Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского как итоговое произведение «сибирского периода». Новаторство темы, изображение жизни каторжан. Образ Горянчикова.» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского как итоговое произведение «сибирского периода». Новаторство темы, изображение жизни каторжан. Образ Горянчикова.»

2019-12-27 524
Записки из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского как итоговое произведение «сибирского периода». Новаторство темы, изображение жизни каторжан. Образ Горянчикова.» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема среды:какова бы ни была среда,дело за совестью человека.

 

Достоевский вернулся в Петер­бург в 1859 г. — в самый разгар общественного подъема. Заметным событием в литературной и общественной жизни Петербурга стала публикация Достоевского «Записки из Мертвого дома», созданная на автобиографическом материале. Достоевский впер­вые в русской литературе рассказал о каторге, о жестоких, бесчеловечных ее условиях, страшных нра­вах, о деспотической власти сильных над слабыми и о всеобщей, глубочайшей ненависти каторжан — в боль­шинстве вчерашних крепостных — к дворянам, госпо­дам (хотя формально на каторге все были равны).

«Записки из Мертвого дома» — история о духов­ном перерождении человека, который пришел на каторгу с идеями утопического социализма, с мечтами о всеобщем братстве, а затем, под влиянием всего пережитого, отказывается от преж­них взглядов и становится страстным проповед­ником смирения и покорности. Такое перерождение, переосмысление жизненных позиций, по мнению пи­сателя, могут помочь интеллигенции преодолеть про­пасть, существующую между ней и народом, обрес­ти твердую почву.

 

 

Повествование ведётся от лица главного героя, Александра Петровича Горянчикова, дворянина, оказавшегося на каторге сроком на 10 лет за убийство жены. Убив жену из ревности, Александр Петрович сам признался в убийстве, а отбыв каторгу, оборвал все связи с родственниками и остался на поселении в сибирском городе К., ведя замкнутый образ жизни и зарабатывая на жизнь репетиторством. Одним из немногих его развлечений остаётся чтение и литературные зарисовки о каторге. Оказавшись в остроге, дворянин Горянчиков остро переживает своё заключение, которое отягощается непривычной крестьянской средой. Большинство арестантов не принимают его за равного, одновременно и презирая его за непрактичность, брезгливость, и уважая его дворянство. Пережив первый шок, Горянчиков с интересом принимается изучать быт обитателей острога, открывая для себя «простой народ», его низкие и возвышенные стороны.

 

 

Особенности конфликта, многообразие сюжетных линий в романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Тема «маленьких людей» в романе. Образы Ихменева и Валковского. Судьбы Наташи и Нелли.

Использован образ хроникера-участника событий-Ивана Петровича. Он писатель

Хронология сбивчива, а исторический фон условен.

«Униженные и оскорбленные» — первый большой роман Достоевского после каторги.

Иван Петрович изображен как литератор школы Белинского и идейный единомышленник критика. Однако тот гуманистический идеал братства, добра и справедливости, которому верен герой не носит активного, действенного характера. Отношение героев к литературному первенцу Ивана Петровича как бы служит критерием их нравственной сущности.

История Нелли позволила Достоевскому изобразить петербургские трущобы и притоны с их обитателями, жизнь городского социального «дна». «Маленький человек», затерявшийся в этом страшном мире, обречен на нищету, позор, физическую и нравственную гибель. Не менее трагичны судьбы и других:Гибнут ограбленные и обманутые Валковским мать и дедушка Нелли; несчастья обрушились на семью Ихменевых, разоренную и опозоренную тем же Валковским; разрушилась личная жизнь и литературные планы Ивана Петровича.

Валковский — новый для писателя тип. Этот герой-идеолог. Образ западника

Валковский — носитель самого страшного — хищнического, циничного, «волчьего эгоизма». Алеша Валковский (наивный ребенок,под влиянием отца,не думает о положении наташи,влюбляется в двоих)и Катя представляют в романе эгоизм наивный, непосредственный. Наташе присущ эгоизм больной, исключительной, жертвенной любви к недостойному избраннику, делающий ее глухой к страданиям близких людей (родителей, Ивана Петровича). Ей же, как и Нелли, в высшей степени свойствен «эгоизм страдания», в котором она гордо и ожесточенно замыкается. «Эгоизм страдания» характерен также для старика Ихменева и отчасти для Ивана Петровича.Это почвенничество-принятие всех тягот, смирение.

Критики отмечали излишний мелодраматизм романа, перегруженность тайнами,вставными новеллами

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как идеологический, социально-психологический роман. Многопроблемность романа. Новое прочтение темы «маленького человека. Образ Петербурга и его обитателей. Женские образы романа.

Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем.
Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на этот вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Преступление Раскольникова явилось реакцией на условия русской действительности того времени. Петербург показан в романе как грязный город, где царят нищета и разврат, где на каждом углу распивочные.
Раскольников хочет понять, каким образом можно вырваться из социального дна. Раскольников не хочет относить себя к тем, кто не способен изменить свою жизнь, и поэтому, задаваясь вопросом “вошь ли я, как все, или человек”, он решает проверить себя на деле.
. Согласно этой теории, все люди разделяются на “обыкновенных” и “необыкновенных”. Раскольников считал, что эти люди “должны, по природе своей, быть непременно преступниками”. Тем самым он оправдывал преступление, если оно было совершено ради какой-либо благородной цели.
В романе проблемы нищета,жизненные приоритеты(у раскольникова деньги),гуманность-можно ли убить с благой целью

В романе и “маленькие люди” наделены определенной философской идеей. Это люди мыслящие, но задавленные жизнью. Семен Захарыч Мармеладов. –идея самоуничтожения. Петр Петрович Лужин. Этот тип не способен на самоуничижение, на безмерное самоутверждение путем гордыни, он не способен на убийство, он не исповедует никаких демократических идей. Лужин, наоборот, за господство эгоистических отношений, отношений чисто буржуазных, нечеловеческих. Идеи Лужина ведут к медленному убийству людей, к отказу от добра и света в их душе.

Женские образы

Авдотья Романовна – сестра напоминала внешностью брата.Она готова терпеть любые унижения, лишь бы помочь родным. Вместе с большой силой в ней также была мягкость и нежность.

Пульхерия Александровна – заботливая мать. Она до конца не верила в причастность сына к смерти старухи-процентщицы.

Лизавета Ивановна сестра старухи трудолюбивая, скромная

Алёна Ивановна вызывает у читателя отвращение. Она – шестидесятилетняя крошечная старушонка, с тонкой шеей и вострыми глазами. Процентщица осторожна, бережлива, отбирает у сестры последние деньги, а всё своё состояние завещал монастырю.

Сонечка Мармеладова. Её прообразом была жена автора А. Г. Сниткина. 18лет, Несмотря на хрупкое телосложение, девушка обладает духовной силой. живущая по законам Божьим девушка из-за бедственного положения семейства Мармеладовых стала работать проституткой.. она продолжает верить в победу справедливости и остается христианкой.

Противоречивость образа Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», сущность его теории. Смысл и значение символических образов-снов Раскольникова. «Двойники» и антиподы героя.

Основная идея этой теории заключается в том, что все люди на земле делятся на «власть имущих» и «тварей дрожащих». Первые имеют право на преступление, во имя собственных целей, они способны пролить кровь «тварей дрожащих».
Главный герой романа решается на убийство не сразу, к этому роковому шагу его приводят человеческие страдания, свидетелем которых Родион становился ежедневно.


Одним из подтверждений ложности высказанной Раскольниковым теории является абсолютное уединение главного героя от внешнего мира, потерянное им ощущение реальности. Родион чувствует, что преступление не только не возвысило его над людьми, но и сделало чужим среди них, а самым страшным наказанием оказались муки совести. Так, через страдания и одиночество Родион Раскольников начинает свой обратный путь к себе - человеку. И в конце романа стоит на пороге "новой жизни".  

Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. Роль первого — интеллектуальное снижение идеи Раскольникова, такое снижение, которое окажется морально невыносимым для героя. Роль второго — убедить читателя в том, что идея Раскольникова ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности.
Лужин с его «экономическими теориями», оправдывающими эксплуатацию человека, построенными на выгоде и расчете, оттеняет бескорыстие стремлений Раскольникова.


Свидригайлов, человек, начисто лишенный понятий о совести и чести. Его образ — это своеобразное предостережение герою, яркий пример того, во что он превратится, если не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием.

1.Первый сон героя- отражение его внутреннего состояния перед убийством, состояние болезненного восприятия несправедливости мира, мира униженных и оскорбленных. Сон об убийстве лошади (в восприятии ребенка) характеризует бесчеловечность этого мира, а также доброту самого Раскольникова, Катерины Ивановны -кляча

2.Сон об Африке накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В этом сне Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду, Этот сон представляет собой полный контраст реальной жизни

3. Сон об Илье Петровиче и хозяйке После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о полицейском Илье Петровиче, который бьет хозяйку квартиры, в которой живет главный герой – страх разоблачения.

4. Сон о смеющейся старухе Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не удается и смех старухи только усиливается: -страх разоблачения

5. Сон о конце света Это – последний сон Раскольникова, который снится герою уже на каторге в больниице- говорит об активной внутренней работе героя.

 

 

17.Проблема положительного героя в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Центральная четверка персонажей: Мышкин, Рогожин, Настасья Филипповна, Аглая. Образ князя Мышкина («князь Христос» (Ф.М. Достоевский), «и глупец, и мудрый провидец» (Вяч. Иванов), «князь Мышкин – одна идея, т.е. пустота» (Л. Шестов)), смысл его идеи. Фольклорные и литературные предшественники Мышкина.
В поисках нравственного идеала Достоевский пленился “личностью” Христа и говорил, что Христос нужен людям как символ, как вера, иначе рассыплется само человечество.
полная нравственная чистота сближает Мышкина с Христом. И внешне Достоевский их сблизил: Мышкин в возрасте Христа,ему двадцать семь лет, он бледный, с впалыми щеками, с легонькой, востренькой бородкой. Глаза его большие, пристальные. Вся манера поведения, разговора, всепрощающая душевность, огромная проницательность, лишенная всякого корыстолюбия и эгоизма, безответность при обидах — все это имеет печать идеальности.
Смысл произведения — в широком отображении противоречий русской пореформенной жизни, всеобщего разлада, потери “приличия”, “благовидности”.

 

МЫШКИН И РОГОЖИН

В романе «Идиот» «обратной стороной медали», воплощением темной стороны человеческой личности стал Парфен Рогожин. В этом качестве он связан с князем Мышкиным воедино, как связаны в одном человеке его лучшие и худшие стороны. Рогожин временами смертельно ненавидит князя Мышкина, готов его даже убить: князь Мышкин становится для Рогожина самым близким человеком. Именно ему он исповедуется в прегрешениях, рассказывает о своих отношениях с Настасьей Филипповной, жалуется на свои страдания. В конце концов, именно князя Мышкина Рогожин приводит в свой дом в финале романа, когда уже совершилось убийство. Он делит с ним свое горе и только искреннее сострадание князя в итоге приводит Рогожина к духовному прозрению.
В финале романа эти два героя окончательно сливаются своими судьбами друг с другом. Князь Мышкин и, уходя из разума, остается помощью и поддержкой Рогожину

 

 

Настасья Филипповна —“гордая красавица”, “оскорбленное сердце”. В семилетнем возрасте героиня осиротела и воспитывалась в деревне богатого помещика Тонкого, который, когда ей минуло шестнадцать лет, сделал ее своей любовницей.
ее постоянно пытаются продать.

Аглая Епанчина,. Именно она, больше чем другие, понимает величие души Мышкина и готова пойти за ним. Но в то же время она предает князя, его любовь, за что получает пощечину от матери. С другой, несмотря на всю свою чистоту, некоторую детскость в ней нет цельности, всепонимания и способности к всепрощению. Ей мешает проявить свои лучшие человеческие качества гордость,

18. «Бесы» Ф.М. Достоевского как роман-хроника и политический роман-памфлет. Творческая история романа. Смысл заглавия и эпиграфов произведения. Многопроблемность романа (политическая, философская, религиозно-нравственная проблематика).

В ноябре 1869 года в Москве произошло преступление, за ним судебный процесс, который вызвал большой резонанс в обществе. Члены революционного кружка Нечаева убили студента Иванова. Причиной послужило желание Иванова порвать с тайным обществом. В прессе были опубликованы многие документы,в которых оправдывалось любое зло и преступление, если оно совершено во благо революции.

 

Название романа навеяно одноименным стихотворением Пушкина и библейской притчей о вселившихся в свиней бесах. Роману предпосланы два эпиграфа: две строфы из «Бесов» А. С. и стихи Евангелия от Луки.

Вопрос о пути России, о способах политической борьбы и шире – о возможности преобразования мира насильственным путём – остро встал перед российским обществом в 1860 – 1880-е годы. В произведении чётко прослеживается отсылка к «Отцам и детям» Тургенева. Именно он открыл тему нигилизма. Как и в романе Тургенева, герои Достоевского раскрываются в идеологических спорах, показывающих возможные перспективы развития общества. В символическом плане прослеживается связь со стихотворением «Бесы» Пушкина: звучит мысль о сбившихся с дороги людях, блуждании в тумане, замкнутом круге, созданном «вихрями» и «метелями» в русском обществе. Духовные болезни общества, показанные писателем, вызваны, по его мнению, отсутствием высоких идеалов.

В изображении Петра Верховенского явно просматривается аналогия с Нечаевым. Нет такого злодейства и подлости, на которое он не пойдет. хладнокровно планирует убийство Шатова, бросает своих соратников, цинично использует намерение Кириллова застрелиться, чтобы замести следы.

Николай Ставрогин- не ищет для себя никакой выгоды, у него нет цели. Свобода и отрицание всего – вот разрушительная сила.подает Верховенскому, Шатову и Кириллову их основные идеи. Но самому Николаю ни одна из них не интересна.

Кириллов- ненавидит мир, построенный на лжи. В нем борются вера и безверие, приводят его к парадоксальной идее – Бог мертв, а человек может доказать, что он свободен от веры в Бога, только совершив самоубийство.
Шатов Ярый приверженец атеизма и социализма становится вдруг ревностным сторонником идеи избранного Богом русского народа. Но Шатов не верит в Бога, а только хочет верить
Степан Трофимович Верховенский- отца Петра, а также воспитателя Шатова и Ставрогина. Это типичный представитель идеалиста-либерала Ему свойственны восхищение прекрасным, талант и благородство в сочетании с презрением к религии, отечеству и русской культуре. Корыстолюбие, слабохарактерность, эгоизм и лживость Верховенского-старшего приводят к тому, что ученики не верят в искренность проповедуемых им высоких, но абстрактных и бесплодных идеалов.

Конфликт отцов и детей в романе Ф.М. Достоевского «Бесы». Образы «отцов» и «детей»-бесов. Двойственность образа Ставрогина. Петр Верховенский как главный бес и герой-идеолог. Смысл сомнений Шатова. Женские образы романа

Следуя примеру Тургенева, автора «Отцов и детей», где изображен обострившийся в России 60-х годов идеологический конфликт между поколениями, Достоевский выводит в «Бесах» те же два поколения. 

представитель старшего поколения в «Бесах» — Степан Трофимович Верховенский. Рассказ о нем проникнут мягкой иронией: для биографии его романист воспользовался рядом деталей из жизни известного русского историка 40-х годов, друга Герцена Т. Н. Грановского и других либеральных литературных и общественных деятелей — западников, переакцентировав соответствующие факты и придав им пародийную, комическую окраску. 

. Его словесный либерализм — безобидные и неопасные для общества игрушки. Все это раскрывается в эпилоге, где, пережив крах своих «западнических убеждений», Степан Трофимович умирает бесприютным странником в простой крестьянской избе, хотя и не отрешившись от своего религиозного скептицизма, веруя по-прежнему лишь в «Великую Мысль», но в то же время с жаждой бессмертия души и со словами любви и всепрощения на устах.  

Прямые духовные «дети» Степана Трофимовича и Кармазинова,— молодые люди следующего поколения, вплоть до нечаевцев. В двух эпиграфах к роману — один из них взят из Евангелия от Луки и содержит рассказ об исцелении бесноватого и гибели стада свиней, в которое вселились вышедшие из него бесы, а другой из баллады Пушкина «Бесы», где изображается тройка, застигнутая в пути и закруженная «бесовской» метелью, — «дети» людей 40-х годов с их рационализмом, западнической верой во всемогущество человека и его воли охарактеризованы автором как «бесы», «кружащие» Россию и сбивающие ее с истинного пути.

Сын Степана Трофимовича Петруша (черты Нечаева и Петрашевского) с усмешкой слушает тирады отца

Его цель — личная власть. он хочет духовно подчинить себе товарищей  и связать круговой порукой, чтобы, сделав своими послушными орудиями, увлечь в пучину анархии, Верховенский-младший относится с откровенным презрением. Исполнителя его планов и доверенное лицо разбойника Федьку Каторжного он позднее сам же «ликвидирует». Союзником является Шигалев, создавший проект устройства будущего общества, в котором господствуют насилие и неравенство, доносы, взаимная слежка, вражда к образованию и таланту.

Николай Ставрогин- не ищет для себя никакой выгоды, у него нет цели. Свобода и отрицание всего – вот разрушительная сила.подает Верховенскому, Шатову и Кириллову их основные идеи. Но самому Николаю ни одна из них не интересна.

Кириллов- ненавидит мир, построенный на лжи. В нем борются вера и безверие, приводят его к парадоксальной идее – Бог мертв, а человек может доказать, что он свободен от веры в Бога, только совершив самоубийство.
Шатов Ярый приверженец атеизма и социализма становится вдруг ревностным сторонником идеи избранного Богом русского народа. Но Шатов не верит в Бога, а только хочет верить анархическое отрицание старой, лицемерной морали побудило Ставрогина в молодые годы погрузиться в разврат. В это время он совершил насилие над полуребенком, девочкой Матрешей.

В романе «Бесы» Достоевский вывел разные образы женщины. Это готовая к самопожертвованию Даша Шатова, гордая и несколько холодная Лиза Тушина, тихая, ласковая мечтательница, полу- или совсем помешанная Мария Лебядкина. впервые вывел образ антиженщины. прибывшей с запада Майи Шатовой, которая умеет жонглировать словами из словаря отрицателей и забывшей, что первая роль женщины – это быть матерью. повитуха Арина Виргинская-нигилистка, для которой рождение человека есть дальнейшее развитие организма.

 

Проблематика и основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Черты детективного романа, уголовной хроники. Мотивы преступления и наказания, веры и безверия, жизни и смерти, детства, сумасшествия, раздвоения личности, совести и т.д.

Основа романа: отклики на события российской общественной жизни конца 1870-х, полемика с произведениями и статьями, появившимися на страницах журналов именно в это время.

Главная тема романа — прошлое, настоящее и будущее России. Судьбы уходящего поколения (отец Карамазов, штабс-капитан Снегирев Миусов, госпожа Хохлакова, Поленов, старец Зосима...) как бы сопоставлены и чем-то противопоставлены судьбам представителей из «настоящего» России (браты Карамазовы, Смердяков, Ракитин, Грушень-ка, Варвара Снегирева...), а на авансцену уже выходят представители совсем юного поколения, «будущее» страны, которым вероятно, суждено было стать основными героями второго романа (Лиза Хохлакова Коля Красоткин, Карташов, Смуров...)

Основная идея: Взята из произведения русских религиозных мыслителей (Нил Сорский, Тихон Задонский и др.) провозглашавших идеал цельного человека у которого различные духовные силы и способности находятся в единстве, a не противоречат друг другу, у которого нет борьбы между мыслью и сердцем, теоретическим разумом и нравственным началом что, по мнению Достоевского, как раз противоположно западному рационализму, ведущему человечество в тупик.

Круг проблем:

1. Проблема метания людей между верой в бессмертие и атеизмом, поиск Бога в повседневных мировых событиях. Философия Ивана Карамазова (Бога нет или Бог несрпаведлив, тк допускает страдания невинных)

2. Проблема восприятия красоты. Две стороны красоты: красота Мадонны (чистая) и содомская красота (темные страсти). В человеке соединяются две страсти.

3. Проблема судопроизводства. Суд не может судить человека, тк не может понять правды его души.

4. Проблема искупления грехов целых поколений. Сон Мити о плачущем «дите». Мысль о том, что он должен своим страданием избавить от страдания других людей.

Семья Карамазовых в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Образ Федора Павловича Карамазова как «приживала», «исковерканного», «испорченного» человека. Нравственно-психологический тип Дмитрия. «Ранний человеколюбец» Алеша. Иван Карамазов как герой-идеолог, сущность его идей. «Двойники» Ивана в романе. Композиционная роль, смысл и значение «Легенды о великом инквизиторе».

Федор Пафлович Кармазов. Основы образа в сути эпохи. Эпоха вырождения дворянства, моральной деградации личности, эпидемии уголовных преступлений и самоубийств, небывалого идейного разброда. Он олицетворяет источник всяческого растления и вместе с тем — погибель зараженного безверием и развратом социального организма. Ф. П. уже принял «право на бесчестье» как аксиому и сделал житейским принципом. Внешне такой тип формировался условиями общественного неравенства, взаимной вражды, необходимостью пресмыкаться ради выживания и в поисках денег не считаться с моральным законом. Изнутри же, отвечая таким социальным условиям, поднимаются и рвутся наружу темные животные вожделения. Кощунством над природой, над душой, над юродивой, «божьим человеком»,.

Дмитрий Карамазов. В нем дух и плоть безудержно устремлены к красоте. Красота здесь - явление двойственное.. Две стороны красоты: идеал Мадонны (чистая красота) и идеал содомский (темные страсти). он обречен на трагическую двойственность, на внутренний хаос.. Дмитрий в бешеных порывах чувств и влечений переступает все границы —лишь чудо, «дух светлый» спас его в последний момент от убийства отца.
Принять кару за несовершенное убийство — значит искупить эту вину. Карамазовская натура в Мите исступленно рвется жить и принимает страдание, чтобы очиститься и возродиться к иной жизни.

Алеша Карамазов. Алеша верит, что человеческая природа заключает в себе возможность безграничного развития и достижения высших идеалов,.Главные перспективы жизни в романе связываются, конечно, с Алешей, в котором все языческие, «земляные» стихии карамазовской породы преображаются под влиянием его духовного отца, старца Зосимы. Таким «устроителем» душ и дел людских выступает Алеша между героями романа — при всей внешней бесплодности его усилий. Но достаточно уже одного того, что именно Алеша возвращает Ивану его истинную человеческую сущность.

Иван Карамазов. Философия Ивана: возможно ли принять мир, обрекающий на страдание невинных? Аргументы — истязания детей, В сомнениях доходит до отчаяния.— отражение духовной биографии самого Достоевского
Иван = Великий Инквизитор.
Мудрость Великого Инквизитора = стремление рационалистической мысли спроектировать наилучшее общественное устройство.отрекается от Христа во имя любви к человеку, сострадания к его несовершенству.

Особенности композиции легенды:

Она помещена в пятой книге романа, самой ответственной: уже назрели все конфликты.Замечательно и то, что диалог братьев в этой книге предваряется и заключается их встречей со Смердяковым — тот словно подстерегает Ивана и ждет от него ответа на роковой вопрос. От этой точки братья расходятся в разные стороны, но чем противоположнее их нравственно-философские позиции, тем нужнее они друг другу.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.