Тема 9. Возникновение христианства. Основы христианского вероучения и обрядности — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 9. Возникновение христианства. Основы христианского вероучения и обрядности

2019-11-18 233
Тема 9. Возникновение христианства. Основы христианского вероучения и обрядности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Апока́липсис – Апока́липсис (греч.: раскрытие, откровение; снятие покрова) – 1) в христианстве текст-откровение 2) второе название книги Откровения Иоанна Богослова - последней книги Нового Завета (данное по её первому слову), где описываются катаклизмы и чудеса, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю; 3) (некорректно) в простонародном упоминании - обозначение Конца света или катастрофы планетарного масштаба, используемое наряду со словом «армагеддон» (от ивр. «гора Мегиддо» на севере Израиля - место последней битвы добра со злом в конце времён, согласно Книги Откровения Иоанна Богослова).

2. апо́крифы (греч. тайный, сокровенный) – произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книгам Священного Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Св. Писания, не признанные церковью каноническими (см. канон).

3. апо́столы (греч. посланник) – в христианстве ближайшие ученики и последователи Иисуса Христа, посланные нести слово Божье (Благую весть о Царствии Божьем и устроения Церкви) разным народам; в Новом Завете Иисус избирал их дважды – первый раз 12, второй раз – семьдесят (апо́столы от семи́десяти (или от 72)).

4. ариа́нство (ариа́не) – течение в христианстве IV – VI вв., основанное александрийским пресвитером Арием (256 – 336 гг.), который отстаивал монотеистическую трактовку понятия трансцендентного (потустороннего) Бога, считая, что идея полной божественности Христа наносит ущерб монотеизму. Сын, согласно учению Ария, будучи «созданием» пришедшим из небытия, но не обладающим важнейшими свойствами Отца (вечностью и нерожденностью), не может быть единосущным Богу-Отцу, а является лишь существом подобосущным. Осуждено как ересь на I Вселенском соборе.

5. Армя́нская апо́стольская це́рковь – одна из древних восточных (древневосточных) христианских церквей, основанная епископом Григором Просветителем в 301 г. (по его имени церковь называют также Армяно-григорианской). В догматическом и культовом отношениях близка к православию, но придерживается учения дохалкилдонских монофизитских церквей, признающих только одну, божественную природу Иисуса Христа. В дополнение к общехристианским трём чинам священства имеет ещё 2: высшую католикос (епископоначальник) и низшую – дпир.

6. архиере́й (греч. главный, старший + священник, служитель) – в христианстве третий чин священства (после диакона и иерея) – общий термин для обозначения епископских званий (архиепископ, митрополит, патриарх, папа), совершает все обряды и таинства, посвящает в диаконы и иереи; в апостольских (исторических) церквах – всегда монашествующий (безбрачный); рукополагается собором епископов. В греческом православии - иера́рх («священнонача́льник»). Глава епархии, митрополии и пр. – правящий архиерей.

7. баз и́ лика – (греч. «дом басилевса, царский дом») – 1. (архитектурное) тип храма прямоугольной формы с алтарной апсидой; 2.в католичестве – храм, имеющий прямое подчинение папе, напр. Базилика св. Петра в Рима или Базилика св. Екатерины в Санкт-Петербурге.

8. Би́блия (греч. «книги») – свод текстов, составляющих Священное Писание христианства. Состоит из Ветхого Завета Ветхого Завета (39 или 50 книг) и Нового Завета (27 книг). Библия создавалась на протяжении 16 веков – с XII в. до н. э. по IV в. н.э., вошедшие в неё книги, признанные боговдохновенными, называются каноническими, не признанные – апокрифами.

9. благочи́ние, благочи́нный округ – территориальное деление епархии в Русской Православной Церкви – группа церковных приходов, возглавляемая благочинным (в католичестве – деканат, в лютеранстве – пробство).

10. Вели́кая схи́зма, Вели́кий раско́л – раскол христианской церкви, 1054 г., после которого окончательно произошло разделение на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную – на Востоке с центром в Константинополе.

11. Ве́тхий Заве́т – первая древнейшая часть христианской Библии (наряду с Новым Заветом), древнее еврейское Священное Писание (Танах), общий священный текст иудаизма и христианства, написанный в период с XIII по I в. до н. э. В период с III века до н. э. по I век н. э. Танах был переведён на древнегреческий язык как Септуаги́нта (лат. «перевод семидесяти старцев»), который использовался ранними христианами.

12. восто́чное христиа́нство – условный обобщающий термин (в противовес западному христианству – католицизму и протестантизму), объединяющий православные церкви византийской традиции, Древневосточные церкви и отделившиеся от них сообщества, которые в богослужении и обрядах сохранили традиции либо древневосточных церквей, либо византийского православия (как, например старообрядчество и восточнокатолические церкви).

13. восто́чный католи́ческий обря́д, восточнокатолические церкви, католи́ческие це́ркви восто́чного обря́да (византийской литургической традиции)поместные католические церкви, использующие в церковной жизни один из восточных литургических обрядов (а не латинский обряд), находящиеся в юрисдикции папы римского, полностью признающие католическую догматику, но отличающиеся культовыми практиками (используемый язык богослужения, женатое духовенство, ношение бороды священнослужителями и т.д.) и более чётким разделением литургии на две части (см. месса). Из 23 восточнокатолических церквей, объединяющих 17 млн последователей, выделяют пять основных обрядов, в т.ч. византийский обряд, фактически общий с православием и включающий 14 церквей, возглавляемых патриархами.

14. Вселе́нские собо́ры – собрания высшего христианского духовенства, поводившиеся начиная с 325 г. для уточнения основ вероучения и обрядности, а также для осуждения ересей. Православие признаёт 7 Вселенских соборов (325-787 гг.), произошедших до разделения церквей, а католическая церковь – 21 (последний – Второй Ватиканский 1962-1965 гг.).

15. гностици́зм (от греч. «знание») – религиозно-философское эзотерическое дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв. н.э.), ставшее во 2 в. соперником христианства (восприняв некоторые его положения, греческой философии и восточных религий) и оказавшее влияние на средневековые ереси и мистику Нового времени. Вероучение: дуализм доброго и злого начал в мире, света и тьмы, духа и материи, Бога и греховного мира; неприятие Ветхого Завета и искупительной миссии Иисуса Христа; эзотеризм («истинное» знание о боге и тайнах мироздания). Через познание собственного «Я» гностики познают мир и идеальное доброе божественное начало, отрицая злое телесное, материальное.

16. гре́ко-като́лики, грекокатолические церкви, католики византийского обряда - восточнокатолические церкви византийской традиции, образованные в результате отделения от православия и заключения унии со Святым Престолом (униаты).

17. диа́кон (дья́кон) (греч. служитель) – в христианстве первый чин священства (кроме иерея /пресвитера и архиерея /епископа) – помогает предстоятелю (пресвитеру, епископу) при совершении таинств и обрядов; может быть брачным и безбрачным (монашествующим).

18. дре́вние восто́чные це́ркви, дре́вневосто́чные це́ркви – группа древних церквей восточного христианства, признающих постановления и исповедующих вероучительные догматы только трёх Вселенских соборов, отрицающая решения Четвёртого (Халкидонского) собора (и последующих), за что иначе называются нехалкидо́нскими церква́ми (дохалкидо́нскими церква́ми). К ним относятся, в частности, Армянская апостольская церковь.

19. евангели́ческие це́ркви – обобщающий термин для обозначения протестантских церквей, основывающих вероучение только на Священном Писании (Евангелии) и не признающих богооткровенность претерпевшего искажения Священного Предания, в противовес апостольским историческим церквам. К ним относят лютеранство, кальвинизм и англиканство (иногда называемые первичными протестантскими церквами, в противовес вторичным или евангельским христианам).

20. Ева́нгелия (греч. благая весть) – первые четыре книги Нового завета (Евангелие от Матфея, Марка, Луки и от Иоанна), в каждой из которых рассказывается о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа: рождении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении.

21. ева́нгельские христиа́не (евангели́ческие христиане, еванге́лики) – межденоминационное движение в протестантизме (в противовес «либеральному» или «мейнстримному») в протестантских конфессиях. (Иногда называются вторичными протестантскими церквами, в противовес первичным - лютеранству, кальвинизму, англиканству). Евангельские христиане полагают источником вероучения Евангелия / Новый Завет (что дало название движению) и считают, что церковное предание претерпело искажения. В России к ним относят такие конфессии как пятидесятники и харизматы, меннониты, баптисты (евангельские христиане-баптисты), за рубежом - моравская церковь, методисты, пресвитериане, а также лютеранский пиетизм и низкоцерковное англиканство.

22. епа́рхия (греч. властвование, провинция) – церковно-административный округ, возглавляемый архиереем и состоящий из приходов объединенных благочиния, и монастырей находящихся на данной территории. В Русской православной церкви границы епархий как правило совпадают с границами республик, краёв и областей РФ.

23. епи́скоп (греч. надзиратель, блюститель) – апостольских (исторических) христианских церквах и англиканстве – высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епа́рхии). Иерархическое деление епископов (с 4 в.): патриархи, митрополиты, архиепископы и собственно епископы.

24. е́ресь (от греч.: «школа», «учение», «течение») – религиозное учение, отклоняющееся от официальной (канонической) позиции церкви в вопросах догматики, культа и церковной организации, напр., монофизиты. Последователь ереси – ерет и́ к.

25. за́падное христиа́нство – религиоведческий термин, объединяющий Римскую католическую церковь, Старокатолические церкви и различные направления протестантизма; термин более употребим среди приверженцев восточных церквей (православных и древневосточных церквей), а также – учёных, изучающих историю христианства.

26. иере́й (греч. жрец, служитель), пресви́тер – второй чин священства (после диакона и перед архиереем /епископом); в православии – рукоположенный женатый свяще́нник; совершает литургию и все таинства (кроме священства), но только от лица правящего епископа; может быть брачным и безбрачным (монашествующим).

27. истори́ческие це́ркви, апо́стольские це́ркви – обобщающий термин для обозначения христианских церквей, основывающих вероучение на Священном Писании и Священном Предании, а также обладающих апостольским преемством (непрерывной цепочкой рукоположений священства со времён апостолов до наших дней) в отличие от евангелических (евангельских) протестантских церквей, основывающихся на богодухновенности только Библии (Евангелий). Историческими церквами принято считать православную, католическую и древневосточные церкви.

28. кано́н, канони́ческие те́ксты – в христианстве 1. Церковный канон – правило или свод правил; 2. Библейский канон – совокупность книг Библии («Ветхозаветный канон» и «Новозаветный канон»), признаваемые Церковью боговдохновенными и служат первоисточниками в вопросах веры и нравственности.

29. клир (греч. жребий) – в христианстве духовенство как особая общность в Церкви, отличная от мирян; в России «клириками» называют церковнослужителей данного прихода.

30. миря́не (ед.ч. миря́нин, мн.ч. миря́не) – последователь христианства, член церкви, не являющийся священником, не принадлежащий к клиру.

31. ми́стика, ми́стицизм (от греч. «таинственный») – религиозные вероучения и действия, направленные на переживание в экстазе (трансе) единения с божеством.

32. монофизи́тство, монофизи́ты (от греч. «один» и «природа») – течение в христианстве, Древневосточные церкви отделённые на Халкидонском Вселенском соборе (451 г.), за то, что полагали природу Христа единой (Христос – только Бог), в противовес остальным христианам, полагавшим его двойственную природу: Богочеловек (диофизили /дуофизиты).

33. непоро́чное зача́тие – 1. Непоро́чное зача́тие Иису́са Христа́ – общехристианский догмат о бессеменном зачатии, означающий, что Иисус Христос свободен от первородного греха, родившись от Девы; 2. Непоро́чное зача́тие Де́вы Мари́и – католический догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей – Анны и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех.

34. несториа́нство – раннехристианская ересь, основанная на учении Константинопольского архиепископа Нестория (о том, что Иисус Христос не Бог, а лишь человек, а Богородица – Христородица), осуждённая на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году. Исторически называемые несторианами назореи (Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока) по поданным независимого исследования не являются монофизитами, признавая две природы Христа.

35. Но́вый Заве́т – вторая часть Библии (наряду с Ветхим Заветом), включающая 27 книг: 4 Евангелия, деяния апостолов, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

36. Па́па, Па́па ри́мский (лат. римский понтифик) – 1. глава и суверен Святого Престола, 2. преемник Святого Петра (первого римского епископа) – видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх, 3. Суверен города-государства Ватикан. Па́пство – институт первосвященства в католической церкви.

37. патриа́рх (греч. «отец» + «господство, начало, власть») – титул епископа-предстоятеля автокефальной православной церкви в ряде поместных церквей. Также титул старшего епископа в некоторых иных церквах.

38. поме́стная це́рковь – 1. В православном учении о Церкви – понятие для частной (партикулярной) Церкви на территории отдельной провинции или государства, в противоположность Церкви вселенской (кафолической). В православии обычно подразумевает автокефальную либо автономную церковь в пределах независимого государства; 2. в некоторых протестантских конфессиях - отдельные местные общины.

39. правосла́вие (калька с греческого слова «ортодоксия»: правильный + мнение) – одно из трёх основных направлений христианства, наряду с католицизмом и протестантизмом, исторически сложившееся в восточной части Римской (или Византийской) империи. Восточная ветвь христианства, возникшая вследствие разделения церквей в 1054 году. В настоящее время православие представлено 15 автокефальными церквами, крупнейшая из которых – Русская Православная Церковь (РПЦ).

40. пресви́тер (греч. «старейшина, глава общины», «старик», «священник») – иерей, священник - древнейшее каноническое (усвоенное древним церковным законодательством – правилами апостолов, вселенских и поместных соборов) название второй степени священства в христианстве (после диакона и перед архиереем /епископом).

41. протестанти́зм – одна из трёх основных конфессий в христианстве, возникшая в XVI в. в Европе как движения за реформацию католической церкви. Полагает основным источником вероучения Священное писание, отвергает Священное предание, провозглашает принцип спасения личной верой и принцип всеобщего священства. Первичными основными (первичными) протестантскими церквами стали лютеранство, кальвинизм и англиканство.

42. реформа́ция – религиозное движение в Европе XV в. за изменение католической церкви, на основе которого возник протестантизм.

43. Свята́я Тро́ица – богословский термин, отражающий христианское учение о трёх Лицах единого по существу Бога: Бог Отец (ни от кого не рождается и ни от кого не исходит), Бог Сын (предвечно рождается от Бога Отца), Бог Святой Дух (предвечно исходит от Бога Отца (у православных) и от Сына (филокве – у католиков). Все три Лица (Ипостаси, Личности) Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нём и освящает его.

44. свяще́нник – 1. в общеупотребительном (нетерминологическом) значении – любой служитель религиозного культа; 2. В апостольских (исторических) христианских церквах – православии, католичестве, древневосточных церквах и англиканстве – посредник между Богом и людьми, второй чин священства – пресвитер, иерей (ниже епископа и выше диакона).

45. Свяще́нное Писа́ние – священные (вероучительные) тексты, по преданию дарованные Богом или его пророком (в христианстве – Библия; в исламе – Коран, в иудаизме – Танах).

46. Свяще́нное Преда́ние – сведения и канонические положения, дополняющие и комментирующие Священное Писание: в христианстве – сочинения Отцов-основателей Церкви и решения Вселенских Соборов ( из которых православные признают 7, а католики – 21); в исламе – Сунна; в иудаизме так условно возможно назвать Талмуд; в протестантизме предание на признаётся священным и воспринимается как комментарии к Священному Писанию.

47. Си́мвол ве́ры1. краткое догматическое изложение основ христианского вероучения, состоящее из 12 членов (в католицизме называется «кредо» (credo - верю)). Различают Апостольский символ веры, дошедший от апостолов; Никео-Цареградский символ веры, составленный на I и II Вселенских Соборах, проходивших в г. Никея в 325 г. и в Константинополе (по-славянски – Царьграде) в 381 г., (признаётся большинством христиан; в западном христианстве дополнен догматом о филиокве); Афанасьевский символ веры, используемый католиками, англиканами и лютеранами; и др. 2. Образное наименование краткого изложения основ веры любой религии (Пять столпов в исламе, 613 мицвот в иудаизме)

48. старообря́дчество – совокупность религиозных организаций и движений, возникших в русском православии в XVII в. в результате раскола, спровоцированного реформами патриарха Никона (1652–1666 гг.), проведённых с целью унификации русских богослужебных обрядов в соответствие с греческими, а также исправление русских богослужебных книг и Священного писания по греческим образцам (обычай креститься двумя пальцами был заменён троеперстием; слово «аллилуйя» во время молитвы должно было произноситься не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя и во время крестного хода вокруг храма следовало теперь не по солнцу, а против него). Распалось на несколько направлений, разделяющихся на ряд более мелких «толков» и «согласий»: 1. попо́вцы - признавали необходимость духовенства (попо́в) и всех церковных таинств; 2. беспопо́вцы - считают, что послереформенное духовенство не имеет благодати и поставлено дьяволом, поэтому все таинства у них ввиду отсутствия священников, совершаются мирянами; 3. единове́рцы - часть старообрядцев-поповцев, пошедшая в 1800 г. на соглашение с официальной церковью, сохранив свою обрядность, но подчиняясь местным епархиальным архиереям.

49. униа́ты – пренебрежительное название греко-католиков в русской дореволюционной и советской литературе униатские церкви, преимущественно украинских, белорусских и российских.

50. филио́кве (лат. – «и от Сына») – католический догмат об исхождении Святого Духа, послуживший формальной причиной Великой схизмы: православные полагают, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца, а католики – «филиокве» – и от Сына.

51. харизма́ты, харизмати́ческие церкви (неохаризматы, неопятидесятники) – движение в основном в протестантизме, близкое к пятидесятничеству, основывающееся на том, что в нем проявляются дары Святого Духа – исцеление, пророчество, различение духов, чудотворение, иные языки. Считается, что в пятидесятничетве невозможны такие практики харизматических церквей, как «святой смех», «падение под действием Святого Духа» и «танцы в духе».

52. христиа́нствомировая монотеистическая религия, возникшая в первой половине 1 в.н.э. в восточных провинциях Римской империи, и ныне насчитывающая до 2,2 млрд. последователей. В её основе лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, его искупительной жертве, воскресении и грядущем втором пришествии. Основу вероучения составляет Священное писаниеБиблия и Священное предание. Кратко вероучение изложено в Символе веры. Единый Бог называется Троица, и выступает в трёх лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, каждая из которых обладает всей полнотой божественных свойств. В процессе своего развития христианство распалось на три основные ветви (конфессии): православие, католицизм, протестантизм.

53. це́рковь –1) собрание верующих (греч. экклесия) 2); общее название христианского храма (постройки), обычно имеет 1 алтарь; 3) приход конкретного храма (= экклесия); 4) все верующие христиане или представители одной из его конфессий; 5) тип централизованной религиозной организации, иерархическое объединение священнослужителей и мирян.

54. чины́ свяще́нства (сте́пени свяще́нства) – в христианстве - три степени священства: диакон, иерей (пресвитер), архиерей (епископ), получаемые через рукоположение (таинство священства). В армянской апостольской церкви – пять степеней. В исторических церквах все они – посредники между Богом и людьми, в протестантизме – должности.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.