Психология в 19 – начале 20 вв — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Психология в 19 – начале 20 вв

2019-11-11 313
Психология в 19 – начале 20 вв 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Появляются метод логики (Дж. Милль), метод проб и ошибок (А. Бэн), метод генетического наблюдения (И. Сеченов), экспериментальный метод (В. Вундт). Появление дарвиновской теории эволюции повлекло за собой принятие идеи, что цель психического развития – адаптация к среде.

Психология в 20 – начале 21 вв

Возник ряд новых направлений в психологии: бихевиоризм (основоположник – Дж. Уотсон), изучение поведения экспериментальным путем; гештальтпсихология, психоанализ (основатель – З. Фрейд), основное внимание уделялось бессознательному.


Учение об общественно-исторической обусловленности человеческой психики

Концепция социально-исторической обусловленности психики человека выдвигает положение о том, что развитие детей обусловлено социально-историческими элементами воспитания, которые являются результатом того, где проживает общество.

Проблемой занимались такие ученые как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн.

По причине социально-исторической обусловленности психики, человек руководствуется не заданными шаблонами и установками, а сам создает себе программу поведения. Речь идет о способности человека к нравственному самосовершенствованию, самообразованию, самовоспитанию.

Психологическая наука и психологическая практика

Психо­логия имеет два основных подразделения:

1) научная психология (или психология как наука) и

2) пра­ктико-ориентированная психология (или психология как практика). Обе имеют один и тот же предмет — психоло­гические (психические) явления. Но в первом случае он выступает как предмет исследования (психология как наука), во втором — как материал для практического использования, воздействия и преобразования (психоло­гия как практика).

Наряду с практической психологией выделяют прикладную. Понятие прикладной психологии подчеркивает, что науч­ная психология прикладывается, применяется в практи­ческой деятельности.

Прикладная психология — это использование данных пси­хологической науки в различных сферах общественной практики. Она является практической психологией, поскольку используется в сфере практики.

2.) Современные концепции одаренности. Современные концепции одаренности. Проблема обучения одаренных детей. Диагностика одаренности. Проблема прогнозирования развития одаренной личности.

Наш соотечественник А. М. Матюшкин опубликовал собственную концепцию творческой одарённости, в которую включил комплекс интеллектуальных, творческих и мотивационных факторов. В эту концепцию Матюшкин включил 5-ь составляющих:

1. Доминирующая роль познавательной мотивации.

2. Исследовательская активность, выражающаяся в обнаружении новых проблем, новых знаний.

3. Возможность достижения оригинальных решений.

4. Возможность прогнозирования и предвосхищения.

5. Способность к созданию идеальных эталонов.

Концепция Богоявленской. Вводит понятие креативной активности личности. По её мнению, креативная активность присуща креативному типу личности с особой психической структурой.

Среди современных концепций одарённости одной из наиболее популярной является концепция Рензулли. Он считает, что одарённость – есть стечение, объединение 3-х характеристик:

1. Интеллектуальные способности, превышающие средний уровень.

2. Креативность.

3. Настойчивость, а именно, мотивация, ориентированная на задачу.

Джон Гилфорд указал на принципиальное отличие между 2-я типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией.

Конвергентное мышление (фокусирование в одном) актуализируется, если при решении задачи нужно найти единственно верное решение.

Дивергентное мышление - идёт в различных направлениях, допускает варьирование в решении. Оно всегда приводит не к единству решения, а к множественности результатов. Благодаря чему появляется необычность, оригинальность решения.

Гилфорд посчитал операцию дивергенции главной основой творческих способностей.

3.) Представьте результаты социометрического изучения группы. На примере анализа социометрической матрицы раскройте диагностические возможности метода социометрии.

См.портфолио


Билет

1.)Естественнонаучные основы психологии. Развитие психики в филогенезе. Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности. Центральная нервная система. Психофизиологическая проблема.

Согласно А.Н.Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности. Под чувствительностью понимается способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т,п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность. Критерием чувствительности выступает способность образовывать условные рефлексы – закономерную связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и, следовательно, существовать.

Выделяют три основные стадии развития психики в филогенезе

1 - Стадия элементарной сенсорной психики. Характеризуется отражением отдельных раздражителей.

2 - Стадия перцептивной психики. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей, предмет в целом.

3 - Стадия интеллекта. Проявляется в том, что в дополнении к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных связей и отношений.

Физиологическим механизмом инстинкта является сложнейшая безусловнорефлекторная деятельность. Инстинкты животных многообразны, всегда связаны с биологическими потребностями, характеризуются стереотипностью. Интеллектуальная форма поведения возникает у высших приматов, а по некоторым данным, и у дельфинов. Усложнение психических форм отражения ведет к возникновению качественно новой формы поведения высших животных. Таким образом, инстинктивные формы поведения являются целесообразными лишь при постоянных условиях.

Следующий этап развития отражения живой материи – формирование более сложных форм индивидуального поведения, основанного на самостоятельной выработке новых критериев поведения. Основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами.

Сознание человека – высший этап в развитии психики. Его возникновение и развитие обусловлено не только биологическими, но в первую очередь социально-историческими фактами. Решающим условием, благодаря которому возникло развитое человеческое сознание, явился труд.

Нейрофизиология изучает тонкие механизмы работы нервных клеток мозга.

Структурной и функциональной единицей мозга является нервная клетка — ней­рон. Тела нервных клеток образуют серое вещество мозга, а их отростки, из которых формируются проводящие пути и нервы, — белое вещество. Воздействие раздражи­теля на рецепторы трансформируется нейронами в электрические процессы. Это — общее правило для любого из органов чувств и для любых сигналов, поступающих извне в нервную систему живого существа.

Центральная нервная система (ЦНС) представлена головным и спинным мозгом. Она защищена костной тканью черепа и позвоночника и окружена оболочками. Внутри нее находится система полостей и щелей, получивших название желудочков мозга и заполненных спинномозговой жидкостью. Головной мозг включает стволовые отделы, мозжечок, или малый мозг, а также большой, или конечный, мозг, который присоединяется к стволу посредством переходного отдела — промежуточного мозга. Ствол мозга, в свою очередь, состоит из продолговатого мозга, прилегающего к нему моста и следующего затем среднего мозга. Спинной мозг составляет около 2 % от общего веса мозга, мозжечок — около 10 %, стволовые структуры — немногим менее 6 %. Наружная зона полушарий представлена серым веществом — корой, организованной в слоистую структуру.

Периферическая нервная система образована черенномозговыми и спинномозговыми нервами, а также сенсорными и вегетативными узлами — ганглиями, представляющими собой скопления нервных клеток, волокон и сопровождающей их ткани.

С функциональной точки зрения выделяют соматическую и вегетативную нервные системы. Последняя состоит из симпатического и парасимпатического отделов, центральные части которых расположены, соответственно, в грудопоясничной области спинного мозга и в стволе (в продолговатом и среднем мозге), а также в крестцовой части спинного мозга.

Психофизиологическая проблема — вопрос об активном системном взаимодействии тела и психики человека. Исторически сложившийся научный спор о роли тела и психики в жизни человека, а также их взаимосвязи. Существуют различные взгляды на то, как соотносятся тело и психика, однако данный спор до сих пор не решён окончательно. Психофизиологическая проблема появилась благодаря Р. Декарту, который выдвинул теорию о разделении всего сущего на две субстанции: телесную и духовную. Телесная субстанция имеет проявления, связанные с признаками перемещения в пространстве (дыхания, питания, размножения), а духовная связана с процессами мышления и проявления воли. Р. Декарт полагал, что высшие психические процессы не могут быть прямо выведены из физиологических (телесных) процессов или тем более сведены к ним, поэтому начал искать объяснение тому, как существуют эти две субстанции в человеке.

2.) Психология игры. Игра в развитии ребенка. Этапы развития игры. Сюжетно-ролевая игра, ее особенности, структурные компоненты, взаимоотношения в игре. Игры с правилами и их применения в коррекционно-развивающей работе с детьми различных категорий.

Сюжетно-ролевая игра -это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. 

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят

на бытовые (игры в семью, детский сад),

производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.),

общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей и др.).

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста.

Подвижные игры особенно важны в настоящее время, когда все дети "заболевают" видеоиграми, компьютерными играми, настольными играми. О вреде сидячего образа жизни написано немало, но ведь важно еще и то, что именно подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, опять же развивать воображение, способность стремиться, сотрудничать.

В основе таких игр лежат различные движения: ходьба, бег, прыганье, скачки, лазание, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть четными, дисциплинированными. Развивается внимание, повышается скорость реакции, сообразительность, находчивость. Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста интереснее всего играть в сюжетные подвижные игры, старшим же нравятся такие игры, где они могут проявить смелость, находчивость и т.п.

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Первые строятся на основе самоорганизации детей. Вторые организуются и проводятся взрослыми и без их участия не существуют. Игровые задачи могут быть самые разные. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры - обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила.

Дидактическая игра – это средство всестороннего развития ребенка.

Основные типы дидактических игр.

Предметные игры – это игры с народной игрушкой, мозаикой, различными природными материалами.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов и операций. Простейший пример – складные картинки из кубиков или разрезанных кусочков картона.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа "Краски", "Молчок", "Черное и белое" и др.

3.)Продемонстрируйте технику установления контакта с собеседником в рамках делового общения. Обоснуйте свои действия.

В широком понимании общение – это процесс установки контакта между людьми, находящимися в различных социальных отношениях, с целью обмена информацией, развития отношений, сотрудничества, достижения взаимопонимания. При этом отличие делового общения состоит в том, что вовлечённые в этот процесс люди связаны совместной трудовой деятельностью и, в силу этого, целью их взаимодействия является решение определённых вопросов.

Рассмотрим подробно технику понимающего общения. Такую технику, по моему мнению, эффективно принимать в практике педагогического делового общения.

Техника понимающего общения подразумевает совокупность таких приёмов, которые направлены на установление психологического контакта с партнёром, изучение и принятие его личностных особенностей, точки зрения. В данном случае центром общения являетесь не Вы, а Ваш собеседник с его ценностями, мотивами, проблемами. По сути, данная техника сводится к достижению открытого общения путём установления доверительных отношений.

Применение данной техники не означает безусловного принятия точки зрения собеседника, а лишь её непредвзятую оценку, что, безусловно, является проявлением уважения и признанием его права быть самим собой. При этом очень важно не только проявлять внешне готовность к такому принятию партнёра, но и внутреннее осознание этого.

· Хорошим собеседником является тот, кто умеет слушать. Научитесь не только слушать, но и слышать. Наблюдайте за партнёром, его эмоциями, жестами, они тоже о многом могут рассказать.

· Не оценивайте партнёра, позвольте ему обсуждать важные для него вопросы.

· В первую очередь воспринимайте личностно значимую информацию, которая наибольшим образом связана с Вашим собеседником.

· Научитесь реагировать на эмоциональное состояние партнёра.

Для того, чтобы достичь таких взаимоотношений, необходимо, в первую очередь, абстрагироваться и не давать оценок словам, поведению, реакциям партнёра, поскольку давая им оценки Вы не сможете расположить к себе человека. Кроме того, необходимо априори положительно относиться к собеседнику и согласовывать своё поведение с его реакциями.

 

Билет


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.