Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путём), не погибла с неверными. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путём), не погибла с неверными.

2019-12-19 169
Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путём), не погибла с неверными. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наше изучение поел. Евр. 11 принимает интересный оборот. Не уди­вительно, что великая глава «о вере» должна включать имена Ноя и Еноха, Авраама, Исаака и Иакова и Моисея. Не удивительно также и то, что среди имён великих верующих есть и женские имена. Так нам сообщается о Сарре в 11-ом стихе, а в 23-ем стихе центральной фигу­рой становится мать Моисея. Но то, что блудница в этой главе рассмат­ривается как личность высокого статуса, поначалу кажется нелепым, потому что не так давно Моисею были даны Десять Заповедей, где две из них запрещали прелюбодеяние и лжесвидетельство. Кто в таком случае бы мог подумать, что женщина, открыто лгавшая и всем извест­ная как блудница, будет удостоена священной истории? Мы говорим не о несчастной, захваченной врасплох честной девушке, случайно со­грешившей. И не о уважаемой женщине из среднего класса, имевшей тайные любовные отношения, но потом покаявшейся. Раав была блуд­ницей.

Библия полна сюрпризов. Вот история, которая грубо перечёркива­ет ту самую мораль, которую некоторые считают величайшей доброде­телью. Этот рассказ демонстрирует способ, каким Бог иногда, кажет­ся, разрушает правила, которые мы отстаивали и по которым жили го­дами. Что бы не говорилось о первом сражении израильтян в земле Ха­наан, нельзя не признать, что в центральный решающий момент исто­рии Израиля на новой земле для утверждения его безопасности Бог использовал непатриотичную блудницу.

Не только Израиль превозносил её, но и ранние христиане. О ней упоминается в родословной от Матфея (Матф. 1:5). Она вышла замуж за представителя одной из самых выдающихся еврейских семей и даже стала звеном в прямой родственной цепи обещанного Мессии. Иаков поставил её в один ряд с Авраамом, иллюстрируя пример оправдания делами (Иак. 2:25).

Прежде, чем Иисус повёл детей Израиля через Иордан, он отправил двух разведчиков, чтобы они выяснили, как обстоят дела в Иерихоне. Писатель мог вполне упомянуть этих двух разведчиков, потому что они были отважными людьми. Но их должна была спрятать Раав. Когда эти двое пришли в Иерихон, им нужно было где-то остановиться. Без сомнения, честные патриоты Иерихона узнали их. Быть иностранцем не особенно выгодно, но быть шпионом Израиля - опасно. У детей Израиля и сейчас широко известная репутация самых ужасных коло­нистов. То же самое было известно о них и в закрытом стенами городе Иерихоне. Похоже, что эти разведчики не считали иерихонцев друже­ственно настроенными людьми. Таким образом, где нашим разведчи­кам найти ночлег? Ответ таков: «В конце концов, они обратились к городской блуднице и нашли место, где могли остановиться. Больше никто бы их не принял».

Наш писатель говорит, что другим жителям Иерихона была предос­тавлена возможность помочь лазутчикам. Наш стих гласит: «Раав... не погибла с неверными». Израиль был известен не только ей, так она го­ворит. «...все жители земли сей пришли от вас в робость», - сказала она разведчикам. «Ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими...» (Нав. 2:9-10). Слава об израильтянах, кото­рая заставила жителей Иерихона отнестись к разведчикам враждебно, побудила Раав на дружеские с ними отношения. То, что заставило жи­телей Иерихона отвергнуть этих двоих, абсолютно убедило Раав «с миром принять соглядатаев». Такой ответ разведчикам - образец для Евангелия. Евангелие, которое укрепляет одних, ослабляет других. Поэтому не удивительно, что наш писатель говорит, что Раав сделала то, что сделала, «верою». Слух о том, что Раав впустила в свой дом двух шпионов, дошёл до царя Иерихона. Мы можем спросить: «Почему царь не смотрит на этих двоих так же, как Раав?» Он бы мог отдать им ключ от города. На этот вопрос отвечает Павел: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных: но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых... чтобы упразднить значащее! (1-е Кор. 1:26 и далее). Царь отдал распоряжение расспросить Раав об этих разведчиках. Одним ак­том веры она подавила свой патриотизм и солгала ради славы Божьей. Она могла стать героиней города, вместо этого она стала героиней веры. Её вера превзошла её патриотизм, или национализм. Её вера оказалась более значительной и более почётной, чем правда, которая могла ока­заться фатальной для двух лазутчиков. Без сомнения, многие могли бы подвергнуть поступки этой женщине анализу, сравнив их с девятой заповедью. Однако Раав предпочла проиграть битву, чтобы выиграть войну. Стань она героиней Иерихона, о ней никогда бы не услышали снова. Но она стала героиней Израиля, и её имя высоко ценится до се­годняшнего дня.

Вместо того, чтобы иметь дело с царём Иерихона, она удачно пооб­щалась с двумя разведчиками. Во-первых, она направила царских аген­тов по неправильному пути. «Да, ко мне приходили два человека. Но они ушли всего несколько минут назад. Если вы поспешите, вы сможе­те их поймать» (Навин 2:4-5). На самом деле произошло вот что: она спрятала двух разведчиков на сеновале. Затем она стала молить этих двух о пощаде: «Итак, поклянитесь мне Господом, что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак» (Навин 2:12). Ей даже удалось добиться, чтобы жизнь её родителей, братьев и сестёр была сохранена, когда Израиль будет ата­ковать Иерихон (Навин 2:14). Иаков называет это «оправданием дела­ми» - так называемое «очищение» или «экспериментирующая вера».

Разведчики согласились и вступили в историческое соглашение с Раав. Они предложили идею, которая отражает то, чему они были на­учены дома. Они были слишком молоды, чтобы помнить Пасху (а, мо­жет быть, в то время ещё даже не родились). Но они росли, зная о ней и вырастая, они каждый год наблюдали за празднованием этого собы­тия. Когда Раав, помогая разведчикам бежать, спустила их на веревке из окна своего жилища, которое было в городской стене, они дали ей исторический совет - предложили идею, отражающую значение Пас­хи: «Вот когда мы придём в эту землю, ты привяжи червлёную верёвку к окну, через которое ты нас спустила, а отца твоего, и матерь твою, и братьев твоих, всё семейство отца твоего, собери к себе в дом твой; и если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голо­ве его, а мы свободны, будем от сей клятвы твоей...» (Навин 2: 18-19). Алая ленточка, таким образом, выполняла ту же функцию, что и кровь в пасхальную ночь. Вместо «и увижу кровь» было «когда мы увидим алую ленту, то пройдём мимо». Разведчики вернулись в израильский лагерь за Иордан и рассказали эту историю Иисусу. Она была воспри­нята с великой радостью и как чудесное подтверждение их веры. «Гос­подь предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас» (Навин 2:24).

Это было подтверждением веры не только Иисуса, но и веры Раав. Какое великое чувство облегчения принесло ей это праведное деяние. И не только это. Какое, должно быть, замечательное чувство охватило её, когда она осознала, что её позор был превзойдён Божьей благода­тью. Потому что ни одна женщина, которая злоупотребляет своим, дан­ным Богом, телом и унижает его, не может избежать этого глубочай­шего ощущения вины и стыда. Молодые леди часто оправдывают себя, имея близкие отношения со своими парнями, а те, кто уже состоит в браке, оправдывают свои тайные связи. У них зачастую отсутствует ощущение вины и стыда. Но это явный самообман и самооправдание. Они очень и очень стыдятся, но отказываются посмотреть в лицо сво­им истинным чувствам. Секс вне брака, который, однако, обычен в со­временном обществе, никогда не согласуется с совестью. Это - плохо. Это - грех. Если этим занимаются христиане, то Бог займётся ими. Если христианином, проводящим сексуальные эксперименты на стороне, Бог не занимается, то следует подвергнуть серьёзному сомнению его ис­тинное христианство. Что касается самой Раав, то стиль её жизни до­казывал, кто она уже на самом дне. За свою жизнь она сначала потеря­ла девственность, затем связи её стали беспорядочными, затем она ста­ла проституткой - продавала своё тело. Раввинская традиция утверж­дала, что она была одной из четырех самых прекрасных женщин в мире. Но она не чувствовала себя прекрасной. Она, вероятно, уже оставила надежду испытать ощущение чистоты, благости, чувствовать себя нуж­ной. Но у Бога есть способ обращения вещей. Он даже может сделать неправильное правильным, а плохое превратить в хорошее. Одним дви­жением Своей руки Он может превратить позор в славу. Так Он сделал в случае с Раав. Она почувствовала себя чистой. Нужной. Желанной. Уважаемой.

Теперь представьте себе ту же Раав со своей матерью и отцом, со сво­ими братьями и сестрами, со своими племянниками и племянницами, наполнившими её дом в стене (см. Иисус Навин 2:15). Она тайно убе­дила своих ближайших родственников, что её ожидают хорошие пере­мены. Она убедила их. Она заставила их прийти в свой дом. Тем време­нем Иисус и дети Израиля перешли Иордан. В первый день они шага­ли вокруг Иерихона и трубили в трубы. Ничего не произошло. Семья Раав, должно быть, стала раздражаться. «Что это такое? Эти люди ни­как не могут проникнуть через эти городские стены». На второй день та же команда шагала вокруг города и трубила в трубы. Ничего не про­исходило. Напряжение среди родственников Раав, вероятно, возрас­тало. Но в доме был один человек, который твёрдо держался - Раав. Я подозреваю, что всё, что она делала, это время от времени подходила к окну, чтобы убедиться, что алая лента на месте. Всё было на месте - ленточка скромно свисала с её окна.

Неожиданно дети Израиля поменяли тактику. На седьмой день они семь раз обошли город и трубили в трубы. Вдруг наступила мёртвая тишина. А потом - началось. Иисус отдал приказ: «ВОСКЛИКНИТЕ, ИБО ГОСПОДЬ ПРЕДАЛ ВАМ ГОРОД». Люди за стенами закрича­ли. В одно мгновение стены вокруг города стали разрушаться и падать до основания. Войска зашли в город. Раав и её семья слышали отчаян­ные крики и стенания соседей. Запомнили ли дети Израиля? Не забы­ли ли разведчики? Может быть, они забыли всё подробно рассказать Иисусу? Вся надежда была на алую ленту. Дома разрушались и обыс­кивались, а войска подходили всё ближе. Если разведчики на самом деле забыли предупредить, то дом Раав будет следующим, куда вор­вутся солдаты? Но вместо того, чтобы выбить дверь, они легко и ува­жительно постучали в неё. Дружеский голос позвал: «Раав? Раав, ты там?» Эта женщина, Раав, взволнованно ответила и открыла дверь. С глубочайшим уважением и высочайшим достоинством блудницу Раав, её отца и мать, её братьев и сестер, её племянников и племянниц с во­енным эскортом провели мимо сражающихся и привели в безопасное место, чтобы больше никогда не побеспокоить.

«Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путём), не погибла с неверными».

Судный День пришёл в Иерихон. Судный День идёт в Лондон, в Англию, в весь мир. Будут отчаянные крики и стенания. «Се, грядёт с облаками, и узрит его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возры­дают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр. 1:7). Когда на­ступит этот день, будет одна надежда: кровь Того Самого Господа Иису­са Христа. Те, у кого всё на месте, не будут разочарованы. Пусть те, самые грешные и самые благодетельные, читающие эти строки, дове­рятся тому, что имеет значение. Красной ленточке. Этой драгоценной крови.

 

 

XXVII.

Гедеон и Варак

Евреям 11:32

И что ещё скажу? Недостанет мне времени, чтобы повество­вать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках.

Теперь наш писатель желает продолжить свой выбор особых персо­нажей Ветхого Завета. Но он предвидит и опасается, что кто-то может подумать, будто упоминавшиеся выше люди - единственные в Ветхом Завете, имеющие веру. Поэтому он начинает менять тему, называет определённых людей как будто наугад, имея ввиду, что этот список он может продолжать и продолжать. На самом деле, переходя к 33-ему стиху, он перестаёт называть фактические имена и начинает перечис­лять события, тем самым предлагая, чтобы мы сами продолжили спи­сок имён! Во всяком случае наш писатель хочет, чтобы мы знали, что список перечисляемых событий бесконечен. Перед Иоанном стояла та же дилемма: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан. 21:25).

Упоминая в поел. Евр. 11:32 ряд имён, наш писатель полагает, что со­бытия мы впишем сами. Он, кажется, думает, что к этому времени мы, несомненно, изучили ход его мыслей. А, следовательно, должны пони­мать, что он имеет ввиду, упоминая Гедеона, Варака и т.д.

Наш собственный метод изучения последних глав заключается в том, что мы будем сочетать эти два имени до тех пор, пока не будем вынуж­дены перейти от личностей к универсальным принципам, содержащим­ся в событиях, описанных в 34-40 стихах. Мы используем имена этих двух человек в данной и следующей главе не совсем произвольно. Они помогают разработать модель, которая даёт нам возможность весьма успешно вводить такие пары. Гедеон и Варак были слабыми людьми. Самсон и Иеффае были сильными. Давид и Самуил были великими.

Наш писатель переходит от книги Иисуса Навина к книге Судей.

Когда Моисей умер, Бог превознёс его преемника - Иисуса. По ряду причин мы не понимаем, почему Господь не поднимает никого из на­следников Иисуса. Любопытно, что Бог часто не даёт человеку, кото­рого Он поднимает, равных ему преемников. Меланхтон * был не та­ким, как был Лютер, но он придал лютеранству его вид. Беза** был не таким, как Кальвин, но он придал кальвинизму его вид. У Айтфилда не было преемников. У Сперджена не было преемников. Этим любопыт­ным явлениям нет объяснения кроме намерения показать человеку, что они представляют собой без сильного лидерства. Но также и то, что они высоко оценят это сильное лидерство, если оно у них будет. Что может быть печальней, чем поколение без лидера? Только одно — по­коление, полное маленьких людей, стремящихся к лидерству, к кото­рому они ещё не готовы (будь это на естественном или на духовном уровне). Возможно, наше поколение похоже на то, которое описано в книге Судей: «Мы переживаем приближение гибели величия, когда «каждый делает то, что ему кажется справедливым»» (Суд. 17:6).

* Меланхтон Филипп, немецкий протестантский богослов и педагог, сподвижник М. Лютера

** Беза Теодор, деятель Реформации в Швейцарии и во Франции; после смерти Кльвина - глава европейских кальвинистов.

В течении трёхсот лет после Иисуса Бог не давал Израилю истинно великого лидера, а только тех, кто назывались «судьями». Они подни­мались, вероятно, по одной из двух причин (иногда по обеим): быть третейскими судьями в человеческих делах (т.е. гражданских или лич­ных спорах) и обеспечивать военное руководство во время вражеской угрозы. Только маленькая горсточка этих судей заняла место в исто­рии Ветхого Завета.

Положение Израиля в те времена было следующим. Они жили те­перь в Ханаане и составляли конфедерацию двенадцати независимых племён. Но Израилю не удалось полностью уничтожить всех жителей Ханаана и это обернулось для них источником постоянных бед. Ханааниты стали их неизменными врагами. А причина их болезни гнезди­лась вот в чём: они забыли Бога. Они утвердились в Ханаане и забыли, кто дал им эту землю. Они стали жить так, как будто кроме природы больше ничего не было. Их уже не оскорбляло существование чуждых им богов на этой земле и вскоре они отдались идолопоклонству.

 

Варак

Наше любопытство заставляет нас сразу спросить, почему Варак? История Барака - это история о Деворе. Но в «главе веры» упоминает­ся имя Барака. Почему? Ответ не является ни малейшим для нас, кто по природе своей силён, ободрением.

Нужно начать с Деворы. Она была одной из судей, которых Бог под­нял в Израиле. Тот факт, что Бог вынужден был поднимать женщин, говорит многое о мужчинах того времени. Я особо обращаюсь к госу­дарственным делам. Бог был огорчён. Но они стали взывать к Нему (Суд. 4:3). Почему? Потому что Господь предал их в руки жестокого и лютого Иавина - царя ханаанского. Военачальником ханаанской ар­мии был человек по имени Сисара. У Сисары было девятьсот желез­ных колесниц - грозное оружие и средсво передвижения. Он был ис­точником угнетения вот уже двадцать лет - долгое время, когда рядом плохие соседи.

Деворе было дано известие от Господа: «Бог готов отдать в руки Из­раиля Сисару, военачальника Иавиновой армии» (Суд. 4:7). Она ска­зала Бараку привести десять тысяч человек на гору Фавор, чтобы по­бедить Сисару. Варак, однако, не слишком стремился стать героем или мучеником. Он так ответил Деворе: «Если ты пойдёшь со мною, пойду; а если не пойдёшь со мною, не пойду» (Суд. 4:8). Девора согласилась, но поставила одно условие: «Пойти пойду с тобою; только не тебе уже будет слава не сем пути, в который ты идёшь; но в руки женщины пре­даст Господь Сисару...» (Суд. 4:9). Другими словами, Варак войдёт в историю, как разделивший славу с женщиной! Нужно отдать Деворе должное - она была чувствительна к мужской гордости. Эта «мать в Израиле» (так она стала известна в Израиле - Суд. 5:7) не была феми­нисткой, она была благочестивой женщиной.

Варак, казалось, понял значение того, что имелось ввиду. Но он ре­шил, что без Деворы он не пойдёт. «И встала Девора и пошла с Бара­ком в Кедес» (Суд. 4:9). С Деворой на своей стороне Варак одержал замечательную победу. В результате: «...пало всё ополчение Сисарино, не осталось никого» (Суд. 4:16). Разумеется, это был очень счастли­вый конец. В книге Судей 5 записана Песнь Деворы и Барака, которая кончается словами: «И покоилась земля сорок лет» (стих 31).

Но почему же упоминается вера Барака? По двум причинам. Во-пер­вых, Бог не требует от нас, чтобы мы вменяли себе больше веры, чем есть на самом деле. Павел увещевает каждого из нас: «...не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3). Бог не просит нас поднимать­ся на уровень собственной некомпетентности (принцип Петра), а так­же Он не просит искушать Его нашими деяниями, как будто у нас есть дар или способность, каковых на самом деле у нас нет.

Нужна большая вера, чтобы реально себя оценивать. Есть много не­счастных христиан, которые могли бы «здраво судить» о себе, если бы однажды избавились от своего убожества. Варак просто знал, что не сможет сделать то, о чём просила его Девора, если она не станет на его сторону. Чтобы признать такую зависимость, нужна благодать. Нужна благодать, чтобы сказать: «У меня нет этого (или того) дара. Мне жаль. Я не могу это сделать». Это - вера, потому что она живёт в «пределах» чье-то веры. Слишком многие из нас ведут себя, как безрассудные дети, которые говорят: «Посмотри, мама, я ничего не могу», но всё же отка­зываются смириться с какими бы то ни было ограничениями и при­знать свои просчёты.

Вторая и главная причина, по которой упоминается вера Барака - это то, что он никогда не ставил на первое место личную славу. Пре­дупреждение Деворы не испугало его. Он действовал в соответствии со своим благочестивым желанием увидеть победу Израиля над Сиса- рой. Вот чего он хотел. И ничего больше. Он никогда не думал о лич­ной славе.

Это в конце концов сделало его героем. Героем веры.

 

Гедеон

Гедеон более известен, чем Варак. Но по своей природе Гедеон не был сильнее. Гедеон тоже был слабым человеком. Секретом Гедеона было не то, кем он считал себя, а то, что Бог видел в нём.

Ситуация была следующей. После сорока лет отдыха, которые были результатом победы Барака и Деворы, у мадианитян появилась доволь­но скверная привычка ежегодно уничтожать урожай Израильтян как раз накануне его сбора. Так они поступали в течении семи лет. «И весь­ма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу» (Суд. 6:6).

Человек по имени Гедеон молотил зерно винным прессом и прятал его от мадианитян. Явился ему под скрытою личиною ангел (Евр.13:2) со следующим посланием: Бог поднял Гедеона, чтобы поразить мадиа­нитян. Гедеон, после споров с ангелом относительно состояния Израи­ля, стал жаловаться. Он ссылался на то, что племя его в колене самое бедное и на то, что сам он был самым слабым в своей семье!

Господь пообещал быть с ним. Но Гедеону этого обещания было не достаточно. И он потребовал: «...если я обрёл благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною» (Суд. 6:17). Это требование не было бессмысленным. Гедеон просто хотел знать, что это действительно Бог говорит с ним. Гедеон получил знамение после того, как он приготовил мясо и опресноки для ангела, «...и вы­шел огонь из камня и поел мясо и опресноки». Гедеон сказал: «Увы, мне, Владыка Господи! Потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу» (Суд. 6:21-22).

Бог простил Гедеона, потому что Гедеон хотел удостовериться, что это действительно Бог обещал использовать его. Конечно же, Бог по­нял и предоставил Гедеону внешнее подтверждение его веры, которо­го, разумеется, хватило, чтобы убедить его на всю жизнь. Можно поду­мать, что этот Гедеон уже больше никогда не будет сомневаться.

Но нет. Гедеону больше никогда не следовало бы подвергать сомне­нию благосклонность Бога. Но он это сделал. Ему никогда не следова­ло просить подтверждения, что его поднимает именно Бог. Но он по­просил. Ему никогда не следовало бы снова идти к Богу и просить ещё одно подтверждение того, что он на тот момент является Божьим че­ловеком. Но он пошёл. За этим последовала знаменитая овечья шерсть Гедеона. «И сказал Гедеон Богу: «Если Ты спасёшь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасёшь рукою моею Израиля, как говорил Ты»» (Суд. 6:36). Бог исполнил требование Гедеона. На следующий день он выжал из стриженой шерсти полную чашу воды. Разумеется, такое необычное явление избавит от всех сомнений!

Но нет. Гедеон был уверен, что поймёт - «то буду знать». Но он не понял так, как думал «знать». Гедеон стал чувствовать неловкость пе­ред Богом. «Не прогневайся на меня, если ещё раз скажу и ещё только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса» (Суд. 6:39). На следу­ющий день шерсть была сухой, а на земле была роса.

Что мне нравится, так это то, что Бог давал Гедеону все желаемые им знаки. Сначала одним способом, затем другим - так, как Гедеон про­сил. Бог легко мог бросить этого слабого, сомневающегося человека, отказаться исполнять всю эту чепуху и найти другого человека - того, кто поверил бы Ему с первого раза. Но Бог остался с Гедеоном. Бог увидел в нём необработанный бриллиант и назвал его «мужем силь­ным» (Суд. 6:12) даже прежде, чем у него появился шанс дожить до такой вменяемой силы! Гедеон, в конечном счёте, достиг одной из са­мых памятных побед Израиля над врагами, описываемых Святым Пи­санием. Это та победа, которую наш писатель на самом деле имел ввиду.

В любом случае, Гедеон и Варак являются примерами слабых людей, которых благостно и могущественно использует Бог. Если Бог исполь­зует Гедеона и Барака, Он может использовать каждого. Я не представ­ляю себе более ободряющей мысли, чем эта.

 

XXVIII.

Самсон и Иеффай

Евреям 11:32

И что ещё скажу? Недостанет мне времени, чтобы повество­вать о Гедеоне, о Бараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках.

И что ещё скажу? Недостанет времени, чтобы повествовать о...Сам­соне и Иеффае...

Два человека, о которых пойдёт речь в этой главе, были сильными людьми. У одного из них был ум (Иеффай), а у другого - мускулы (Сам­сон). Иеффай был грубо изгнан, а затем Израилю понадобилось его разумное руководство. Самсон был ярким образцом человеческой при­роды, человеком, который с корнем вырывал всё, что его раздражало или стояло на его пути. Тем не менее, у этих двоих было кое-что общее: скверное позорное пятно, которое помнится больше, чем их вера.

Если бы писатель послания к Евреям не упомянул их, кому из нас пришло бы в голову сделать это? Большинство из нас думает о позоре Самсона и Иеффая, а, следовательно, не об их вере. Наш писатель не был законником. Он мог увидеть их позор в прошлом. И, тем не менее, это правда: люди больше помнят плохое, нежели хорошее. Невилла Чемберлена до сих пор помнят в первую очередь за то, что он не смог определить, кем был Гитлер на самом деле. Ричарда Никсона в первую очередь будут помнить в связи с делом Уотергейт. Но наш автор хочет, чтобы мы взглянули на Самсона и Иеффая не с точки зрения их оши­бок, а как на людей веры. И снова мы выполняем нашу работу - запол­няем пустые места и говорим то, что хотел сказать наш писатель об этих двоих людях.

 

Иеффай

Самое интересное, что возникает из рассказа о Иеффае - это вопрос «основного потока». Что такое основной поток? Все мы, какими бы ни были наши христианские традиции или предпосылки, считаем, что на­ходимся в основном потоке христианства. Основной поток определя­ется как «река с притоками». В переносном смысле это «главное на­правление или тенденция». Кто же, в таком случае, является главной линией христианства? Римские католики считают, что они. Английс­кая церковь думает, что она. Реформисты считают себя главной лини­ей (Кальвин и Августин). Менониты и часть баптистов - себя (через анабаптистов и донатистов). Я знаю человека, который уверен, что на­ходится на главном направлении. Он прогнозирует, что если Возрож­дение когда-нибудь придёт, то оно придёт в Америку. Под Америкой он подразумевает Кентукки. Под Кентукки он подразумевает Эшланд, Кентукки. Под Эшландом, Кентукки, он подразумевает определённую улицу в Эшланде (и определённый адрес). Все мы чувствуем (или хо­тим чувствовать) себя наследниками апостолов, к каким бы традици­ям мы не обращались.

Однако, одно можно было сказать о Иеффае наверняка: он явно на­ходился не в основном течении. Но это как раз то, что нравится в нём нашему писателю. Нашему писателю нравится освещать то, как Бо­жья слава приходит к тем, к кому мы не ожидаем. Иеффай был сыном проститутки. Вследствие этого он был изгнан (Суд. 11:2). Хуже всего было то, что он привлекал к себе все отбросы общества. Поскольку Иеффай был прирождённым лидером, он привлекал к себе только ни­кому не нужных людей. Это сделало его крайне непривлекательным для «основного потока» древнего Израиля. Никто из «значительных» людей не замечал Иеффая и его банду. Иеффая и его людей избегали, как чуму. Можно также добавить, что Иеффай держался вызывающе. В конце концов, начало его жизни было плохим, и он рос с ощущением отверженности.

Но мне хотелось бы дать несколько другое определение «основному течению». Это тот, к кому поворачивается Бог, тот, через кого Ему нра­вится проявлять Себя. Между прочим, как правило, это люди, которые находятся «вне лагеря». Наш Господь Иисус Христос точно не был в «основном потоке» в Своё время. Он пострадал «вне врат», чтобы ос­вятить людей Своею кровью. «Итак, пойдём к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр. 13:12-13). Когда Бог обращается к определённому человеку, часто все остальные начинают удивляться. У Бога есть спо­соб сделать тех, от кого этого не ожидают, центром Своего нового дея­ния.

Все знали о Иеффае, но никто из тех, кто был «значим», не призывал его до определённого дня. Но, будучи в совершенном отчаянии, дети Израиля обратились к отбросам общества за помощью. Они сделали это, когда аммонитяне пошли войной на Израиль (Суд. 11:4-5). Они даже сделали Иеффая своим военачальником. Он оказался в стратеги­чески выгодном положении и весь Израиль на коленях умолял его. Первой задачей Иеффая было простить мир и избавиться от ощуще­ния отверженности. Как бы там ни было, но теперь главной линией было лидерство и командование Иеффая. Внезапно от него стало зависеть будущее.

Но чем была вера Иеффая? Она была прекрасным пониманием Бо­жьих целей в истории. Иеффай может и был изгнан из Израиля, но он знал его историю. Он выполнил своё домашнее задание. Никогда не недооценивайте это - Бог использует знание. Сказано, что Стефан го­ворил с такой властью, что «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (Деян. 6:10). «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в ва­шем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 -е Пет. 3:15). Своим знанием Божьих целей в истории Иеффай заставил своих вра­гов постыдиться. А случилось следующее. Царь аммонитский затеял с Израилем спор по поводу события, которое произошло триста лет на­зад. Он обвинил Израиль в том, что тот взял землю его. Были ли у царя аммонитского для этого основания? Совсем не было, как утверждал Иеффай. Событие за событием, Иеффай проследил все шаги Израиля, начиная с его выхода из Египта. Когда Израиль атаковали, Бог дал ему силу для защиты. Более того, именно Господь Бог выселил аморритов, а кто захочет воевать против Бога? Более того, Иеффай продолжал: «У вас, у аммонитов есть бог; что он дал вам? И не только это; царь моа- витский не боролся против Израиля. Не лучше ли и вам? И последнее, - продожал Иеффай, - Израиль уже триста лет живёт здесь; почему вы вдруг забеспокоились о том, на что ваши предки не обращали вни­мание?» Иеффай пришёл к такому заключению: «Пусть всё решает Бог» (см. Суд. 11:27).

Это была вера Иеффая, он владел истиной.

На этом мне бы хотелось закончить историю Иеффая. Но я не могу. Я обращаюсь к тому ужасному позорному пятну, которое лежало на Иеффае - о котором все помнили, что было, несомненно, самым стран­ным и глупым во всей истории, вплоть до Уотергейтской. Иеффай был сильным человеком и великим мыслителем. Гений человека - это, обыч­но, его падение. В каждом человеке есть тёмные пятна. Кальвин гово­рил: «В каждом святом всегда можно найти что-то, достойное порица­ния». Иеффай поклялся. Глупая и ненужная клятва, что если Господь действительно поразит врага, он принесёт Ему человеческую жертву. Кто будет этой жертвой? Первый, кого он встретит в своём доме (Суд. 11:31).

Бог дал Иеффаю победу. Но не из-за клятвы. Победа была утвержде­на блестящим доводом самого Иеффая. Но Иеффай стал сомневаться в своём собственном слове. Он почувствовал необходимость поклясть­ся. Клятва - это естественный путь выпрашивания у Бога его славы. Клятвы творят совсем не то, что ожидают от них люди. Клятва - не от Духа, они приносятся потому, что дав её мы начинаем себя лучше чув­ствовать. Лучше использовать наши чувства для свидетельства Духа. Мы проектируем это хорошее самочувствие на глубины Божьего серд­ца и объявляем это Его волей, в то время как это почти всегда ничего не значит и наше собственное неверие одевается в одежды самодоволь­ства. Самый прозрачный намёк на человеческие клятвы всех времён и на Божью волю - это случай с Иеффаем. Во-первых, когда мысль о клятве пришла ему в голову, Бог упрекнул его в неверии, предоставив ему возможность принести такую глупую клятву. Во-вторых, печать Божьего неодобрения лежит на том, что Он позволил дочери Иеффая быть первым человеком, вышедшим из дверей его дома. Величайшей глупостью со стороны Иеффая было то, что несмотря ни на что, он сдер­жал клятву.

Кто-то может возразить, что, как гласит Закон, нужно держать дан­ную клятву (Втор. 23:21). Я отвечу: «Закон не по вере» (Гал. 3:12). Иеф­фай проявил себя, как человек веры, когда спорил с царём. Он проявил себя глупым законником, когда пришло время доверять Тому Самому Богу, Которого он превозносил. Законническое мышление приводит людей к ненормальным вещам. Поразительно, как человек, разумный в одной сфере христианской жизни, полностью слеп в другой! Прими­те совет в отношении клятв (он не касается клятвы при вступлении в брак и клятвы быть христианином): не клянитесь. А если и поклялись, забудьте свою клятву. Как говорит Божье слово - не клянитесь, вместо этого соблюдайте Его слово. Вы связаны Его словом ещё до того, как принимаете клятву. Клянясь делать то, что Библия уже открыла, вы становитесь своего рода посредником, а если вы клянётесь сделать что- то такое, что не достаточно ясно открыто, вы самодовольно отодвигае­те на второй план Божью праведность (вот почему клятвы приводят к большим осложнениям).

 

Самсон

В отличие от Иеффая, Самсон не только был рождён в уважаемой семье, но также и его родители были благодетельными людьми. Наш писатель не хочет, чтобы мы считали, будто свет Божьей славы осве­щает только тех, кого мы не ожидаем. Господь сказал матери Самсона: «Ибо вот, ты зачнёшь и родишь сына, и бритва не коснётся головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий; и он начнёт спасать Израиля от руки Филистимлян» (Суд. 13:5). Это не было клятвой матери Самсона. Это было ей прямым указанием Бога. Не нам решать, почему Бог это сделал. Мы только знаем, что Он сде­лал это. Это было испытанием веры родителей Самсона. Но также это испытание веры самого Самсона.

Не знавшие бритвы волосы Самсона были осязаемым секретом его силы. Его вера питалась от силы его секрета. Эта сила не была интел­лектуальной, как у Иеффая, она была полностью физической. Однаж­ды на Самсона напал молодой лев. «И сошёл на него Дух Господень, и он растерзал льва как козлёнка; а в руке у него ничего не было» (Суд. 14:6). В другой раз, стремясь к мщению, «пошёл Самсон и поймал три­ста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по фа­келу между двумя хвостами; и зажёг факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны, и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные» (Суд. 15:4-5). Это событие «сделало» Самсона в глазах Израиля. Он позволил своим людям связать себя и доставить в руки филистимлян. «И сошёл на него Дух Господень, и верёвки, бывшие на руках его, сделались как перегоревший лён, и упали узы его с рук его. Нашёл он свежую ослиную челюсть, и, протянув руку свою, взял её, и убил ею тысячу человек» (Суд. 15:14-15). Таким образом, Самсона сде­лали одним из судей Израиля, и судил он двадцать лет.

Мы можем пожелать закончить на этом наш рассказ. Но мы не мо­жем. Мы уже отмечали, что человеческий гений - это, обычно, его па­дение. Иеффай был и разумным, и таким глупым. Самсон был мужчи­ной из мужчин - зрелый, мужественный, красивый. Но у него была ужасная слабость: женщины. Припомним, что у Барака была другая слабость. И у Самсона, и у Барака было нездоровое отношение к жен­щинам. Варак был привязан к Деборе, как к матери (что-то вроде это­го); Самсон относился к женщинам, как к вещам. И всё же примеры Самсона и Барака говорят о том, что Бог может использовать всяких людей. Степень мужской сексуальности, с точки зрения её полезности, не относится к делу. Но тот, чья степень сексуальности высока, намно­го более уязвим и потенциально опасен. Последние иногда имеют тен­денцию обращаться с противоположным полом как с вещью, как с пред­метом.

Самсон относился к Далиле, как к вещи. Если бы он любил её здоро­вой любовью, он бы, прежде всего, женился на ней. Во-вторых, он мог бы завоевать её уважение и доверие. Но Самсон и не женился на Дали­ле, и не добился её уважения. И она знала, почему. Она в свою очередь считала, что ничем ему не обязана. А, следовательно, может высоко оценить себя. Самая высокая предложенная цена: тысяча сто сиклей серебра. От неё требуется: найти секрет силы Самсона.

Нужно отдать должное этому израильскому судье: он всё время ус­пешно противостоял давлению со стороны Далилы. Она трижды вра­ла ему, пытаясь найти секрет его великой силы. У Далилы было два оружия: её тело и приставание. Оба эти оружия она использовала до крайней степени. «И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти» (Суд. 16:16). За этим последовало то, что можно выразить самыми грустными словами из Писания: «И он открыл ей всё сердце своё» (Суд. 16:17). Теперь пред­ставьте себе эту печальную-печальную сцену. Суровый Самсон, в зе­ните своей карьеры, но теперь уже павший израильский лидер, жалко лежит на коленях Далилы - он быстро заснул. Момент, которого она ждала, наступил. Кончиками пальцев она держит ножницы и начинает обрезать ему волосы.

Когда Самсон проснулся, он не почувствовал никакой разницы. Он


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.