Публицистическое, документальное и художественное в книге А.П. Чехова «Остров Сахалин». Место книги в творческой эволюции писателя. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Публицистическое, документальное и художественное в книге А.П. Чехова «Остров Сахалин». Место книги в творческой эволюции писателя.

2019-12-27 321
Публицистическое, документальное и художественное в книге А.П. Чехова «Остров Сахалин». Место книги в творческой эволюции писателя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1890 году для "изучения быта каторжников и ссыльных" совершил путешествие на остров Сахалин,кот официально объявлен местом царской ссылки и до начала ХХ века большинство жителей острова составляли каторжане.

"Остров Сахалин" (Из путевых записок), в основу которой легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные писателем на острове статистические данные.

В "путевых заметках" Чехова о каторжном в то время острове художественные зарисовки соседствуют с подлинными документами, статистическими данными, с цитатами из трудов путешественников, ботаников, зоологов, этнографов, криминалистов.

 

Книга состоит из 23 глав. Еще в период подготовки к путешествию на Сахалин Чехов определил жанр будущей книги, ее научно-публицистический характер. главы I–XIII строятся как путевые очерки, посвященные сначала Северному, а потом Южному Сахалину; главы XIV–XXIII – как очерки проблемные, посвященные отдельным сторонам сахалинского образа жизни, основная мысль: Сахалин это – "ад". Даже названия глав подтверждают эту мысль автора: "Александровская ссыльнокаторжная тюрьма", "Общие камеры", "Кандальные", "Каторжные работы в Александровске

Одной из центральных глав книги является шестая – "Рассказ Егора". В личности Егора и в его судьбе подчеркивается одна из характерных особенностей каторжного населения Сахалина: случайность преступлений, вызванных в большинстве случаев не порочными наклонностями преступника, а характером жизненной ситуации, которая не могла не разрешиться преступлением.

Книга "Остров Сахалин" обратила внимание официальных лиц на вопиющее положение каторжных и ссыльных. Доклады высокопоставленных чиновников подтвердили свидетельства Чехова.

42. Новаторство Чехова-драматурга. Жанровое своеобразие, характер конфликта, герои пьес. Традиционные и нетрадиционные элементы чеховской поэтики: психологизация ремарки, символическая образность, звуковые и шумовые эффекты, «бессобытийность», «подводное течение», своеобразие монологов и диалогов (на примере 2-х пьес).

Чехов в первых же пьесах выступил как новатор.. в основе взглядов Чехова-драматурга лежит отвращение к сюжетной искусственности, театральности и эффектам старого театра. На сцене всё должно быть так же просто, как и в жизни.

 «Вишнёвый сад».

Чехов назвал свою пьесу комедией. Это потому, что он явно смеялся в ней над смешными призраками старого времени - над Гаевым, Раневской, Симеоновым-Пищиком, опоздавшими вовремя умереть. Образы эти, несмотря на лирический тон пьесы, представлялись ему как водевильные. В ней мы видим прежде всего чрезвычайно простую фабулу и ослабленную сюжетную линию. Драматического сюжета в обычном смысле, построенного на борьбе героев с жизненными препятствиями, в пьесе нет. Нет в пьесе также ни острой завязки, ни эффектной развязки. Сам Чехов отмечал, что в пьесе «нет ни одного выстрела». Пьеса держится поэтому не на внешней интриге, а на чём-то другом, а именно - на настроении, создаваемом совокупностью всех сценических средств. Композиция пьесы отличается простотой и стройностью. Сцена в действии 1-м, где говорится об угрозе, нависшей над вишнёвым садом,- это экспозиция. Во 2-м действии драматизм положения владельцев вишнёвого сада нарастает; чувствуется приближение катастрофы. Действие 3-е, где рассказывается о продаже вишнёвого сада,--это кульминация. В 4-м действии происходит развязка. Никаких событий, осложняющих и замедляющих развитие действия и приближение катастрофы, в пьесе нет.

Нет в пьесе и главного действующего лица, вокруг которого завязался бы весь узел событий.

Пьеса от начала до конца окрашена лиризмом,кот звучит прежде всего в речах персонажей.

Раневская входит в дом и, едва переступив порог первой комнаты, радостно, сквозь слёзы, обращается с речью к своей детской комнате.

Автор настойчиво окрашивает настроение героев в тот или иной лирический тон также и своими ремарками: радостно; сквозь слёзы, плачет; нежно; в раздумье; задумчиво и т. п. и частыми восклицаниями

К числу средств, усиливающих впечатление от событий, которые происходят на сцене, относится также и пейзаж.

Не менее важную роль в пьесе играют слуховые эффекты: замирающий печальный звук лопнувшей струны (во втором действии), тихая музыка (в третьем действии), стук топора (в последнем действии- гибель вишнёвого сада, конец дворянского гнезда

Язык: Раневской - это лирически окрашенный язык несколько сентиментальной женщины; речь Лопахина - грубоватая речь дельца; в речи Трофимова мы слышим публицистически-ораторские нотки; речь Гаева характеризуется назойливым повторением терминов и т. п.

В пьесе «Чайка» затронуто много жизненных проблем. Вместе из тем за бытовыми деталями кроется чрезвычайный лиризм. «Чайка» построена не на остросюжетном драматическом действии, а на глубоком психологическом анализе характеров. Он изображает не события, а людей, чье поведение, жизненная позиция становится фактором определенных событий. Чехов выносит сценически «удобные» эпизоды за сцену. Например, в пьесе есть по меньшей мере два эпизода, которые в традиционной драматургии были бы обыграны. Первый - попытка Треплива покончить жизнь самоубийством после провала его спектакля и «измены» Нины. Второй - самоубийство Треплива «в конце пьесы». Такой отказ от эффектных сцен был подчинен авторскому замыслу: показать характеры людей, их отношения, проблемы, которые возникают по недоразумению. Каждый герой имеет свою задачу в творческом замысле автора. Поэтому он избегает внешних эффектов, а принуждает внимательно следить за всеми героями. Язык каждого персонажа имеет «подтекст».

Важную роль в чеховских пьесах сыграют паузы. Они будто дополняют подтекст и возникают тогда, когда герои не могут и не хотят говорить о сокровенном. В третьем действии, например, Нина и Тригорин прощаются перед отъездом. Нина дарит ему медальон на память. Тригорин обещает помнить девушку такой, которой увидел ее впервые. Нина задумчиво повторяет: «Да, чайка». Пауза. «Больше нам говорить нельзя, сюда идут». Пауза помогает сосредоточиться на оскорблении чайки.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.