Тема 6. Восточные этнонациональные религии. Индуизм — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема 6. Восточные этнонациональные религии. Индуизм

2019-11-18 213
Тема 6. Восточные этнонациональные религии. Индуизм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. авата́ра (санскр. «нисхождение, сошествие») – в индуизме земное воплощение бога в зооморфном, зооантропоморфном или антропоморфном облике (напр., бог Вишну в облике героев Кришны, Рамы, вепря, карлика и пр.)

2. а́тман (санскр., букв. «я», «я сам», «самость», «дух», «высшее Я») – одно из центральных понятий индуизма – высшее «Я» («душа») человека и всех живых существ, вечная, неизменная духовная сущность, абсолют, осознающий своё собственное существование. перерождающийся после смерти тела в новое тело (см. сансара); в упанишадах «атман есть Брахман», не признаётся в буддизме

3. ахи́мса – (санскр. непричинение вреда), религиозный принцип буддизма и индуизма, отказ от намеренного и случайного убийства, причинения боли и зла живым существам.

4. Бра́хма – один из высших богов индуизма; в триаде богов (тримурти) - создатель мира.

5. Бра́хман – (санскр. «расти», «становиться огромным») – одно из центральных понятий индуизма, божественная первопричина мира и бытия, первичный производящий принцип и источник всего сущего. Может рассматриваться как Абсолют, или как безличного Высшего Бога (но не одно из божеств индуистского пантеона).

6. брахмани́зм – наименование религии эпического периода в истории Индии (ок. V в. до н.э. – VIII в. н.э.), фактически – второй период в истории индуизма (первый – ведийская религия). Название происходит от имени жреческой варныбра́хманов и одноименного класса текстов (брахма́ны)

7. брахма́ны – высшая варна (сословие) древнего и традиционного индийского общества; первоначально – профессиональные жрецы, священнослужители, главные обязанности которых – выполнение религиозных церемоний и изучение вед. Вместе с представителями кшатриев и вайшьев именуются «дважды рождёнными».

8. Бхагавад-ги́та (санскр. «Песнь господа [Кришны]») – религиозно-философская поэма, включённая в 6-ю книгу «Махабхараты», один из важнейших текстов древней индуистской литературы. Священный текст вайшнавов («кришнаитов»)

9. ва́рны (санскр., букв. – качество, цвет), четыре сословия Древней Индии: брахма́ны (жрецы), кша́трии (воины), ва́йшьи (земледельцы и ремесленники, торговцы) и шу́дры (слуги); вне системы варн находятся «неприкасаемые» (чандалы).

10. веди́зм, веди́йская рели́гия – религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования индуизма, сформировалась на основе верований и обрядов арийских племён, пришедших в Индию с северо-запада во II-м тысячелетии до н.э. Получила название от Вед.

11. Ве́ды (санскр. «знание», «учение») – 1. древнейшие священные индоарийские тексты шрути («услышанное»), услышанные от богов древними мудрецами, недоступные для чтения шудрам и неприкасаемым (в противовес смрити – «запомненное» – литературным памятникам различных жанров, доступных всем); 2. в узком смысле – четыре самхи́ты (букв. «сборники»): «Ри́гведа» («Веда гимнов»), «Са́маведа» («Веда напевов»), «Я́джурведа» («Веда жертвенных формул»), «Атха́рваведа» («Веда атхарванов – жрецов огня»).

12. вишнуи́зм, вайшнави́зм, – одно из двух основных течений в индуизме, основанное на поклонении богу Ви́шну (наряду с Брахмой и Шивой – одного из богов Тримурти, выполняющего функции охранителя мироздания) и его аватарам. Одним из священных текстов является Бхагавад-гита.

13. даоси́зм – философская система и мистическая синкретическая национальная религия Китая, возникшая в 5 в до н.э. и входящая в число «трёх учений» (сань цзяо), наряду с конфуцианством и буддизмом. Основателем считается Лао цзы, изложивший в трактате «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ») основные принципы даосизма: 1. Да́о («Путь» – естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей; основа их существования), 2. дэ («благая сила» – качество всех вещей; в конфуцианстве – мораль или энергия), 3. у-вэ́й (недеяние, подчинение дао и гармония с ним). Цель даоса – поиск вечного счастья (единства с дао), достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и др.), соблюдение заповедей и обретение бессмертия посредством алхимии и психофизических упражнений.

14. джайни́зм – дхармическая этническая религия Индии, где наиболее сильно проявлен принцип ахимсы.
Отрицает непогрешимую святость вед, не признает существование Бога-творца и значение жертвоприношений, отвергает претензии брахманов на господствующее положение и сословно-кастовое общественное устройство, проповедует ненасилие, призывает своих последователей к отшельничеству и монашеской жизни. Основатель – Вардхамана (VI – V вв. до н.э.), получивший титулы Джина («Победитель» [своих страстей и вышедший из сансары]) и Махавира («Великий герой»).

15. джа́ти (санскр. «племя», «род») – замкнутая группа с жёстко фиксированным социальным статусом, передаваемым по принципу кровного родства; это и есть то, что в научной литературе принято обозначать португальским словом «каста». Для индийских джати (каст) характерны следующие признаки: эндогамность (браки заключаются только внутри группы), наследование традиционных занятий (профессии), а также специфических обычаев, обрядов, мифологии.

16. зороастри́зм (маздеи́зм, авести́зм, огнепокло́нство) – древнеиранская религия, основанная Заратуштрой в 7 – 6 вв. до н.э. Священная книга – Аве́ста. Вероучение разделяет мир на две части (дуализм): земную – мир вещей и духовную – мир душ и предполагает борьбу добрых духов (ахуров), которых возглавляет Ахура-Мазда (греч. Ормузд), со злыми (дэвами), возглавляемые Анхра-Майнью (греч. Ариман). Главную роль в культе зороастризма играет огонь.

17. индуи́зм – этническая политеистическая религиозная система индийского субконтинента.
В настоящее время его приверженцы составляют приблизительно 83% населения Индии. Название (санскр. хинду-дхарма, «религия индусов») возникло в VIII в. н.э. после прихода в Индию мусульман.

18. ка́рма (санскр., «действие», «поступок», «деятельность») – одно из основных положений в индуизме и буддизме – общая сумма совершённых всяким живым существом поступков (в этой и прошлых жизнях) и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. Закон кармы – воздаяние за поступки.

19. ка́стовая систе́ма (порт. «происхождение», изначально «чистая порода») – 1. система социальной и религиозной стратификации, разделяющая общество на касты (страты, сословия) с определёнными правами и обязанностями; 2. общее название социальных групп, на которые исторически разделялось индийское общество – 4 «варны» (санскр. «цвет»): брахманы (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы, ремесленники и земледельцы) и шудры (слуги и разнорабочие). В Средние века варны распадаются на многочисленные джати – по территориальному и профессиональному признаку.

20. конфуциа́нство – одно из традиционных учений Китая, распространившееся затем во всех странах Дальнего Востока, в Китае включается в число «трёх учений» (сань цзяо), к которым относятся также буддизм и даосизм. В науке нет единого мнения по вопросу, является ли конфуцианство религией, но признаётся, что в странах Дальнего Востока оно всегда выполняло именно те функции, которые в европейских обществах выполняла религия (отличаясь от других религий отсутствием официального жречества, мистических элементов и метафизических размышлений).

21. Махабха́рата (санскр. «Великое [сказание о битве] потомков Бхараты») – древнеиндийская эпическая поэма.

22. митраи́зм, древняя религия, основанная на культе Митры бога солнца, одного из главных индоиранских богов, бога договора, согласия, покровителя мирных, доброжелательных отношений между людьми. Распространилась в эллинистическом мире и Римской империи, во 2-4 вв. был один из главных соперников христианства.

23. мо́кша (санскр. «освобождение») – одно из центральных понятий в религиях Индии, высшая религиозная цель индуизма, – освобождение от «оков» сансары, выход из цепи рождений и смертей, обретение иного, совершенного состояния, свободного от страданий - слияние атмана с Брахманом.

24. неприкаса́емые – в индуизме категория населения, не входящая в систему варн; считается, что они способны осквернить членов более высоких варн, особенно брахманов.

25. санса́ра – одно из основных понятий индуизма – перевоплощение души (в индуизме) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного), осуществляемое по закону кармы.

26. сикхи́зм (санскр. «шишья» – «ученик») – религия, возникшая в XVI в. в Северо-Западной Индии (Пенджаб) как один из плодов взаимодействия индуизма и ислама. Основатель – гуру Нанак (1469 – 1539), религиозный деятель, поэт и проповедник. Священное писание - А́ди гра́нтх (букв. «Изначальная книга»), или «Гуру Грантх Сахиб» – священный сикхский канон.

27. синтои́зм (си́нто) – традиционная религия Японии, сочетающая в себе все типичные черты «национальной религии», распространена в рамках одного государства и среди представителей одной нации (японцев). Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.

28. Триму́рти (санскр., букв. «[имеющий] три образа») – триада богов индуизма, воплощающая собой всю полноту бытия и космического процесса, включающего три важнейшие стадии – возникновение мира, его существование и гибель. Эти стадии осуществляются под эгидой трех богов – Брахмы (создателя мира), Вишну (охранителя) и Шивы (разрушителя).

29. шиваи́зм – одно из двух основных течений в индуизме, названное по имени главного божества – Шивы. Также как и вишнуизм, сформировалось в конце I тысячелетия до н.э. – I-ом тысячелетии н.э. Образ Шивы восходит к ведийскому Рудре. Первоначально имя Шива («Благосклонный») используется как умилостивительный эпитет Рудры, впоследствии же становится главным именем бога.

30. этни́ческие рели́гии – религии, распространённые в пределах одного (нескольких) этносов (народов), напр., индуизм, иудаизм, джайнизм, сикхизм

Тема 7. Буддизм

1. аскети́зм, аске́за (греч. «упражнение, практика») – техника телесных и ментальных практик (отказ от мирских благ и удовольствий, посвящение своей жизни служению Богу), служащих средством к достижению религиозных или этических целей. Наиболее частые формы А.: отшельничество, посты, безбрачие, различные самоистязания. Человек, занимающийся аскетизмом, называется аскет.

2. бодхиса́ттва, бодиса́ттва (санскр. «существо, стремящееся к просветлению») – в буддизме – человек, решивший выйти из круга перерождений и достичь состояния будды, достигшее нирваны, но сознательно перерождающееся, чтобы помогать людям.

3. бу́дда (санскр. «просветлённый») – 1. Сиддха́ртха Гаута́ма, Бу́дда Шакьяму́ни, основатель буддизма, живший в 6 в. до н. э. (Сиддха́ртха – личное имя, означающее – «Выполнивший своё назначение», Гаута́ма – родовое имя, фамилия, Бу́дда – «Просветлённый высшим знанием», Шакьяму́ни – «отшельник из племени Шакья»); в махаяне трактуется как высшее существо, единственная безусловная реальность.

4. Бу́дда Ш а́ кьяму́ни (санскр. «Пробуждённый мудрец (молчальник) из рода Шакья») – прозвание Сиддха́ртхи Гаута́мы основателя буддизма.

5. будди́зм – мировая религия, в основе которой лежит учение Будды о Серединном пути спасения (учение Дха́рмы); основана Буддой в 6 в. до н.э. в Индии. Вероучительные тексты: Трипитака (Сутра-питака, Винная-питака, Абхидхарма-питака). Вероучение: вера в Будду как высшее существо, возможность достичь состояния нирваны – избавления от жизненных страданий и бесконечной цепочки перерождений; Три драгоценности (Будда, Дхарма, сангха); Четыре благородные истины, Восьмеричный путь спасения, и др. Этические требования: целомудрие, правдивость, чистота поступков и мыслей, щедрость, запрет убийства живых существ, непричинение боли и зла живым существам (ахимса, как в индуизме). Основные направления буддизма: тхеравада (хинаяна, южный буддизм), махаяна (северный буддизм), в т.ч. тибетский буддизм (устаревшее название – ламаизм), и ваджраяна (тантризм), кроме того, существует масса школ (напр., Цзен-буддизм).

6. ваджра́яна («Алмазная колесница») – направление буддизма, получившее развитие в Индии в рамках Махаяны в середине – второй половине I-ого тысячелетия н.э.

7. Восьмери́чный путь спасе́ния, восьмери́чный благоро́дный пу́ть – в буддизме – путь, ведущий к прекращению страдания; одна из базовых доктрин буддизма; включает восемь ступеней, подразделяемых на три этапа: 1) этап мудрости предполагающий «правильное ви́дение», т. е. осознание сути Благородных Истин, и «правильную решимость» следовать буддийскому учению; 2) этап соблюдения обетов и норм буддийской морали (ши́ла), включающий в себя «правильное поведение», т. е. отказ от насилия в любой форме, «правильную речь» – воздержание от лжи, клеветы, грубости и сплетен, и «правильный образ жизни», т. е. отказ от занятий и профессий, несовместимых с принципами буддийской морали (торговля оружием, живыми существами, алкоголем, гадания и пр.); 3) этап сосредоточения (сама́дхи)

8. Га́нджур – одна из двух частей Тибетского буддийского канона (наряду с Да́нджуром) – все тексты, обозначаемые буддийской традицией как «Слово Будды». Впоследствии именно тибетобуддийский канон стал основой буддийского монастырского образования у народов Центральной Азии и Сибири – монголов, бурят, калмыков, а тибетский язык стал здесь классическим языком буддийской учёности.

9. дала́й-ла́ма (монг.-тиб. «Учитель, [чья мудрость столь же обширна, как] океан») – первоиерарх тибетобуддийской школы Гелугпа, считающийся тулку («перерожденцем») бодхисаттвы Авалокитешвары

10. Да́нджур – одна из двух частей Тибетского буддийского канона (наряду с Га́нджуром) – переводы постканонических текстов по философии и тантре.

11. даца́н (тибет. «монастырская школа») – наименование монастырских комплексов в тибето-монгольском буддизме и, в частности, в Бурятии, где они были культовыми, образовательными и административными центрами, где монахи живут и изучают Учение Будды. В Калмыкии буддийские монастыри называются хуру́л ( «собрание»). В 1915 г. в Петрограде построен первый в истории европейских стран буддийский храм-монастырь Дацан Гунзэчойнэй. В настоящее время в нем находится Санкт-Петербургский мужской буддийский монастырь, входящий в Буддийскую Традиционную Сангху России.

12. дуга́н – название храма в тибето-монгольском буддизме - в Тибете, Монголии и Бурятии (не путать со словом дацан – монастырский комплекс).

13. дха́рма (санскр. «опора», «закон», «миропорядок», «долг», «добродетель», «религиозное учение» и др.) – 1) Одно из центральных понятий традиционной индийской философии и религии. В самом общем смысле слова – образец, которому надо следовать. В разных контекстах: вечный моральный закон; индивидуальное нравственное установление, моральный долг и добродетель индивидуума. 2) В буддизме: I. Закон вселенной, открытый Буддой; II. Учение Будды, вторая из Трёх драгоценностей; III. каждый отдельный текст Слова Будды (Сутры); IV. истинная реальность, абсолют (преимущественно, в философии Махаяны); V. мельчайшая частица потока существования, в обыденном языке именуемого «индивидуумом», «человеком» (мельчайшие активные элементы – «кирпичики бытия», из которых состоит весь материальный, идеальный и психический мир).

14. ла́ма – (тиб. «высочайший») титул буддийского духовного учителя в Тибете, Монголии и у буддистов России; соответствует санскритскому понятию «гуру», может быть использовано в качестве уважительного обращения к монаху (монахине); европейцами ошибочно употреблялся для обозначения всех тибетских монахов.

15. ма́нтра (санскр. думать, полагать; «орудие осуществления психического акта») – в религиях Индии, прежде всего в индуизме, молитвенная формула или заклинание, обладающее божественной или магической силой, оказывая влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы. Обычно мантра представляет собой сочетание нескольких звуков или слов на санскрите, при этом каждое слово, слог или даже отдельный звук мантры может иметь глубокий религиозный смысл (например, сакральный звук «Ом»).

16. маха́яна (санскр. Великая колесница, «широкий путь спасения») – одно из двух основных направлений буддизма (наряду с тхеравадой), ориентированное на привлечение широких общественных слоёв без обязательного принятия монашеских обетов. Высшим типом « Благородной личности» в махаянском буддизме стал бодхисаттва,а Будда почитается божеством.

17. медита́ция – (лат. размышление) – род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений или в силу иных причин (в исламе - зикр, в православии - исихазм).

18. нирва́на (санскр. – угасание), центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений – выход из сансары (прекращение перерождений) и полное успокоение дхарм сознания.

19. са́нгха – буддийская монашеская община; входит в понятие трёх драгоценностей (сокровищ) наряду с Буддой и Дхармой.

20. Середи́нный путь спасе́ния – один из базовых принципов буддизма, следуя которому Сиддхартха Гаутама достиг Просветления. Будда рекомендовал последователям избегать двух крайностей: (1) прибегать к религиозным обрядам ради достижения мирских целей и (2) ради обретения высшей цели изнурять своё тело и ум крайними формами аскетической практики. В Типитаке - синоним Восьмеричного Благородного Пути.

21. Сиддха́ртха Гаута́ма имя, данное при рождении Будде: «Тот, чья цель совершенна», или «Тот, кто полностью достиг цели» + потомок Готамы (ведийского мудреца, о котором говорит Махабхарата).

22. синаго́га (греч. «место собраний») – место собраний и молений в иудаизме (не храм, т.к. нет алтаря).

23. тибе́то-монго́льский бу́ддизм (тибетский буддизм) – основное направление традиционного буддизма в России. Название школы Гелугпа («жёлтошапочники»), которую в XV в. основал один из крупнейших тибетских религиозных деятелей Цонка́па (тиб.; монг.Цзонха́ва;1357–1419 гг.). К концу XVII в. Гелугпа стала не только доминирующей школой тибетского буддизма, вытеснившей старые школы (нарример, Кагъю – «красношапочников») на периферию духовной жизни и окраины Тибета, но и объединила весь Тибет, где с XVI – XVII вв. утвердилась теократическая форма правления, при которой Далай-лама, лидер школы Гелугпа, стал фактическим главой государства вплоть до завоевания Тибета Китаем в 1950 г.

24. ТРИ ДРАГОЦЕ́ННОСТИ, или ТРИ СОКРО́ВИЩА (санскр. трира́тна) – Будда, Дхарма и Сангха. Принятие буддизма в качестве личной религии предполагает, прежде всего, упование на эти Т. Д. Существует древняя формула так называемого «тройного прибежища», троекратное произнесение которого и составляет главный ритуал принятия буддизма: «Иду за спасением к Будде-убежищу. Иду за спасением к Дхарме-убежищу. Иду за спасением к Сангхе-убежищу».

25. Трипи́така (санскр.: «три корзины», «три собрания [текстов]»; пали: Типи́така) или Пали́йский кано́н – собрание буддийских канонических текстов, написанных на языке пали. Включает три раздела: 1. «Сутра-питака» – проповеди, приписываемые Будде; 2. «Вина́я-питака» – свод дисциплинарных предписаний для членов монашеской общины – Сангхи; 3. «Абхидхарма-питака» – тексты, содержавшие теоретическое и философское истолкование доктрины.

26. тхерава́да (пали «учение старейших»; санскр. стхавирава́да) – одна из древнейших школ (течение) в буддизме. В отличие от махаяны, в тхераваде Будда воспринимается как человек, нашедший путь к спасению (нирване); подобно ему, достичь нирваны могут только монахи и монахини. На основе тхеравады возникла совокупность школ раннего буддизма, так называемая Хинаяна, или «Малая Колесница» (узкий путь спасения, в противовес махаяне).

27. хина́яна («малая колесница») – термин, нередко используемый для обозначения одного из основных направлений буддизма, который иначе называют «Южный буддизм», или Тхеравада. Название было придумано последователями махаяны, второго влиятельного направления буддизма, и носит уничижительный смысл.

28. Четы́ре благоро́дные и́стины – одно из базовых учений буддизма, которые дал Будда Шакьямуни: жизнь есть страдание; причина страдания – желание; чтобы избавиться от страданий – надо избавиться от желаний (нирвана); путь, ведущий к прекращению страдания – Восьмеричный путь спасения.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.