Тема 8. Авраамические религии. Иудаизм — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 8. Авраамические религии. Иудаизм

2019-11-18 149
Тема 8. Авраамические религии. Иудаизм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. авраами́ческие рели́гии – монотеистические религии, в основе которых лежит откровение, данное Богом Аврааму (Ибрагиму): иудаизм, христианство, ислам.

2. аму́д – в синагоге специальный пюпитр (расположенный между бимой и арон кодеш), около которого ведёт молитву хазан (кантор).

3. аро́н-коде́ш ( арон а-кодеш) (ивр. Ковчег Святыни) или синагога́льный ковче́г – в иудаизме в синагоге специальное хранилище для свитков Торы (шкаф или ниша), как правило располагается у стены, обращённой в сторону Израиля, а в Израиле в сторону Иерусалима. Появляется после разрушения Первого Храма (586 г. до н. э.) как символическая замена Ковчегу Завета

4. би́ма (бима́) – (иврит. возвышенное место) – в иудаизме возвышение, обычно, в центре синагоги, где находится специальный стол для публичного чтения свитка Торы и книг пророков во время богослужения. В ортодоксальных синагогах, где арон-кодеш находится у восточной стены – располагается в центре помещения; в реформистских и консервативных синагогах стол для чтения Торы и ковчег, где хранятся свитки, обычно находятся на «сцене», на которую перешло название бима.

5. Гема́ра (Гемара́) (арам изучение, воспринятое от учителя, ивр. завершение, совершенство) – в иудаизме – свод дискуссий и анализов текста Мишны, включающий постановления и уточнения Закона (Галаха́), а также аллегорические притчи и легенды (Аггада́).

6. декало́г (греч. «десять слов») – десять заповедей, нормы поведения древних евреев, согласно Ветхому Завету, данные Богом Моисею.

7. же́ртвенник – 1. жертвенник (алтарь) возвышение или естественный камень, на котором приносились жертвы: в различных формах во всех языческих религиях; 2. в иудаизме один из центральных предметов службы в Скинии, а затем и в Храме – Жертвенник всесожжения (использовался для сжигания жертвенных животных); перешёл от Иерусалимского Храма в христианство, но на нём жертва не совершается, а только подготавливаются вещества (хлеб и вино) для совершения евхаристии. 2. в православии же́ртвенник – четырёхугольный стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия – готовится жертва для совершения евхаристии: хлеб и вино.

8. Иерусали́мский Храм – храм Богу, построенный в Иерусалиме при царе Соломоне (Первый Храм, Храм царя Соломона),10- 6 вв. до н.э. - главная святыня раннего иудаизма, основное место совершения богослужений и жертвоприношений Богу на жертвеннике всесожжения. Разрушен царём Навуходоносором, восстановлен через 70 лет при царе Кире (Второй Храм), перестроен Иродом Великим.. до н.э..), разрушен в 70 г.н.э. легионерами Тита. В иудаизме считается, что Храм будет восстановлен во время прихода машиаха перед Судным днём.

9. иудаи́зм – этническая монотеистическая религия потомков Авраама (евреев).

10. Каббала́ – (иврит. «предание») – религиозно-мистическое учение в иудаизме, возникшее в Средние века. Дано в анонимной книге «Сефер Иецира» («Книга творения») и в книге «Зогар» («Сияние»).

11. Ковче́г Заве́та (Ковчег Открове́ния, Ковчег Свидетельства) – главная святыня еврейского народа –переносной ящик, в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, сосуд с манной небесной и посох Аарона. В церковнославянской Библии также называется по-гречески «кивот», «ковчег завета», отличая его от Ноева ковчега. Ковчег, согласно Торе, являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде. Хранился в Святая святых Скинии Завета, потом в Святая святых Первого Иерусалимского храма. После разрушения Первого Храма (586 г. до н. э.), был утрачен; с тех пор в современном иудаизме в синагоге его символизирует арон кодеш.

12. коше́р, каше́р – термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи (традиционного иудейского права, основанного на заповедях Торы и положениях Талмуда). Кашрут – система таких ритуальных правил. В русском языке прилагательное коше́рный образовано от ко́шер (ашкеназского варианта произношения каше́р) Антоним – трефно́й (от ивр. трефа́ «растерзанное»). Кошерной пищей считается: 1. мясо жвачных (строго травоядных) и парнокопытных (имеющих раздвоенные копыта) животных (коровы, овцы и козы, а также лоси, газели, горные козлы, жирафы); 2. птица: куры, индейки, перепела, утки, гуси и голуби; 3. рыба, имеющая чешую и плавники. 4. Обязательное разделение мясной и молочной пищи.

13. ко́эны, (кохе́ны, коани́м кагани́м) – сословие священнослужителей в иудаизме, состоящее из потомков рода Аарона, исполнявшее принесение жертв Богу сначала в Скинии, а впоследствии в Первом и Втором Иерусалимском храме. Статус коэна передаётся по наследству по отцовской линии, при условии соблюдения ряда определённых ограничений. После разрушения Второго храма римлянами в 70 г. н.э. фактически оказались отстранены от руководства религиозной жизнью иудеев.

14. махди́ – в исламе последний преемник пророка Мухаммеда, своего рода мессия, который появится перед концом света.

15. маши́ах (иврит. помазанный на царство) – в иудаизме 1. исторически всякий помазанный священным маслом (елеем) – иудейские цари и первосвященники Иерусалимского Храма; 2. с III до н.э. избранник и представитель Бога, потомок царя Давида, призванный освободить еврейский народ и собрать всех евреев на земле предков. В большинстве течений иудаизма – ещё не явился, но в некоторых течениях считается, что уже явился.

16. месси́я (от др. евр. «машиах» – помазанник) – в авраамических религиях – посланник Бога, который придёт перед Судным днём, чтобы спасти людей (не путать с «миссия»). В иудаизме – машиах (не явился, но в некоторых течениях считается, что уже явился), в христианстве – мессия, Христос (явился, был распят, воскрес), в исламе – махди (не явился)

17. минья́н (ивр. счёт, подсчёт, число) – в иудаизме, кворум из десяти взрослых мужчин (старше 13 лет), необходимый для общественного богослужения (в синагоге) и для ряда религиозных церемоний.

18. мицва́ (ми́цва, мн.ч. - мицво́т) (иврит. повеление, приказание) – общее название заповедей в иудаизме. Согласно традиции в письменной и устной Торе содержится 613 мицвот («613 мицвот даны Моше, 365 запретов по числу дней солнечного календаря и 248 предписаний по числу органов человеческого тела»), включая 10 заповедей (см. Декалог).

19. Ми́шна (Мишна́) (ивр. повторение) – первый письменный текст религиозных предписаний ортодоксального иудаизма (комментарии к Торе); часть Устного Закона (см. Талмуд).

20. монотеи́зм (от греч. «один» и «бог») – единобожие, почитание одного Бога: иудаизм, христианство и ислам (см. табл. типологии религий по объекту).

21. нер-тами́д (иврит. постоянный светильник, «вечный огонь») – в иудаизме в синагоге – негасимый светильник (лампа) перед с арон кодеш, который символизирует золотой семиствольный светильник (семисвечник) мено́ру, располагавшийся в Иерусалимском храме за пологом, окружающим Ковчег Завета.

22. парохе́т (паро́хет) – в иудаизме 1. Завеса в Скинии Завета, и в Иерусалимском Храме, отделявшая Святилище от Святая Святых; 2. Завеса в синагоге, закрывающая арон кодеш, с хранящимся в нем свитками Торы, «алтарная завеса», полотно из плотной ткани (атлас, бархат).

23. равви́н (арамейск., иврит великий, «мой учитель») – в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда с правом возглавлять общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда (бейт дин). Вопреки распространённому мнению раввин НЕ является священнослужителем.

24. рели́гии открове́ния – 1. религии, основанные на Божественном откровении, в противовес религиям природы/ естественным религиям (язычеству); 2. авраамические религии: иудаизм, христианство, ислам (Бахаи и пр.), основанные на откровении, данном Богом пророкам (Аврааму, Моисею, Мухаммаду).

25. свята́я святы́х (двир) - в иудаизме самое сокровенное место Иерусалимского храма (а ранее - Скинии собрания), где хранились Скрижали Завета

26. Ски́ния Заве́та - в раннем иудаизме (в Танахе) название переносного святилища Бога, сделанного по указаниям Моисея, где во время сорокалетних странствий по пустыне хранилась главная святыня иудеев Ковчег Завета; просуществовала вплоть до строительства Первого Иерусалимского Храма.

27. Талму́д (иврит. «учение», «изучение», «изучение Торы») – вероучительные, религиозно-правовые и культовые представления иудаизма, «Устная Тора»,толкования Торы, сборник трактатов, охватывающих все правовые и религиозно-этические положения иудаизма (священное предание в иудаизме). Первая часть Талмуда - Мишна́ («повторение») оформлена во 2 в. н.э., вторая – Гемара («полное разъяснение») имеет две редакции: Иерусалимскую - 4 в. н.э. и Вавилонскую – 5 в. н.э. два пласта: 1. Галаха́ (традиционное иудейское право: образ жизни, нормативные правила религиозной, семейной и гражданской жизни) и 2. Аггада́ («повествование» –афоризмы и поучения религиозно-этического характера, исторические предания и легенды, предназначенные облегчить применение «кодекса законов» – Галахи).

28. Тана́х – главные священные тексты в иудаизме, состоящие из 3 сводов (39 книг): Тора («Закон»/ Пятикнижие Моисеево), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания), почти полностью составившие христианский Ветхий Завет. Первые буквы ртрёх частей Писания (Тора, Невиим, Ктувим) составляют акроним – слово Танах.

29. То́ра (евр. учение, закон) – священный текст в иудаизме, по преданию данный Богом пророку Моисею (Пятикнижие Моисеево).

30. хасиди́зм (ивр. праведность, учение благочестия) – религиозное течение в иудаизме, которое в первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население Речи Посполитой и прилегающих территорий. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога.

31. шабба́т (иврит. прекращать работу) – седьмой день иудейской недели в русском языке через греческ. посредство – суббота), который считается священным и праздничным, главная особенность которого в полном отказе от работы и посвящению дня изучению Торы, чтению книг по еврейской истории и т.д.

32. шео́л – в иудаизме название «ада», как составного элемента посмертного существования. В Библии переводится как «могила» или «ад».


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.