Понятие детской агрессии в психолого-педагогической литературе — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Понятие детской агрессии в психолого-педагогической литературе

2019-12-17 265
Понятие детской агрессии в психолого-педагогической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В последнее время изучение феномена агрессии одно из самых популярных в психологии. Причиной этому является резкое повышение уровня агрессии в обществе. Агрессия, насилие и жестокость относятся к числу наиболее серьезных проблем, которые стоят перед человечеством на пороге нового тысячелетия. На вопрос о причинах и мотивах агрессивного поведения давно пытались ответить такие науки как философия, поэзия, религия, но только в нашем столетии данная проблема является объектом научного исследования

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение».

Существует множество определении термина агрессии. Согласно психологическому словарю, «агрессия - мотивированное деструктивное пове­дение, противоречащее нормам и правилам сосущест­вования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), прино­сящее физический ущерб людям или вызывающее у них отрицательные пере­живания, состояние напряженности, страх, подавлен­ность и т. д.»

В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко и многозначно. Различными авторами (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Бендер, Ф. Аллан, Г. Эберлейн, Л. Берковиц и др.) предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Представляется возможным выделить следующие трактовки этого понятия.

Современные исследователи Р.Бэрон и Д.Ричардсон рассматривают агрессию как сильную активность, стремление к самоутверждению, Л. Бендер, говорит об агрессии как о тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам. Г. Эберлейн определяет детскую агрессивность как “отчаяние ребенка, который ищет признания и любви”.

Так же, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу».

Л.Берковиц определяет агрессию как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред другому».

М. Раттер относит агрессивность к «социально неодобряемой форме поведения, которая сказывается в плохих отношениях с окружающими, проявляющимися в драках, ссорах, нетерпимом отношении друг к другу, демонстративном неповиновении, разрушительных действиях и лживости».

В то же время многие авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, направленный на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному; агрессивность же рассматривается как некоторое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, можно сделать вывод, что если агрессия - это действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий. (Лютова Е. К., Монина Г. Б.,2007:9)

Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Бассе определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи».

Н. Д. Левитов под агрессией понимает тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними (Левитов Н.Д.,1990: 9). Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Таким образом, определения отличаются акцентами, которые в них сделаны, но все они сходны в одном: агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения. Данное определение позволяет нам уточнить ряд параметров, характеризующих агрессию как поведенческое проявление: это всегда целенаправленное, умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда (Заваденко Н.Н.,2002; Змановская Е.В.,2003; Мак-Випьямс Н.,1998).

Существует несколько видов агрессии, мы остановимся на классификации А. Басс и А. Дарки выделявших пять видов агрессии:

1. физическая (физические действия против кого-либо);

2. вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.);

3. косвенная: направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топание и т.д.);

4. раздражение (вспыльчивость, грубость);

5. негативизм (оппозиционная манера поведения).

Можно выделить также «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность, которую разграничил Э. Фромм. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу — появляется в момент опасности как реакция на угрозу. Злокачественная агрессия проявляется в деструктивности, жестокости; целью ее является получение удовольствия.

Агрессия может быть и таких видов:

 Защитная - возникает тогда, когда при наличии у ребенка ак­тивной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внеш­него мира, который представляется ребенку небезопасным.

Деструктивная - если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суж­дениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется де­структивная агрессивность.

 Демонстративная - возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обра­тить на себя внимание. (Т. П. Смирнова., 2007)

А.А.Романов перечисляет следующие основные признаки для классификации агрессии:

1. направленность агрессии на предметный или животный мир, на другого, на себя;

2. наблюдаемость — ненаблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии;

3. временные признаки, т.е. мера выраженности агрессии по часто­те проявлений во времени и длительности состояний агрессии;

4. пространственные признаки — в семье, на работе, на улице и пр.;

5. по особенностям психических действий — физическая, вербаль­ная;

6. по социальной опасности агрессивных действий А. А. Романов выделяет девиантные формы агрессии, нарушающие права других лю­дей без юридической ответственности за подобное поведение и делинквентные формы агрессивного поведения, нарушаю­щие права других, социальные нормы с юридической ответ­ственностью за агрессивное поведение.

Интересно то, что в поведении человека могут присутствовать одновременно несколько видов агрессии.

 Итак, агрессия прямо или косвенно направлена на живые объекты, и вред, в конечном счете, наносится именно им. Жертвы агрессии пассивно или активно противодействуют агрессору.

Нам интересно проанализировать понятие агрессии с различных позиций. Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении фенмена агрессии. Среди них, следует указать на теории влечения (инстинкта), фрустрационную, теорию социального научения и мотивации, в которых нашли свое отражение взгляды представителей разных направлений: этологического (К. Лоренц), психоаналитического (З.Фрейд), социобиологического, антропологического и др. А так же существуют такие как теория переноса возбуждения; теория посылов и модель образования когнитивных связей. А.А. Реан выделил 5 базовых направлений: 

1. теория инстинктивистов (З. Фрейд, К. Лоренц)

2. теория фрустрации (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.)

3. теория социального научения (А. Бандура)

4. теория переноса возбуждения (Д. Зильман и др.)

5. теория посылов и модель образования когнитивных связей (Л. Берковиц и др.)

С точки зрения основателя психоанализа З. Фрейда агрессия имеет биологическую (инстинктивную) природу и преодолеть ее невозможно, кроме как частично регулировать социальными нормами, придавая ей более или менее безобидные формы. В ранних работах Фрейда утверждается, что поведение человека происходит из эроса – жизнеутверждающего начала в человеке, инстинкта жизни, поэтому агрессия в психоанализе рассматривается как инстинктивное поведение. Но после первой мировой войны в его работах появляется новое понятие - танатос. В греческой мифологии танатос это бог смерти. Танатос в психоанализе – влечение к смерти, энергия которого направлена на разрушение. Поведение человека в поздних работах Фрейда – это результат сложного взаимодействия, которое почти всегда является противоборством между эросом и танатосом. Защитные механизмы направляют с помощью танатоса полученную в результате конфликта энергию вовне.

Взгляд Фрейда на истоки и природу агрессии очень пессимистичен. Агрессивное поведение врожденное и неизбежное, так как происходит из инстинкта смерти, которое, если не будет направлен вовне, то приведет к разрушению индивидуума.

Эволюционный подход к развитию человеческой агрессивности опирается, в первую очередь, на теорию К. Лоренца, разработанную в результате изучения поведения животных. Взгляды К. Лоренца (1994) достаточно близки к взглядам З. Фрейда. Согласно концепции К. Лоренца агрессия берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Этот инстинкт развился в ходе эволюции и выполняет три важные функции: 1) борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, 2) агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставляют потомство только наиболее сильные и энергичные, 3) сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства. Агрессия приносит большую "пользу для сохранения вида", но при этом Лоренц считает агрессию "внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, которая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития". Он так же утверждает, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, регулярно накапливаясь в течении времени. И чем большее количество энергии накоплено в организме, тем меньший стимул нужен для того, чтобы она "выплеснулась" вовне.

Несмотря на то, что Лоренц, как и Фрейд, считал агрессию неизбежной, он более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля человека над поведением. Он также полагал, что участие в различных действиях может предотвратить чрезмерное накопление энергии и таким образом снизить вероятность проявление агрессии.

Теория фрустрации, сформулированную Доллардом и другими в 1939, можно свести к двум основным положениям. Первое из них заключается в том, что фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, а второе – то, что "агрессивность является реакцией на ситуации фрустрации".

Эта теория очень проста и она получила широкое распространение. Но и у нее есть свои недостатки. Группа ученых представила эмпирические доказательства, что несмотря на то, что фрустрация иногда вызывает агрессию, но это случается не очень часто. Они предположили, что люди агрессивно реагирует на фрустрацию в тех случаях, когда они привыкли реагировать на нее агрессивным поведением.

Миллер в 1941 внес в теорию поправку о том, что агрессия вызывает различные формы поведения, а агрессия является только одной из них.

Второе утверждение, которое разделял и А. Бандура тоже не имеет твердых доказательств. Можно найти множество примеров, в которых агрессия проявилась при полном отсутствии факторов фрустрации.

Таким образом, эта теория тоже не имеет твердых позиций и доказательств.

Основой теории социального научения служит тот факт, что знания о принесении вреда людям в своем большинстве не даются от рождения, они приобретены в процессе жизни, то есть люди должны научиться вести себя агрессивно.

Истоки агрессии А. Бандура видит в особенностях строения нервной системы и особенностях научения. Нервная система участвует в осуществлении любого действия, том числе и агрессивного.

Один из важных источников усвоения агрессии это прямое поощрение такого поведения. Как и любая условная реакция, агрессия будет проявляться все чаще, если будет получать положительное подкрепление. Положительным подкреплением у людей может считаться как материальное блага, так и положительное отношение окружающих, повышение социального положения и др.

Непосредственный опыт менее безопасный, чем научение посредством наблюдения. Вероятность ошибки при первом заметно выше, поэтому научение при наблюдении может быть даже выше.

Провокация агрессии по теории А. Бандуры происходит под влиянием шаблонов, то есть возбуждения, внимания. Агрессия может также быть вызвана агрессией со стороны внешней среды, например, нападками или фрустрацией, а также приказами. Существуют множества побудительных мотивов, которые вызывают агрессию, этими мотивами могут быть как материальные предметы, так и негативные эмоции.

Интересны способы регуляции агрессии в теории социального научения. Существует внешняя регуляция агрессии с помощью наказания и поощрения. Они могут быть как индивидуальными, так и социальными (например, медали у солдат на войне). В целом, одобрение агрессивного поведения влечет за собой еще большую агрессию, аналогично, социальное неодобрение может отбить охоту вести себя агрессивно.

Викарная регуляция тоже приводит к хорошим результатам: "…как правило, наблюдение поощрения агрессии у других усиливает, а наблюдение наказания ослабляет тенденцию вести себя подобным образом". Данные процессы похожи на те, которые возникают при усвоении агрессивных действий путем наблюдения.

Существует еще один способ регуляции агрессивного поведения. Это саморегуляция. Многие люди гордятся своей способностью агрессивно вести себя с другими. Чувство вины же уменьшает агрессию.

Данная теория социального научения многим отличается от других теорий. Она представляет агрессию как приобретенную в результате научения модель социального поведения, оставляя, таким образом, за человеком возможность контролировать агрессивное поведение. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений. Теории социального научения рассматривают агрессивное поведение как реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно, устраняя его целиком.

Представителем теории переноса возбуждений является Д. Зильман, который полагал, что более плодотворным по сравнению с теорией фрустрации – агрессии будет считать, что агрессия обусловлена возбуждением, то есть конструктом, который можно наблюдать и измерять. В данном случае речь идет о возбуждении симпатической нервной системы, которое выражается в учащении пульса, повышении артериального и сосудистого давления и потоотделения и т.д. Было научно доказано, что физическая активность, фильмы с изображением насилия и шум способствуют возникновению и проявлению агрессивных реакций. Подобные процессы могут способствовать также и снижению вероятности проявления агрессии или уменьшению ее силы.

Автором теории посылов и модели образования когнитивных связей является Л. Берковиц, который утверждает, что фрустрация – один из множественных аверсивных стимулов, которые способны лишь провоцировать агрессию, но не приводят напрямую к агрессивному поведению напрямую, а создают готовность к нему. Агрессия возникает лишь тогда, когда во время готовности к агрессивному поведению возникают посылы к агрессии – средовые стимулы, которые связанны с актуальными или предшествующими факторами, провоцировавшими агрессию.

В более поздних работах Л. Берковиц подверг пересмотру свою теорию. В соответствии с его моделью образования новых когнитивных связей, фрустрация и другие аверсивные стимулы провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта. Таким образом, фрустрация будет являться провокацией агрессивного поведения лишь в том случае, если она будет восприниматься как негативная, неприятная ситуация.

В редакции 1989 года теория Л. Берковица гласит, что посылы не являются обязательным условием для возникновения агрессивной реакции, но в сочетании с негативным аффектом и готовностью к агрессии может возникнуть агрессивное поведение.

Таким образом, существует несколько теорий, каждая из которых по-разному видит истоки и природу агрессии.

Но агрессия, в какой бы форме она не проявлялась и какая бы теория ее не рассматривала, представляет собой поведение, которое направленно на причинения вреда окружающему миру.  

Анализ работ ученых (З.Фрейд, К. Лоренц, Р. Бэрон., Д. Ричардсон, Ю. Можинский, И.Соковня, Д.Зильмана), занимающихся проблемами агрессивности, позволяет нам утвердиться в том, что агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность, а целью агрессии может быть как собственно причинение страдания жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). В работах А. Бандуры и Р. Уолтерса находим доказательства направленности агрессии на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества, по мнению авторов, представляет агрессия, направленная на других людей, которую ученые назвали асоциальной агрессией, и которая представляет собой действия социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону (Берулава Г.А.,2003:8).

Анализ психолого - педагогической литературы свидетельствует о том, что агрессия принимает самые разнообразные формы. Остановимся на более подробном их рассмотрении. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, новые подходы к обозначению проблемы агрессии, обоснованные в трудах Ю.М. Антоняна, В. Бочаровой, А. Гюттенбюль, Е.Е. Кравцовой, создали теоретическую и практическую базу для его распространения на более позитивные проявления, например жадность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т.д. (Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б.,2002; Бэрон Р., Ричардсон Д.,1997; Гарднер Р.,2002; Ениколопов С.Н.,2001).

 Психолого – педагогический анализ теорий агрессивности дает основание для вывода о том, что наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, угрозы или применение физической силы. Скрытые же формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Как отмечают исследователи В.П. Балакирев, К.С. Лебединская, А.С. Спиваковская, внутренними репрезентациями агрессии могут быть также идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект (Берковиц Л.,2001; Захаров А. И.,1993; Мэш Э., Вольф Д.,2003).

Агрессивное влечение может проявляться через агрессивные различные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. (Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера (Гриндер М.,1993:73).

В более «легких» случаях ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности — желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти — стремление к уничтожению (убийству) или радикальное обесценивание всех и вся. Ненависть может выражаться и в самоубийстве, например, когда «Я» идентифицируется с ненавистным объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Отношения с ненавистным объектом представляют особую ценность для личности агрессора. В глубине души он одновременно стремится и к разрушению объекта своей ненависти, и к сохранению отношений с ним. О.Кернберг замечает, что ненависть, похоже, играет роль мстительного триумфа как над другим человеком, так и над той частью собственного Я, которая внушает ужас в настоящее время и требует мести за прошлые страдания (Гриндер М.,1993:74).

Ненависть является одним из проявлений агрессивных влечений, которые в соответствии с психоаналитическими представлениями так же естественны для человека, как и проявления либидо — сексуального влечения в широком смысле. Мы уже говорили о том, что в поздних теоретических работах 3. Фрейд пытался обосновать агрессию как проявление врожденного саморазрушительного влечения к смерти, однако это представление не получило широкого признания. До сих пор остается дискуссионным вопрос о том, являются ли агрессивные влечения врожденными (изначально враждебно-деструктивными) или же они формируются вследствие жизненных конфликтов и фрустраций на основе других активных стремлений (например, к самоутверждению).

Таким образом, агрессия как внутренняя побудительная тенденция - это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий - индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность, на наш взгляд, довольно трудно измерить, в связи с чем, основным способом оценки агрессивной тенденции будет является оценка ее поведенческих проявлений.

Попытаемся уточнить характер взаимосвязи между агрессией и агрессивным поведением. Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким - тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его агрессивной внутренней тенденцией или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Например, трехлетний ребенок в ходе медицинского обследования уже после нескольких неприятных процедур может не только отказываться от осмотра, но и активно сопротивляться действиям взрослых, выражая злость и даже ярость. Является ли такое поведение беспомощного малыша агрессивно-враждебным? Как расценивать поведение подростка, агрессивно протестующего против стремления взрослых ограничить его самостоятельность? Наконец, нормально ли то, что взрослые люди ведут себя подчеркнуто агрессивно в ситуации реальной угрозы их благополучию? Ответы на подобные вопросы зависят от анализа дополнительных личностных и ситуативных факторов, например важности (в том числе опасности) конкретной ситуации для человека, его способности осознавать свое поведение и контролировать свои чувства, целенаправленности поведения, степени причиняемого им вреда.

Мы не можем однозначно определить агрессивную внутреннюю тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее внешних проявлений, т.е. агрессивного поведения. Из сказанного выше можно заключить, что агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (и форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий) (Бишоп С.,2001; Катони В., Новак Т.,1995; Кропотов Ю.Д.,2000).

Ряд авторов (Б.А. Куган, А.М. Панов, И.И. Соковня) выделяют в качестве ведущих признаков агрессивного поведения такие проявления, как:

1. выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

2. тенденцию к разрушению;

3. направленность на причинение вреда окружающим людям;

4. склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего, те формы агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Бишоп С.,2000:26). Такое агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие - вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами - разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.

Таким образом, анализ различных подходов к определению сущности агрессии убеждает нас в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

Что касается агрессивного поведения, то это не прирожденная биологическая реакция (разумеется, за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью).

Характер агрессивного поведения во многом определя­ется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает опре­деленные требования к личности. Адаптация к возраст­ным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Кризисные, пере­ходные, периоды сопряжены с неудовлетворенностью сво­им положением, протестным поведением; капризностью и неуравновешенностью. Возрастные кризисы, сопровож­даемые естественным ростом агрессивности, связаны с по­явлением новых потребностей, которые не удовлетворяют­ся существующими отношениями и умениями. Так, если взрослые переживают кризисы каждые 7-10 лет, то у ребен­ка кризисные явления наблюдаются значительно чаще (Вострокнутов Н.В., Василевский В.Г.,2000:12-19).

Дадим характеристику агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста.

Почти в каждом коллективе детей встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становит­ся «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, нико­му не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нуж­ным» - неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше - он не знает (Кулаков С.А.,1996:102).

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребё­нок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание, в действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребёнок не имеет представления, каким способом можно бороться за выживание в этом странном жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят вкладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг; агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их (Головей Л.А.,
 Рыбалко Е.Ф.,2001:204).

В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявля­ется по отношению к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессив­ности детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку, служит косвенным доказательством силы и независимости послед­них. Тем не менее, именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведе­нию побуждают детей выбирать более социально одобряе­мые формы поведения (Платонова Н. М.,2004:57).

Несмотря на широкую распространенность, проявления детской агрессивности не имеют серьезных негативных последствий для окружающих, не нарушают социального функционирования и психологического развития детей. Тяжелые формы насильственного поведения, антисоциальные и явно патологические формы агрес­сии наблюдаются значительно реже (Колеченко А.К.,1998:77).

Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме нашего исследования указывает на следующие характерологические особенности агрессивных детей:

1. Восприятие большого круга ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.

2. Сверхчувствительность к негативному отношению к себе.

3. Настроенность на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

4. Не оценивание собственной агрессии как агрессивное поведение.

5. Обвинение окружающих в собственном деструктивном поведении.

6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствие чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.

7. Склонность не брать на себя ответственность за свои поступки.

8. Ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.

9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.

10. Слабый контроль над своими эмоциями.

11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.

12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.

13. Неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

14. Не умение прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

15. Положительное отношение к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы (Ениколопов С.Н.,2001; Змановская Е.В.,2001; Игумнов С.А.,1999).

На основе обобщения опыта работ педагогов - психологов с агрессивными детьми в начальной школе мы можем указать на три важнейшие характерологические особенности подобных детей:

1. имеют высокий уровень личностной тревожности;

2. имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;

3. чувствуют себя отверженными (Колеченко А.К.,1998; Кулаков С. А.,1996).

Таким образом, агрессивное поведение детей является не однородным феноменом, а имеет различные негативные формы в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.