Ситуации возникновения речевых реакций — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Ситуации возникновения речевых реакций

2019-11-18 171
Ситуации возникновения речевых реакций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возраст ребенка

 

 

1.3 1.6 1.9 2.0

1 2 3 4 5

Момент сильной заинтересованности

Во время игры

При общении со взрослым

При общении с другим ребенком

Проявление познавательных потребностей в различных

ситуациях (задает вопросы)

     

 

 

 

 

   

 

 

     

 

 

  •->■

 

 

   

Поводы обращений к взрослому довольно разнообразны — это и просьба в чем-то помочь, и жалобы, и выражение своих желаний, просьба вместе поиграть. Например, Сережа (1 год 11 месяцев), об­ращаясь к воспитателю, говорит: «Тетя, не достану кубики»; видя, как радуется в группе девочка, отмечает: «Аленка смеется». Вспом­нив о маме, Света (1 год 9 месяцев), обращаясь к воспитателю, го­ворит: «На работе мама». Тимур (1 год 7 месяцев), увидев разбитую чашку и показывая на нее и сломанную машину, обобщает: «Эта тоже». Глеб (2 года), играя с воспитателем, несет ему сумочку с ку­биками и сообщает: «Магазин ходил».

6. Дети этого возраста не только понимают несложный, хорошо знакомый детям сюжет, изображенный на картинке, но и умеют при этом ответить на некоторые вопросы взрослого.


 


28


29


При первичном знакомстве с картинкой хорошо дать возмож­ность детям сначала разглядеть ее, поддержать их высказывания, а затем взрослому рассказать о том, что изображено на картинке. Своими вопросами воспитатель выявляет, как дети поняли собы­тия, изображенные на картине.

7. Большое значение имеет появление у детей этого возраста пер­вых вопросов типа: «А это?» или «Что это?», отражающих яркую ориентировочную реакцию на все окружающее, особенно новое раз­витие мышления. Однако следует отметить, что эти вопросы возни­кают у детей, воспитывающихся в ДОУ, довольно поздно -в 1 год 9 месяцев — 1 год 10 месяцев. Вероятно, это связано с недо­статочным получением детьми информации, а также и малой актив­ностью взрослых, побуждающих детей к возникновению вопросов.

Одной из важнейших задач развития активной речи является уме­ние пользоваться словом, фразой. Нужно хорошо помнить, что дети будут пользоваться речью, если в этом у них есть потребность, есть желание что-то сказать. Они общаются с теми взрослыми, которые им близки, с которыми имеется частый эмоциональный контакт. Ра­звитие активной речи довольно часто задерживается как в семье, так и в детских учреждениях. Возникает это в результате того, что у детей не вызывается потребность говорить. Так, например, в семье, где воспитывается один ребенок, взрослые больше говорят сами, не требуя от него ответных речевых реакций; он и не затрудняет себя что-то сказать, попросить словом; незначительный его жест быстро понимается окружающими, и ребенок получает желаемое.

А что бывает в детских учреждениях? Проведенные нами спе­циальные наблюдения за воспитателями показали, что они много общаются с детьми, говорят с ними, но ни одно предложение воспитателя не было направлено на то, чтобы вызвать активную речь ребенка: «Сережа, построй дом», «Валя, положи куклу спать» и т. д. Все поручения были направлены на понимание речи, и дети выполняли их молча. Поэтому совершенно необходимо в работе с детьми поддерживать в них любое обращение, переводя его постепенно в речевое, оформляя его словом. Различными метода­ми на занятиях, в игре следует вызывать активную речь. Особенно действен прием неожиданного появления предмета или его изображения, который непроизвольно вызывает у ребенка слово, эмоциональные возгласы. В дальнейшем следует давать для произ­несения образцы фраз.

Если ребенок, еще не умеющий говорить, протягивает руку, пока­зывая, что он что-то хочет, нужно за него оформить словом прось­бу: «Тебе матрешку дать?» - и предложить простой образец: «Ска­жи - дай», «дай матрешку». К концу второго года можно ребенку и без образца фразы предложить сказать что-то. Если же ребенок все-таки молча, жестом выражает свою просьбу, можно сделать вид, что вы его не понимаете. Например, ребенок подошел к воспитателю, протягивает ногу и всем видом показывает, что ему нужно ботинок завязать. Не следует сразу выполнять его просьбу, а сказать: «Тебе что нужно, ты скажи, а то я тебя не понимаю». И только при затруд­нении можно дать для подражания образец фразы, т. е. побудить ребенка выразить хотя бы очень примитивно его просьбу. Наряду с частным речевым общением с детьми в самостоятельной деятель­ности необходимы и специальные занятия по развитию речи: спе­циальные показы с называнием предметов типа «Чудесного мешоч­ка», наблюдение окружающего в сопровождении речи взрослого, показ картинок с изображением знакомых предметов, действий, не­сложных сюжетов, рассказывание без показа и др.

Итак, речь детей становится постепенно коммуникативным сред­ством общения с окружающими; они используют речь в различных ситуациях, употребляя разные части речи, предложения, носящие повествовательный, вопросительный характер. Усиливается регули­рующая функция речи. Вопросы детей и речь в игре отражают раз­витие их мышления.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.