Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова: развитие эмпирического сознания и мышления. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова: развитие эмпирического сознания и мышления.

2019-11-11 470
Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова: развитие эмпирического сознания и мышления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная идея: интенсивное общее развитие школьников, которое выражается в появлении психических новообразований, не заданных напрямую обучением. Общее развитие есть появление новообразований во всех сферах психики ребенка: уме, воле, чувствах, когда каждое новообразование становится плодом их взаимодействия. Развитие мыслительной деятельности предполагает классификацию предметов и понятий, анализ условий задач и заданий, формулировку выводов. Формирование обобщений ориентируется как на индуктивный, так и на дедуктивный путь в зависимости от характера раскрываемых знаний. Знания, умения и навыки рассматриваются здесь средство организации этого процесса. Богатое содержание начального образования дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.

Основные принципы этой системы:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) ведущая роль теоретических знаний;

3) продвижение вперед быстрым темпом;

4) сознательное участие школьников в учебном процессе;

5) систематическая работа над развитием всех учащихся;

6) включение в процесс обучения эмоциональной сферы.

Ограничения в использовании:

- неподготовленность учителя;

- отсутствие учебно-методической базы.

Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: развитие теоретического сознания и мышления, способов умственных действий (СУД).

Основная идея: формирование учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии.
Основным критерием умственного развития ребенка является наличие правильно организованной учебной деятельности с ее компонентами – постановкой задачи, выбором средств, самоконтролем и самопроверкой. Для этого необходимо систематическое решение учебных задач. Первоначально младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно в ходе дискуссии, постепенно эту деятельность начинает осуществлять каждый самостоятельно.

Значимыми в этой системе обучения являются не столько знания, сколько способы умственных действий, которые достигаются при воспроизводстве логики научного познания в учебной деятельности учащихся. Ребенок рассматривается здесь как с амоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.

Основные принципы этой системы:

1) дедукция на основе содержательного обобщения;

2) содержательный анализ;

3) содержательное абстрагирование;

4) теоретическое содержательное обобщение;

5) восхождение от абстрактного к конкретному;

6) содержательная рефлексия.

Ограничения в использовании: для применения этой системы обучения необходимы специально подго товленные учителя, готовые работать в постоянном эксперименте; нетрадиционные учебники.

Содержание образования определяется следующими документами: учебными планами, учебными программами, учебниками, пособиями. Они направлены на выполнение тех задач, которые ставит перед школой государство.

Учебный план - это государственный нормативный документ, который определяет:

- Продолжительность учебного года для различных классов;

- Перечень учебных предметов;

- Распределение их обучения по расписанию;

- Количество часов в неделю, выделенных для каждого предмета в отдельном классе;

- Максимально обязательное недельное учебная нагрузка для учащихся, включая количество учебных часов, отводимых на обязательные предметы по выбору.

Разработка учебного плана привела к необходимости создания государственного стандарта общего среднего образования как четко очерченного объема содержания общего среднего образования и характеристики уровень его усвоения, задающий государственной норму образованности и гарантии государства по ее получения гражданами.

ПОСМОТРЕТЬ ФГОС

2. Консультирование родителей в связи с проблемами и сложностями в жизни ребенка.

Понятие психологической проблемы. Соотношение жалобы и психологической проблемы. Жалоба, проблема, запрос. Классификация проблем учащихся: поведенческие, эмоциональные и личностные, проблемы общения, неврологические, проблемы, связанные с умственным развитием.

Психологическая проблема (Линде Н.Д.) – это эмоциональная фиксация индивида на достижении некоторой недостижимой цели или преграде, блокирующей его активные действия.
Психологические проблемы сложно разделить на подвиды, так как любой внутренний конфликт, любая внутренняя запутанность имеет тенденцию к расширению: семейные проблемы очень быстро становятся личностными, личностные - душевными и т.д. Поскольку психологические проблемы тесно связаны с потребностями человека, то и классифицироват ь их (проблемы) легче по отношению к понятию "потребность".

1. Индивидные психологические проблемы. Проблемы, связанные с биологической сущностью человека: проблемы в сексуальной сфере, разного рода неконтролируемые страхи и тревожность, нарушения психологического здоровья, недовольство собственной внешностью, физическими данными, переживания по поводу утраченной молодости и т.п.
2. Субъектные психологические проблемы. Связанные с выполнением субъектом целенаправленной деятельности: недостаток воли, знаний, умений и навыков, недостаточный уровень интеллекта и иных способностей, запутанность в целях деятельности, нехватка энергии, иррациональность и т.п.
3. Личностные психологические проблемы. Проблемы, связанные с местом человека в обществе: нехватка статуса, комплекс неполноценности, сложности с имиджем, проблемы в отношениях с половым партнером, с детьми и другими членами семьи (семейные проблемы), коллегами, друзьями и врагами, проблемы в коллективе, ролевые проблемы и т.д.
4. Индивидуальностные проблемы. Проблемы, связанные с самореализацией и достижением долгосрочных целей: ощущение пустоты бытия, потеря смыслов привычной деятельности, переживания нехватки времени,, потеря самоуважения, внезапные кризисы (смерть близкого человека, утрата важного имущества), проблемы на работе и в бизнесе, в хобби и т.д.

Звеном решения диагностической задачи для консультанта является определение действительных психологических проблем клиента – идентификация проблемы.
Идентификация психологических проблем - процесс выяснения психологом того, какие психологические проблемы имеет человек, какие действительные причины и механизмы лежат в основе его психологических трудностей. Часто истинная сущность трудностей человека не совпадает с формулировкой, которую он дает в своей жалобе.

Жалоба, проблема, запрос

Жалоба - выражение неудовольствия по поводу чего-нибудь неприятного, страдания, боли.
Жалоба имеет сюжет и структуру. Сюжет жалобы — это последовательность изложения событий, жизненных коллизий, их содержание и взаимосвязь. Структура жалобы включает локус (субъектный и объектный) и самодиагноз. Субъектный локус характеризует того, на кого жалуется клиент, а объектный — на что именно он жалуется.
Жалоба имеет явное (то, что сообщается, декларируется, обсуждается) и скрытое содержание. Скрытое содержание не является вытесненным или подсознательным, а представляет собой недоговоренную информацию, которую для проведения дальнейшего консультирования необходимо актуализировать как существо жалобы. Далеко не всякая жалоба имеет скрытое содержание. Подтекст ее, в отличие от скрытого содержания, может быть вытесненным, неосознанным и требует специальной работы по достижению осознания.

Психологическая проблема - сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

На основе жалоб клиента консультант формулирует для себя предположительную психологическую проблему.

Психологические проблемы - это в первую очередь душевные проблемы, проблемы состояний. Однако к психологическим проблемам часто относят также личностные, социальные и семейные проблемы, проблемы отношений, если источник их видится как внутренний. Психологические проблемы бывают явными, скрытыми и глубинными.

Явные проблемы. лежащим "на поверхности" внутренним проблемам относятся страхи и отсутствие воли (нежелание напрягаться, лень), проблемы с самоконтролем, проблемы в общении и отношениях, зависимости и больные привязанности, ревность, психосоматика, депрессии.
Скрытые проблемы. За явными проблемами иногда лежат и их провоцируют другие, скрытые проблемы, как психологического, так и общежитейского характера.
Глубинные психологические проблемы. Глубинные проблемы - скрытые проблемы, о наличии которых эмпирических, достоверных фактов нет, но верить в которые психологи склонны или находят полезным. Классификация проблем учащихся:

1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);
2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);
3. Эмоциональные и личностные проблемы (тревожность, сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);
4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);
5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).


Запрос - то, что клиент хочет получить в результате консультирования, его задача, которую он должен сформулировать как цель.
К концу предварительной беседы с клиентом полезно подвести его к формулированию запроса.

Можно выделить следующие виды запросов клиента о психологической помощи:
- информационный запрос;
- запрос о помощи в обучении навыкам общения, взаимодействия, поведения в проблемных ситуациях;
- о содействии в анализе и интерпретации событий, поведения, особенностей личности; о помощи в выработке позиции в отношении проблемы;
- об эмоциональной и психологической поддержке;
- о содействии в анализе проблемы и принятии решения.

Все перечисленные виды запросов можно квалифицировать как адекватные. Вместе с тем консультанту в большинстве случаев приходится сталкиваться с неадекватными ожиданиями клиента.

Тогда запросы формулируются по типу манипулятивного запроса или запроса — перекладывания ответственности за решение проблемы на консультанта. Манипулятивный запрос состоит в просьбе клиента об оказании влияния на члена семьи и его изменении либо в интересах самого члена семьи («муж пьет — повлияйте на него, чтобы не пил»), либо в интересах клиента. В случае неадекватного запроса должна быть проведена работа по его переформулированию для заключения договора, или так называемого «психологического контракта», на проведение консультативной работы.

3. Представьте структуру психологического анализа воспитательного мероприятия (на примере анализа конспекта воспитательного мероприятия).

Открытое воспитательное мероприятие на тему: «Береги здоровье» см партфолио

1. Обоснование темы внеклассного мероприятия.
2. Цели и задачи проводимой работы.
3. Форма и место проведения.
4. Содержание и методика проведения.
5. Активность учащихся при подготовке и проведении мероприятия.
6. Общий эмоциональный фон проводимого мероприятия.
7. Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных учащихся.


Билет

Организация и методы психолого-педагогического исследования. Классификация методов исследования. Количественные и качественные методы исследования. Планирование эксперимента и выбор метода обработки данных. Применение статистических методов в психолого-педагогическом исследовании. Требования к методам научного исследования.

Результативность исследований во многом зависит от методов, которые будут использованы при проведении исследовательских работ. Однако при выборе того или иного метода исследования необходимо учитывать: - цели исследовательских работ;


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.