Цели Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Цели Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы

2019-11-19 142
Цели Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной целью Государственной программы является создание конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь и повышение качества жизни белорусского народа.

Государственная программа направлена на решение важнейших для республики задач по формированию сбалансированной экономики,  основанной на знаниях, в том числе увеличении доли экспорта, включая рост высоко- и среднетехнологичной продукции, оптимизации импорта и обеспечении положительного торгового баланса.

Важной характеристикой белорусской экономики является высокая концентрация производства в промышленности. Организация инновационной деятельности на этих предприятиях и обеспечение их глубокой интеграции с научной сферой является одной из главных задач.

Рост конкурентоспособности экономики может быть достигнут за счет внедрения новых высоких технологий V –VI технологических укладов (информационных, наноэлектронно-оптических, тонкой химии, биологических и др.), обладающих наибольшей добавленной стоимостью и низкой энерго- и материалоемкостью, и производства новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов.

Приоритетным направлением развития должна стать специализация в конкретных сферах технологической компетентности при одновременной кооперации научно-технической деятельности и интеграции с транснациональными корпорациями.

Системную реструктуризацию национальной экономики необходимо осуществлять в соответствии с приоритетами научно-технической деятельности (Приложение 1).

Для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем и международном рынках предстоит:

опережающе развивать наукоемкие и высокотехнологичные подотрасли и производства: микроэлектронику, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии;

расширять выпуск потребительских товаров, прежде всего различных видов бытовой техники и электроники, испытывающих меньшие среднесрочные и долгосрочные колебания спроса, имеющих более высокую скорость оборачиваемости финансовых средств;

увеличить удельный вес экспортоориентированных производств. По данному критерию приоритетными в республике являются автомобилестроение, автобусное и троллейбусное производства, станкостроительная и инструментальная промышленность, микроэлектроника, оптическая и оптико-механическая продукция, химическая продукция, фармация и др.;

повышать комплексность производств путем расширения кооперации внутри подотраслей;

внедрять специальные программы по повышению качества надежности и долговечности белорусских товаров (технологий, услуг) от их производства до реализации на мировых рынках и технологического сервиса;

внедрять специальные программы по содействию экспорта высоко- и среднетехнологичных белорусских товаров на рынки Азии, Китая, Среднего и Ближнего Востока и др. регионов.

Создание новых высокотехнологичных производств и подотраслей экономики должно обеспечить к 2015 году вклад наукоемкой продукции в экономику республики, сопоставимый с вкладом традиционных секторов.

Стратегия повышения уровня конкурентоспособности реального сектора экономики предполагает:

создание постоянно действующей системы формирования спроса производств на исследования и разработки в целях согласования действий субъектов научно-технической и инновационной деятельности;

дальнейшее развитие фирменной науки, усиление кооперационных связей между научно-исследовательскими институтами и предприятиями отраслей реального сектора экономики, создание на их базе корпоративных структур, научно-технических (практических) центров (кластеров, корпораций, финансово-промышленных групп) и укрепление материально-технологической базы конструкторско-технологических подразделений промышленных предприятий;

установление кооперационных научно-технических связей между отраслями-донорами и отраслями-реципиентами технологий, специализацию объектов и субъектов инновационной инфраструктуры на обслуживании отдельных комплексов отраслей, взаимосвязанных посредством диффузии технологий;

сближение технологической структуры белорусской промышленности по отношению к соответствующей структуре промышленно развитых стран как основных потенциальных доноров технологий;

создание эффективных каналов трансфера знаний между отечественными и иностранными предприятиями;

разработку эффективной маркетинговой стратегии предприятий, позволяющей им в режиме реального времени отслеживать конъюнктуру рынка и тенденции в техническом и технологическом развитии номенклатуры выпускаемой продукции;

реструктуризацию предприятий на основе рыночной самоорганизации и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Используемые при этом инструменты государственного воздействия следует ориентировать на поддержку инициативы предприятий, стимулируя в соответствующих направлениях их инвестиционно-инновационную активность.

Важнейшим условием реализации стратегии должно стать стимулирование наукоемкого экспорта и расширения международной технологической интеграции учреждений научной и научно-технической сферы, создание условий и стимулов для привлечения зарубежных инвестиций для развития научных организаций и их интеграции в международную систему научно-технической кооперации.

Экономический рост по всем подотраслям должен сопровождаться созданием и широким внедрением как ресурсоэнергосберегающих, так и экологически чистых и малоотходных технологий, разработкой новых видов экологичной продукции. Предстоит принять жесткие меры в сфере технического регулирования, сформировать систему санкций за нарушения, стимулировать внедрение энергоэффективных и экологичных технологий на производстве.

Необходимо проводить постоянную  работу по снижению импортной составляющей в национальном производстве, ориентируясь, прежде всего, на отечественное сырье, материалы и комплектующие, а также по минимизации импорта в целом.

В соответствии с опытом высокоразвитых стран мира при формировании инновационной экономики определяющая роль отводится формированию национальных инновационных систем.

В процессе выполнения заданий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы выявлено несовершенство законодательства по инновационной деятельности. До настоящего момента законодательно не урегулированы такие важные вопросы как формирование института венчурного финансирования, организация процесса коммерциализации НИОК(Т)Р, развитие процедуры государственной научной и научно-технической экспертизы с привлечением независимых (в том числе зарубежных) экспертов, создание достаточных механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности, создание системы материальных стимулов для повышения качества и оптимизации сроков выполнения наиболее значимых для Республики Беларусь научных исследований и разработок, улучшение инвестиционного климата для привлечения в высокотехнологичный сектор страны иностранного капитала.

В этой связи необходимо доработать и принять ряд законодательных актов, обеспечивающих ускоренное развитие инновационной деятельности в стране и охрану прав на объекты интеллектуальной собственности.

Имеются и другие проблемы, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного инновационного потенциала, в том числе:

ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и нововведения, а также наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные результаты научно-технической деятельности, отсутствие сложившегося рынка инновационной продукции;

неразвитость современных форм инновационного менеджмента и коммерциализации нововведений;

низкая инновационная активность ведущих промышленных предприятий республики. При этом основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики, являются низкий инновационный потенциал, недостаток собственных средств для расширения данного вида деятельности, экономические риски и длительные сроки окупаемости;

низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта;

отсутствие законодательной базы, позволяющей предусматривать прибыль (рентабельность) при осуществлении передачи результатов НИОК(Т)Р внедренческой организации;

низкий уровень наукоемкости значительного числа производственных предприятий республики.

Необходимо продолжить создание эфективной вертикали управления инновационной деятельностью на всех уровнях власти и развитых горизонтальных связей в пределах самой инновационной инфраструктуры с целью интегрирования сектора исследований и разработок с отечественным промышленным сектором. Одной из конечных целей должно стать встраивание отечественной НИС в мировую инновационную систему.

В ближайшей перспективе отраслевое руководство республики должно сосредоточиться на выработке эффективных стратегий и приоритетов инновационной политики, создании и развитии инновационной инфраструктуры, утверждении соответствующих концепций и программ (в том числе отраслевых программ инновационного развития) на следующее пятилетие, приступить к разработке планов дальнейшего обновления производственной базы и продукции на 2011–2015 годы.

Вало- и градообразующие производственные предприятия и структуры должны разработать реальные стратегии, направленные на решение стоящих перед ними крупномасштабных проблем инновационного развития страны.

В целом необходимо значительно увеличить расходы на внедрение инноваций. Увеличение расходов должно осуществляться за счет разных источников финансирования, и в первую очередь за счет внебюджетных. Бюджетные средства на проведение наиболее актуальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должны выделяться с учетом конкурсной оценки бизнес-планов инновационных проектов на основе подтверждения конкретным предприятием-заказчиком наличия достаточных объемов собственных средств и их увязки с обоснованными потребностями рынка.

В 2011 – 2015 годах необходимо внести концептуальные изменения в стратегию государственной поддержки малого, среднего предпринимательства (включая законодательную дефиницию понятия среднее инновационное предпринимательство) и придание приоритета развитию малого и среднего инновационного предпринимательства, а также инфраструктуры его поддержки. Конечная цель – создание системы государственной поддержки инновационного предпринимательства, включающей пересмотр всех актов законодательства, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства и его инфраструктуры.

Для реализации целей и задач Государственной программы необходимо продолжить формирование НИС, в том числе:

по созданию системной законодательной базы для формирования технологической и экономической среды, благоприятствующей инновационному развитию, развитию рыночных институтов и механизмов нововведений, рынка научно-технической продукции;

по развитию действующих структурно-функциональных блоков НИС (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов), повышения их интегрированности и эффективности в рыночных условиях;

по формированию инновационной инфраструктуры, всесторонней поддержке государством новообразованных инновационно-ориентированных структур, созданию условий для слияния элементов инновационной инфраструктуры и больших научных и образовательных центров;

по развитию инновационного предпринимательства, в том числе малого инновационного предпринимательства, которое является более мобильным и способным к оперативной разработке и внедрению новшеств в производство;

по развитию финансовой инфраструктуры и активному привлечению иностранных инвестиций;

по созданию мотивационных механизмов инновационной деятельности, которые делают развитие науки и внедрение ее достижений экономически выгодными; созданию привлекательного налогового климата, таможенной, тарифной, ценовой и амортизационной политики, нацеленных на стимулирование внедрения в производство новых технологий и привлечение внутренних и зарубежных инвестиций в научно-техническую сферу;

по развитию институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

по подготовке кадров для инновационной деятельности, разработке альтернативы оттока высококвалифицированных специалистов из страны;

по стимулированию прямого сотрудничества с зарубежными научно-исследовательскими организациями.


 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.