Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства

2019-11-11 160
Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ свидетельствует об остроте образовавшихся и накопившихся

проблем в сфере ЖКХ, которые требуют срочного разрешения.

Одним из способов разрешения этих проблем явилось реформирование

этого сектора экономики. Важнейшим документом в этом направлении стала

Концепция реформы ЖКХ, утвержденная Указом Президента Российской

Федерации от 28 апреля 1997 г. №425. Концепция свела воедино основные

направления реформы в жилищном и коммунальном секторах, разработанные в

1991 – 1996 гг. и закрепленные в целом ряде нормативных актов, определила

основные системные связи, по-новому расставила акценты дальнейших

преобразований.

Основные направления реформы:

– совершенствование механизма контроля за стоимостью жилищно-

коммунальных услуг;

– снижение стоимости предоставления услуг;

– преобразование системы управления жилищным сектором;

– усиление и совершенствование системы социальной защиты;

– минимизация процессов дотирования ЖКХ из бюджетов различных

уровней;

– опережающий вывод на самоокупаемость тех услуг, где возможно

определение цены на конкурентном рынке.

В ходе реализации Концепции были приняты важнейшие нормативно-

правовые документы.

Программа демонополизации жилищно-коммунального хозяйства была

утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №1613 в

декабре 1997 г. При этом мероприятия по технологическому и финансовому

83

аудиту и экспертизе тарифов, что является одним из ключевых направлений

Программы, во многих городах начались уже с середины 1997 г.

Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральных

стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг»

от 26 мая 1997 г. №621 установило для региональных и местных

администраций достаточно четкие ориентиры для определения эффективных

затрат на жилищно-коммунальные услуги и источников их финансирования.

Методика определения федеральных стандартов перехода на новую

систему оплаты жилья и коммунальных услуг, а также величины трансфертов с

учетом соблюдения в субъектах Российской Федерации федеральных

стандартов и тарифов, утверждаемых Федеральной энергетической комиссией

Российской Федерации.

Последний документ установил механизм экономического сти-

мулирования регионов в проведении реформы через использование системы

федеральных трансфертов: расходы сверх федеральных стандартов теперь не

признаются обоснованными и могут служить основанием для уменьшения

размера трансферта описанной в методике процедуры.

Таким образом, к середине 1997 г. были сформулированы новые подходы в

стратегии преобразования в ЖКХ.

В этот период были ужесточены нормативные требования к теплозащите

ограждающих конструкций вновь строящегося жилья и устройству

дополнительного утепления эксплуатируемых жилых домов.

Совершенствуются системы отопления и вентиляции жилых зданий,

обеспечивающие автоматизированный контроль за потреблением и

регулированием подачи энергоносителей.

Согласно новым требованиям Санитарных правил и норм, все жилые и

общественные здания, подвергаемые реконструкции или капитальному

ремонту, должны быть утеплены, а их системы отопления и горячего

84

водоснабжения оснащены приборами регулирования, контроля и учета

потребления ресурсов.

Целью нового этапа реформы был переход на новую систему оплаты

жилья и коммунальных услуг, предусматривающий снижение объема

бюджетных дотаций в ЖКХ при условии обязательного предоставления

жилищных субсидий малоимущим гражданам.

Основным инструментом координации региональных стратегий

преобразования ЖКХ, а также экономического стимулирования проведения

преобразований в жилищно-коммунальном секторе, стали федеральные

стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

Основные причины, вызвавшие необходимость пересмотра принципов

предоставления средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов

Российской Федерации (ФФПР):

– ограниченность возможных мер влияния федеральных органов власти

на ход и основные параметры реформы ЖКХ, поскольку в соответствии с

законодательством основные полномочия в этой сфере находятся в ведении

субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

– необходимость повышения экономической эффективности ис-

пользования этих средств и справедливости их распределения.

С введением федеральных стандартов в основу новой концепции

распределения федеральных трансфертов между регионами с учетом

проведения реформы ЖКХ положены два основных принципа.

Признание права субъектов Российской Федерации и муниципальных

образований в регионах устанавливать в пределах их компетенции основные

параметры реформы ЖКХ, включая параметры перехода на новую систему

оплаты жилья и коммунальных услуг.

Учет при распределении федеральных трансфертов между регионами

обоснованных потребностей в бюджетных расходах на ЖКХ, определяемых на

основе установленных федеральных стандартов, в результате чего

85

уменьшаются расчетные размеры трансфертов с учетом дополнительных

бюджетных расходов субъектов Федерации, возникающих в результате

отклонения от установленных федеральных стандартов; не допускается

уменьшение размеров трансфертов для субъектов Федерации, снижающих бюд-

жетные расходы на ЖКХ в ходе проведения его реформы.

Федеральный стандарт предельной стоимости предоставления жилищно-

коммунальных услуг (ЖКУ), дифференцированный по экономическим районам

России (с выделением районов Крайнего Севера и приравненных к ним

местностей), рассчитывался из средней сложившейся по экономическим

регионам величины. При этом анализ показывал существенную

дифференциацию фактической стоимости жилищно-коммунальных услуг

внутри экономических районов.

Данный стандарт является ключевым и стимулирует проведение реформы

ЖКХ в направлении снижения общих ресурсов на жилищно-коммунальные

услуги через демонополизацию деятельности, развитие конкуренции,

внедрение ресурсосберегающих технологий, усиление контроля за

естественными и локальными монополиями. В этом отношении анализ

демонстрирует большие возможности регионов.

С 1997 г. Госстрой России совместно с Госкомстатом России

осуществляют мониторинг в субъектах Российской Федерации федеральных

стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг:

– стандарта социальной нормы площади жилья;

– уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание

и ремонт жилья, а также коммунальные услуги;

– максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилья и

коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя из социальной

нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг;

– стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м

общей площади жилья в месяц.

86

Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья. Установленные

данным стандартом 18 м2 общей площади жилья на одного члена семьи,

состоящей из трех и более человек, 42 м2 – на семью из двух человек и 33 м2 –

на одиноко проживающих, остаются неизменными на весь период

реформирования.

В то же время по территории Российской Федерации, согласно

региональным стандартам, эта норма составляет от 13,1 до 27 м2 на человека

при среднероссийской обеспеченности жильем 18,3 м2.

Федеральный стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню

затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги. В 1999 г.

средний по России уровень оплаты ЖКУ населением составил 60,4% при

установленных федеральным стандартом 60%.

В 21 регионе уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг

был реализован выше установленного федерального стандарта (например, в

Архангельской области – 70%, Владимирской – 62%, Брянской – 60%,

Курганской – 59,9%, Томской – 61,1%, Республике Дагестан – 68,3%) при

практически неизменной абсолютной величине платежей для населения за счет

комплекса мероприятий реформирования.

Однако в ряде регионов уровень платежей граждан за предоставляемые

ЖКУ составил около 50% их стоимости (Алтай, Мордовия, Тульская,

Псковская, Пензенская области и др.).

Федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных

расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном

семейном доходе, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов

потребления коммунальных услуг. В среднем по Российской Федерации

установленная максимально допустимая доля собственных расходов граждан

на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в

1999 г. не превысила 16 %.

87

Реально сложившаяся максимальная доля расходов граждан на оплату

жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе за счет

предоставления льгот и субсидий составила 7,3%, что, практически, вдвое ниже

установленного предела.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.