Диаграмма № 1. Сравнительный анализ нервно-психического развития детей в условиях ДОУ и семьи — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Диаграмма № 1. Сравнительный анализ нервно-психического развития детей в условиях ДОУ и семьи

2019-11-18 199
Диаграмма № 1. Сравнительный анализ нервно-психического развития детей в условиях ДОУ и семьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УДК 372.3/.4 ББК 74.102 П31


П31 Печора К.Л.

Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. — 96 с.

В книге рассматриваются актуальные проблемы развития и воспи­тания детей в условиях дошкольного учреждения и семьи, методы диагностики и коррекции. Представлены методические разработки проведения занятий по сенсорике, развитию речи, конструированию с детьми раннего возраста.

Книга предназначена для педагогов, психологов и родителей.

Редактор Л.Г. Зюлькова

Корректор Н.М. Седлецшй

Художник А. II. Богачев

Компьютерная верстка А. Н. Богачев

Телефон для оптовых покупателей: (495) 684-10-61, E-mail: [email protected]

Подписано в печать с готовых диапозитивов 10.04.2006 г.

Формат 60х90'/|6. Бумага типографская. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 6,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 1708.

Отпечатано в полном соответствии

с качеством предоставленных диапозитивов

в ГППО «Псковская областная типография»

180007, г. Псков, Рижский пр., 17.

ISBN 5-98527-041-6 © Печора К.Л.. 2006

О ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006 Все права защищены


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Консультативная работа в детской поликлинике и курирование ДОУ дали нам возможность выявить основные проблемы, которые возникают в развитии и воспитании детей в условиях семьи и ДОУ.

К сожалению, довольно часто о проблемах школьной дезадапта­ции начинают думать с большим опозданием, тогда как корни надо искать гораздо раньше - в периоде раннего детства.

Это совершенно особый период — период созревания всех органов и систем. Период, о котором Л.С. Выготский писал, что он сенсити­вен во всем. Когда ребенок становится на ноги, приобретает верти­кальную человеческую походку, освобождаются руки, появляется возможность непосредственного общения с окружающим миром. Это период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, формирования второй сигнальной системы и основных, ее функций, начального формирования личности ребенка.

И если в этот ответственный период не созданы необходимые условия, появляется задержка тех или иных функций, которая ока­зывает отрицательное влияние на дальнейший ход развития ребенка.

Еще Н.М. Щелованов, давший физиологическое обоснование не­которым вопросам развития и воспитания ребенка, писал: «Важно не запустить детей снизу».

Поэтому так важно знать не только особенности развития ребен­ка, но и те проблемы, которые часто возникают, когда из семьи де­ти поступают в детский сад, школу, санаторий, дом ребенка.

Итак, нами выделены три проблемы:

1. Проблема достаточно низкого уровня нервно-психического развития (НПР):

2. Значительное число детей имеет различные отклонения в пове­дении;

3. Проблема адаптации детей к новым условиям жизни.


3


I. Остановимся на первой проблеме. Сотрудниками нашей кафед­ры (поликлинической педиатрии РМАПО) разработаны методы ди­агностики и опенки детей по группам развития, которые легли в ос­нову сравнительного анализа НПР детей в условиях семьи и ДОУ по группам развития (1-я группа - норма, 2-я - первоначальная за­держка на 1 эпикризный срок, 3-я - на 2 эпикризных срока, 4-я -на 3 эпикризных срока, 5-я - на 4 эпикризных срока).

Диаграмма № 2. Психологическая диагностика детей в возрасте

От 5 до 6 лет

50 40 30 20

10


60

Память        Социальные

Связи

Наш анализ выявил недостаточно высокую готовность детей к школе. Готовы лишь 35%, не готовы — 9%, остальные дети — условно готовы и имеют различные проблемы. Из диаграммы № 3 видно, что у детей также имеются проблемы в развитии наглядно-образного и логического мышления, внимания и памяти. Недоста­точно представлена и мотивационная сфера. Отклонения в разви­тии обусловлены влиянием неблагоприятных биологических и со­циальных факторов. Определяя уровень психического развития

Диаграмма № 4а. Развитие и

3. Развитие такого социального показателя, как речь, также имеет связь с биологическим анамнезом. (Диаграмма № 5.) Динамика та­кого важного показателя, как активная речь в периоде становления, связана с тем, как протекала беременность и роды у мамы. Явления токсикоза беременности, обвитие пуповины при родах, диагноз не­вропатолога при рождении ребенка имели определенную связь с ре­чевым развитием.

4. Длительность грудного вскармливания, предполагающего необходимый интимный эмоциональный контакт ребенка с ма­терью, также необходима для здоровья и развития ребенка (многие дети вскармливаются до 3-х месяцев, наиболее эффективный срок вскармливания - 9-12 месяцев. Дети, вскармливаемые грудным


молоком после 12 месяцев, имеют аффективную привязанность к матери, проблемы адаптации к ДОУ). (Таблица № 1.)

Немаловажное значение имеет социальный анамнез в развитии ребенка, формировании его личности.

Таблица № 1. Зависимость развития и поведения детей раннего,

Ранг

Длительность вскармливания

Кол-во детей

%

Развитие в N

Поведение в N

 

Кол-во детей % Кол-во детей % 1 IV До 3-х мес. 18 45 5 29 4 26 2 III 4-6 мес. 7 19 2 30 4 57 3 1 7-12 мес. 8 20 5 63 6 70 4 II 12 мес. -1 год 5 мес. 4 10 2 50 9 50 (Не контактен, тяжелая адаптация) 5   Не кормился грудью 1 2 1     (Тяжелая адаптация, часто болеющий) 6 V До 2-х недель 2 4        

 


6


7


Довольно часто в условиях семьи либо не создаются оптимальные условия для развития ребенка, либо наблюдается форсирование темпов развития, в результате чего ребенок лишается тех основ, ко­торые формируются в раннем детстве, и родители не приходят к же­лаемым результатам. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряют­ся неповторимые возможности, присущие детям раннего возраста. Ребенок развивается по своей программе.

Особого внимания заслуживают дети, имеющие недостаточную готовность к школе. Готовность к школе определяется рядом факто­ров:

1. Физиологическая готовность (уровень развития основных функ­циональных систем организма ребенка и состояние его здоровья);

2. Социальная готовность (к новым формам общения, новому от­ношению к окружающим и себе);

3. Психологическая готовность (личностио-мотивационная и во­левая сфера). При этом дети должны иметь элементарную систему знаний, определенный уровень развития мышления, речи, внима­ния, памяти; формирование учебно-важных качеств;

4. Эмоциональная готовность — умение регулировать импульсив­ность реакций, развитие эмоционально-коммуникативных умений.

У детей появляется стремление к новому социальному положе­нию школьника, которое известный психолог А.И. Божович называет «внутренняя позиция школьника», когда социальные мотивы связаны с учебной деятельностью и познавательными ин­тересами.

Нужно ли учить ребенка до школы? Л.С. Выготский писал, что ребенок может усвоить новую программу, если она «по природе своей, своим интересам, уровню мышления... является его соб­ственной программой». Ребенок еще всему должен «научиться учиться».

Однако часто в семье, да и в дошкольных учреждениях лепится маленький школьник. Дети лишаются игрf^i, общения с близкими и сверстниками, появляется тревога, негативизм, агрессия.

В большой степени готовность к школе зависит от уровня мотива­ции, которая должна постоянно формироваться.

Какие же уровни мотивации могут быть?

1. Социальная мотивация (потому что учиться идут все, учиться важно). Учатся хорошо, следуют инструкции, не ищут новых спосо­бов решения задач.


 

2. Учебно-познавательная мотивация (высокая учебная актив­ность, связанная с интересами ребенка). Учатся неровно, не любят упражнений.

3. Оценочная мотивация (получать пятерки - ориентировка на учителя, очень от него зависят. Но и учатся себя оценивать. Мало собственного творческого начала).

4. Ориентировка на внешние данные (портфель, костюм, пенал). Не готовы к учебной деятельности. Повторяют слова мамы «не быть дворником».

5. Игровая мотивация — в школе играют (берут с собой игрушки). Не адекватны учебной деятельности.

Мотив должен формироваться через игру «в школу», книги, эк­скурсии в школьный класс, беседы и др. методы. Говоря о социаль­ ной адаптации, важно, как дети оценивают себя и окружающих.

• Дети с завышенной самооценкой в результате бедного опыта общения с окружающими в школе часто терпят крах, т. к. видят свою несостоятельность (дома их захвалили, они были кумирами в семье).

• Дети с заниженной самооценкой испытывают страх перед школой (например, девочка, которая не хотела идти в школу, моти­вируя тем, что «Я не знаю ответов»). Такие дети требуют особого внимания: поощрения, создания условий для обеспечения успеш­ной деятельности.

Исследования гигиенистов, говоря об интеллектуальной готовно­сти, обращают внимание на постепенное формирование учебно-воле­ вых качеств, которые состоят из пяти блоков*:

1. Личностно-мотивационный (желание учиться).

2. Принятие учебной задачи (желание, интерес, произвольное внимание, память, уровень умственного развития).

3. Представление о содержании деятельности и способах решения задач.

4. Работающий информационный блок (восприятие, переработ­ка, сохранение информации).

5. Управление деятельностью (планирование, контроль, оценка своей деятельности).

Кроме того, нужно помнить, что готовность к школе совпадает с переходом ребенка на новый этап развития - критический

* Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готов­ность ребенка к школе. — М.: 2001.


 


8


9


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОД 6 МЕСЯЦЕВ - 2 ГОДА

В этом возрастном периоде отмечаются 2 этапа в развитии речи детей: 1-й этап — от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев; 2-й этап -от 1 года 8—9 месяцев до 2 лет.

П / п

Возраст ребенка

1.3 1.6 1.9 2.0

1 2 3 4 5

Момент сильной заинтересованности

Во время игры

При общении со взрослым

При общении с другим ребенком

Проявление познавательных потребностей в различных

ситуациях (задает вопросы)

     

 

 

   
     

 

  •->■
   

Поводы обращений к взрослому довольно разнообразны — это и просьба в чем-то помочь, и жалобы, и выражение своих желаний, просьба вместе поиграть. Например, Сережа (1 год 11 месяцев), об­ращаясь к воспитателю, говорит: «Тетя, не достану кубики»; видя, как радуется в группе девочка, отмечает: «Аленка смеется». Вспом­нив о маме, Света (1 год 9 месяцев), обращаясь к воспитателю, го­ворит: «На работе мама». Тимур (1 год 7 месяцев), увидев разбитую чашку и показывая на нее и сломанную машину, обобщает: «Эта тоже». Глеб (2 года), играя с воспитателем, несет ему сумочку с ку­биками и сообщает: «Магазин ходил».

6. Дети этого возраста не только понимают несложный, хорошо знакомый детям сюжет, изображенный на картинке, но и умеют при этом ответить на некоторые вопросы взрослого.


 


28


29


При первичном знакомстве с картинкой хорошо дать возмож­ность детям сначала разглядеть ее, поддержать их высказывания, а затем взрослому рассказать о том, что изображено на картинке. Своими вопросами воспитатель выявляет, как дети поняли собы­тия, изображенные на картине.

7. Большое значение имеет появление у детей этого возраста пер­вых вопросов типа: «А это?» или «Что это?», отражающих яркую ориентировочную реакцию на все окружающее, особенно новое раз­витие мышления. Однако следует отметить, что эти вопросы возни­кают у детей, воспитывающихся в ДОУ, довольно поздно -в 1 год 9 месяцев — 1 год 10 месяцев. Вероятно, это связано с недо­статочным получением детьми информации, а также и малой актив­ностью взрослых, побуждающих детей к возникновению вопросов.

Одной из важнейших задач развития активной речи является уме­ние пользоваться словом, фразой. Нужно хорошо помнить, что дети будут пользоваться речью, если в этом у них есть потребность, есть желание что-то сказать. Они общаются с теми взрослыми, которые им близки, с которыми имеется частый эмоциональный контакт. Ра­звитие активной речи довольно часто задерживается как в семье, так и в детских учреждениях. Возникает это в результате того, что у детей не вызывается потребность говорить. Так, например, в семье, где воспитывается один ребенок, взрослые больше говорят сами, не требуя от него ответных речевых реакций; он и не затрудняет себя что-то сказать, попросить словом; незначительный его жест быстро понимается окружающими, и ребенок получает желаемое.

А что бывает в детских учреждениях? Проведенные нами спе­циальные наблюдения за воспитателями показали, что они много общаются с детьми, говорят с ними, но ни одно предложение воспитателя не было направлено на то, чтобы вызвать активную речь ребенка: «Сережа, построй дом», «Валя, положи куклу спать» и т. д. Все поручения были направлены на понимание речи, и дети выполняли их молча. Поэтому совершенно необходимо в работе с детьми поддерживать в них любое обращение, переводя его постепенно в речевое, оформляя его словом. Различными метода­ми на занятиях, в игре следует вызывать активную речь. Особенно действен прием неожиданного появления предмета или его изображения, который непроизвольно вызывает у ребенка слово, эмоциональные возгласы. В дальнейшем следует давать для произ­несения образцы фраз.

Если ребенок, еще не умеющий говорить, протягивает руку, пока­зывая, что он что-то хочет, нужно за него оформить словом прось­бу: «Тебе матрешку дать?» - и предложить простой образец: «Ска­жи - дай», «дай матрешку». К концу второго года можно ребенку и без образца фразы предложить сказать что-то. Если же ребенок все-таки молча, жестом выражает свою просьбу, можно сделать вид, что вы его не понимаете. Например, ребенок подошел к воспитателю, протягивает ногу и всем видом показывает, что ему нужно ботинок завязать. Не следует сразу выполнять его просьбу, а сказать: «Тебе что нужно, ты скажи, а то я тебя не понимаю». И только при затруд­нении можно дать для подражания образец фразы, т. е. побудить ребенка выразить хотя бы очень примитивно его просьбу. Наряду с частным речевым общением с детьми в самостоятельной деятель­ности необходимы и специальные занятия по развитию речи: спе­циальные показы с называнием предметов типа «Чудесного мешоч­ка», наблюдение окружающего в сопровождении речи взрослого, показ картинок с изображением знакомых предметов, действий, не­сложных сюжетов, рассказывание без показа и др.

Итак, речь детей становится постепенно коммуникативным сред­ством общения с окружающими; они используют речь в различных ситуациях, употребляя разные части речи, предложения, носящие повествовательный, вопросительный характер. Усиливается регули­рующая функция речи. Вопросы детей и речь в игре отражают раз­витие их мышления.

 

II. Культура мышления

  1. Мышление     1. Узнавание названий предметов 1.1- 1.6   Узнавание названий предметов в сочетании с предметом     • контрастным;     • близким по одному, двум признакам (цвет, величина);     • близким по нескольким признакам (цвет, величина,     форма).     2. Обобщение предметов 1.6-3.0   Обобщение предметов в понимаемой речи.     Обобщение предмета и его изображения.     Обобщение предметов в активной речи ребенка.     Обобщение качеств предметов (Что сладкое? Что холод- 2.6--3.0   ное?) и по функциональным признакам (Что плавает?     Что летает?).     3. Показы с использованием в игре воображаемых 1.9--3.0   предметов, предметов-заместителей.     2. Речь и речевое общение     Картинки   1-й Узнавание. Одна картинка. Две картинки. 1.1 -- 1.3 2-й Обобщение предметов. Несколько картинок — узнавание предметов, обобщение 1.3- -1.6 3-й Действия предмета. Две картинки - разные предметы, разные действия. Две картинки - разные предметы, одинаковые действия. Две картинки - одинаковые предметы, действия разные (узнавание предметов). 1.6- - 1.9 4-й Сюжет.     Сюжетные картинки - узнавание, называние простых 1.9--2.0   сюжетов.   5-й Сюжетные картинки (усложнение): несколько действий.     Ответы на вопросы воспитателя. Рассказ по образцу. 2.0- -2.6 6-й Чтение сказки с показом картинки (узнавание персонажей). Показ воспитателем предметов и действий с ними с привлечением детей к участию в игре 2.6- -3.0 1-й Показ простых сюжетов. 1.6- -2.0 2-й Настольный театр. Кукольный, теневой театры. Наблюдения, экскурсии 2.0- -3.0 1-й Экскурсия по группе. 1.3- - 1.6 2-й Выполнение поручений — «Положи туда-то, сделай то-то». 1.6-2.0 3-й Наблюдения за животными (детенышами). Наблюдения за игрой старших детей. 2.0--3.0 4-й Экскурсия за пределы участка и по участку. 2.6--3.0

 

  Наблюдения за работой людей разных профессий 2.6-3.0
  (шофер, повар, медсестра).  
  Дидактические игры  
  Развитие речи  
  «Чудесный мешочек». 1.3- 1.6
  «Мелочь».  
  «Выполнение поручений». 1.6-2.0
  «Подбор предмета к картинке».  
  «Для чего нужен предмет». 2.6-2.9
  «Найди пару».  
  «Кому что нужно». 2.9-3.0
  «Загадки о предметах».  
  «Что летает — что плавает?» 3.0
  «Что сладкое, белое, зеленое?»  
  Рассказывание без показа (восприятие со слов)  
1-й Краткие рассказы о многократно виденном детьми. 1.9-2.0
2-й Рассказы более содержательные. 2.0- 2.6
3-й Рассказы, сказки о том, с чем дети не встречались и чего не было в собственном опыте ребенка, но действующие лица знакомы (Курочка Ряба, Репка). 3. Конструирование 2.6-3.0
1-й Постройка башни, машины, дорожки. 1.1 - 1.3
2-й Постройка забора. 1.3- 1.6
3-й Постройка перекрытия, скамейки, ворот. 1.6- 1.9
4-й Постройка кроватки, стола, стула (конструирование по замыслу). 1,9-2.0
5-й Постройка дома, гаража (конструирование по замыслу) 2.0-3.0
 

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

1. Ориентировка в величине

Занятия с матрешками

Первый этап (от I года I месяца до I года 3 месяцев)*.

Занятие с двумя матрешками.

Цель занятия. Развивать умение ориентироваться в двух кон­трастных величинах; формировать целенаправленные действия де­тей второго года жизни с матрешкой (открывать, закрывать, выни­мать, вкладывать).

Материал. Матрешка с одним нераскрываюшимся вкладышем (контрастной величины с разницей примерно 3 см).

Методические приемы. Воспитатель вначале показывает, как открывается, вынимается, вкладывается, закрывается матрешка, сопровождая действия словом. Обращает внимание на величину матрешек, по-разному эмоционально окрашивая голос на словах «большая», «маленькая». При обучении использует кинестетиче­ский метод, т. е. действует рукой ребенка.

Второй этап (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Занятие с двумя матрешками. Обе матрешки раскрываются.

Цель и методические приемы. Те же, что и на первом занятии. Кроме того, воспитатель учит детей правильно ставить головку ма­трешки около основания или сзади него, последовательно закры­вать сначала матрешку маленькую, потом большую. Торопиться сделать это за ребенка не следует; надо дать ему возможность самому справиться с заданием.

* Возрастной период может не совпадать с указанным этапом, в связи с ин­дивидуальным темпом развития ребенка.


 


42


43


Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев).

Занятия с тремя матрешками.

Цель занятия. Ориентировка в трех контрастных величинах предметов (разница примерно 3 см); целенаправленные действия с матрешкой.

Материал. Три матрешки. Две матрешки раскрываются, третья нет.

Методические приемы. Воспитатель пользуется в основном методом показа, сопровождая его словом. Если дети легко справ­ляются с заданием, его можно усложнить за счет того, что голов­ки матрешек надо ставить не у их основания, а иначе: около мень­шего основания большую, а маленькую возле большого осно­вания. В этой ситуации ребенок должен правильно ориентироваться.

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Занятия с 3 матрешками. Все матрешки раскрываются.

Пятый этап (от 2 лет до 2 лет 6 месяцев).

Занятия с 4-5 матрешками. Все матрешки раскрываются.

Шестой этап (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет).

Занятия с 6 матрешками. Все матрешки раскрываются.

Цель и методические приемы те же, однако, задача, ставяща­яся перед ребенком, усложняется.

Занятия с пирамидкой

Первый этап (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятия с пирамидкой (4—5 колец), все кольца одного размера.

Цель занятия. Развивать координацию рук; совершенствовать целенаправленные действия с пирамидкой.

Материал. Пирамидка из 4-5 колец одинаковой величины.

Методические приемы. Показ, сопровождаемый словом, исполь­зование кинестетического метода (воспитатель рукой ребенка про­водит по поверхности пирамидки, показывая, какая она ровная, гладкая).


Второй этап (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Занятие с пирамидкой (4 кольца), кольца двух контрастных ве­личин.

Материал. Пирамидка из 4 колец двух контрастных величин (2 кольца больших и 2 поменьше).

Методические приемы. Воспитатель интонацией подчеркивает разницу в величине колец: «маленькое кольцо», «большое кольцо». Надев сначала большие кольца, затем маленькие, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, какая теперь она неровная.

Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев).

Занятие с пирамидкой (6 колец), кольца трех контрастных величин.

Цель занятия. Развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материал. Пирамидка из 6 колец, из них 2 кольца больших, 2 средних и 2 маленьких.

Методические приемы. Те же, что и на предыдущем занятии. Воспитатель вводит новое понятие — «поменьше», называя так среднее кольцо (большое, поменьше, маленькое).

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Занятие с пирамидкой, состоящей из 4-5 колец, чередующихся по размеру через одно кольцо.

Материал. Пирамидка из 4—5 колец.

Методические приемы. Пирамидка собирается из большой, состоящей из 8—10 колец. Для детей этого возраста такую пирамид­ку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

Пятый этап (от 2 лет до 2 лет 6 месяцев).

Занятие с пирамидкой, состоящей из 6-8 колец, чередующихся по размеру.

Шестой этап (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет).

Занятие с пирамидками разной формы, состоящими из 7—8 ко­лец.


 


44


45


2. Умение ориентироваться в форме предметов

Первый этап (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятие по развитию ориентировки детей в двух контрастных формах предметов (шар-куб).

Цель занятия. Подбор предметов по образцу.

Материал. Три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы. Воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы, отличив их от другой, контраст­ной; показывает, как прокатить шарик по доске, желобку. Затем просит детей сделать это с другими шариками. После этого показы­вает, как из кубиков сделать башенку. Оставляя один кубик как об­разец, предлагает вызванному ребенку найти в материале такие же и самому построить башню.

Второй этап (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Упражнение детей в соотнесении формы предмета с формой отверстия.

Методические приемы. На верхней крышке ящика вырезают две знакомые формы предметов - круг, квадрат или треугольник и прямоугольник, которые точно соответствуют размерам шара, куба, кирпичика, призмы. Предметы и отверстия должны быть для них одного размера! Шар не должен входить в квадрат, а куб в круг, толь­ко при этом условии ребенок сможет проверить правильность вы­полнения своих действий.

Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев).

В работе используются коробки разных форм (четырехугольная, круглая, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы. Организуется игра. Воспитатель, дер­жа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание (повторяется 2—3 раза). В играх с ко­робками разной формы детям предлагается подобрать крышку к ко­робке.


Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Занятие по развитию у ребенка ориентировки в предметах, близ­ких по форме.

Цель занятия. Подбор предметов, близких по форме.

Материал. Шар, яичко, матрешки, грибочки, флажки разной формы и др.

Методические приемы. Подобрать предметы по образцу, отличая от других, близких по форме (шар - яичко.)

Пятый этап (от 2 лет до 2 лет 6 месяцев).

Соотнесение геометрических фигур с картинками к плоскостным.

Цель. Упражнение детей в соотнесении плоскостных фигур.

Материал. Картинки с аппликациями (рисунками) фигур, отра­жающие знакомые формы предметов и соответствующие им вырезки. Например, елочка, состоящая из зеленых треугольников, и соответ­ствующего размера треугольники; неваляшка, состоящая из двух красных кругов (большого и маленького), и соответствующие ей круги такого же размера и цвета; домик, состоящий из четырехуголь­ника и треугольника (крыша), и соответствующие им вырезанные формы.

Методические приемы. Основной метод — показ, сопровожда­емый словом. Воспитатель соотносит в картинке нужные формы предметов, составляя их целиком, затем предлагает это сделать де­тям на других картинках.

Шестой этап (2 года 6 месяцев - 3 года).

Цель. Уточнение представлений о предмете.

Материал. Шарик, карандаш, ложка, грибок, тарелка.

Методические приемы. Показывая предметы, воспитатель рас­сказывает об их свойствах: мягкий, круглый, гладкий и т. д. Затем предлагает найти предметы на ощупь в мешочке. Если дети справля­ются с материалом, можно усложнить задание, положив в мешочек предметы, близкие по форме (грибок и матрешку).

Седьмой этап (2 года 6 месяцев - 3 года).

Складывание разрезных картинок из двух половинок, трех частей. Цель. Формирование из двух-трех частей изображение целого предмета. Материал. Картинки ведра, машины, чайника, мячика.


 


46


47


Методические приемы. Ребенку показывают образец с изобра­жением целого предмета и двух, трех его половинок. Предлагается составить целый предмет. В дальнейшем можно провести занятие без показа образца.

3. Ориентировка в цвете

Первый этап (1 год 9 месяцев - 2 года).

Дидактическая игра «Оденем куклу».

Цель. Подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Материал. Кукла, варежки (носки, ботинки) красного и синего цветов.

Методические приемы. Воспитатель предлагает детям одеть кукле ботиночки. Ставит перед детьми 4 ботиночка (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ножку ботиночек красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с зада­нием, игру повторяют, используя ботиночки синего цвета. Также можно подобрать и другие парные предметы двух контрастных цве­тов (желтый — зеленый).

Второй этап (2 года - 2 года 6 месяцев).

Цель. Подбор к образцу разнообразных предметов.

Материал. Дощечки разного цвета (красного, синего, зеленого, желтого), картинки с изображением предметов такого же цвета.

Методические приемы. Детям раздаются дощечки разного цвета. Воспитатель показывает изображение картинки определен­ного цвета. Предлагает детям найти дощечку такого же цвета и по­ложить на нее картинку. Можно усложнить задание: предложить подобрать дощечку к картинке белого цвета (дощечки такого цвета у ребенка нет). Если ребенок справляется с заданием, предложить подобрать предмет определенного цвета к слову взрослого.

Третий этап (2 года 6 месяцев — 3 года).

Цель. Называние предметов разного цвета.

Материал. Предметы 4—6 цветов (красного, желтого, черного, коричневого, синего, зеленого).

Методические приемы. Детям предлагается назвать предмет и его цвет.


РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Занятия с картинками

Первый этап (1 год 1 месяц - 1 год 3 месяца).

Узнавание.

Занятие 1 (с одной картинкой).

Цель. Развитие умения узнавать изображения по слову взросло­го; вызывать у детей эмоциональные возгласы («ай», «а-а-а» и др.); подражать облегченным словам.

Материал. Картинки с изображением хорошо знакомых пред­метов на контрастном фоне, размером 14 х 10 см.

Методические приемы. Воспитатель внезапно показывает кар­тинку. При этом у детей вызывает ориентировочную реакцию. Убе­дившись, что малыши смотрят на картинку, эмоционально называ­ет изображенный на ней предмет, произнося слова четко, правиль­но («собачка») и облегченно («ав-ав»). Поскольку внимание ребенка второго года жизни еще неустойчиво, воспитатель, не ожи­дая, когда отвлечется малыш от картинки, прячет ее со словами: «Ай, нет!» Когда у ребенка вновь появится интерес к изображению, педагог достает ее и называет то, что на ней нарисовано, учит малы­ша пальчиком показывать изображение, затем снова прячет.

Занятие 2 (с двумя картинками).

Цель. По слову взрослого узнавать изображения на двух картин­ках. К знакомой картинке воспитатель добавляет новую, отличаю­щуюся по внешнему виду и названию. Например, к изображению собачки добавляется картинка, на которой нарисована машина. Рисунки должны быть идентичны по силе воздействия на малыша.

Методические приемы. Те же, что и в занятии с одной картин­кой. При этом вначале показывают знакомую картинку, затем новую. В заключение занятия показывают одновременно две картинки.

Следует помнить, что ребенку второго года жизни сложно одно­временно выполнять словесную инструкцию взрослого («Где собач­ка?») и зрительно воспринимать сразу две картинки. Дети часто не слышат вопроса, рассматривают картинки и выбирают ту, которая привлекла их внимание. Поэтому, прежде чем показать картинку,


 


48


49


надо вопросом «Где собачка?» направить восприятие ребенка и лишь после этого показывать картинки. Затем их спрятать, поме­нять местами и вновь показать.

С детьми от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев проводят занятия, показывая несколько картинок. Цели их усложняются: теперь ребе­нок по слову взрослого должен узнать изображения нескольких предметов (куклы, петушка, кошки, медведя), но хорошо знакомым ему по игрушкам, из окружающей жизни. К 1 году 6 месяцам на та­ком занятии можно использовать 5-6 картинок.

Второй этап (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Обобщение предметов. Формирование умения дифференцировать (различать) изображения предметов, близких по своим внешним признакам, обобщать по слову взрослого однородные предметы.

Цель. Помимо закрепления умения узнавать облегченные слова и подражать им, у ребенка формируют умение различать сложные и обобщать однородные предметы.

Методические приемы. В работе используют изображения двух однородных предметов, внешне различных, на фоне третьего, контрастного. Например, собачка белая и собачка черная показы­ваются на фоне изображения машины или куклы или на двух кар­тинках нарисованы легковая и грузовая машины, на третьей - кош­ка. Усложнением задания на этом занятии может быть подбор двух картинок, внешне сходных с третьей. Например, белая и черная со­бачки, кошка белая.

На занятии с несколькими картинками детям предлагают не толь­ко их рассматривать, но и действовать с ними. Для этого воспита­тель использует соответствующие слова: «возьми», «покажи пальчи­ком», «дай», «спрячь», «найди». Картинки меняет местами, с тем чтобы ребенок отыскал их в разных местах:

а) разные предметы и действия;

б) разные предметы — одно действие;

в) один предмет - разные действия.

Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев). Узнавание изображений, называние действий.

Цель. Закреплять умение узнавать изображения знакомых пред­метов и действий с ними; называть знакомые предметы и действия облегченными и правильными словами.


Методические приемы. Воспитатель сначала использует кар­тинки, на которых нарисована кукла и собачка, производящие разные действия. Например, кукла спит, собачка ест. Воспитатель спрашивает: «Где кукла спит?» Затем показывает сразу две картин­ки. Дети их рассматривают. После этого взрослый прячет картин­ки, меняя их местами, и задает вопрос: «А где собачка ест?» И вновь показывает картинки. Далее воспитатель показывает ре­бенку по одной картинке и спрашивает: «Кто это? Что делает?» Так детей упражняют в умении узнавать действия.

Для формирования у малышей умения о

Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.