Трансграничная регионализация как естественная форма сотрудничества — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Трансграничная регионализация как естественная форма сотрудничества

2019-12-19 357
Трансграничная регионализация как естественная форма сотрудничества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трансграничная регионализация как естественная форма сотрудничества

                                                       Плюсы

                                                 Содержание

1. Теоретический блок

1.1. Трансграничная регионализация/ трансграничный регион - подходы и определение

1.2. Обоснование естественности образования трансграничного региона

2. Практический блок

2.1. Концепции трансграничной регионализации: европейская и азиатская модели

2.2. Европейская модель трансграничной регионализации: «Слобожанщина»

2.3. Азиатская модель трансграничной регионализации: Индия – Бангладеш

3. Выводы

Примеры

В пределах Евросоюза, существуют такие еврорегионы «Беласица» — Болгария, Греция, Македония (создан в 2003);

«Адриатика», локальный, (Adriatic) — включает территории Албании, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Италии, Черногории и Словении (создан в 2006),

«Эресун» - Швеции и Дания. 

Первый еврорегион появился на границе Германии и Нидерландов в 1958 году под названием EUREGIO. В дальнейшем еврорегионы стали распространяться по всей Европе.

Выделяются следующие стадии развития трансграничного сотрудничества:

локальные приграничные контакты;

взаимодействие административно-территориальных единиц, муниципальных образований

государств;

реализация между субъектами разных стран трансграничных проектов в различных сферах

(экономических, социальных, экологических, культурных и т. д.), результат которых —

налаживание взаимосвязей между участниками проекта;

сетевая форма трансграничного сотрудничества, предполагающая взаимодействие между

акторами различных уровней по обе стороны границы; на этой стадии формируются трансграничные регионы.

Разработка совместных проектов как этап формирования трансграничных сетей особенно актуальна тогда, когда речь идет о трансграничной регионализации, основанной на неестественных факторах (таких, как национальная общность, налаженные экономические взаимосвязи и т. п.), а осуществляющейся в результате решения масштабных целей, сформулированных на различных политических уровнях. К таким целям могут относиться: обеспечение безопасности, социально-экономическое развитие периферийных приграничных районов, охрана окружающей среды, повышение конкурентоспособности территорий вглобальном масштабе. Это же мы наблюдаем в Европе. Как видно из названий, еврорегионы часто объединяют территории, связанные географически (например, регион «Баварский лес — Богемский лес/Шумава» расположен в едином лесном массиве; «Татры» — в единой горной системе) или исторически («Силезия» — на территории средневекового независимого государства; «Западная Паннония» — часть древнеримской провинции).

 

 

Блок

Концепции трансграничной регионализации: европейская и азиатская модели

В научной литературе выделяют различные виды Трансграничного сотрудничества. Однако европейский и азиатский обладают рядом положительных характеристик и условий, которые могут выступать основой построения ТГС в других регионах, в том числе и на постсоветском пространстве.

Европейская модель ТГС

Первоначально трансграничное сотрудничество в Европе в середине XX в. носило характер сотрудничества муниципалитетов. Позднее интеграционные процессы затронули также национальных акторов. Постепенно региональная интеграция стала принимать новые пространственные формы, которые сегодня представлены в виде двух групп – большие транснациональные регионы (форма межгосударственной интеграции) и еврорегионы (форма трансграничной интеграции).

Европейский опыт ТГС позволяет рассматривать еврорегионы как наиболее распространенную форму трансграничного взаимодействия.

Исторически основными целями создания еврорегионов было объединение усилий приграничных районов западноевропейских стран для преодоления их относительной отсталости в социально-экономической сфере, определенной изолированности по отношению к центру. Стимулом к развитию трансграничного сотрудничества могли выступать активные потоки населения, совершающего ежедневные миграции к месту работы по другую сторону границы.

По мере углубления процессов европейской интеграции еврорегионы стали рассматриваться сначала как наиболее эффективный способ пространственной интеграции, такими являются и по сей день.

Еврорегион – это объединение региональных и местных властей по обе стороны границы, иногда при наличии парламента; это трансграничные организации с постоянным секретариатом, экспертами и административным персоналом; такие организации подчиняются общественному праву, основанному на международных договорах.

Существуют различные критерии для отнесения того или иного трансграничного образования к еврорегионам.

(на слайде) Критериями для отнесения того или иного трансграничного образования к еврорегионам являются:

1) наличие государственной границы (сухопутной или водной) между сотрудничающими регионами или местными властями;

2) институционализированность сотрудничества – представительные органы;

3) географическая принадлежность к Европе;

4) желание участвовать в процессе европейской интеграции;

5) общая для еврорегионов структура, т.е. еврорегион включает регионы и/или местные сообщества, обладающие полномочиями заключать со- глашения о сотрудничестве;

6) общая польза участников, т.е. стремление к «общему благу».

Однако, следует сказать, что хоть еврорегион характеризуется наличием четко организованной институциональной структуры, регулирующей трансграничную кооперацию, при этом ТГС способствует формированию особого вида идентичности, т.н. трансграничной идентичности, которая выражает политическую общность интересов, экономическую взаимозависимость и социально-культурную связанность территорий, образующих трансграничных регион.При такой модели интеграции увеличивается интенсивность сотрудничества между акторами, что способствует дальнейшему развитию ТГС и обеспечивает интересы всех участвующих сторон.

Примеры

ЕИДП — это один из девяти инструментов внешней помощи Европейского Союза на 2007—2013 гг., предназначенный для реализации политики добрососедства по отношению к странам, которые расположены вдоль его внешних границ, и обеспечивающий поддержку Азербайджану, Алжиру, Армении, Беларуси, Грузии, Египту, Израилю, Иордании, Ливану, Ливии, Марокко, Молдове, Палестинской Автономии, России, Сирии, Тунису и Украине. Важнейший приоритет ЕИДП — развитие трансграничного сотрудничества между организациями из стран ЕС и соседних государств.

Программы трансграничного сотрудничества ЕИДП

ЕИДП включает компонент, специально ориентированный на взаимодействие между странами Европейского Союза и странами-партнерами, которые расположены вдоль его внешних границ, и представленный программами трансграничного сотрудничества (ТГС) двух типов:

•   между двумя или несколькими регионами с общими сухопутными или морскими границами;

•   многосторонние, охватывающие бассейны морей.

В настоящее время насчитывается 9 программ, реализуемых на территории вдоль сухопутных, и 3 — вдоль морских границ ЕС, а также 3 программы, охватывающие бассейны Балтийского, Черного и Средиземного морей. Для Беларуси, Молдовы, России и Украины они во многом являются продолжением Программ добрососедства (ПД), которые действовали в период с 2004 по 2006 г.

ЕИДП ТГС — один из компонентов европейской политики добрососедства, направленной на поддержание стабильности и процветания регионов по обе стороны границы и ориентированной на достижение четырех общих целей стратегии ЕС в области трансграничного сотрудничества:

•   содействие экономическому и социальному развитию в приграничных регионах;

•   решение общих проблем (например, экологических, социальных и пр.);

•   обеспечение эффективных и безопасных границ;

•   содействие развитию контактов между людьми.

Приоритеты каждой программы определены следующим образом.

Программа «Регион Балтийского моря»:

содействие инновациям (стимулирование успешного производства, внедрение и использование новшеств в экономической и социальной сфере);

внутренняя и внешняя доступность (преодоление дисбаланса в развитии транспорта и ограничений беспрепятственной транспортировки пассажиров и грузов);

совершенствование управления ресурсами Балтийского моря для достижения лучшего экологического состояния;

привлекательные и конкурентные города и регионы (повышение их конкурентоспособности в масштабах Европы на основе стратегий устойчивого развития).

Программа «Польша — Беларусь — Украина»:

повышение привлекательности приграничной территории (поддержка инициатив, направленных на улучшение условий развития предпринимательства, туризма и транспортных систем);

рост качества жизни (предотвращение экологических угроз, стимулирование рационального использования природных ресурсов, возобновляемых энергоресурсов и экономии энергии, совершенствование инфраструктуры границы и эффективности пограничных процедур, укрепление безопасности границы);

институциональное сотрудничество и поддержка местных инициатив (создание трансграничной институциональной среды, а также стимулирование взаимодействия между населением приграничных регионов).

Программа «Латвия — Литва — Беларусь»:

содействие устойчивому экономическому и социальному развитию (стимулирование сотрудничества предприятий для повышения конкурентоспособности региона, совместное планирование, каналы связи, транспорт, сопутствующая инфраструктура и сфера услуг, трансграничный туризм, продвижение культурного и исторического наследия, стимулирование инициатив местных и региональных сообществ, а также укрепление социально-культурных связей);

решение общих проблем (охрана и рациональное использование природных ресурсов, развитие образования, здравоохранения, социальной сферы, пограничной инфраструктуры и служб, содействие эффективной организации границ).

 

программа «Польша — Беларусь — Украина».

Программа трансграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина, в рамках Европейского Инструмента Соседства и Партнерства (ЕИСП), продолжает и расширяет сотрудничество на территориях приграничных областей трёх стран, которое развивалось в рамках Программы Добрососедства Польша-Беларусь-Украина.

Основной целью Программы является поддержка процесса развития трансграничных территорий. Цели Программы реализуются при помощи некоммерческих проектов, осуществляемых в рамках следующих приоритетов и мероприятий:

Приоритет 1. Повышение конкурентоспособности приграничной территории:

Основной задачей Приоритета 1 являются мероприятия, способствующие и поддерживающие улучшение условий для развития предпринимательства, туризма и транспортной системы.

• Мероприятие 1.1. Улучшение условия для развития предпринимательства;

• Мероприятие 1.2. Развитие туризма

• Мероприятие 1.3. Повышение доступности регионов.

Приоритет 2. Повышение качества жизни:

Основной задачей Приоритета 2 является предотвращение экологических угроз и действия, способствующие рациональному экономическому использованию природных ресурсов, развитию возобновляемых энергоресурсов и экономии электроэнергии, повышению эффективности инфраструктуры границы и пограничных процедур, усилению безопасности границы.

• Мероприятие 2.1. Защита окружающей среды в приграничной области;

• Мероприятие 2.2. Эффективные и безопасные границы.

Приоритет 3. Институциональное сотрудничество и поддержка местных инициатив:

Основной целью Приоритета 3 являются мероприятия по пропаганде и поддержке трансграничного сотрудничества в отношении создания институциональных возможностей, а также местных инициатив, способствующих сотрудничеству между населением.

• Мероприятие 3.1. Повышение возможностей трансграничного сотрудничества

на региональном и местном уровне;

•  Мероприятие 3.2. Инициативы местной общественности.

 

Для реализации Программы созданы следующие совместные структуры:

 

— Совместный Мониторинговый Комитет (СМК),

— Совместный Орган Управления (СОУ) - Министерство Регионального Развития

Республики Польша,

— Совместный Технический Секретариат (СТС) - расположенный в Фонде «Фонд

Сотрудничества» в Польше.

Азиатская модель ТГС

Азиатский вид ТГС традиционно рассматривают в качестве альтернативы европейскому. Сюда обычно относят опыт АСЕАН по созданию треугольников и четырехугольников роста (развитие приграничных торгово-экономических отношений между соседними странами), трансграничных свободных экономических зон (зон приграничного экономического сотрудничества и зон взаимной торговли). Главная черта ТГС - преобладание экономического фактора интеграции.

АСЕАН в отличие от ЕС является менее формализованной структурой. Государства должны разделять главные принципы АСЕАН.

Позитивная сила АСЕАН заключается в том, что она провозгласила открытость для всех стран Юго-Восточной Азии, также здесь отсутствует региональный гегемон.

Трансграничное сотрудничество в таких условиях выступает ключевым механизмом развития межгосударственных и трансграничных проектов, направленных на привлечение иностранного капитала и повышение экспортной ориентированности региональной экономики. Трансграничная торговля, создание общих рынков, деловая активность частных корпораций, приоритетное развитие экономической интеграции с низкой степенью институционализации сотрудничества – все это является признаками азиатского вида ТГС.

Таким образом, можно утверждать, что азиатская модель ТГС – это регионализация рынков, а не государств, это «корпоративная модель» интеграции, основанная на «соединении в единое целое регионов, обладающих взаимодополняющими видами факторов производства» путем развития экономических и финансовых проектов.

Рассмотрев несколько моделей ТГС, развивающихся сегодня в рамках разных региональных структур и образований, полагаем важным подчеркнуть, что каждая успешно функционирует в определенных экономических, политических и социокультурных условиях.

Основой интеграционного процесса являются совпадения интересов и получение конкретной выгоды от многостороннего сотрудничества государств-участников, а интеграция эффективнее тогда, когда выше социально-экономическое развитие государств и ближе этническо-религиозные и социо-культурные менталитеты народов объединяющихся стран, что ясно видно на примере Европы.

Что касается Азии, здесь е важными критериями ТГС, которые служат началом сотрудничества и в дальнейшем влияют на его развития, выступают показатели в экономической сфере, такие как объем внутрирегиональной торговли, объем взаимных инвестиций, количество совместных предприятий, а также стабильность стратегии трансграничного сотрудничества.

В итоге хочется подчеркнуть, что две самые распространенные формы ТГС, еврорегион и треугольники роста, формируются на основе естественных факторов трансграничной регионализации, социально-экономической и культурной близости и налаженных экономических связей.

Блок. Выводы

1. Положительные стороны трансграничного сотрудничества, исходя из примеров:

  Развитие приграничного сотрудничества является перспективным направлением по следующим причинам:

1) Опыт развития приграничных связей показывает, что при взаимодействии стран/регионов на основании накопившихся проблем выигрывают все стороны. Государство может использовать приграничные контакты субъектов, соседних стран в качестве дополнительных каналов сотрудничества с другими странами. А при благоприятном развитии ситуации не исключена возможность снижения дотационности регионов, что повлечёт и снижение затрат на их развитие. Государства-участники или субъекты государства в свою очередь получают возможность более эффективно развивать экономические, культурные и гуманитарные связи, решать многие проблемы, непосредственно затрагивающие интересы людей по обе стороны региональной границы.

2) Развивая приграничное сотрудничество в регионах, являющихся транспортными узлами или находящимися в их близи, государства получают возможность использовать своё географическое положение в качестве транзитного коридора, получая долю геоэкономического дохода.

3) Улучшение условий приграничного сотрудничества позволяет сопредельным странам восстановить и развить взаимовыгодные культурные, производственные и другие связи. Взаимная заинтересованность страны и регионов в этом процессе, а также положительный зарубежный опыт (в частности, по созданию еврорегионов) во многих случаях делают проблему развития приграничного сотрудничества наиболее предпочтительной при определении направлений государственной поддержки приграничных территорий.

4) Экономически неблагополучные регионы потенциально являются зоной социальной напряжённости, а иногда ещё и обладают неким сепаратистским потенциалом, следовательно, процессы трансграничного сотрудничества в этих районах могут служить профилактической мерой для недопущения конфликтов и одновременно способствовать экономическому развитию на общерегиональном и местном уровнях.

5) Развитие приграничных регионов имеет большое значение не только для повышения эффективности участия в мировой экономике, но и для улучшения региональных пропорций экономики, а также способствует развитию регионального сотрудничества в целом.

Условия для развития приграничного сотрудничества.

1) Опыт показывает, что региональное сотрудничество тем полнее и эффективнее, чем однороднее уровень социально-культурного развития, однотипности исторического опыта, взаимной близости и соседства стран участниц, чем больше сходства в условиях сотрудничества. Как мы уже выяснили – регион, изначально, должен формироваться естественным путем, исходя из дружественных отношений между соседями, сложившиеся исторически, которые в дальнейшем приобретают перспективный политический, экономический союз на основе договоров, соглашений и т.д. При неисполнении этих условий соответственно возрастает значение барьерных функций государственных границ.

2) Если границы между соседними странами неконфликтны, это, несомненно, благоприятствует их интеграции. Но есть так же случаи, когда установление связей трансграничного сотрудничества может послужить причиной решения конфликтов и споров, являться эффективным путем примирения.

 

 

Слайд

· Еврорегион —   это форма международной интеграции, основанная на сотрудничестве нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств. Создание еврорегионов позволяет участвующим в них сторонам формировать совместные экономические структуры, взаимовыгодно развивать приграничную торговлю, осуществлять различные проекты.

На основании этого опыта мы можем сделать несколько общих выводов:

1.сотрудничество между общественными агентствами, университетами и, в меньшей степени, было успешным в прямых проектах с ограниченным фокусом в таких областях как защита окружающей среды, транспортная инфраструктура, профессиональное образование, культурная деятельность и сети общественных организаций;

2.создание сетей частного сектора и инвестиций, так же как эффективная трансграничная координация планов природопользования и городского развития, остаются иллюзией. Инициативы сотрудничества и учреждение центров бизнес-информации показали свою неэффективность в изменении инвестиционного поведения и сотрудничества между фирмами даже в таких культурно гомогенных приграничных регионах как северная Бельгия и южная Голландия;

3.местный патриотизм оказал сопротивление большинству попыток “регионализировать” местное природопользование и политику управления, поскольку они оказывают влияние на жилищное строительство, индустриальное и коммерческое развитие. Однако несколько голландско-немецких индустриальных парков все-таки строятся.

4.Под приграничным сотрудничеством в РФ понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия РФ и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий РФ и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий РФ и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.

 

Слайд - Развитие трансграничного сотрудничества в рамках еврорегиона Слабожанщина можно разделить на следующие этапы:

Этап 1. Возникновение и обоснование идеи. Начался в 1997 году, когда ученые Харьковского государственного университета (А.П. Голиков, П.А. Черномаз) впервые высказали идею создания первого украинско-российского еврорегиона «Слобожанщина». В качестве основной цели существования еврорегиона ставилась гармонизация взаимодействия сторон для реализации основных социально-экономических функций пограничья, устранения излишних барьеров для контактов населения, привлечение инноваций и инвестиций для стабилизации и роста экономики, активизация развития добросовестного малого и среднего бизнеса, с трудом преодолевающего барьерное действие границы.

Этап 2. Внесение положения о создании еврорегиона в официальные документы местных органов власти. По инициативе ученых ХГУ создание еврорегиона «Слобожанщина» было записано в Региональную комплексную программу социально-экономического развития Харьковской области до 2010 г.,Первыми активность в украинско-российском трансграничном сотрудничестве проявили именно администрации Харьковской и Белгородской областей. 22 марта 2002 г. они обратились к президентам Украины и России с просьбой дать соответствующие поручения. 18 октября 2011 года в Донецке в ходе Второго российско-украинского межрегионального экономического форума подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных регионов Российской Федерации и Украины»[1]. Оно предусматривает распространение упрощённого режима пересечения российско-украинской государственной границы на жителей приграничных регионов, в частности, Белгородской и Харьковской областей в целом, то есть жителей всего еврорегиона «Слобожанщина», а не только приграничных районов[2]. 22 февраля 2012 г. Верховная Рада Украины приняла закон о ратификации этого соглашения. С российской стороны соглашение вступило в силу без ратификации.

Этап 3. Подписание документов об учреждении еврорегиона. После подготовительной работы, проведенной исполкомом Совета руководителей пограничных областей Беларуси, России и Украины, 7 ноября 2003 г. в Харькове были подписаны учредительные документы о создании украинско-российского еврорегиона «Слобожанщина». Согласно уставу, его руководящим органом является Совет еврорегиона «Слобожанщина», однако реально вопросы сотрудничества долгое время решались в ходе двусторонних встреч руководителей Харьковской и Белгородской областей. Лишь 13 сентября 2011 г. состоялось первое заседание Совета еврорегиона «Слобожанщина».

Этап 4. Признание еврорегиона на международном уровне. В 2004 г. еврорегион «Слобожанщина» был принят в Ассоциацию европейских приграничных регионов (AEBR) в качестве наблюдателя, а в 2009 г. – в качестве полноправного члена[3]. AEBR основана в июне 1971 г. как добровольная неправительственная организация, объединяющая на сегодня порядка 200 разных учреждений трансграничного сотрудничества в Европе, ряд из которых известен как еврорегионы. Ее цель – деятельность в пользу европейских трансграничных регионов, позволяющая организовывать, поддерживать и координировать их сотрудничество по всей Европе.

Этап 5. Этап разработки стратегии развития еврорегиона. Этот этап предусматривает определение стратегических направлений сотрудничества, которые являются важными для обеих сторон, а также конкретных проектов для совместной реализации. Он требует функционирования рабочих групп по отдельным направлениям деятельности и проектам. На сегодня заявлен ряд проектов для реализации в рамках стратегических направлений сотрудничества, которые являются важными для обеих сторон, в частности:- создание выставочного комплекса “Экспоцентр “Слобожанщина”; - формирование трансграничных экономических кластеров (строительного, фармацевтического, туристического, финансового и др.); - разработка и реализация комплексного плана оздоровления бассейна реки Лопань; - создание сети трансграничных туристических маршрутов «Природное и историческое наследие Слобожанщины»; - создание российско-украинского технопарка «Слобожанщина» и др.

 

Этап 6. Разработка и обеспечение реализации программ и проектов трансграничного развития. Для реализации заявленных проектов нужно сформировать институциональную структуру еврорегиона. Она может представлять собой как имеющиеся административные институты с объединенными проектами, так и специальные трансграничные институты, которые должны разработать проектную документацию, получить источники финансирования и начать реализацию проектов. Финансирование институциональных органов еврорегиона должно обеспечиваться каждой стороной согласно установленным критериям и приоритетам. Для поддержания деятельности рабочих групп, как правило, привлекаются целевые средства, предусмотренные в государственных и местных бюджетах на решение конкретных проблем и реализацию конкретных общегосударственных и региональных программ, а также частные инвестиции и средства донорских программ.

Этап 7. Мониторинг и оценка программ и проектов трансграничного сотрудничества. Мониторинг и оценка осуществляются в ходе реализации программ и проектов формальными органами еврорегиона и организациями, выделившими финансирование под конкретные проекты. По ходу реализации в проекты могут вноситься коррективы, возможен отказ от финансирования одних проектов в пользу других, более перспективных.На сегодняшний день сотрудничество в рамках еврорегиона «Слобожанщина» находится на этапе разработки стратегии развития. В нем только начато формирование институциональной структуры, он очень слабо использует свой потенциал и требует наполнения конкретными реализуемыми проектами для решения насущных общих задач.

Слайд

  Возможности 1. Совместное участие Украины и Российской Федерации в формировании зоны свободной торговли и Таможенного союза (ТС). 2. Согласование Украиной и РФ политики интегрир. в структуры ЕС. 3. Возможности использования большого экон. потенциала Украины и РФ для кооперирования предприятий приграничных областей. 4. Гос. поддержка обучения русскому языку в приграничье Украины и украинскому языку – в приграничье России. 5. Сотрудничество высших учебных заведений и научно-исслед.организаций. Угрозы 1. Конфронтация с Россией в случае вступления Украины в НАТО. 2. Отказ Украины принимать участие в формировании зоны свободной торговли и ТС. 3. Противодействие со стороны РФ в связи с интеграцией Украины в структуры ЕС. 4. Установление обеими странами значительных таможенных барьеров при пересечении укр.-рос. границы. 5. Обострение нац. и шовинистских проявлений. 6. Усиление неконтролируемых миграционных потоков.
Слайд - Сильные стороны 1. Культурная и языковая совместимость приграничных регионов. 2. Установление тесных кооперационных связей российских и украинских предприятий. 2. Длительное время научно-образовательные комплексы украинских и российских регионов входили в единую систему СССР, поэтому они являются совместимыми и сохранили некоторые связи. 3. Создание единой системы трансграничных туристических маршрутов. Использование сильных сторон для реализации возможностей 1.Установление кооперационных отношений будет содействовать развитию промышленного сектора, а также развитию среднего и малого бизнеса на территории российско-украинского пограничья. 2. Повышение уровня развития систем образования обоих государств путем обмена опытом в сфере образования и содействие повышению уровня квалификации специалистов высших учебных заведений и научных учреждений. Взаимное признание дипломов об образовании и присуждении научных степеней и ученых званий. 3. Возможность более свободного посещения соседних государств положительно скажется на развитии соц. -культ. отношений. Использование сильных сторон для преодоления угроз 1. Развитие кооперационных связей будет содействовать созданию зоны свободной торговли и ТС. 2. Развитие социально-культурных связей будет противодействовать национальным и шовинистским настроениям. 3. Сотрудничество в решении экологических проблем будет препятствовать загрязнению его территории и способствовать восстановлению природной среды.
Слайд - Слабые стороны 1. Последствия кризисного спада промышленного производства 1990-х и конца 2000-х годов. 2. Транспортная перегруженность трансграничных магистралей. 3. Высокая зависимость объемов взаимной торговли от барьерных функций границы. 4. Отсутствие согласования экологической политики. 5. Традиционно тесные связи промышленности, науки и образования ослабли или даже разорваны после распада СССР. 6. Существуют различия в уровне оплаты труда, что влияет на односторонний поток трудовой миграции. Возм-ти для преодоления слабых сторон 1. Оживление зон депрессии, активизация регионообразующих производств. 2. Создание обходных транспортных маршрутов в дополнение к магистральным. 3. Модель еврорегиона предусматривает увеличение прозрачности границы для легальных товарных потоков. 4. Функционирование еврорегиона позволит внедрить единые европейские стандарты охраны окружающей среды. 5. Еврорегион будет содействовать налаживанию экон., образ.-научных и культ. отношений между государствами. 6. Создание общего цивилизованного рынка труда позволит не только предотвратить развитие интеллектуальной асимметрии пограничья, но и значительно повысит общий человеческий потенциал еврорегиона. Угрозы проявления слабых сторон 1. Полит. конфронтация в связи с возможным вступлением Украины в НАТО может привести к пересмотру прежде подписанных договоренностей межгос. и трансграничного сотрудничества. 2. Отказ от формирования зоны своб. торговли с РФ и ТС снизит конкурентоспособность украинской продукции на рынке России. 3. Негативные последствия создания зоны свободной торговли с ЕС могут привести к закрытию отдельных предприятий вследствие потери рынков сбыта и разрыва установленных кооперационных связей. 4. При значительном снижении эффективности пограничного контроля увеличение мигрантов может усилить криминогенность украинско-российского пограничья.

 

 


 

 

 

Трансграничная регионализация как естественная форма сотрудничества

                                                       Плюсы

                                                 Содержание

1. Теоретический блок

1.1. Трансграничная регионализация/ трансграничный регион - подходы и определение

1.2. Обоснование естественности образования трансграничного региона

2. Практический блок

2.1. Концепции трансграничной регионализации: европейская и азиатская модели

2.2. Европейская модель трансграничной регионализации: «Слобожанщина»

2.3. Азиатская модель трансграничной регионализации: Индия – Бангладеш

3. Выводы


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.