работа строиться на основе проведения с детьми физических упражнений. Физические упражнения направлены на развитие координации, общего оздоровления детей, овладения собственным телом и т.д. Кроме того, с детьми может проводиться лекарственная терапия.

Экспериментальное исследование было направлено на диагностику уровня развития графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью и выявление условий, особенностей их развития. Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения, в котором были задействованы дети с умственной отсталостью. В исследовании были задействованы 3 детей с умственной отсталостью. Для исследования дети были выбраны на основе данных воспитателей групп и педагога-психолога дошкольного учреждения.

На констатирующем этапе эксперимента были получены низкие показатели уровня сформированности графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью. Поэтому возникла необходимость проведения работы по коррекции и развитию данных показателей.

На формирующем этапе с детьми умственной отсталостью была проведена работа по развитию графо-моторных навыков. Работа основывалась на проведении игр с песком, аппликации и лепке.

На контрольном этапе были получены качественные изменения результатов уровня сформированности графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью. Следует отметить, что дети на контрольном этапе показали значительно лучшие данные. На основе результатов контрольного этапа эксперимента можно говорить о качественных изменениях показателей уровня сформированности графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью. Проведенная работа является эффективным в формировании графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью.  

 

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Психология чувственного познания. - М.: АПН РСФСР, 2010. - 168 с.

2. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика. – Р-на-Д:ФЕНИКС, 2014. -347с.

3. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 20ё5. - 316 с.

4. Гуревич, М.О. Психомоторика. - М., 2015. - 465 с.

5. Дети с нарушениями развития / сост. В.М. Астапов. - М.: Международная педагогическая академия, 2015. - 264с.

6. Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании/ Н.Д. Соколова. М.,2011. – 245с.

7. Екжанова, Е.А. Коррекционно - педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008. – 336с.

8. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию. - М.: Новая школа, 2008. – 235с.

9. Закрепина, А. В. Трудный ребёнок пути к сотрудничеству: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2007. - 141 с.

10. Занков, Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. – М., 2015. – 356с.

11. Зинченко, В.П. Некоторые особенности ориентации движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков// Вопросы психологии. - М. - 2016. - №6. - С. 17-20.

12. Исаев, Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - М.: 2012. - 224с.

13. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов.- М.:ВЛАДОС, 2008. – 206с.

14. Кинаш, Е.А. Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников с нарушением интеллекта: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. - М.: 2013. - 23 с.

15. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - М.: Академия, 2014. – 438с.

16. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М.: Педагогика, 2010 - 197 с.

17. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Академический Проект, 2010. - 512с.

18. Малинович, В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием//Дефектология. – 2013. – №3. – С.18-22.

19. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2016. – 224с.

20. Озерецкий, Н.И. Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей. – М., 2012. - 236с.

21. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта // Под ред. Л.П.Носковой. - М., 2014.

22. Петрова, В. Г Речь умственно отсталых школьников. – М, 2015. – 367с.

23. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: Сфера, 2011. – 48 с.

24. Сорокин, В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2013. – 216 с.

25. Специальная психология/Под ред. В.И. Лубовского.- М.: Академия, 2016. - 464 с.

26. Специальная дошкольная педагогика/ Е.Р. Баенская, Т.А. Басилова, А. Л. Венгер. М.: 2011. – 312 с.

27. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 144 с.

28. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Академия, 2012. – 176с.

29. Шаграева, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2011. – 368 с.

30. Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. – М.: АРКТИ, 2014. – 224 с.

 

Приложение 1

Тренировочный узор №1

Узор №2

Узор №3

Узор №4

Методика «Домик» (Н. И. Гуткина)

 

Приложение 2

Перспективный план проведения работы по формированию графо-моторных навыков

№п/п Название Цель
1 Игра с песком «Город, где мы живем»   Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.
2 Игра с песком «Цветные заборчики»   Развитие мышления, моторики.
3 Игра с песком «Детские секретики»   Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение
4 Игра с песком «Что я закопала в песок?   Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
5 Аппликация «Сказочные герои».   Учить складывать изображение сказочного героя из четырёх частей, наносить клей кистью на обратную сторону фигуры от середины к краям. Закрепить умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу бумаги и плотно прижимать её тряпочкой.
6 Аппликация «Полосатый коврик». (Декоративная аппликация с элементами рисования).   Учить детей составлять гармоничную композицию «Полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники резания ножницами по прямой. Познакомить с новым способом -резание бумаги по линиям сгиба. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.  
7 Аппликация «Белая снежинка».   Продолжать учить правильно держать ножницы, разрезать квадрат на узкие полосы. Упражнять в составлении задуманного предмета из полос. Закреплять навык аккуратного и ровного наклеивания. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения.  
8 Аппликация «Мордочка лисы».   Продолжать знакомить детей с оригами, складывать квадрат по диагонали и загибать углы, хорошо проглаживая сгибы. Продолжать учить выполнять действия в заданной последовательности. Развивать образное мышление. Познакомить с жизнью лисы. Закреплять умение украшать изделие фломастерами.
9 Лепка «Гриб» Учить скатывать из глины столбик и соединять его с расплющенным шаром. Развивать умение изображать слова стихотворения при помощи действий.  
10 Лепка «Воробей» Учить лепить из пластилина птицу, используя грецкий орех как основу. Продолжать учить понимать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев и речь.  
11 Лепка «Утенок» Учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу. Продолжать учить пользоваться стекой. Развивать мелкую моторику пальцев и внимание.  
12 Лепка «Солнце в тучах» Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина, расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму предмета. Развивать умение отгадывать загадки.
13 Игра с песком «Во саду ли, в огороде»   Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
14 Игра с песком «Общим словом назови и запомни»   Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
15 Игра с песком «Путешествие в сказочный город»   Развитие образного мышления, воображения, речи.
16 Игра с песком «Песочные прятки»   развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
17 Аппликация «Лебедь» Познакомить детей с новым способом обработки бумаги-оригами. Учить выполнять действия в заданной последовательности, оформлять поделку фломастерами. Развивать мелкую моторику.  
18 Аппликация разноцветные цветы. Учить детей выполнять аппликацию в технике скручивания одноразовых салфеток, развивать логическое мышление, ловкость рук, учить выполнять работу последовательно
19 Аппликация Белочка. Учить детей выполнять мозайку из рваной бумаги, способствовать развитию у детей внимания, мелкой моторики рук, любви к окружающему миру, умению доводить начатое дело до конца.  
20 Аппликация Божья коровка. Учить детей создавать объёмные аппликации, развивать мышление, внимание, усидчивость и аккуратность в работе.

 

 

Факультет психологии и педагогики

 

 

Кафедра теоретической и

инклюзивной педагогики

 

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой

________________________

д.пед.н., профессор

Ахметова Дания Загриевна

«___» ______________ 2019 г.

 

фОРМИРОВАНИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕНнОЙ ОТстАЛОСТЬЮ

Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль подготовки «Логопедия»

Выполнила:

студентка группы 2571/у

заочного отделения

Григорьева Ксения                                      

Научный руководитель: Талипова Олеся Азатовна

 

Казань – 2019

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

I. Теоретические аспекты формирования графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью …………………………………………...….6

1.1. Характеристика детей с умственной отсталостью………………….6

1.2. Особенности моторного развития детей с умственной отсталостью………………………………………………………………………11

1.3. Развитие моторики у детей с умственной отсталостью…………...15

II. Экспериментальное исследование формирования графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью ………………………...……...20

2.1. Организация и методы эксперимента……………………………….20

2.2. Проведение занятий с детьми с умственной отсталостью………..23

2.3. Обобщение результатов исследования……………………………...26

Заключение ……………………………………………………………………...32

Список литературы …………………………………………………………….34

Приложения ……………………………………………………………………..37

 

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что сформированные графо-моторные навыки в дошкольном возрасте оказывают влияние на успешное освоение процессом письма, как средством получения детьми знаний. В современном мире наблюдается рост числа детей, которые поступая в школу, имеют затруднения в овладении письмом, в частности дети с умственной отсталостью. У таких детей не развиты навыки, которые способствуют овладения письмом, это обусловлено их психическим и физическим развитием.

В современном мире наблюдается рост числа детей с нарушенным интеллектом, которые требуют особого внимания и подхода. В виду своих психологических и физических особенностей, дети с нарушенным интеллектом достаточно тяжело приобщаются к социальному миру, это связано с интеллектуальными и физическими нарушениями. Поэтому, психическое развитие детей с умственной отсталостью необходимо начинать с малых лет [18,С.19].

Современные условия формируют все больше факторов, которые пагубно сказываются на развитии детей. Поэтому наблюдается рост детей с нарушенным интеллектом. Дети с нарушенным интеллектом имеют ряд трудностей, которые пагубно сказываются на процесс социального развития. Для полноценного развития и функционирования человека необходимы двигательные качества такие, как сила, быстрота, выносливость [1,С.123].

Умственная отсталость представляет собой ограниченностью интеллектуального развития ребенка в функционировании центральной нервной системы. Дети с нарушенным интеллектом имеют неполное представление о социальном окружении. Для успешного социального развития детей с умственной отсталостью необходимы хорошо развитые моторные способности.

Психомоторика представляет собой совокупность анатомо-физиологических и психологических механизмов, обеспечивающих осуществление простых и сложных двигательных реакций и действий. Недоразвитие моторики появляется в бедности, однообразии, угловатости, неритмичности и замедленности движений, их бесцельности, в общем двигательном беспокойстве, наличии синкинезий, недостаточной способности к тонким и точным движениям, выработке относительно сложных двигательных формул, быстрой смене моторных установок [9,С.56].

Степень разработанности проблемы: формирование графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью разработано не достаточно, что подразумевает необходимость дальнейшего теоретического и практического исследования.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью формирования графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью и недостаточными исследованиями в данной области.

Проблема исследования: каковы условия формирования графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью

Тема курсовой работы: «Формирование графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью».

Объект исследования: процесс формирования графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью.

Предмет исследования: формирование графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования: процесс формирование графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью будет более эффективным, если:

- изучен уровень развития графического навыка у детей с умственной отсталостью;

- будут специально организован комплекс коррекционно-развивающих занятий, направленных на устранение типичных ошибок и целенаправленное научение детей графо-моторным навыкам.

Задачи исследования:

- изучить научную и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;

- выявить уровень сформированности графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью;

- экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий в формировании графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью.

Методологической основой исследования стали труды Б.Г Ананьева [1], В.М. Астапова [5], С.Ю. Бородулиной [2], М.О. Гуревич [4], С.Д. Забрамной [8], Л.В. 3анкова [10] и других.  

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);

- эмпирические (беседа, тестирование);

- экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).

Методики исследования:

- Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);

- Методика «Домик» (Н.И. Гуткина).

Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40», Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании были задействованы 3 детей с умственной отсталостью.

Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам; заключения; списка использованной литературы; приложений.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.