Тема 2. Слагаемые и компоненты религии как предмета познания — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 2. Слагаемые и компоненты религии как предмета познания

2019-11-18 270
Тема 2. Слагаемые и компоненты религии как предмета познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Основные понятия религиоведения

1. ве́ра – волевой акт, выражающий согласие с непроверенным; религиозная вера – вера в сверхъестественное.

2. ду́хи – бестелесные сверхъестественные двойники объектов природы, представителей флоры и фауны; персонажи низшей мифологии;

3. конфе́ссия (лат. «признание, исповедание») или вероиспов е́ дание – течение, направление в христианстве (реже – в какой-либо религии), например, христианскими конфессиями являются православие, католицизм и протестантизм; в свою очередь протестантскими конфессиями будут считаться лютеранство, кальвинизм, англиканство, евангельские христиане, баптисты, адвентисты, пятидесятники и т.д. Конфессии могут разделяться на деноминации – объединения верующих (общин/церквей). Иногда конфессию отождествляют с деноминацией.

4. религиове́дение – комплексная наука, изучающая религию как таковую (её структуру, типы, функции) и разнообразие религиозных феноменов.

5. религио́зная ве́ра – вера в сверхъестественное (вера – волевой акт, выражающий согласие с непроверенным); разновидность веры, в которой без доказательства и индивидуальной проверки реальности признается сверхъестественное в том или ином его проявлении (Бог, боги, духи, ангелы и т. п.).

6. религио́зный/мисти́ческий о́пыт – совокупность переживаний встреч с высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, ощущение зависимости от божественной силы или от невидимого порядка вещей, чувство вины и страха перед божьим судом или внутреннее умиротворение в надежде на божественное всепрощение; основные характеристики по У.Джеймсу: неизречённость, интуитивность, кратковременность, бездеятельность воли.

7. рели́гия – коллективная вера в сверхъестественное и в возможную связь с ним с помощью символических действий – обрядов, выражающихся в поклонении.

8. сверхъесте́ственное – то, что выходит за рамки обыденного и за рамки известных законов природы. Различают сверхъестественные существа (напр., Бог, боги, духи, души и т.д.), явления (напр., чудеса), свойства предметов (напр., обереги), «дар» человека (харизма) и пр.

9. хари́зма (греч. «дар, милость, благодать»), – 1. сверхъестественные способности, присущие конкретной личности, по мнению окружающих (мудрость, героизм, «святость»). 2. в христианстве – термин для обозначения даров Святого Духа. харизмати́ческий ли́дер, харизма́тик – религиозный лидер, обладающий харизмой.

Тема 5. Политеизм. Религии античности

1. антропоморфи́зм (греч. «человекоподобие») – 1. очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевлённых предметов, явлений природы, животных; 2. представление богов в человеческом образе (напр., греческие боги).

2. пантео́н (от греч. «все» и «боги») – 1. иерархическая (или иная) система богов в какой-либо конкретной религии, напр., Владимиров пантеон.; 2. Пантеон – название храма всех богов в Риме.

Тема 7. Буддизм

1. аскети́зм, аске́за (греч. «упражнение, практика») – техника телесных и ментальных практик (отказ от мирских благ и удовольствий, посвящение своей жизни служению Богу), служащих средством к достижению религиозных или этических целей. Наиболее частые формы А.: отшельничество, посты, безбрачие, различные самоистязания. Человек, занимающийся аскетизмом, называется аскет.

2. бодхиса́ттва, бодиса́ттва (санскр. «существо, стремящееся к просветлению») – в буддизме – человек, решивший выйти из круга перерождений и достичь состояния будды, достигшее нирваны, но сознательно перерождающееся, чтобы помогать людям.

3. бу́дда (санскр. «просветлённый») – 1. Сиддха́ртха Гаута́ма, Бу́дда Шакьяму́ни, основатель буддизма, живший в 6 в. до н. э. (Сиддха́ртха – личное имя, означающее – «Выполнивший своё назначение», Гаута́ма – родовое имя, фамилия, Бу́дда – «Просветлённый высшим знанием», Шакьяму́ни – «отшельник из племени Шакья»); в махаяне трактуется как высшее существо, единственная безусловная реальность.

4. Бу́дда Ш а́ кьяму́ни (санскр. «Пробуждённый мудрец (молчальник) из рода Шакья») – прозвание Сиддха́ртхи Гаута́мы основателя буддизма.

5. будди́зм – мировая религия, в основе которой лежит учение Будды о Серединном пути спасения (учение Дха́рмы); основана Буддой в 6 в. до н.э. в Индии. Вероучительные тексты: Трипитака (Сутра-питака, Винная-питака, Абхидхарма-питака). Вероучение: вера в Будду как высшее существо, возможность достичь состояния нирваны – избавления от жизненных страданий и бесконечной цепочки перерождений; Три драгоценности (Будда, Дхарма, сангха); Четыре благородные истины, Восьмеричный путь спасения, и др. Этические требования: целомудрие, правдивость, чистота поступков и мыслей, щедрость, запрет убийства живых существ, непричинение боли и зла живым существам (ахимса, как в индуизме). Основные направления буддизма: тхеравада (хинаяна, южный буддизм), махаяна (северный буддизм), в т.ч. тибетский буддизм (устаревшее название – ламаизм), и ваджраяна (тантризм), кроме того, существует масса школ (напр., Цзен-буддизм).

6. ваджра́яна («Алмазная колесница») – направление буддизма, получившее развитие в Индии в рамках Махаяны в середине – второй половине I-ого тысячелетия н.э.

7. Восьмери́чный путь спасе́ния, восьмери́чный благоро́дный пу́ть – в буддизме – путь, ведущий к прекращению страдания; одна из базовых доктрин буддизма; включает восемь ступеней, подразделяемых на три этапа: 1) этап мудрости предполагающий «правильное ви́дение», т. е. осознание сути Благородных Истин, и «правильную решимость» следовать буддийскому учению; 2) этап соблюдения обетов и норм буддийской морали (ши́ла), включающий в себя «правильное поведение», т. е. отказ от насилия в любой форме, «правильную речь» – воздержание от лжи, клеветы, грубости и сплетен, и «правильный образ жизни», т. е. отказ от занятий и профессий, несовместимых с принципами буддийской морали (торговля оружием, живыми существами, алкоголем, гадания и пр.); 3) этап сосредоточения (сама́дхи)

8. Га́нджур – одна из двух частей Тибетского буддийского канона (наряду с Да́нджуром) – все тексты, обозначаемые буддийской традицией как «Слово Будды». Впоследствии именно тибетобуддийский канон стал основой буддийского монастырского образования у народов Центральной Азии и Сибири – монголов, бурят, калмыков, а тибетский язык стал здесь классическим языком буддийской учёности.

9. дала́й-ла́ма (монг.-тиб. «Учитель, [чья мудрость столь же обширна, как] океан») – первоиерарх тибетобуддийской школы Гелугпа, считающийся тулку («перерожденцем») бодхисаттвы Авалокитешвары

10. Да́нджур – одна из двух частей Тибетского буддийского канона (наряду с Га́нджуром) – переводы постканонических текстов по философии и тантре.

11. даца́н (тибет. «монастырская школа») – наименование монастырских комплексов в тибето-монгольском буддизме и, в частности, в Бурятии, где они были культовыми, образовательными и административными центрами, где монахи живут и изучают Учение Будды. В Калмыкии буддийские монастыри называются хуру́л ( «собрание»). В 1915 г. в Петрограде построен первый в истории европейских стран буддийский храм-монастырь Дацан Гунзэчойнэй. В настоящее время в нем находится Санкт-Петербургский мужской буддийский монастырь, входящий в Буддийскую Традиционную Сангху России.

12. дуга́н – название храма в тибето-монгольском буддизме - в Тибете, Монголии и Бурятии (не путать со словом дацан – монастырский комплекс).

13. дха́рма (санскр. «опора», «закон», «миропорядок», «долг», «добродетель», «религиозное учение» и др.) – 1) Одно из центральных понятий традиционной индийской философии и религии. В самом общем смысле слова – образец, которому надо следовать. В разных контекстах: вечный моральный закон; индивидуальное нравственное установление, моральный долг и добродетель индивидуума. 2) В буддизме: I. Закон вселенной, открытый Буддой; II. Учение Будды, вторая из Трёх драгоценностей; III. каждый отдельный текст Слова Будды (Сутры); IV. истинная реальность, абсолют (преимущественно, в философии Махаяны); V. мельчайшая частица потока существования, в обыденном языке именуемого «индивидуумом», «человеком» (мельчайшие активные элементы – «кирпичики бытия», из которых состоит весь материальный, идеальный и психический мир).

14. ла́ма – (тиб. «высочайший») титул буддийского духовного учителя в Тибете, Монголии и у буддистов России; соответствует санскритскому понятию «гуру», может быть использовано в качестве уважительного обращения к монаху (монахине); европейцами ошибочно употреблялся для обозначения всех тибетских монахов.

15. ма́нтра (санскр. думать, полагать; «орудие осуществления психического акта») – в религиях Индии, прежде всего в индуизме, молитвенная формула или заклинание, обладающее божественной или магической силой, оказывая влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы. Обычно мантра представляет собой сочетание нескольких звуков или слов на санскрите, при этом каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры может иметь глубокий религиозный смысл (например, сакральный звук «Ом»).

16. маха́яна (санскр. Великая колесница, «широкий путь спасения») – одно из двух основных направлений буддизма (наряду с тхеравадой), ориентированное на привлечение широких общественных слоёв без обязательного принятия монашеских обетов. Высшим типом « Благородной личности» в махаянском буддизме стал бодхисаттва,а Будда почитается божеством.

17. медита́ция – (лат. размышление) – род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений или в силу иных причин (в исламе - зикр, в православии - исихазм).

18. нирва́на (санскр. – угасание), центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений – выход из сансары (прекращение перерождений) и полное успокоение дхарм сознания.

19. са́нгха – буддийская монашеская община; входит в понятие трёх драгоценностей (сокровищ) наряду с Буддой и Дхармой.

20. Середи́нный путь спасе́ния – один из базовых принципов буддизма, следуя которому Сиддхартха Гаутама достиг Просветления. Будда рекомендовал последователям избегать двух крайностей: (1) прибегать к религиозным обрядам ради достижения мирских целей и (2) ради обретения высшей цели изнурять своё тело и ум крайними формами аскетической практики. В Типитаке - синоним Восьмеричного Благородного Пути.

21. Сиддха́ртха Гаута́ма имя, данное при рождении Будде: «Тот, чья цель совершенна», или «Тот, кто полностью достиг цели» + потомок Готамы (ведийского мудреца, о котором говорит Махабхарата).

22. синаго́га (греч. «место собраний») – место собраний и молений в иудаизме (не храм, т.к. нет алтаря).

23. тибе́то-монго́льский бу́ддизм (тибетский буддизм) – основное направление традиционного буддизма в России. Название школы Гелугпа («жёлтошапочники»), которую в XV в. основал один из крупнейших тибетских религиозных деятелей Цонка́па (тиб.; монг.Цзонха́ва;1357–1419 гг.). К концу XVII в. Гелугпа стала не только доминирующей школой тибетского буддизма, вытеснившей старые школы (нарример, Кагъю – «красношапочников») на периферию духовной жизни и окраины Тибета, но и объединила весь Тибет, где с XVI – XVII вв. утвердилась теократическая форма правления, при которой Далай-лама, лидер школы Гелугпа, стал фактическим главой государства вплоть до завоевания Тибета Китаем в 1950 г.

24. ТРИ ДРАГОЦЕ́ННОСТИ, или ТРИ СОКРО́ВИЩА (санскр. трира́тна) – Будда, Дхарма и Сангха. Принятие буддизма в качестве личной религии предполагает, прежде всего, упование на эти Т. Д. Существует древняя формула так называемого «тройного прибежища», троекратное произнесение которого и составляет главный ритуал принятия буддизма: «Иду за спасением к Будде-убежищу. Иду за спасением к Дхарме-убежищу. Иду за спасением к Сангхе-убежищу».

25. Трипи́така (санскр.: «три корзины», «три собрания [текстов]»; пали: Типи́така) или Пали́йский кано́н – собрание буддийских канонических текстов, написанных на языке пали. Включает три раздела: 1. «Сутра-питака» – проповеди, приписываемые Будде; 2. «Вина́я-питака» – свод дисциплинарных предписаний для членов монашеской общины – Сангхи; 3. «Абхидхарма-питака» – тексты, содержавшие теоретическое и философское истолкование доктрины.

26. тхерава́да (пали «учение старейших»; санскр. стхавирава́да) – одна из древнейших школ (течение) в буддизме. В отличие от махаяны, в тхераваде Будда воспринимается как человек, нашедший путь к спасению (нирване); подобно ему, достичь нирваны могут только монахи и монахини. На основе тхеравады возникла совокупность школ раннего буддизма, так называемая Хинаяна, или «Малая Колесница» (узкий путь спасения, в противовес махаяне).

27. хина́яна («малая колесница») – термин, нередко используемый для обозначения одного из основных направлений буддизма, который иначе называют «Южный буддизм», или Тхеравада. Название было придумано последователями махаяны, второго влиятельного направления буддизма, и носит уничижительный смысл.

28. Четы́ре благоро́дные и́стины – одно из базовых учений буддизма, которые дал Будда Шакьямуни: жизнь есть страдание; причина страдания – желание; чтобы избавиться от страданий – надо избавиться от желаний (нирвана); путь, ведущий к прекращению страдания – Восьмеричный путь спасения.

Тема 13. Ислам

1. ада́т – (араб. обычай, привычка) – в исламе – племенные обычаи, доисламские правовые нормы, а также реалии правовой жизни, не отражённые в шариате (а иногда – противоречащие ему) – совокупность обычаев в сферах имущественных, семейных и др. отношений, существующих наряду с шариатом.

2. ая́т (араб. знак, знамение, чудо) название высказываний («стихов»), написанных рифмованной прозой, на которые делятся главы (суры) Корана

3. Баха́и (бахаи́зм) (араб. «слава», «свет», «блеск», «великолепие») – новая монотеистическая синкретическая авраамическая религия, которую в 1844 г. в Персии основал Ба́б (араб. «врата»), разработали его последователи (Баха́-Улла́ и Абду́л Баха́). Основные идеи: единство Бога, единство религий и единство человечества. Современный центр Бахаи находится в Израиле, в г. Хайфа. На территории Российской Империи первые бахаи – беженцы из Ирана появились в Туркестане с 1882 года, а к 1917 г. существовали в 14 городах и построили храм в Ашхабаде; возобновились с 1991 г. Название веры Баха́и и последователей бахаи́ (в ед. и мн. числе) не слоняется.

4. ваххаби́зм, ваххаби́ты (салафизм) – религиозно-политическое течение в суннизме, основанное Мухаммадом аль Ваххабом в 18 в как фундаменталистское движение за чистоту ислама. Основные принципы: 1. строгое соблюдение принципа монотеизма (таухи́д); 2. отрицание новшеств в религии (бида́); 3. критика слепого следования какому-либо одному мазхабу (исламской правовой школе); 4 признание понимания саляфов («праведных предков» и ранней мусульманской общины) образцом мусульманской жизни; 5. отрицание суфизма, распространённого на Северном Кавказе. Представители отрицают именование «ваххабиты», называя себя салафитами.

5. джиха́д (араб. «усердие, рвение»), предписание в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру: со своими духовными или социальными пороками (с ложью, обманом, развращённостью общества), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей; «великий (или большой) джихад», то есть духовный, ставится гораздо выше «малого джихада» - вооружённой борьбы.

6. закя ́ т – один из 5 столпов ислама, предполагающий добровольное пожертвование.

7. има́м (араб. стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой‎) – в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы. В суннизме титул имам носят наиболее выдающиеся богословы; в шиизме имам – посредник между человеком и Богом, объединяющий духовную и светскую власть, наследник пророка Али.

8. исла́м (мусульма́нство) – мировая монотеистическая религия, последователи которой верят в единого бога Аллаха, посланником которого был Мухамма́д (Мухаммед).

9. Каа́ба – мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам (Заповедная Мечеть) в г. Мекка, одно из основных мест, собирающее паломников во время хаджа. Считается, что первое здание Каабы было возведено небесными ангелами, следующими её строителями стали Адам, Ибрахим (Авраам). В одну из стен Каабы вмонтирован «Чёрный ка́мень», согласно исламскому преданию, он когда-то находился в раю, и Аллах подарил его Адаму.

10. Кора́н – (араб. – чтение) – Священное писание в исламе; включает из 114 сур (глав), состоящих из аятов (стихов).

11. мазха́б – школа шариатского права в исламе. К настоящему времени среди мусульман-суннитов распространены четыре мазхаба. Так как основа исламского законодательства изложены в Коране, то между мазхабами существуют некоторые разногласия по второстепенным вопросам..

12. Меди́на – второй священный город ислама после Мекки. Ранее Медина называлась Ясриб, но после переселения в неё пророка Мухаммада, она стала называться «город пророка», а краткая форма «Медина» означает просто «город».

13. Ме́кка –священный город мусульман, родина пророка Мухаммада, куда каждый год мусульмане совершаю хадж. В центре Мекки находится главная и крупнейшая в мире мечеть Аль-Харам (Заповедная, Великая; Мечеть Запрета), во внутреннем дворе которой располагается главная святыня ислама – Кааба

14. мече́ть (масджи́д) (араб. «место поклонения») – в исламе – мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение – отдельно стоящее здание с куполом (гамбизом), иногда мечеть имеет внутренний двор. К мечети пристраиваются башни (минареты). В молитвенном зале нет изображений, только строки из Корана на арабском. В стене, обращённой к Мекке, расположена пустая ниша (михраб), в которой молится имам, справа от него - кафедра (минбар), с которой проповедник имам произносит проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы.

15. минаре́т (араб. «маяк») – в исламе в мечети – башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют), средние – два; в больших мечетях – до восьми. Число минаретов должно быть меньше, чем у Заповедной мечети (Масджид аль-Харам), где их 9. Самое большое количество – 10 минаретов у Мечети Пророка в Медине.

16. минба́р (араб. трибуна, кафедра) – в исламе – кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь (хутбу). Расположена справа от михраба.

17. михра́б – в исламе – ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой, указывающая направление (киблу) на Мекку и чаще всего расположенная в середине стены. В нём молится имам мечети (руководитель намаза), который во время молитвы должен находиться впереди остальных молящихся.

18. мулла́ (араб. господин, повелитель, владыка) – знаток и служитель мусульманского культа.

19. нама́з (саля́т) – один из пяти столпов ислама – ежедневный молитвенный цикл из пяти обязательных молитв в день.

20. пять столпо́в исла́ма – действия предписанные мусульманину: шаха́да (исповедание веры), саля ́ т/нама́з (молитва), закя ́ т (благотворительность), сау́м (пост в месяц рамада́н), хадж (паломничество в Мекку); не включают джихад.

21. салафи́ты, салафи́я (араб. «предки, предшественники») – направление в суннитском исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама 1. выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины и на праведных предков; 2. квалифицировали как бида (недопустимое новшество, ересь) все позднейшие нововведения: методы символико-аллегорической трактовки Корана; паломничества к могилам святых (как поклонение мёртвым); отмечание дня рождения пророка Мухаммада; новшества, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом; 3. требование строгого следования Корану и исламским законам (шариату). Салафитов иногда называют также ваххабитами, но они считают такое название негативным.

22. сау́м (рамада́н, рамаза́н) – один из пяти столпов ислама – пост в месяц рамадан.

23. Су́нна – мусульманское священное предание, состоящее из хадисов – преданий о поступках и изречениях Мухаммеда.

24. сунни́зм, сунниты – одно из главных направлений в исламе, почитающее наряду с Кораном Сунну, возвеличивающее наряду с пророком Мухамедом и его наследниками ряд халифов.

25. су́ра –арабское слово для обозначения одной из 114 глав Корана.

26. суфи́зм – эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Последователей суфизма называют суфиями.

27. таухи́д (араб. единобожие, монотеизм‎) – исламский термин, которым обозначается догмат о единственности и единстве Аллаха.

28. у́мма (араб. община, нация‎) – в исламе: религиозная община.

29. хадж –один из пяти столпов ислама – паломничество, связанное с посещением Мекки и её окрестностей.

30. хади́сы – (араб. «беседа», «предание», «рассказ»‎) – составляющие Сунну рассказы о словах и действиях пророка Мухаммада, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины и являющиеся своеобразными комментариями к аятам Корана.

31. халя́ль (хала́л) (араб. свободное‎) – «всё то, что разрешено и допустимо в исламе» (противоположно хараму). Наиболее часто это понятие используется для обозначения правильно приготовленной и дозволенной мусульманам пищи (близко по пищевому содержанию иудейскому понятию кошер).

32. хара́м – в шариате запретные действия (противоположность халяля). Например, свинина является харамной.

33. шариа́т – система мусульманского права, основанная на Коране.

34. шаха́да (араб. свидетельство) – один из пяти столпов ислама – фраза «Нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммед посланник Аллаха», которую необходимо произнести по-арабски, чтобы стать мусульманином.

35. шии́зм, шии́ты – направление в исламе, последователи которого считают, что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству от потомков пророка Мухаммеда и его зятя Али.

Тема 1. Основные понятия религиоведения

1. ве́ра – волевой акт, выражающий согласие с непроверенным; религиозная вера – вера в сверхъестественное.

2. ду́хи – бестелесные сверхъестественные двойники объектов природы, представителей флоры и фауны; персонажи низшей мифологии;

3. конфе́ссия (лат. «признание, исповедание») или вероиспов е́ дание – течение, направление в христианстве (реже – в какой-либо религии), например, христианскими конфессиями являются православие, католицизм и протестантизм; в свою очередь протестантскими конфессиями будут считаться лютеранство, кальвинизм, англиканство, евангельские христиане, баптисты, адвентисты, пятидесятники и т.д. Конфессии могут разделяться на деноминации – объединения верующих (общин/церквей). Иногда конфессию отождествляют с деноминацией.

4. религиове́дение – комплексная наука, изучающая религию как таковую (её структуру, типы, функции) и разнообразие религиозных феноменов.

5. религио́зная ве́ра – вера в сверхъестественное (вера – волевой акт, выражающий согласие с непроверенным); разновидность веры, в которой без доказательства и индивидуальной проверки реальности признается сверхъестественное в том или ином его проявлении (Бог, боги, духи, ангелы и т. п.).

6. религио́зный/мисти́ческий о́пыт – совокупность переживаний встреч с высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, ощущение зависимости от божественной силы или от невидимого порядка вещей, чувство вины и страха перед божьим судом или внутреннее умиротворение в надежде на божественное всепрощение; основные характеристики по У.Джеймсу: неизречённость, интуитивность, кратковременность, бездеятельность воли.

7. рели́гия – коллективная вера в сверхъестественное и в возможную связь с ним с помощью символических действий – обрядов, выражающихся в поклонении.

8. сверхъесте́ственное – то, что выходит за рамки обыденного и за рамки известных законов природы. Различают сверхъестественные существа (напр., Бог, боги, духи, души и т.д.), явления (напр., чудеса), свойства предметов (напр., обереги), «дар» человека (харизма) и пр.

9. хари́зма (греч. «дар, милость, благодать»), – 1. сверхъестественные способности, присущие конкретной личности, по мнению окружающих (мудрость, героизм, «святость»). 2. в христианстве – термин для обозначения даров Святого Духа. харизмати́ческий ли́дер, харизма́тик – религиозный лидер, обладающий харизмой.

Тема 2. Слагаемые и компоненты религии как предмета познания

1. антрополо́гия (греч. человек+ учение, наука) – 1. учение о человеке (его, происхождении, развитии, существовании), один из компонентов религиозной веры и научного мировоззрения; 2. богословское или философское учение о сущности человека, рассматривающее природу и сущность человека в контексте религиозных учений.

2. богослуже́ние – в широком смысле – внешнее выражения религиозной веры посредством молитв, жертвы и различных обрядов и церемоний; в узком смысле – служение Богу/богам, главный обряд, связанный с жертвоприношением (в христианстве – литургия, месса).

3. вероуче́ние – систематизированное изложение веры, догматов и положений конкретной религии.

4. деномина́ция (лат. «наименование») – 1. общий термин для обозначения типа религиозной организации, ограниченной классовыми, национальными, расовыми и иногда региональными рамками, а также течения или ответвления религии (конфессии); 2. в социологии религии – тип и этап в развитии религиозной организации, переходной от секты к церкви и характеризующийся её частичной социализацией (включением в общественную жизнь).

5. д о́ гмат, до́гма (греч. мнение, решение, установление) – неоспоримое положение вероучения, неизменное и обязательное для всех верующих.

6. ки́рха (от нем «кирхе», фин. «киркко» - церковь, храм) – исторически сложившиеся с 18 века в России название лютеранских храмов (немецких, шведских, финских)

7. космоло́гия (от греч. «космос» и «слово, учение») – мироустройство, представления об устройстве мира, включая космогонию. Обычно разделяется по вертикали: небеса, срединный мир, преисподняя (см. Ось мировая, мировое Древо); в горизонтальной проекции – по сторонам света, на мир явный и непроявленный. Может изображаться в виде сложных схем, см. мандала.

8. костёл (от пол. – церковь, храм) – исторически сложившиеся в России с конца 18 века (после присоединения польских земель) название католических храмов.

9. культ (лат. «поклонение», «возделывание») – 1. религиозные действия; общее название для всех видов религиозных действий: вербальные формы (молитвы, мантры), моторные формы (жесты, поклоны), обряды, жертвоприношения и пр.; 2. культ религиозный – социологическое понятие, обозначающее тип религиозной организации на начальном этапе её существования, характеризующийся наличием харизматического лидера, слабой разработанностью вероучения и обрядности, значительной активностью последователей, осознанно выбравших данное религиозное направление в результате убеждения и эмоционального кризиса.

10. места́ собра́ний и моли́тв – обычно – культовые сооружения в протестантизме, не храмы, т.к., не имеют жертвенника или алтаря; в них не проходят богослужения (связанные с жертвоприношением), а только собрания и молитвы, нпр.: часовня, синагога, мечеть, протестантские дома собраний.

11. обря́д религио́зный, (ритуа́л) – система символических действий (устанавливаемых обычаем или традицией), в отношении сверхъестественного или между людьми по поводу сверхъестественного. Выделяют три типа обрядов: 1. инициационные, обряды перехода или жизненного цикла; 2. календарные или обряды годового цикла; 3. ситуативные

12. обря́д религио́зный, (ритуа ́ л) – система символических действий (устанавливаемых обычаем или традицией), в отношении сверхъестественного или между людьми по поводу сверхъестественного. Выделяют три типа обрядов: 1. инициационные, обряды перехода или жизненного цикла; 2. календарные или обряды годового цикла; 3. ситуативные

13. профессиона́льный служи́тель ку́льта – люди, профессионально занимающиеся отправлением культа; могут иметь особый религиозный статус и выступать посредниками между духами и людьми (шаман), между Богом и людьми (священник в православии, католичестве, древневосточных церквах); могут быть только руководителями объединения верующих, профессионально проводящими обряды/богослужения (пастор, мулла, раввин).

14. религио́зная организа́ция (объединение) – 1. Объединение верующих, община, церковь (как экклесия – собрание верующих); 2. по законодательству РФ, религиозное объединение – добровольное объединение лиц, постоянно проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, представлено двумя видами: религиозная группа (не юр.лицо) и религиозная организация (юр.лицо).

15. се́кта – (не юридический термин; в большинстве случаев не принимаемый в науке термин в силу своего эмоционального негативного отношения) (от лат. «отделяться», «следовать») тип религиозной организации, характеризующийся замкнутостью, противопоставлением себя доминирующим религиозным организациям, наличием харизматического лидера, слаборазвитыми обрядностью и вероучением; может перейти в деноминацию.

16. теоло́гия, богосло́вие (от греч. «бог» и «слово, учение») – учение о боге, о его сущности и действии, основанное на священных текстах. Как религиозная наука теология изучает проявления божественного в этом мире, определяя догматы и основы вероучения. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.

17. храм – место отправления культа, где имеется алтарь для жертвоприношений. В христианстве – здание, предназначенное для совершения богослужения (литурги́и/мессы и общественной молитвы), особо устроенное и имеющее престол, освящённый архиереем; жертва во время литургии – символическая. В иудаизме Храм – место, где пребывал Бог, и ему совершались жертвоприношения: I Храм (10-6 вв. до н.э.) был построен царём Соломоном; II Храм (6 в до н.э – 70 г н.э.) был разрушен римлянами; начало строительства III Храма будет знаменовать приход судного дня.

18. часо́вня (от «час» - время, краткая служба) – христианская постройка без алтаря, где е проводится литургия, а читаются молитвы и акафисты (в католичестве – капелла, каплица (польск.)).

19. эсхатоло́гия (эсхатологические мифы) – религиозное учение о конечных судьбах мира (учение о конце света) и человека.

20. па́стор (лат. «пастырь, пастух») – служитель культа в протестантских течениях, отрицающих институт священства.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.