Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2019-12-17 | 191 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью.
Вместе с тем семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания (Э. Берн). Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Вопросами семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на поведение ребенка стали разрабатывать в рамках психолого-педагогического подхода такие известные педагоги – психологи как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Копырло и др.
В настоящее время существует достаточно много определений «семьи». Так, в философии и социологии семья понимается как малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью (Фернхем А., Хейвен П.,2001:103).
А.В. Мудрик считает, что «семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью или взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействия между супругами, родителями и детьми, детей между собой» (Мудрик А.В.,1999:154).
|
А. Фромм дает следующее определение семье: «Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета» (Фромм А.,1994:76).
М.А. Алемаскин утверждает, что семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачным союзом, в котором обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
С.А. Беличева определяет семью как социальную группу, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Она является основой, как для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и индивидуальных качеств личности" (С.А. Беличева, 1995:3-17).
Социальные психологи рассматривают семью как ячейку социальной структуры общества, выступающую регулятором отношений между людьми.
С социально-психологической точки зрения, семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупность межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности (Кропотов Ю.Д.,2000:12).
Итак, опираясь на вышеизложенные определения, мы можем сказать, что семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других малых групп семью отличают некоторые признаки: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения.
|
Как мы уже говорили, семья является самым важным источником не только положительного, но и отрицательного примера, до того как ребенок пойдет в школу – это единственный источник агрессивного поведения, так как ребенок усваивает негативный пример значимых для него взрослых, берет его за эталон. Для ребенка родители являются примером, по которому они сверяют и строят свое поведение (А. А Бодалев). Оказываясь в обществе – ребенок сам начинает проявлять агрессию и жестокость по отношению к другим. Среди семейных факторов агрессии Р.Бэрон, Д.Ричардсон называют реакции родителей на неправильное поведение ребенка. Было выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей (Эрон и др.), а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением (Паттерсон и Стаухамер-Лебер). Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К. Левин в своем исследовании также выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка:
1. Снисходительность, поощрение родителями агрессивности в своих детях, либо собственный пример соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.
2. Строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка.
Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция - в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных детей ведут себя так, как будто любое поведение детей прилично, не делая свое отношение к агрессии более ясным. Однако, когда ребенок совершает проступок, он бывает строго наказан. Строгость родителей, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителей, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно.
|
Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора: образец отношений и поведения родителей и характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.
Помимо влияния социального окружения агрессия может быть спровоцирована и рядом других причин, среди которых:
1. наследственно-характерологические факторы (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое конституционально обусловленное поведение родителей или родственников);
2. биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
3. некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т. п.);
Так же конфликты между родителями, развод, приводящий к демонстративной агрессивности (привлечение внимания к своей персоне) формируют агрессивную модель.
Помимо этого, обстоятельствами, провоцирующими агрессивное поведение, (в детском возрасте) являются:
- желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
- ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик начинает кричать: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
- стремление защититься и отомстить;
- стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
- стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки).
Мощными детерминантами агрессивного поведения могут являться личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации. В качестве усиливающих проявления агрессии личностных особенностей выступают боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях.
|
Формы проявления агрессии в семейных отношениях, как и причины весьма разнообразны и включают в себя прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка.
На становление агрессивного поведения ребенка так же влияют различные семейные факторы, например, конфликтность или неадекватный стиль семейного воспитания. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Вслед за Г. Крайг, мы можем выделить 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат или гиперопека в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании личности ребенка.
Опека (гипоопека) в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. В центре воспитательных воздействий – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе, они чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.). Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
|
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом
Итак, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека или диктат) и напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей, они просто напросто начинают восставать против чрезмерной и или жесткой опеки своих родителей.
Другие типы воспитания выделила Г.Е. Сухорева. Она отмечала, что противоречивое и унижающе воспитание приводит к формированию агрессивно-защитного поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью, деспотичное воспитание - пассивно-защитного типа поведения с заторможенностью, робостью, неуверенностью и зависимостью, а сверхопека ведет к подавлению его инициативы и воли, к инфантилизму с бурными неконтролируемыми эмоциональными реакциями на любые жизненные трудности и препятствия, в том числе и агрессией.
А. Я. Варга считает, что проблемы семьи могут также в значительной степени влиять на развитие агрессии у ребенка. Конфликтные взаимоотношения между родителями сильно способствуют этому, так как по важности для ребенка эти взаимоотношения превышают все другие, существующие в семье.
Данные исследований (А. Бандура, Р. Уолтерс) показывают, что родители агрессивных детей предъявляли меньшие требования к их достижениям и меньше ограничивали их в детстве (Бандура А.,1999:109). В то же время рассматриваемые дети сильнее сопротивлялись воздействиям родителей. Мальчики с агрессивным поведением были более привязаны к матерям, чем к отцам. Родители агрессивных детей чаще опираются на методы принуждения, в то время как родители детей с нормальной агрессией шире используют методы развития внутреннего самоконтроля, например убеждение. Отцы агрессивных мальчиков нередко характеризуются резкостью и тенденцией часто наказывать детей, тогда как матери - нетребовательностью при низкой общей согласованности требований и недостаточной сердечности взаимоотношений. Агрессивные мальчики меньше идентифицируются со своими отцами, они чаще отвечают им критичным и враждебным отношением. Все это затрудняет усвоение родительской системы ценностей и выполнение их требований.
Анализ результатов исследования (А. Бандура, Р. Уолтерс) показал, что существует зависимость между стилем семейного воспитания и уровнем предрасположенности детей к проявлениям агрессии.
Так у детей с высоким уровнем физической агрессии в семьях применяли два основных стиля воспитания.
Требовательная гиперпротекция характерна для семей, в которых воспитывались мальчики, имеющие - склонность к физической агрессии. Этот стиль отличается сочетанием повышенного внимания родителей к воспитанию, достаточно высокими требованиями к ребенку и игнорированием потребностей ребенка, особенно в эмоциональном контакте и общении с родителями. В названном стиле следует выделить разновидность, которую можно определить как тип воспитания с повышенной моральной ответственностью. Он встречается в семьях, где существует атмосфера эмоционального равнодушия и вседозволенности, но при этом родители ожидают и требуют от ребенка результатов гораздо больших, чем он может достичь реально. В результате возникает устойчивое депрессивное состояние, которое приводит к агрессивным желаниям.
Жестокая гипопротекция характерна для семей девочек с физической агрессией и отличается полной отстраненностью родителей от процесса воспитания ребенка. За малейшую провинность или непослушание ребенок сурово наказывается. В семье существует атмосфера деспотизма и тирании со стороны родителей. В итоге у девочек могут формироваться жестокость и озлобленность.
В результате исследования были установлены некоторые закономерности взаимосвязи стиля семейного воспитания и выраженности реакций вербальной агрессии у детей младшего школьного возраста. Было выделено два типа семейного воспитания в семьях, где младшие школьники проявляли вербальную агрессию.
Потворствующая гиперпротекция отличается пристальным вниманием родителей к вопросам воспитания и удовлетворения потребностей ребенка, при которой ребенок находится на правах «кумира семьи». Родители не столько контролируют, сколько чрезмерно покровительствуют, стремясь освободить ребенка от малейших трудностей, от скучных неприятных обязанностей, непрестанно восхищаются мнимыми талантами и преувеличивают действительные его способности. Такое отношение отличается тем, что ребенок хотя и находится на периферии внимания родителей, но, вместе с тем, они стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению нужд ребенка. Такой стиль распространен в семьях «сверхзанятых» родителей, когда последние стремятся скомпенсировать (или оправдать самих себя в своих глазах) свое невнимание к ребенку потаканием всем его прихотям. Общим для этих двух стилей является неустойчивость воспитательных установок родителей в определении системы требований, запретов и санкций, применяемых в случае нарушения поведения. (Вострокнутов Н. В., Василевский В.Г.,2000:12-19).
Существует также непосредственная связь между стилем семейного воспитания детей и уровнем косвенной агрессии.
В семьях младших школьников с косвенной агрессией определено, по крайней мере, три типа (первый - у мальчиков, два других - у девочек) стилей семейного воспитания:
1. Повышенная моральная ответственность, при которой родители ожидают и требуют от ребенка результатов, несоответствующих его реальным возможностям, однако при этом не утруждают себя проявлениями заботы и эмоциональной поддержки ребенка, полностью игнорируют его нужды. В результате у младшего школьника появляется устойчивая реакция оппозиции, которая проявляется в категорических отказах выполнить какие-либо поручения, заниматься нелюбимым делом, нарочитой грубости, непослушании. Медленно накапливающаяся обида нередко проявляется в продуманных, заранее спланированных действиях, направленных на то, чтобы отомстить «обидчикам». Дети портят вещи родителей, пишут на стенах нецензурные слова, занимаются оговорами и пр.
2. Авторитарная гиперпротекция характеризуется сочетанием больших затрат времени родителей на воспитание детей, жесткой системой запретов, ограничений и санкций за их нарушение, с одной стороны, и полным игнорированием потребностей ребенка, недостаточным стремлением к удовлетворению его запросов, с другой.
3. Жесткая гипопротекция, при которой основной точкой опоры родителей в воспитании детей является полное ограничение свободы и самостоятельности школьника и применение исключительно строгих наказаний при полной самоустраненности родителей от решение проблем воспитания, равнодушном и безразличном отношении к нуждам ребенка, эмоциональной холодности отношений.
При двух последних стилях косвенная агрессия может стимулироваться такими особенностями внутрисемейных отношений как нарушенные супружеские отношения между родителями, предпочтения в ребенке детских качеств, фобические состояния родителей, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания.
Эти данные позволили нам зафиксировать некоторую зависимость степени выраженности негативизму от особенностей семейного воспитания у детей младшего школьного возраста.
Следует отметить, что у мальчиков, которые воспитывались в атмосфере повышенной моральной ответственности возникает негативизм с депрессивными тенденциями. Такой стиль характеризуется эмоциональным равнодушием родителей, игнорированием детских потребностей и вседозволенностью, причем родители ожидают и требуют от ребенка результатов гораздо больших, чем он в состоянии достичь. У девочек негативизм вызывается жестам обращением. Отличительной особенностью данного стиля является полное ограничение свободы и самостоятельности ребенка (ситуация «все нельзя»). При такой ситуации у детей появляется реакция эмансипации, т.е. сильная потребность в освобождении от контроля и опеки родителей с целью получения самоутверждения и независимости. В связи, с чем дети, удовлетворяя эти потребности, проявляют непослушание, игнорируют мнение и распоряжения взрослых, стремятся к независимому образу жизни, саботируют существующие порядки и традиции (Ениколопов С. Н.,2001:60-62).
Говоря о связи между социализацией детей с их семейными условиями, можно выделить три основные особенности, определяющие поведение ребенка:
1. его готовность устанавливать зависимые (интимно-личностные) отношения;
2. степень развития ответственности;
3. силу мотивации к агрессии.
Семья должна создать «минимальные условия» эффективной социализации. Первым важным условием является стимулирование мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих. Второй необходимой предпосылкой выступает «давление социализации» в форме последовательных требований и ограничений (при условии, что родители сами разделяют социальные норны). Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного применения наказания (его преобладания над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями.
Таким образом, в соответствии с «теорией асоциальной агрессии» агрессивное поведение ребенка, прежде всего, вызывается недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям). Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей, супругов). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безопасный» (доступный) объект (Игумнов С.А.,1999: 99-101).
Большинство исследователей отмечают различное влияние плохого обращения в семье на детей разного пола. По мнению ряда авторов (К. Лоренц, Г. Крайг), девочки, к которым в детстве проявляли жестокость, более склонны к развитию мазохистического паттерна поведения, в то время как мальчики в этом чаще идентифицируют себя с агрессором и с большей вероятностью развиваются в садистическом направлении (Змановская Е.В.,2003; Крайг Г.,2000; Лоренц К.,1994).
Еще одним доказательством в пользу гипотезы о ведущей роли семьи в происхождении девиантного поведения является известное обстоятельство, что у детей, воспитывающихся в детских учреждениях, также доминируют нарушения, связанные с агрессивностью (в отличие от усыновленных детей). Влияние семьи на ребенка опосредовано так называемым «третьим» фактором или внутренними переменными, такими, как:
- негативная оценка ребенком происходящего в семье (как несправедливого, страшного, плохого);
- возраст ребенка (чем меньше возраст, тем больше риск негативного воздействия деструктивного семейного фактора);
- длительность и сила психотравмирующего фактора (хроническое, длительное воздействие или однократное, но превышающее защитные возможности ребенка, с большой вероятностью будут иметь негативные последствия);
- биологические и конституциональные предпосылки;
- наличие островков безопасности и возможности компенсировать негативное семейное влияние существенно снижает вероятность формирования нежелательного поведения (например, заботливая бабушка, спортивная секция с заинтересованным тренером, поддерживающие друзья).
В целом агрессивное поведение в семье формируется по трем механизмам:
1. подражание и идентификация с агрессором;
2. защитная реакция в случае агрессии, направленной на ребенка;
3. протестная реакция на фрустрацию базовых потребностей.
Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата и девиантное поведение закрепляется (Масагутов Р.М.,2002: 123-125).
В целях нашего исследования приведем следующую типологию семейных факторов, вызывающих агрессивное поведение детей, выделенную Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко. В качестве факторов они называют:
-фрустрацию детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или недостаточно заботливая, холодная мать), что, в свою очередь вызывает ранние травматические переживания ребенка.
- фрустрацию других базовых потребностей ребенка, игнорирование его интересов.
- жестокое обращение е ребенком (физические наказания, угрозы, запугивание, грубость, оскорбления, аффектация, доминирование негативных оценок, культ силы в семье, доминирование запретов, ограничение двигательной активности ребенка).
- физическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку.
- хронические конфликты в семье.
- научение агрессивному поведению через наблюдение за кем-то в семье, демонстрирующим власть или «успешное» агрессивное поведение (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать).
- острую травму или утрату (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах.
- слабость родителей (беспомощная мать, уклоняющийся отец), их неспособность постоять за себя и за ребенка.
- недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания.
- потворствование ребенку родителями в выполнении его желаний; недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения.
- гиперпротекцию — чрезмерное количество указаний,
повышенная тревога за здоровье ребенка, чрезмерное внимание.
- чрезмерную стимуляцию ребенка — слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам.
- несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения.
- личностные особенности родителей (раздражительная мать, жестокий психопатичный отец, психические заболевания у родителей).
- скученность проживания, невозможность уединиться, побыть одному.
- скука, недостаток стимулов (Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.,2001:112).
Таким образом, семья, ее стиль воспитания, уровень детско-родительских отношений и позиции родителей по отношению к своим детям оказывают огромное влияние на психическое состояние детей.
Все вышеперечисленные теории и исследования показывают тесную взаимосвязь между неблагополучной атмосферой в семье и агрессивностью ребенка. В крайних случаях конфликтные отношения могут приводить к невротическим заболеваниям, в других – скорее всего ребенок не получит правильной картины мира, не сумеет адекватно реагировать на него. Агрессия может стать источником силы и способом добиться своего, получить власть или занять свое место в обществе, так как родители, занятые собственными проблемами, не смогли показать ребенку других способов, не объяснили ему адекватность агрессии в обществе.
Обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства, отношений родителей к ребенку и агрессивным поведением позволяет прийти к заключению, что это факторы, которые предопределяют агрессивное поведение ребенка.
Особенно это будет сказываться на детях младшего школьного возраста, т.к. семья (до прихода ребенка в детское учреждение) является первым этапом социализации ребенка. По утверждению Э. Берна именно в этот период у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Но прежде чем она сформируется окончательно, ребенок как бы "экспериментирует", поочередно испытывая эти эмоции в жизни.
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование по изучению влияния типов семейного воспитания
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!