Творчество Г.И. Успенского. Цикл «Нравы Растеряевой улицы», очерки «Будка», «Живые цифры», «Выпрямила» и др. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Творчество Г.И. Успенского. Цикл «Нравы Растеряевой улицы», очерки «Будка», «Живые цифры», «Выпрямила» и др.

2019-12-27 1044
Творчество Г.И. Успенского. Цикл «Нравы Растеряевой улицы», очерки «Будка», «Живые цифры», «Выпрямила» и др. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глеб Иванович

Очерк «Выпрямила» (1885 г.) - программное произведение автора, центральный образ в котором - статуя Венеры Милосской - подчеркивает огромную силу искусства, силу идеала, заставляющего осознать человека свое несовершенство и выпрямиться духовно, ощутить радость, счастье и покой. Особенности поэтики: 1) автобиографичность очерка - Глеб Успенский, подобно герою Тяпушкину, совершает путешествие в Германию, Францию и Англию, испытывая необыкновенное духовное потрясение от восприятия буржуазного мира, не принимая его ценностей, и в этом ощущения автора и героя совпадают.

Автор как бы не замечает красоты тела Венеры, намекая на то, что скульптор ставил перед собой иную задачу - изобразить духовную красоту, красоту человеческого мастерства, ознакомить человека с ощущением счастья быть человеком.

«будка» о полицейской будке,куда в основном ходят жаловаться на пьянство и женскю судьбу.

«Нравы Растеряевой улицы» - своеобразный цикл: изображена улица города Т. (прообраз - город Тула), где «на окраинах селился обглоданный люд», а также «живоглоты», угнетающие этот люд. Это серия очерков разного типа (сценки, диалоги, рассказы об отдельных персонажах - Прохор Порфирыч, Толоконников, Хряпушин, об отдельных семействах - Претерпеевы). Единство всем зарисовкам придают размышления автора о растеряевской жизни, о растеряевском человеке, жизнь которого протекает в пьянстве и невежестве. Прохора Порфирыча пистолетный мастер, история его жизни в том, что этот молодой и предприимчивый («ума-страсть») человек направляет весь свой ум на обогащение. Автор говорил не только о пьянстве и бедности,но и духовной низщете,которая приводдит к такому состоянию

«Власть земли» (1882), входит в цикл очерков. Название очерка - крылатое выражение о крестьянском труде и его характере.. Крестьянин зависит от тонкой травиночки, будет ли она расти или погибнет. Расстаться с землей невыносимо тяжело, нравственные качества личности крестьянина напрямую связаны с землей.

Особенности композиции очерков Глеба Успенского: фрагментарность, своеобразная форма «матрешки» - везде одна мысль, но выражающаяся разными средствами: авторские размышления публицистического характера. 3) прямые обращения к читателю. 4) вставные эпизоды или образы 5) введение в текст образов эпизодических персонажей-, крестьянина-старика,

Другие очерки цикла: «Народная интеллигенция», «Земледельческий календарь», «Теперь и прежде» - объединены мыслью о власти земли, та же мысль в очерках «Крестьянин и крестьянский труд», Образ Ивана Петровича Босых, который живет вначале неосознанной и слепой жизнью - берет взятки, начинает пить, теряет совесть - но в конце опять возвращается к земле и исправляется.

односторонность подхода автора к отображению - она связана с тем, что не ставится вопрос о социальных причинах тягот крестьянской жизни.

Этапы жизненного и творческого пути А.П. Чехова.

Характеристика творчества

Антон Павлович Чехов (1860—1904) — один из выдающихся русских писателей конца XIX, в творчество которого:

Первый этап

Первый этап творчества продолжается с начала до середины 80-х гг. XIX в.

Будучи еще студентом медицинского факультета МГУ, Чехов начинает писать рассказы и посылает их в московские юмористические журналы ("Стрекоза", "Будильник", "Зритель", "Москва", "Осколки") и в "Петербургскую газету" под псевдонимами "Брат моего брата", "Человек без Селезенки", "Антоша Чехонте".

За этот период было создано огромное количество рассказов:

1880 г. - первый ("Письмо ученому соседу"); 1882 — 1887 гг. — сборник "Сказки Мельпомены" ("Жизнь прекрасна", "Руководство для желающих жениться", "Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Хамелеон", "Брожение умов" и т. д.); 1887 г. — пьеса "Иванов".

Характеристика ранних рассказов: отсутствие глубины образов; освещение следующих сторон российской обывательской жизни:

• обрядовая сторона церковной жизни;

• семейно-бытовые сцены;

• служебно-бытовые отношения;

• некоторые общественные явления.

Второй этап

Второй этап длится с середины 80-х до начала 90-х гг. XIX в.

За этот период:

✓ выходят сборники — "Пестрые рассказы" (1986), "В сумерках" (1987), "Невинные речи" (1987), "Рассказы" (1988), "Хмурые люди" (1890);

✓ появляются рассказы "Человек в футляре", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Палата № 6", "Тоска", "Попрыгунья" и др.;

✓ осваиваются новые жанры: повесть; рассказ-состояние; путевой набросок;

✓ автор отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общественно-политического характера:

✓ характеры и портреты героев приобретают остроту;

✓ в тематике преобладает разоблачение тупого, сонного российского обывателя, показ его тусклой жизни, невежества, дикости, жестокости.

Третий этап

Третий этап — с начала 90-х гг. XIX в. до начала XX в. (1900-е гг.).

За этот период:

✓ Чехов активно осваивает новый жанр - драматическое произведение: создает новую пьесу "Чайка". Ее премьера в 1896 г. в Петербурге в Александрийском театре оборачивается провалом, но в Москве в 1898 г. постановка "Чайки" во МХАТе имеет небывалый успех; "Дядя Ваня" (1899);"Три сестры" (1899); "Вишневый сад" (1903);

пишет рассказы: "Учитель словесности" (1894); "Человек в футляре" (1898); "Крыжовник" (1898); "О любви" (1898); "Ионыч" (1898); "Душечка" (1899); "Невеста" (1903).

Темы, разрабатываемые Чеховым на этом этапе:

✓ невозможность жить по-старому и желание перемен;

✓ правда и красота как главные составляющие жизни человека;

✓ осуждение духовной "спячки", малодушия, нежелания жить полной жизнью и приверженности обыденности и пошлости;

✓ оскудение и гибель настоящих дворянских семей;

✓ желание показать пробуждение человека, его стремление к новой жизни и желание порвать цепи старого быта и "вязкого" благополучия ("Учитель словесности");

✓ нравственное перерождение интеллигентного человека ("Ионыч");

✓ "футлярная" жизнь, в которой властвует мещанство и теряется человеческая душа, а сам человек лишается своих лучших душевных качеств и становится угрюмым, замкнутым, раздражительным, педантичным до патологии ("Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви");

✓ освещение различных вариантов женского характера: излишне любвеобильных и иногда пустых и неискренних, неспособных на истинную любовь ("Душечка"); героических и стремящихся уйти от пошлости жизни и "футлярства" даже ценой отказа от ранее сформированных идеалов ("Невеста").

39. Проблематика рассказов А.П. Чехова 1880-х гг. Эволюция образа «маленького человека» к «мелкому человеку». Особенности чеховского психологизма, мастерство детали, сатирическое и юмористическое в рассказах (на примере 5-6 произведений).

У Чехова “маленькие люди” - это мещане, обыватели. Это люди, жизнь которых приобрела устойчивый уклад, каждый день их стал исполнением сложившихся привычек. У них узкий круг интересов, они мало читают, мало знают. Если бы жизненные обстоятельства не били бы их постоянно, если не было бы скучной обязанности жить, то они остановились бы, замерли, погрузились бы в сладкую дремоту и оставались бы в таком состоянии месяцы, годы, века. Чехов восстает в своих рассказах против убогого и скудного мира “маленьких людей”, так как они создали для себя (каждый по-своему) футляр и не желают знать, что за ним, что вне его.

  «Толстый и тонкий» продолжает тему «маленького человека». Случайная встреча бывших школьных приятелей, начавшаяся так тепло, обещающая рассказ о дружбе, искренности, детстве, заканчивается неприятным холопством Порфирия перед Мишей, потому что Миша дослужился до двух звезд. Сколько сразу «почтительной кислоты» и «сладости», от которых Мишу, хотевшего было что-то возразить, чуть не стошнило. Чехов показал, что унижение одного, это ведь, по сути, унижение и второго. Современный мир хочет увлечь всех в соревнование.

 О футлярном маленьком человеке, встречаем в рассказах «Крыжовник» и «Ионыч». В первом из них главный герой ограничивает себя одной мечтой – о саде с растущем в нем крыжовником. Он делает все, чтобы достичь своей цели, но добившись ее, не понимает, что сам загнал себя в «футляр», потерял живую связь с людьми. Во втором рассказе главный герой – доктор Ионыч, попав в провинциальный город, постепенно замыкается в себе: расстается с иллюзиями юности и становится циничным человеком. Другой чеховский доктор из рассказа «Палата № 6» – доктор Рагин, работая с душевнобольными пациентами, постепенно отказывается от выполнения своего врачебного долга. Доктор замыкается в себе, перестав обращать внимания на страдания людей, которым он призван оказывать помощь. В итоге такого замыкания в собственном футляре доктор теряет рассудок и оказывается в своей же палате в роли пациента. Не сумев выдержать унижений, он скоропостижно умирает.


Деталь  призвана дать читателю полное представление о персонаже. Так, в рассказе «Смерть чиновника» канцелярский работник Иван Дмитриевич Червяков во время просмотра «Корневильских колоколов» неожиданно чихнул и случайно испачкал лысину сидящего впереди статского генерала Бризжалова. И хотя тот не придает совершенно никакого значения случайному эпизоду, жизнь Червякова с этого момента превращается в кошмар. Своим низкопоклонством чиновник доводит Бризжалова до исступления, и тот, в конце концов, выгоняет навязчивого посетителя. Уставший от терзающих его душевных мук, Червяков возвращается домой и умирает на своем диване.

герой рассказа " человек в футляре", не пытается изменить свою жизнь, сделать ее более интересной и разнообразной. Во всем новом виделась ему неопределенность, а это вызывало страх, а потому он стремился защитить себя каким-то образом от внешнего мира. Из-за того, что Беликов всю жизнь чего-то опасался, из-за того, что жизнь его пугала, смерть оказалась для него каким-то освобождением от страхов.

40. Поэтика чеховской повести (на примере трех повестей по выбору: «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Черный монах», «Палата № 6» и др.).

·
Повесть «Степь» Чехов написал в конце 1880-х годов. Это был период, когда автор размышлял, анализировал свои жизненные ценности, стремился отыскать новые способы повествования. У повести довольно простой сюжет: из родного дома в город везут Егорушку — мальчика лет девяти, чтобы отдать его в гимназию. Вместе с ним едут — купец Кузьмичов, который является дядей Егорушки, и священник отец Христофор. Кузьмичов и Христофор едут продавать шерсть, а Егорушку захватили по пути. На протяжении всего времени поездки мальчик получает новые впечатления, которые в ходе повествования чередуются с мыслями и комментариями автора. В этом и заключается сюжет повести, в которой все — степь, природа, люди описывается через восприятие Егорушки.
В завершение поездки Егорушка вступает на новый этап своей жизни, он становится совсем другим, более взрослым.

· Палата #6
Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло свое отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключенными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жестокое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещенный человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.
Темы,которые можно увидеть в произведении: тема пошлости и ограниченности (сопротивление к переменам), тема одиночества (на примере доктора и других пациентов), тема поиска жизненного призвания (доктор стал врачом по настоянию отца,и закончилось это не супер гуд,как мы видим)
Композиция(Доктор Рагин знакомится с пациентом Громовым)

 

· «Скучная история» Повествование ведется от первого лица главным героем произведения, заслуженным профессором Николаем Степановичем, известнейшим человеком. Он неизлечимо болен, и, по собственным прогнозам, жить ему осталось не больше полугода. Николай Степанович размышляет о своей судьбе. Ему не приносят радости ни семья,ни коллеги,ни преподавание. много времени проводит с Катей, дочерью своего покойного товарища. В финале катя спрашивает,что ей делать,но он не отвечает. Она уезжает в крым.

.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.