Слово преосвященнейшего Иоанникия, архиепископа Нижегородского и Арзамасского, произнесенное на освящении Иверского соборного храма, совершенном 12 и 13 июня 1877 года — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Слово преосвященнейшего Иоанникия, архиепископа Нижегородского и Арзамасского, произнесенное на освящении Иверского соборного храма, совершенном 12 и 13 июня 1877 года

2020-02-15 158
Слово преосвященнейшего Иоанникия, архиепископа Нижегородского и Арзамасского, произнесенное на освящении Иверского соборного храма, совершенном 12 и 13 июня 1877 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий.

Пс. 126, 1

Наконец благочестивое желание сердца вашего, возлюбленные о Господе сестры, исполнилось: храм, построенный в обители вашей в честь Божией Матери с благословения архипастыря нашего, освящен, и место сие, в котором вы нашли себе тихое пристанище и скромный приют, уже не богадельный дом, но самостоятельная обитель, и вы, смиренные обитательницы оной, уже не будете искать, где напитать себя Хлебом Животным. Сей Хлеб, сшедый с небеси, будет преподаваться вам в сем новоосвященном храме.

Предполагали ли вы, да и можно ли было кому предполагать, чтобы начатое созидание богадельни могло окончиться созданием целой обители, и не с молитвенным только домом, а с действительною церковью?

Правда, много было хлопот и попечений, и еще более недоумений и опасений, а, может быть, эти опасения зарождали в сердцах ваших и безнадежие... Но где ум человеческий видит для себя непроницаемый мрак, где силы человеческие делаются недействительными, тут-то вседействующая благодать Божия приходит на помощь и приводит в совершение то, что для человека казалось невозможным. В самом деле, смотря на эти здания благоустроенные, на эту церковь благоукрашенную, невольно спрашиваешь себя: «Как все это случилось? Как случилось, что бедные женщины, взятые из милости на пропитание, устроили такие здания и такой величественный храм, и притом в столь короткое время?» И если бы мы не руководствовались верою во Всеблагого и Всемогущего Бога, и если бы эта вера не внушала нам, что там только всуе труждаются зиждущии, где не созидает Бог306, то мы не знали бы, где найти основную причину столь скорого и благоуспешного устройства обители. Да, без Бога, без Его всемогущей воли человек сам по себе ничего не может сделать. «Без Мене, – говорит Иисус Христос, – не можете творити ничесоже»307. И Бог, богатый в милости, Который есть весь любовь, отринет ли моление того, кто с верою несомненною, любовию нелицемерною, надеждою светлою и твердою притекает к Нему? «Аще убо вы, лукавы суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, – говорит Иисус Христос, – кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него»308.

Так, если бы сирые и беспомощные обитательницы сего храма не руководились верою во всемогущий Промысл Божий и не возлагали все упование на Его всесовершенную благость, то, конечно, и скромное предприятие не увенчалось бы таким вожделенным успехом. Кто, если не всеблагий Промысл Божий, послал этим беспомощным сиротам таких благодетелей, которые, скрывая себя за завесою неизвестности, не щадили и не щадят одни своих забот, другие своих сокровищ на устроение сей обители и благоукрашение сего храма? Кто, если не всеблагий и премудрый Промысл Божий, указал этим благодетелям обратить внимание их именно на это место, которое благоволил Он избрать для прославления святого имени Своего? Стало быть, не случай действовал при создании обители сея и самохотение человеческое, но Тот, без воли Которого не погибнет и один волос с головы и Кем и власи главный еси изочтени суть309.

Но гораздо виднее становится действие Промысла Божия в собрании и содержании жительниц сей обители. Известно, что предположено было выстроить дом только для призрения двенадцати сирых; предприявшие построить дом определили число призираемых сообразно средствам, имевшимся употребляться на содержание их.

И что же? Едва построилось одно здание, как число сирых удвоилось и, время от времени прибавляясь, достигло утроения, а засим числа пятидесяти и далее. Если бы предприявшие устроить богадельный дом, видя умножающееся сирое стадо, не были проникнуты верою в силу и вседействие Промысла Божия, то каким чувством проникались бы сердца их? Конечно, чувством страха и опасения. Без сомнения, не стали бы они принимать желавших поступить в их общежитие. Но что же делают они? Не только не отвергают грядущих к ним, но принимают их с радостью – и с прибытием каждого нового лица радость усугубляется.

Конечно, если бы сестры, поступающие в сию обитель, имели свое состояние и жертвовали его, тогда поступление их приносило бы с собой и материальную помощь для обители. Но всем известно, что сюда поступали и поступают те, которые, не имея в миру ни крова, ни пропитания, надеются здесь найти их себе. И находят здесь все необходимое для жизни: и пищу, и одежду, и кров. Откуда же обитель, составленная из одних неимущих, берет все это? Кто снабжает ее и пищею, и одеждою, ибо мы не видим их бедствующими и нуждающимися, и никто из нас не слыхал от них ропота или жалобы на недостаток? Тот, Кто питает птиц небесных и одевает сено сельное, днесь суще и утре в пещь вметаемо310, – Отец наш Небесный. Таким образом, благочестивые слушатели, премудрый и всеблагий Промысл чрез сих неимущих и беспомощных сирот явно показал, сколь сильна и могуща вера в Бога. Но надо знать, что вера без добрых дел мертва есть311. А потому при вере должны быть и добродетели, чтобы снискать благоволение Божие. Мой долг, возлюбленные о Господе сестры, преподать вам, что вы должны делать, и делать неопустительно для снискания благоволения Божия. Но что могу преподать вам я, сам сый первый из грешников? И потому обращу внимание ваше на наставление возлюбленного ученика Спасителя нашего Иоанна Богослова; этот возлюбленный ученик Иисуса Христа и тайновидец, будучи в глубокой старости на носилках выносимый в собрание верующих, завещал им одно только: любить друг друга312. Сим заветом апостола и я заканчиваю сию мою первую беседу к вам: любовь... есть соуз совершенства313; любя друг друга, вы тем выкажете любовь к Возлюбившему вас. Любя друг друга, вы будете взаимно споспешествовать к преуспеянию в жизни духовной. Лукав враг спасения нашего, он под разными правдоподобными по-видимому предлогами будет стараться об уничтожении вашей взаимной любви, но вы гоните его от себя молитвою, смирением, воздержанием, кротостью, послушанием – и Бог любы пребудет с вами, и милость Его святая не оскудеет к вам николиже. Аминь.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.