Цели, задачи и методы коррекционно – развивающей программы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Цели, задачи и методы коррекционно – развивающей программы

2019-12-17 127
Цели, задачи и методы коррекционно – развивающей программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В соответствии с целью нашего исследования – определить формы и методы коррекционной работы в семьях младших школьников с агрессивными проявлениями перед нами стояли следующие задачи:

1. определить тип семейного воспитания в семьях младших школьников;

2. выявить уровень проявления агрессивности у младших школьников;

3. установить зависимость агрессивного поведения у испытуемых от типа семейного воспитания в их семьях;

4. провести коррекционную работу в семьях младших школьников с агрессивным поведением.

Наше исследование проводилось в 2008 году, в течении 2-х месяцев и включало в себя три этапа. Исследование проводилось на база МОУ СОШ №41, в эксперименте принимали участие 23 учащихся младшего школьного возраста, их родители и классный руководитель.

Для успешной работы по предупреждению проявлений детской агрессивности необходима точная диагностика различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения. В узком смысле диагностика агрессивности – это определение, во-первых, уровня выраженности, а во-вторых, структуры агрессивного поведения; в широком смысле – это выявление признаков и видов, причин и факторов возникновения, провокации, нарастания и снижения проявления агрессивности.

Анализ литературы по проблеме нашего исследования указывает на то, что для изучения агрессивного проявления детей предлагается использовать:

- тесты(«Руки» Э. Вагнера, определяющий уровень у детей агрессивного проявления и некоторые особенности личности испытуемого; тест «Дом—Дерево—Человек» Дж. Бука, дающий информацию о враждебности, конфликтности, агрессивности, негативизме; тест исследования тревожности по Спилбергу, позволяющий оценить уровень тревожности у человека; тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, выявляющий типы поведенческих реакций в ситуации фрустрации и др.);

- наблюдение (карта наблюдения Д. Скотта для регистрации форм и синдромов дезадаптивного поведения);

- анкетирование (Френбургская анкета агрессивности; анкета, разработанная российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко и др.);

- проективные техники («Несуществующее животное») и др. (Фурманов И.А.,1996:234-236).

Так как одним из основных факторов проявления детской агрессивности является семья, педагогу-психологу необходимо иметь в своем арсенале ряд диагностических методик для изучения семьи, стиля семейного воспитания, роли ребенка в конкретной семье и т.д. С этой целью педагогами-практиками используется:

анкетирование;

методики направленная на изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений (методика «Типовое семейное состояние», методика PARI (Е. Шеффер и Р. Белл) и др.);

опросники (опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT); тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО); опросник анализа семейного воспитания (АСВ) и т.д.);

проективные методики (проективная методика О.А. Карабановой «Родительское сочинение»; «Рисунок семьи») и т.д. (Семаго Н. Я., Семаго М. М.., 2001:103).

На первом этапе нашего исследования проводилась первичная диагностика, имевшая своей целью выявить с помощью диагностических методик уровень агрессивного поведения у младших школьников и определить тип воспитания в их семьях. Для этого первый этап был разбит на 2 серии. В первой определялся уровень агрессивных проявлений у младших школьников. Вторая серия направлена на определение стиля семейного воспитания их родителей. В первой серии первого этапа мы использовали проективную методику «Несуществующее животное», для выявления уровня агрессивности а, так же классному руководителю предлагалось ответить на вопросы анкеты «Критерии агрессивности у ребенка», выявляющие уровень агрессивного поведения. Во второй серии первого этапа для определения стиля семейного воспитания, нами использовался предложенный родителям  опросник «Ваш стиль воспитания», состоящий из 12 вопросов, так же мы использовали проективную методику «Рисунок семьи», для выявления особенностей семейных взаимоотношений.

Второй этап – содержанием данного этапа является использование разработанного нами «коррекционного комплекса по изменению стиля семейного воспитания и снижению проявления детской агрессивности».

Занятия, рассчитанные на работу с младшими школьниками проводились 2 раза в неделю по 40 – 50 мин, в течении 2х месяцев. Занятия велись в 2х группах, в группу входило от 10 до 12 человек. Всего нами было проведено 18 занятий по 9 занятий в каждой группе (план занятий см. в приложении 5).

Для работы с родителями применялась семейная терапия, рассматриваемая нами как метод восстановления функционального единства семьи путем нормализации отношений. Она состояла из семейных обсуждений и тренинговых занятий.

Семейные обсуждения начинались с изложения родителями своей точки зрения на причины возникновения агрессивного состояния у ребенка. Обсуждение переходило в дискуссию, целью которой было согласование общей точки зрения на воспитания ребенка.

Формой семейной терапии выступали тренинговые занятия с целью коррекции семейных взаимоотношений, которые проводились 2 раза в неделю, в течение 2-х месяцев. Длительность таких занятий - 2 часа. В тренинговую группу входило от 10 до 12 человек, всего было 2 группы. Формирование группы происходило на добровольной основе. Занятия могли посещать один или сразу двое родителей, а также близкие родственники (старшая сестра, бабушка). Информация о работе группы была сообщена нами на родительском собрании, где мы предоставили краткую информацию о тренинговых занятиях и режиме их проведения. Всего нами было проведено 18 занятий, по 9 в каждой группе. План занятий представлен в приложении 5, подробное содержание одного из занятий представлено в приложении 6.

Третий этап – проводилась повторная диагностика уровня агрессивного поведения у детей с помощью выше названного комплекса методик.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.