Влияние типов семейного воспитания на появление агрессивности младших школьников — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Влияние типов семейного воспитания на появление агрессивности младших школьников

2019-12-17 331
Влияние типов семейного воспитания на появление агрессивности младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Им. Н. Г. Чернышевского

 

Педагогический институт

Факультет педагогики, психологии и начального образования

Кафедра психологии образования

 

Специальность 050706

Педагогика и психология

 

Влияние типов семейного воспитания на появление агрессивности младших школьников

 

Дипломная работа

студентки 5 курса

Васильевой Татьяны Александровны

 

Научный руководитель       

старший преподаватель

кафедры психологии образования                                Г. Н. Шаркова

 

Заведующий кафедрой

Канд. пед. Наук, доцент                                        Л. Е. Тарасова

Саратов 2008

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические основы детской агрессии. 6

1.1. Понятие детской агрессии в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Влияние семьи на проявление агрессивности у детей. 25

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование по изучению влияния типов семейного воспитания. 41

2.1 Цели, задачи и методы коррекционно – развивающей программы 41

2.2. Результаты и выводы исследования. 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 63

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 68

Введение

 В настоящее время семья продолжает вызывать интерес педагогов, психологов, социологов, медиков, юристов. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом.

Изучению семьи как воспитательного института посвящено большое количество исследований — как в отечественной психологической и педагогической науке (Ю.П. Азаров, А.И. Антонов, Д. Варга, В.М. Медков, Р.В. Овчарова), так и за рубежом. В научных трудах раскрыты различные функции семьи, оценена роль родителей в воспитании ребенка, исследованы взаимоотношения детей и родителей, выявлены стили и стратегии семейного воспитания, а также многое другое, имеющее отношение к феномену семьи (С.В. Ковалев, В.Н. Соколова, А.С. Спиваковская, Г.Т. Хоментаускас, Г.Я. Юзефович), но проблема влияния типа семейного воспитания на агрессию детей в исследованиях разработана недостаточно.

Вышесказанное обусловило актуальность и определило выбор темы дипломного исследования: влияние типов семейного воспитания на проявление агрессивности младших школьников.

Объект исследования – сфера детско – родительских отношений. Предмет - влияние типа семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у младших школьников.

Цель - определить формы и методы коррекционной работы в семьях младших школьников с агрессивными проявлениями.

Дипломная работа по данной теме предполагает опытно-экспериментальное исследование, в связи, с чем формулируется его гипотеза: снизить агрессию у младших школьников можно, используя различные формы и методы коррекции стиля семейного воспитания.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования  и исходя из рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. на основе изучения психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия агрессия;

2. исследовать влияние типа семейного воспитания на агрессию детей младшего школьного возраста;

3. выявить зависимость типа семейного воспитания на проявление агрессивности у младших школьников;

4. определить методы и формы коррекционной работы в семьях младших школьников с проявлениями агрессии;

5. провести коррекционную работу в семьях младших школьников с агрессивным поведением.

Методы исследования, используемые для решения поставленных целей и задач и подтверждения гипотезы: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; диагностические методы (включенное наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, тестирование), методы коррекционной работы, методы количественной, качественной обработки, сравнительный анализ.

Новизна  данной работы заключается в разработке «коррекционного комплекса по изменению стиля семейного воспитания и снижению проявления детской агрессивности».

 Практическая значимостьработы определяется возможностью использования материалов работы в практической деятельности психологов, классных руководителей начальной школы.

Экспериментальная база -  средняя образовательная школа №41. В эксперименте принимали участие учащиеся 2 «Б» класса, в количестве - 23 человек.

Структура работы - дипломная работа общим объемом 62 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 66 литературных источника. Дипломная работа содержит  7 таблиц, 7 диаграмм.

 

Заключение

Подводя итог работы над теоретической частью нашего исследования можно сделать следующие выводы:

 Одним из источ­ников проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста как формы отклоняющегося поведения является семья и в частности стиль семейного воспитания.

 Стиль семейного воспитания как непосредственно, так и опосредованно влияет на направленность и особенности (тип) агрессивности и негативизма.

 Агрессивность характерна для де­тей младшего школьного возраста, воспитываю­щихся в семьях с требовательным обращением (мальчи­ки) авторитарной гиперпротекцией и гипопротекции с жестоким обращением (девочки), а также в условиях требовательной либо ограничивающей гиперпротекции (мальчики) и повышенной моральной ответственности (де­вочки).

 Деструктивная агрессивность может возникать вследствие негативных эмоциональных состояний в результате воспитания ребенка в условиях требовательного обращения (симбиоз невротических и депрессивных тенденций), потворствующей гиперпротекции {«мимозоподобность»), применение чрезмерно строгих наказаний (депрессивное состояние) или полного их отсутствие (высокий психотизм).

Высокий уровень вербальной агрессии обнаруживается в семьях девочек младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях потворствующих гиперпротекции либо гипопротекции, а также мальчика при требовательной (непосредственно), авторитарной и снисходительной (опосредованно) гиперпротекции.

 Наклонность к косвенной агрессии отмечается у младших школьников при воспитании в семьях с повышенной моральной ответственностью (мальчики) и авторитарной гиперпротекцией и жестокой гипопротекцией (девочки), а также в условиях требовательного обращения у мальчиков. У девушек достоверных коэффициентов корреляции уровня агрессии и стиля семейного воспитания не обнаружено.

В экспериментальной части нашего исследования предположили, что агрессия у младших школьников зависит от типа их семейного воспитания и что снизить агрессию у младших школьников можно, если, используя различные формы и методы, педагог-психолог сумеет изменить стиль семейного воспитания.

Экспериментальная работа позволила сформулировать следующие выводы:

1. На агрессию младших школьников могут влиять типы семейного воспитания. Так, авторитарный и смешанный типы воспитания в семьях экспериментальной группы у 18 учащихся из 23-ти вызвали различные степени агрессивных проявлений.

2. Работа с родителями по изменению стиля воспитания оказывает положительное влияние на агрессивное состояние младших школьников в семье, о чем свидетельствует процентное уменьшение количества учащихся, имеющих высокий уровень агрессии (на 21,7 %) и уменьшилось количество детей со средним уровнем агрессии (на 17,4%). Проведенная нами работа показала, что снизилось и количество семей, применяющих авторитарный стиль воспитания с 30,43 % до 17,4%; увеличилось количество семей демократического стиля воспитания с 17,34 % до 56,52 %; снизилось количество семей, использующих смешанный стиль воспитания с 52,17 % до 30,43 %. Таким образом, выдвинутую нами гипотезу можно считать подтвержденой.

 

Список использованной литературы

1. Айхорн А. Трудный подросток. М.: 2001.-123с.

2. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства.
М.: 1993.- 187с.

a. Альберты Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. СПб.: 1998.- 97с.

3. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. М., 1999.- 116с.

4. Барденштейн Л. М., Можгинский Ю. Б. Взаимосвязь патологического агрессивного поведения и депрессии у подростков // Российский психиатрический журнал. 2000. № 1. С. 42-45

5. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - № 1. - С. 3 - 17.

6. Бережкова Е. И. Агрессивность младших школьников // Актуальные проблемы современной психологии. Ученые записки ЛГОУ им. А.С. Пушкина. СПб.: 2003. С. 104-107.

7. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.- 195с.

a. Берулава Г. А Методологические основы деятельности практического психолога. М., 2003.223с.

8. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб.: 1994.- 156с.

9. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.- 245с.

10. Вагин И. О. Психология жизни и смерти. СПб.: Питер, 2001.265с.

11. Васильев Н. Н., Васильева Е. А. Технологии профессионального
общения. Ярославль, 2000.-132с.

12. Вострокнутов Н. В., Василевский В. Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Российский психиатрический журнал. 2000. № 2. С. 12-19.

13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: 1984.- 163с.

14. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. СПб.: Речь,
2002.- 416 с.

15. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. СПб., 1993. – 105с.

16. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология.- 2001. -№ 2.- С. 60-72.

a. Забранная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.- 124с.

17. Заваденко Н. Н. и др. Современные подходы к диагностике и лечению минимальных мозговых дисфункций у детей. М., 2002.- 175с.

18. Захаров А. И. Опыт групповой психотерапии при неврозах детского и подросткового возраста. Л., 1986.- 198с.

19. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Изд. 2-е. М, 1993.- 115с.

20. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.- 176с.

21. Захаров А. Л. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.:
Медицина, 1982.-  216 с.

22. Заостровцева М. Н., Перешеина Н. В. Агрессивное поведение (коррекция поведения школьников) М.: 2006. – 105с.

23. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося
поведения: Учеб. пособие. СПб., 2001.- 132с.

24. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося
поведения). М., 2003.- 155с.

25. Игумнов С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков:
Справ, пособие. Минск: Белорусская наука, 1999.- 127с.

26. Катони В., Новак Т. Как делать все по-своему. СПб.: Питер, 1995.- 110с.

27. Кернберг О. Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М., 1998.- 205с.

28. Колеченко А. К. Психологическое обеспечение педагогического
процесса в школе. СПб., 1998.- 244с.

29. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

30. Кропотов Ю. Д. ММД — не только медицинская проблема //
Психологическая газета. № 10. 2000.

a. Кулаков С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней
школе. СПб.: 1996.

31. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. М.: Генезис, 1998.- 196с.

32. Левитов Н. Д. От фрустрации к агрессии // Психологический
журнал. 1990. № 5.

33. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс: Универс, 1994.

34. Лукин С. Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга (руководство по использованию). СПб.: Иматон, 1993.

35. Лютова Е. К. Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаиможействия с детьми СПб.: 2007. – 176с.

36. Лютова Е. К. Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых СПб.: 2005. – 133с.

37. Мак-Випьямс Н. Психоаналитическая диагностика. М.: Класс, 1998.

a. Масагутов Р. М. Детская подростковая агрессия. Уфа: УГНТУ,
2002.

38. Можгинский Ю. Б. Агрессия у подростков: эмоциональный
и кризисный механизм. СПб.: 1999.

39. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. 3-е международное
издание. СПб.: М., 2003.

40. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: 1999.

41. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.6
2000.

42. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1986.

43. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.

44. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

45. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков. СПб.: Питер 2004.– 334с.

46. Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. СПб: Речь, 2000.

47. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей,
Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001.

48. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

49. Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта. М.,
2000.

50. Раскин В. Н. Семинар-тренинг «Стресс и стрессоустойчивое
поведение» // Сб. «Технологии социально-психологических тренингов». М., 2001.

51. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

52. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001.

53. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.

54. Рычкова Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция, профилактика. М., 2001.

55. Сафуанов Ф. С. Психологические механизмы криминальной агрессии: мотивационный аспект // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 327-342.

56. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. Изд. 2, испр. и доп. М.:
АРКТИ.2001.

57. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Речь, 2000.

58. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей Ростов – на – Дону 2007.- 151с.

59. Современная психолого – социальная работа: проблемы и решения (материал ежегодной региональной студенческой научно – практической конференции: Санкт – Петербург, 16 мая 2007 г.) СПБ.:СПбГИПСР, 2007. – 106 с.

60. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних/Г. М. Иващенко, Н. С. Кантонистова, М. М. Плоткин и др. М., 1996.

61. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.:
Питер, 2001.

62. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М: Наука, 1989.

63. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.

64. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика
и коррекция. Минск, 1996.

65. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. СПб.,
1999.

66. Эйдемиллер. Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный
диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.

 

Приложения

Приложение 1

   Таблица 1

 Результаты диагностики на первом этапе эксперимента по анкете

«Критерии агрессивности у ребенка»

Фамилия, имя ребенка Баллы Уровни агрессивности
1. Абрамович С. 4 Низкий
2. Агафонова В. 11 Средний
3.Алмаев Д. 15 Высокий
4. Баженова К. 7 Средний
5. Гардеева Н. 6 Низкий
6. Добролюбова 10 Средний
7. Егоров Л. 20 Высокий
8.Журавлев С. 9 Средний
9. Жуков Д. 12 Средний
10. Завьялов А. 2 Низкий
11. Захаренко М. 18 Высокий
12. КарабановаЖ. 11 Средний
13.Киселева О. 8 Средний
14. Козлова М. 13 Средний
15. Комаров Н. 9 Средний
16. Левина Т. 5 Низкий
17. Медведева В. 19 Высокий
18. Ситников С. 7 Средний
19. Тугушева Г. 5 Низкий
20. Тумаков А. 14 Средний
21. Уланова А. 11 Средний
22.Фролов К. 19 Высокий
23. Яковлев А. 13 Средний

 

Приложение 2

 Таблица 2

Результаты диагностики на первом этапе эксперимента по опроснику

 «Ваш стиль воспитания»

Фамилия родителей А Б В
1. Абрамович 4 4 4
2. Агафоновы 8 1 3
3. Алмаевы 5 4 3
4. Баженовы 5 2 5
5. Гардеевы 5 2 5
6. Добролюбовы 3 2 7
7. Егоровы 5 4 3
8. Журавлевы 6 4 2
9. Жуковы 4 3 5
10. Завьяловы 7 2 3
11. Захаренко 9 1 2
12. Карабановы 4 3 5
13. Киселевы 3 3 6
14. Козловы 1 1 10
15. Комаровы 3 2 7
16. Левины 4 3 5
17. Медведевы 6 2 4
18. Ситниковы 8 1 3
19. Тугушевы 7 3 2
20. Тумаковы 6 4 2
21. Улановы 4 5 3
22. Фроловы 4 4 4
23. Яковлевы 4 4 4

Приложение 3

  Таблица 4

 Результаты повторной диагностики по анкете

«Критерии агрессивности у ребенка»

 

Фамилия, имя ребенка Баллы Уровни агрессивности
1. Абрамович С. 2 Низкий
2. Агафонова В. 11 Средний
3. Алмаев Д. 13 Средний
4. Баженова К. 5 Низкий
5. Гардеева Настя. 4 Низкий
6. Добролюбова С. 6 Низкий
7. Егоров С. 14 Средний
8. Журавлев С. 5 Низкий
9. Жуков Д. 7 Средний
10. Завьялов А. 2 Низкий
11. Захаренко М. 14 Средний
12. Карабанова Ж. 4 Низкий
13. Киселева О. 5 Низкий
14. Козлова М. 13 Средний
15. Комаров Н. 6 Низкий
16. Левина Т. 4 Низкий
17. Медведева В. 12 Средний
18. Ситников С. 6 Низкий
19. Тугушева Г. 5 Низкий
20. Тумаков А. 14 Средний
21. Уланова А. 11 Средний
22. Фролов К. 14 Средний
23. Яковлев А. 6 Низкий

 

Приложение 4

Результаты повторной диагностики по опроснику

 «Ваш стиль воспитания»

Таблица 6

Фамилия родителей А Б В
1. Абрамович 2 4 6
2. Агафоновы 5 1 6
3. Алмаевы 3 3 6
4. Баженовы 3 1 8
5. Гардеевы 3 1 8
6. Добролюбовы 2 1 9
7. Егоровы 4 3 5
8. Журавлевы 5 2 5
9. Жуковы 4 3 5
10. Завьяловы 6 2 5
11. Захаренко 6 0 6
12. Карабановы 4 2 6
13. Киселевы 3 2 7
14. Козловы 1 0 11
15. Комаровы 3 1 8
16. Левины 4 2 6
17. Медведевы 5 2 5
18. Ситниковы 6 1 5
19. Тугушевы 5 3 4
20. Тумаковы 5 4 3
21. Улановы 3 3 6
22. Фроловы 4 4 4
23. Яковлевы 5 2 5

 

 

Приложение 5

«Коррекционный комплекс по изменению стиля семейного воспитания и снижению проявления детской агрессивности».

План тренинговых занятий проводимых с родителями.

Занятие 1

1. Процедура знакомства: представление участников.

2. Психогимнастическое упражнение: встать и поменяться местами, по какому – то признаку (по имени, цвету одежды).

3. Информационная часть: работа с таблицей. Заполнить таблицу за себя и ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который будет получен уже дома.

4. Домашнее задание: заполнить таблицу.

Занятие 2

1. Ритуал приветствия.

2. Психогимнастическое упражнение: передача чувств по кругу, с помощью тактильных ощущений с закрытыми глазами.

3. Обсуждение домашнего задания.

4. Информационная часть: «Язык принятия» и «язык непринятия»

5. Домашнее задание: провести с ребенком социометрическую пробу.

Занятие 3

1. Приветствие.

2. Обсуждение дом. Задания.

3. Информационная часть: «как слушать ребенка». Работа в парах: тренировка приемов активного слушания (пересказ, уточнение, проговаривание, отражение чувств).

4. Домашнее задание: спросить у ребенка и записать ответы на вопросы (предварительно ответив самим): Как ты думаешь, что мне в тебе не нравится, а что нравится?

 

Занятие 4

Алгоритм проведения по занятию 3.

Тренировка приемов активного слушания в парах и в группе – один взрослый в роли ребенка, остальные - слушатели.

Занятие 5

1. Приветствие.

2. Психогимнастическое упражнение: «Словарь чувств» выполняется с помощью мяча: называть чувства, передавая мяч другому. Обмен впечатлениями об использовании приемов активного слушания в общении с ребенком и др. членами семьи.

3. Информационная часть: «Две формы обращения к другому человеку: ты - сообщение и я – сообщение». Обыгрывание предложенных ситуаций, обсуждение.

4. Домашнее задание: два примера применения «я – сообщения» в общении с ребенком.

Занятие 6

Алгоритм проведения по занятию 5.

Обсуждение домашнего задания, тренировка использования «я – сообщения».

Занятие 7

1. Приветствие.

2. Психогимнастическое упражнение: «Двенадцать месяцев».

3. Информационная часть: «Поощрение и наказание». Ведущий рассказывает об основных функциях поощрения и наказания. Участники знакомятся с основными правилами поощрения и наказания.

4. Домашнее задание: провести с ребенком рисуночные тесты.

Занятие 8

1. Приветствие.

2. Психогимнастическое упражнение: «Футболки с надписями». Каждый участник бросает другому мяч и говорит, футболка с какой надписью подошла бы этому члену группы. В ответ он получает согласие или, наоборот, несогласие носить такую футболку.

3. Обсуждение домашнего задания.

4. Информационная часть: закрепление темы «Поощрение и наказание», обсуждение какие поощрения и наказание употребляются наиболее часто.

5. Домашнее задание: тренировка в поощрении и наказании.

Занятие 9

1. Приветствие

2. Психогимнастическое упражнение: «Передай по кругу». Участники стоят в кругу и по очереди изображают передачу какого – либо «загадочного» предмета. Когда предмет побывает у всех, игроки отгадывают, что это было (гиря, горячая картошка).

3. Обсуждение домашнего задание, обобщение и закрепление пройденного материала.

4. Упражнение «Скульптор и глина» один взрослый в роли скульптора, другой в роли глины, задача «скульптора» – сделать из «глины» прекрасную статую.

5. Ритуал прощания.

 

 

План коррекционных занятий проведенных с детьми.

 Занятие 1

«Знакомство»

1. Ритуал приветствие, установление правил.

2. Разминка, игра «Улыбка»

3. Упражнение «Рисование собственного гнева»

4. Тема «Наши эмоции»

5. Релаксационное упражнение «Снежная баба»

6. Ритуал прощания.

Занятие 2

«Что такое агрессия»

1. Приветствие

2.  игра «Доброе животное»

3. Упр. «Осознавание гнева через сенсорные каналы»

4. Тема «Что такое гнев»

5. Упр. «Апельсин»

6. Прощание.

 

Занятие 3

«Агрессия, способы ее проявления»

1. Приветствие

2. Упр. «Вдоль по радуге»

3. упр. «Рисование собственного гнева»

4. тема «Портрет агрессивного человека»

5. упр. «Сказка»

6. Прощание

 

Занятие 4

«Причины и последствия агрессии»

1. Приветствие

2. Упр. «Попроси игрушку»

3. Упр. «Письма гнева»

4. Тема «Причины и последствия агрессии»

5. Упр. «Сдвинь камень»

6. Прощание

 

Занятие 5

«Способы борьбы с агрессией»

1. Приветствие

2. Игра «Я вижу…»

3. Упр. «Галерея негативных портретов»

4. Тема «как бороться с гневом»

5. Упр. «Черепаха»

6. Прощание

 

Занятие 6

«Прямые способы выражения гнева»

1. Приветствие

2. Игра «Обзывалки»

3. Упр. «Как сделать ребенка агрессивным»

4. Тема «вырази свой гнев»

5. Упр. «Я злой»

6. Прощание

 

Занятие 7

«Эмоциональный мир»

1. Приветствие

2. Игра «Зайчики»

3. Упр. «Работа с фотографиями»

4. Тема «Мой мир»

5. Упр. Изображение различных предметов и явлений природы

6. Прощание

 

Занятие 8

«Навыки общения»

1. Приветствие

2. Игра «Аэробус»

3. Упр. «Корабль среди скал»

4. Тема «Позитивное общение»

5. Упр. «Групповой портрет»

6. Прощание

Занятие 9

«Заключение»

1. Приветствие

2. Игра «глаза в глаза»

3. Упр. «Головомяч»

4. Тема «Обобщение»

5. Упр. Ролевая игра, в которой «агрессор проигрывает роль жертвы»

6. Прощание, заключительные выводы.

Приложение 6

Пример занятия проводимого с родителями.

Занятие Поощрения и наказания.

 

Цели: знакомство с принципами использования по­ощрений и наказаний.

Содержание занятия

1. Ритуал приветствия.

2. Психогимнастическое упражнение. Посмотреть на соседа справа и сказать, с каким месяцем ассоциируется этот человек. Затем все рассаживаются по порядку месяцев в году и вновь, глядя на соседа справа (но это уже другой человек), объясняют, почему у этого
человека именно такой месяц.

3. Обсуждение домашнего задания в кругу. Психолог
подводит итоги, какие поощрения и наказания называются наиболее часто.

4. Информационная часть. Ведущий рассказывает об основных функциях поощрения и наказания. Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания — для прерывания нежелательного поведения. Участники в подгруп­пах составляют список поощрений и список наказаний, которыми они пользуются. Затем эти списки обсуждаются в кругу, выделяются типы поощрений и наказаний. Участники знакомятся со следующими положениями:

- Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не долж­ны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть чет­ко увязаны с действиями ребенка Неожиданная на­града лучше запоминается, а конфета за каждую пя­терку теряет свою роль «быть поощрением».

- Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают,оставляя дома, а он при этом
и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

- Ребенок может принимать участие в вопро­сах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходяще­го для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

- Лучше использовать поощрения, чем наказа­ния. Давно доказано в экспериментах на животных, что те лучше поддаются выработке условных рефлексов, если в качестве подкрепления
используется не наказание (например, удар током), а поощрение (что-нибудь вкусненькое). Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем, если используются и поощрения, и наказания.

- Поощрения должны исполняться. Очень важ­но, чтобы обещанная награда была получена, поэто­му не стоит давать невыполнимых обещаний.

Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребенка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны исполняться. Мы можем установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей. Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирование, отсутствие улыбки на лице матери и т.д.

5. Домашнее задание. Провести с ребенком следующий рисуночный тест (авторы этих психологических рисуночных тестов – психологи Лонг, Вилер, Хендерсон).

Задание 1.

Инструкция ребенку: «Все эти кружочки – люди, отметь себя – где ты?»

При выполнении этого задания желательно, чтобы родители уточнили у ребенка, где он видит начало в этой линии, состоящей из восьми кружков. Наиболее распространенный ответ – кружки идут слева на право, однако маленькие дети, особенно те, кто не умеет читать, могут оценивать наоборот – справа на лево (как паровозик). В моей практике встречались и дети, которые увидели начало в середине: «Как будто птицы клином летят». «Я, конечно, впереди всех», - сказала одна такая девятилетняя девочка, выбрав 4 кружок.

Задание 2

Инструкция ребенку: «Слева группа людей, справа – два человека. Какой из этих двух – ты?»

Кружочек в этом задании должен быть не черным, а заштрихованным, если родитель или психолог рисует их от руки, то необходимо соблюдать их одинаковый размер, чтобы у ребенка не было соблазна выбрать самый маленький или самый большой кружок.

Задание 3.

Инструкция ребенку: «На этом рисунке твой кружок обозначен буквой Я (в середине круга стоит буква Я). Нарисуй в других кружках, где твои мама, папа, брат, бабушка (перечисли членов семьи)». В этом задании лучше для каждой пары («Я» - член семьи) рисовать свой отдельный рисунок, что бы ребенок не заполнял кружки только потому, что они пустые, ведь на один и тот же кружок могут попасть сразу несколько человек.

Приложение 7

Примерный сценарий занятия, проводимый с детьми.

Тема: Агрессия, способы ее проявления.

Материалы и оборудование: протокол, мячик (или мягкая игрушка), карточки с изображением персонажей, выражающих различные эмоции (агрессия, недовольство, страх и т.д.).

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия, напоминаются основные правила.

2. Упражнение "Вдоль по радуге".

Цель: создание положительного эмоционального фона, снятие эмоционального напряжения, обучение приему регуляции собственного эмоционального состояния.

Ход упражнения: участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки и произносят "ХА!". Повторяется 4-5 раз. Желающие делятся своими впечатлениями. Учащимся указывается назначение этого упражнения.

3. Упражнение "рисование собственного гнева"

Цель:научить осознавать свое состояние и контролировать его.

Материалы и оборудование: лист бумаги для рисования, цветные мелки, фломастеры (пластилин, глина).

Ход упражнения: Ребенка просят подумать от той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии. Просят изобразить свой гнев на листе бумаги или с помощью пластилина. Далее следует обсуждение с ребенком его рисунка.

4. "Портрет агрессивного человека"

Цель: развитие умения дифференцировать признаки агрессии от других чувств и эмоций, формирование потребности в необходимости умения контролировать себя.

Материалы и оборудование: карточки с изображением нескольких персонажей, выражающих различные эмоции, например, недовольство, агрессия, страх, радость, печаль и т.д. (можно использовать фотографии людей из журналов, газет).

Ход упражнения: участникам раздается по 3 карточки с изображением нескольких персонажей, выражающих различные эмоции и чувства, необходимо найти персонажи, выражающие агрессию, за правильный ответ дается поощрительный балл. (у каждого участника должна быть такая карточка).

Обсуждение:

Как вы догадались, что именно на этой карточке изображена агрессия? С помощью каких деталей вы определили, что это персонаж, испытывающий чувство агрессии, а не другое чувство? Почему были неправильные ответы? Что общего у всех персонажей, испытывающих агрессию? Есть ли различия? Каким образом выражает данное чувство каждый персонаж? Какие способы вы еще знаете? Как живется агрессивному человеку? После обобщения всех ответов составляется общий портрет агрессивного человека и делается вывод, что существует 2 вида агрессии - словесная и физическая, в зависимости от способов выражения.

5. "Сказка"

Цель: активизация механизмов бессознательной сферы, развитие творческой активности, поиск необходимых средств решения проблемы.

Инструкция: Участникам предлагается сочинить сказку, где начало задает ведущий, далее каждый по очереди продолжает сказку, придумывая одно или несколько предложений, так чтобы последний участник придумал окончание. В результате должна получиться законченная история, которая имеет свое начало, середину, конец. Затем все вместе выводят мораль. Начало сказки: "Жила-была Канцелярская кнопка, однажды она попала в руки к злобному мальчишке, который использовал ее для своеобразных шуток: подкладывал их своим товарищам на стулья, и когда они, присев, вскакивали как ужаленные, он мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот однажды.... "[1]

Подведение итогов занятия.

Предлагается сделается вывод, что у человека бывают вспышки агрессии, если они проявляются часто, и могут перейти в агрессивность - черту характера, и тогда ему будет сложно жить и общаться. Соответственно, нужно знать способы борьбы с собственной агрессией - тема следующего занятия).

6. Ритуал  прощания.

 

Приложение 8

Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5.  Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то раз­бивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.267 с.