Влияние семьи на проявление агрессивности у детей. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Влияние семьи на проявление агрессивности у детей.

2019-12-17 191
Влияние семьи на проявление агрессивности у детей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью.

Вместе с тем семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания (Э. Берн). Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Вопросами семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на поведение ребенка стали разрабатывать в рамках психолого-педагогического подхода такие известные педагоги – психологи как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Копырло и др.

В настоящее время существует достаточно много определений «семьи». Так, в философии и социологии семья понимается как малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью (Фернхем А., Хейвен П.,2001:103).

А.В. Мудрик считает, что «семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью или взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействия между супругами, родителями и детьми, детей между собой» (Мудрик А.В.,1999:154).

А. Фромм дает следующее определение семье: «Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета» (Фромм А.,1994:76).

М.А. Алемаскин утверждает, что семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачным союзом, в котором обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

С.А. Беличева определяет семью как социальную группу, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Она является основой, как для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и индивидуальных качеств личности" (С.А. Беличева, 1995:3-17).

Социальные психологи рассматривают семью как ячейку социальной структуры общества, выступающую регулятором отношений между людьми.

С социально-психологической точки зрения, семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупность межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности (Кропотов Ю.Д.,2000:12).

Итак, опираясь на вышеизложенные определения, мы можем сказать, что семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других малых групп семью отличают некоторые признаки: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения.

 Как мы уже говорили, семья является самым важным источником не только положительного, но и отрицательного примера, до того как ребенок пойдет в школу – это единственный источник агрессивного поведения, так как ребенок усваивает негативный пример значимых для него взрослых, берет его за эталон. Для ребенка родители являются примером, по которому они сверяют и строят свое поведение (А. А Бодалев). Оказываясь в обществе – ребенок сам начинает проявлять агрессию и жестокость по отношению к другим.  Среди семейных факторов агрессии Р.Бэрон, Д.Ричардсон называют реакции родителей на неправильное поведение ребенка. Было выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей (Эрон и др.), а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением (Паттерсон и Стаухамер-Лебер). Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К. Левин в своем исследовании также выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка:

1. Снисходительность, поощрение родителями агрессивности в своих детях, либо собственный пример соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.

2. Строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка.

Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция - в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных детей ведут себя так, как будто любое поведение детей прилично, не делая свое отношение к агрессии более ясным. Однако, когда ребенок совершает проступок, он бывает строго наказан. Строгость родителей, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителей, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно.

Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора: образец отношений и поведения родителей и характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

Помимо влияния социального окружения агрессия может быть спровоцирована и рядом других причин, среди которых:

1. наследственно-характерологические факторы (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое конституционально обусловленное поведение родителей или родственников);

2. биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);

3. некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т. п.);

Так же конфликты между родителями, развод, приводящий к демонстративной агрессивности (привлечение внимания к своей персоне) фор­мируют агрессивную модель.

Помимо этого, обстоятельствами, провоцирующими аг­рессивное поведение, (в детском возрасте) являются:

- желание привлечь к себе внимание свер­стников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко ла­ять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);

- ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик на­чинает кричать: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ниче­го не получится, ты плакса и нытик»);

- стремление защититься и отомстить;

- стремление быть глав­ным (после неудачной попыт­ки занять первое место в строю мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стену);

- стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).

Мощными детерминантами агрессивного поведения могут являться личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации. В качестве усиливающих проявления агрессии личностных особенностей выступают боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях.

Формы проявления агрессии в семейных отношениях, как и причины весьма разнообразны и включают в себя прямое физическое или сексуаль­ное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка.

На становление агрессивного поведения ребенка так же влияют различные семейные факторы, например, конфликтность или неадекватный стиль семейного воспитания. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Вслед за Г. Крайг, мы можем выделить 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат или гиперопека в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании личности ребенка.

Опека (гипоопека) в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. В центре воспитательных воздействий – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе, они чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.). Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом

 Итак, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрез­мерный контроль (гиперопека или диктат) и напротив, не контролиру­ющие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей, они просто напросто начинают восставать против чрезмерной и или жесткой опеки своих родителей.

Другие типы воспитания выделила Г.Е. Сухорева. Она отмечала, что противоречивое и унижающе воспитание приводит к формированию агрессивно-защитного поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью, деспотичное воспитание - пассивно-защитного типа поведения с заторможенностью, робостью, неуверенностью и зависимостью, а сверхопека ведет к подавлению его инициативы и воли, к инфантилизму с бурными неконтролируемыми эмоциональными реакциями на любые жизненные трудности и препятствия, в том числе и агрессией.

А. Я. Варга считает, что проблемы семьи могут также в значительной степени влиять на развитие агрессии у ребенка. Конфликтные взаимоотношения между родителями сильно способствуют этому, так как по важности для ребенка эти взаимоотношения превышают все другие, существующие в семье.

Данные исследований (А. Бандура, Р. Уолтерс) показывают, что родители агрессивных детей предъявляли меньшие требования к их достижениям и меньше ограничивали их в дет­стве (Бандура А.,1999:109). В то же время рассматриваемые дети сильнее сопротивлялись воздействиям родителей. Мальчики с агрессив­ным поведением были более привязаны к матерям, чем к отцам. Родители агрессивных детей чаще опираются на методы принуждения, в то время как родители детей с нормальной аг­рессией шире используют методы развития внутреннего само­контроля, например убеждение. Отцы агрессивных мальчиков нередко характеризуются резкостью и тенденцией часто на­казывать детей, тогда как матери - нетребовательностью при низкой общей согласованности требований и недостаточной сердечности взаимоотношений. Агрессивные мальчики меньше идентифицируются со своими отцами, они чаще отвечают им критичным и враждебным отношением. Все это затрудняет усвоение родительской системы ценностей и выполнение их требований.

Анализ результатов исследования (А. Бандура, Р. Уолтерс)  показал, что существует зависимость между стилем семейного воспитания и уровнем предрасположенности детей к проявлениям агрессии.

Так у детей с высоким уровнем физической агрессии в семьях применяли два основных стиля воспитания.

Требовательная гиперпротекция характерна для семей, в которых воспитывались мальчики, имеющие - склонность к физической агрессии. Этот стиль отличается сочетанием повышенного внимания родителей к воспитанию, достаточно высокими требованиями к ребенку и игнорированием потребностей ребенка, особенно в эмоциональном контакте и общении с родителями. В названном стиле следует выделить разновидность, которую можно определить как тип воспитания с повышенной моральной ответственностью. Он встречается в семьях, где существует атмосфера эмоционального равнодушия и вседозволенности, но при этом родители ожидают и требуют от ребенка результатов гораздо больших, чем он может достичь реально. В результате возникает устойчивое депрессивное состояние, которое приводит к агрессивным желаниям.

Жестокая гипопротекция характерна для семей девочек с физической агрессией и отличается полной отстраненностью родителей от процесса воспитания ребенка. За малейшую провинность или непослушание ребенок сурово наказывается. В семье существует атмосфера деспотизма и тирании со стороны родителей. В итоге у девочек могут формироваться жестокость и озлобленность.

В результате исследования были установлены некоторые закономерности взаимосвязи стиля семейного воспитания и выраженности реакций вербальной агрессии у детей младшего школьного возраста. Было выделено два типа семейного воспитания в семьях, где младшие школьники проявляли вербальную агрессию.

Потворствующая гиперпротекция отличается пристальным вниманием родителей к вопросам воспитания и удовлетворения по­требностей ребенка, при которой ребенок находится на правах «кумира семьи». Родители не столько контроли­руют, сколько чрезмерно покровительствуют, стремясь освободить ребенка от малейших трудностей, от скучных неприятных обязанностей, непрестанно восхищаются мнимыми талантами и преувеличивают действительные его способности. Такое отношение отличается тем, что ребенок хотя и находится на периферии внимания роди­телей, но, вместе с тем, они стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению нужд ребенка. Такой стиль распространен в семьях «сверхзанятых» родителей, когда последние стремятся скомпенсировать (или оправ­дать самих себя в своих глазах) свое невнимание к ре­бенку потаканием всем его прихотям. Общим для этих двух стилей является неустойчивость воспитательных ус­тановок родителей в определении системы требований, запретов и санкций, применяемых в случае нарушения поведения. (Вострокнутов Н. В., Василевский В.Г.,2000:12-19).

Существует также непосредственная связь между стилем семейного воспитания детей и уровнем косвенной агрессии.

В семьях  младших школьников с косвенной агрессией определено, по крайней мере, три типа (первый - у мальчиков, два других - у девочек) стилей семейного воспитания:

1. Повышенная моральная ответственность, при которой родители ожидают и требуют от ребенка результатов, несоответствующих его реальным возможностям, однако при этом не утруждают себя проявлениями заботы и эмоциональной поддержки ребенка, полностью игнорируют его нужды. В ре­зультате у младшего школьника появляется устойчивая реакция оппози­ции, которая проявляется в категорических отказах выполнить какие-либо поручения, заниматься нелюбимым делом, наро­читой грубости, непослушании. Медленно накапливающаяся обида нередко проявляется в продуманных, заранее сплани­рованных действиях, направленных на то, чтобы отомстить «обидчикам». Дети портят вещи родителей, пишут на стенах нецензурные слова, занимаются оговорами и пр.

2. Авторитарная гиперпротекция характеризуется сочета­нием больших затрат времени родителей на воспитание детей, жесткой системой запретов, ограничений и санкций за их нарушение, с одной стороны, и полным игнорированием потребностей ребенка, недостаточным стремлением к удовлетворению его запросов, с другой.

3. Жесткая гипопротекция, при которой основной точкой опоры родителей в воспитании детей является пол­ное ограничение свободы и самостоятельности школьника и применение исключительно строгих наказаний при полной самоустраненности родителей от решение про­блем воспитания, равнодушном и безразличном отноше­нии к нуждам ребенка, эмоциональной холодности отно­шений.

При двух последних стилях косвенная агрессия может стимулироваться такими особенностями внутрисемейных отношений как нарушенные супружеские отношения меж­ду родителями, предпочтения в ребенке детских ка­честв, фобические состояния родителей, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, вынесе­ния конфликта между супругами в сферу воспитания.

Эти данные позволили нам зафиксировать неко­торую зависимость  степени выраженности негативизму от осо­бенностей семейного воспитания у детей младшего школьного возраста.

Следует отметить, что у мальчиков, которые воспитывались в атмосфере повы­шенной моральной ответственности возникает негативизм с депрессивными тен­денциями. Такой стиль харак­теризуется эмоциональным равнодушием родителей, игнорированием детских потребностей и вседозволенностью, причем родители ожидают и требуют от ребенка результатов гораздо больших, чем он в состоянии достичь. У девочек негативизм вызывается жестам обращением. Отличительной особенностью данного стиля является полное ограничение свободы и самостоятельности ребенка (ситуация «все нельзя»). При такой ситуации у детей появляется реакция эмансипации, т.е. сильная потребность в освобождении от контроля и опеки родителей с целью получения самоутверждения и независимости. В связи, с чем дети, удовлетворяя эти потребности, проявляют непослушание, игнорируют мнение и распоряжения взрослых, стремятся к независимому образу жизни, саботируют существующие порядки и традиции (Ениколопов С. Н.,2001:60-62).

Говоря о связи между социализацией детей с их се­мейными условиями, можно выделить три основные особен­ности, определяющие поведение ребенка:

1. его готовность устанавливать зависимые (интимно-личностные) отноше­ния;

2. степень развития ответственности;

3. силу мотивации к аг­рессии.

Семья должна создать «минимальные условия» эф­фективной социализации. Первым важным условием является стимулирование мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружа­ющих. Второй необходимой предпосылкой выступает «дав­ление социализации» в форме последовательных требова­ний и ограничений (при условии, что родители сами разделяют социальные норны). Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного примене­ния наказания (его преобладания над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями.

Таким образом, в соответствии с «теорией асоциальной агрессии» агрессивное поведение ребенка, прежде всего, вы­зывается недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязан­ности приводит к возникновению у ребенка постоянного чув­ства враждебности, поскольку он развивается через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоцио­нальным проявлениям). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследст­вии переносятся на других людей (одноклассников, учите­лей, супругов). Если проявление агрессии к конкретным лю­дям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безо­пасный» (доступный) объект (Игумнов С.А.,1999: 99-101).

Большинство исследователей отмечают различное влияние плохого обращения в семье на детей разного пола. По мнению ряда авторов            (К. Лоренц, Г. Крайг), девочки, к которым в детстве проявляли жестокость, более склонны к развитию мазохистического паттерна поведения, в то время как мальчики в этом чаще идентифицируют себя с агрессором и с большей вероятностью развиваются в садистическом направлении (Змановская Е.В.,2003; Крайг Г.,2000; Лоренц К.,1994).

Еще одним доказательством в пользу гипотезы о ведущей роли семьи в происхождении девиантного поведения является известное обстоятельство, что у детей, воспитывающихся в детских учреждениях, также доминируют нарушения, связанные с агрессивностью (в отличие от усыновленных детей). Влияние семьи на ребенка опосредовано так называе­мым «третьим» фактором или внутренними переменными, такими, как:

    - негативная оценка ребенком происходящего в семье (как несправедливого, страшного, плохого);

- возраст ребенка (чем меньше возраст, тем больше риск негативного воздействия деструктивного семей­ного фактора);

- длительность и сила психотравмирующего фактора (хроническое, длительное воздействие или однократное, но превышающее защитные возможности ребен­ка, с большой вероятностью будут иметь негативные последствия);

- биологические и конституциональные предпосылки;

- наличие островков безопасности и возможности компенсировать негативное семейное влияние сущест­венно снижает вероятность формирования нежелательного поведения (например, заботливая бабушка, спортивная секция с заинтересованным тренером, поддерживающие друзья).

В целом агрессивное поведение в семье формируется по трем механизмам:

1. подражание и идентификация с агрессором;

2. защитная реакция в случае агрессии, направленной на ребенка;

3. протестная реакция на фрустрацию базовых потребностей.

Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ре­бенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко до­бивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата и девиантное поведение закрепляется (Масагутов Р.М.,2002: 123-125).

В целях нашего исследования приведем следующую типологию семейных факторов, вызывающих агрессивное поведение детей, выделенную Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко. В качестве факторов  они называют:

-фрустрацию детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвы­чайно суровый отец или недостаточно заботливая, холод­ная мать), что, в свою очередь вызывает ранние травмати­ческие переживания ребенка.

- фрустрацию других базовых потребностей ребенка, игнорирование его интересов.

- жестокое обращение е ребенком (физические наказания, угрозы, запугивание, грубость, оскорбления, аффектация, доминирование негативных оценок, культ силы в семье, доминирование запретов, ограничение двигательной актив­ности ребенка).

- физическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку.

- хронические конфликты в семье.

- научение агрессивному поведению через наблюдение за кем-то в семье, демонстрирующим власть или «успеш­ное» агрессивное поведение (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать).

- острую травму или утрату (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах.

- слабость родителей (беспомощная мать, уклоняющийся отец), их неспособность постоять за себя и за ребенка.

- недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания.

- потворствование ребенку родителями в выполне­нии его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения.

- гиперпротекцию — чрезмерное количество указаний,
повышенная тревога за здоровье ребенка, чрезмерное вни­мание.

- чрезмерную стимуляцию ребенка — слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам.

- несогласованность требований к ребенку со сторо­ны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает чет­кого понимания норм поведения.

- личностные особенности родителей (раздражительная мать, жестокий психопатичный отец, психические забо­левания у родителей).

- скученность проживания, невозможность уединить­ся, побыть одному.

- скука, недостаток стимулов (Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.,2001:112).

Таким образом, семья, ее стиль воспитания, уровень детско-родительских отношений и позиции родителей по отношению к своим детям оказывают огромное влияние на психическое состояние детей.

Все вышеперечисленные теории и исследования показывают тесную взаимосвязь между неблагополучной атмосферой в семье и агрессивностью ребенка. В крайних случаях конфликтные отношения могут приводить к невротическим заболеваниям, в других – скорее всего ребенок не получит правильной картины мира, не сумеет адекватно реагировать на него. Агрессия может стать источником силы и способом добиться своего, получить власть или занять свое место в обществе, так как родители, занятые собственными проблемами, не смогли показать ребенку других способов, не объяснили ему адекватность агрессии в обществе.

Обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства, отношений родителей к ребенку и агрессивным поведением позволяет прийти к заключению, что это факторы, которые предопределяют агрессивное поведение ребенка.

Особенно это будет сказываться на детях младшего школьного возраста, т.к. семья (до прихода ребенка в детское учреждение) является первым этапом социализации ребенка. По утверждению Э. Берна именно в этот период у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Но прежде чем она сформируется окончательно, ребенок как бы "экспериментирует", поочередно испытывая эти эмоции в жизни.

 

 

 Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование по изучению влияния типов семейного воспитания


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.