Диаграмма № 2. Психологическая диагностика детей в возрасте — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Диаграмма № 2. Психологическая диагностика детей в возрасте

2019-11-18 205
Диаграмма № 2. Психологическая диагностика детей в возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

От 5 до 6 лет

50 40 30 20

10


60

Память        Социальные

Связи

Наш анализ выявил недостаточно высокую готовность детей к школе. Готовы лишь 35%, не готовы — 9%, остальные дети — условно готовы и имеют различные проблемы. Из диаграммы № 3 видно, что у детей также имеются проблемы в развитии наглядно-образного и логического мышления, внимания и памяти. Недоста­точно представлена и мотивационная сфера. Отклонения в разви­тии обусловлены влиянием неблагоприятных биологических и со­циальных факторов. Определяя уровень психического развития

Диаграмма № 3. Психологическая готовность к школе



 

Диаграмма № 5. Уровень развития активной речи второго года жизни в зависимости от биологического анамнеза


и оценивая поведение детей, мы всегда обращаемся к анамнезу ре­бенка, т. к. опираемся на систему комплексной оценки состояния здоровья ребенка, включающую как биологический, так и социаль­ный анамнез.

Анализ влияния биологического анамнеза на психическое разви­тие и поведение ребенка выявил следующее:

1. Число детей, имеющих благоприятный анамнез, с годами постепенно уменьшается.

2. Дети, имеющие неблагоприятный анамнез, имеют больший процент отклонений в развитии и поведении. (Диаграммы № 4 и 4а.)

Диаграмма № 4а. Развитие и

3. Развитие такого социального показателя, как речь, также имеет связь с биологическим анамнезом. (Диаграмма № 5.) Динамика та­кого важного показателя, как активная речь в периоде становления, связана с тем, как протекала беременность и роды у мамы. Явления токсикоза беременности, обвитие пуповины при родах, диагноз не­вропатолога при рождении ребенка имели определенную связь с ре­чевым развитием.

4. Длительность грудного вскармливания, предполагающего необходимый интимный эмоциональный контакт ребенка с ма­терью, также необходима для здоровья и развития ребенка (многие дети вскармливаются до 3-х месяцев, наиболее эффективный срок вскармливания - 9-12 месяцев. Дети, вскармливаемые грудным


молоком после 12 месяцев, имеют аффективную привязанность к матери, проблемы адаптации к ДОУ). (Таблица № 1.)

Немаловажное значение имеет социальный анамнез в развитии ребенка, формировании его личности.

Таблица № 1. Зависимость развития и поведения детей раннего,

Дошкольного и школьного возраста от длительности грудного

Вскармливания (40 детей, 2005 г.)

 

№ п/п

Ранг

Длительность вскармливания

Кол-во детей

%

Развитие в N

Поведение в N

 

Кол-во детей % Кол-во детей % 1 IV До 3-х мес. 18 45 5 29 4 26 2 III 4-6 мес. 7 19 2 30 4 57 3 1 7-12 мес. 8 20 5 63 6 70 4 II 12 мес. -1 год 5 мес. 4 10 2 50 9 50 (Не контактен, тяжелая адаптация) 5   Не кормился грудью 1 2 1     (Тяжелая адаптация, часто болеющий) 6 V До 2-х недель 2 4        

 


6


7


Довольно часто в условиях семьи либо не создаются оптимальные условия для развития ребенка, либо наблюдается форсирование темпов развития, в результате чего ребенок лишается тех основ, ко­торые формируются в раннем детстве, и родители не приходят к же­лаемым результатам. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряют­ся неповторимые возможности, присущие детям раннего возраста. Ребенок развивается по своей программе.

Особого внимания заслуживают дети, имеющие недостаточную готовность к школе. Готовность к школе определяется рядом факто­ров:

1. Физиологическая готовность (уровень развития основных функ­циональных систем организма ребенка и состояние его здоровья);

2. Социальная готовность (к новым формам общения, новому от­ношению к окружающим и себе);

3. Психологическая готовность (личностио-мотивационная и во­левая сфера). При этом дети должны иметь элементарную систему знаний, определенный уровень развития мышления, речи, внима­ния, памяти; формирование учебно-важных качеств;

4. Эмоциональная готовность — умение регулировать импульсив­ность реакций, развитие эмоционально-коммуникативных умений.

У детей появляется стремление к новому социальному положе­нию школьника, которое известный психолог А.И. Божович называет «внутренняя позиция школьника», когда социальные мотивы связаны с учебной деятельностью и познавательными ин­тересами.

Нужно ли учить ребенка до школы? Л.С. Выготский писал, что ребенок может усвоить новую программу, если она «по природе своей, своим интересам, уровню мышления... является его соб­ственной программой». Ребенок еще всему должен «научиться учиться».

Однако часто в семье, да и в дошкольных учреждениях лепится маленький школьник. Дети лишаются игрf^i, общения с близкими и сверстниками, появляется тревога, негативизм, агрессия.

В большой степени готовность к школе зависит от уровня мотива­ции, которая должна постоянно формироваться.

Какие же уровни мотивации могут быть?

1. Социальная мотивация (потому что учиться идут все, учиться важно). Учатся хорошо, следуют инструкции, не ищут новых спосо­бов решения задач.


 

2. Учебно-познавательная мотивация (высокая учебная актив­ность, связанная с интересами ребенка). Учатся неровно, не любят упражнений.

3. Оценочная мотивация (получать пятерки - ориентировка на учителя, очень от него зависят. Но и учатся себя оценивать. Мало собственного творческого начала).

4. Ориентировка на внешние данные (портфель, костюм, пенал). Не готовы к учебной деятельности. Повторяют слова мамы «не быть дворником».

5. Игровая мотивация — в школе играют (берут с собой игрушки). Не адекватны учебной деятельности.

Мотив должен формироваться через игру «в школу», книги, эк­скурсии в школьный класс, беседы и др. методы. Говоря о социаль­ ной адаптации, важно, как дети оценивают себя и окружающих.

• Дети с завышенной самооценкой в результате бедного опыта общения с окружающими в школе часто терпят крах, т. к. видят свою несостоятельность (дома их захвалили, они были кумирами в семье).

• Дети с заниженной самооценкой испытывают страх перед школой (например, девочка, которая не хотела идти в школу, моти­вируя тем, что «Я не знаю ответов»). Такие дети требуют особого внимания: поощрения, создания условий для обеспечения успеш­ной деятельности.

Исследования гигиенистов, говоря об интеллектуальной готовно­сти, обращают внимание на постепенное формирование учебно-воле­ вых качеств, которые состоят из пяти блоков*:

1. Личностно-мотивационный (желание учиться).

2. Принятие учебной задачи (желание, интерес, произвольное внимание, память, уровень умственного развития).

3. Представление о содержании деятельности и способах решения задач.

4. Работающий информационный блок (восприятие, переработ­ка, сохранение информации).

5. Управление деятельностью (планирование, контроль, оценка своей деятельности).

Кроме того, нужно помнить, что готовность к школе совпадает с переходом ребенка на новый этап развития - критический

* Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готов­ность ребенка к школе. — М.: 2001.


 


8


9


 



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.