Нормативная, ролевая и ценностная регуляция социального поведения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Нормативная, ролевая и ценностная регуляция социального поведения

2019-11-11 412
Нормативная, ролевая и ценностная регуляция социального поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальное поведение - особая форма существования активности человека в обществе, социальных группах, направленную на поддержание и развитие этого общества, групп и самой личности.

Нормы упорядочивают социальную жизнь людей, снижают степень непредсказуемости ситуаций взаимодействия, способствуют трансформации результата взаимодействия, обусловливают взаимозависимость людей

Типы норм:
· предписывающие нормы (определяющие как следует поступать) и запретительные нормы (определяющие как не следует поступать)
· рабочие нормы (подсказывающие как осуществлять поведение на работе);
· нормы, касающиеся внешнего вида;
· неформальные социальные нормы (управляют поведением людей в неформальных ситуациях взаимодействия, - например, на встрече друзей); и, наконец,
· нормы, регламентирующие распределение ресурсов (определяют распределение тех или иных благ)

Социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого ее носителя. Все зависит от того, насколько хорошо усвоена человеком эта роль в процессе социализации, а также от того, принимает он ее или нет, значима роль для человека или нет. Кроме этого, ролевое поведение будет определяться его индивидуальными и личностными особенностями. В целом социальная роль может быть представлена тремя аспектами:

1) роль - как сумма требований, предъявляемых данной социальной позицией;
2) роль - как понимание индивидом того, что от него требуется в соответствии с данной позицией;
3) роль - как реальное действие индивида в данной позиции (собственно ролевое поведение).
Исполнение социальной роли индивидом и будет складываться из этих трех моментов. Ролевое поведение определяется первыми двумя: требованиями общества и возможностями индивида, исполняющего данную социальную роль.

Ценности — это абстрактные, устойчивые представления, которые определенным образом иерархизированы. Они обеспечивают регуляцию поведения людей не ситуативно, а обобщенно (что обеспечивает надежность поведения, в том числе и в непредвиденных ситуациях, создает основу для социального творчества, но в рамках определенной предсказуемости); ценности, как уже упоминалось, невозможно заучить, а необходимо осознать и внутренне принять.

Межличностные отношения обучающихся в пространстве образовательной среды.

М ежличностные отношения- совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
  Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).
Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.
П оведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

В детских и подростковых группах можно выделить функ­ционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно- смысловые отношения между сверстниками.

Функционально-ролевые отношения значимы при изучении "делового" общения и совместной деятельности. Такие отноше­ния зафиксированы в специфических для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, игровой и др.) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и спосо­бов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого. В самой игре проявляются два вида отношений: собственно игровые отноше­ния и отношения по поводу совместной деятельности в игре.

Эмоционально-оценочные отношения в качестве основной функции используют коррекцию поведения сверстника в соот­ветствии с принятыми нормами общения и совместной деятель­ности. На первый план в этом случае выступают предпочтения эмоционального содержания (симпатии, антипатии, дружеские привязанности и т.п.). Подобные отношения являются регуля­торами возможных конфликтных ситуаций при распределении ролей в игре.

В основе личностно-смысловых отношений лежат взаимоотно­шения, при которых мотив одного ребенка приобретает для дру­гих сверстников личностный смысл, "значение-для-меня". При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные. Та­кие отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок берет на себя роль взрослого и действует согласно этой роли.

3. Предложите вариант профориентационного занятия с обучающимися 10 класса. Обоснуйте выбор темы и формы проведения занятия. (Задание в партфолио)


Билет 10

1. Общая характеристика педагогической профессии.

Профессиональная деятельность педагога. Возникновение и развитие педагогической профессии. Перспективы педагогической профессии. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Задачная структура педагогической деятельности.

Просмотреть ФГОС педагога
Педагогическая деятельность как профессиональная
имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

 

Профессиональная педагогическая деятельность имеет системный характер, проявляющийся в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Цель педагогической профессии – воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, должен стремиться к формированию личности человека, способной к успешной жизнедеятельности в современном обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и стремлений.
Объектами педагогического воздействия являются воспитательная среда, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников.

Задач педагога: формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Педагогическая профессия – одна из самых древних на земле, ее можно назвать самой вечной и непреходящей сферой человеческой деятельности.

  Возникновение педагогической профессии
Слово «воспитание» происходит от слова «питать, подпитывать», т.е. формировать личность постепенно. Слово «педагогика» происходит: «пайд» - дитя, «логос» - веду, т.е. детоводство или детяводство. Самое раннее название человека, который занимался воспитанием в Спарте – педаномы. В Др. Риме педагогами называли рабов, которые сопровождали детей на занятия, в гимнастические залы и др. современное понятие педагогики формируется на рубеже XVII-XVIIIв.в.

Русское слово «учитель» первоначально связано с ремеслом. Учитель учил подмастерьев. Самые первые школы (эддубы) как учреждения для обучения возникли в Междуречье (р. Евфрат и р. Тигра) в шумерском гос-ве. Во главе школы стоял отец школы, чуть ниже его – держатель хлыста (поддержание дисциплины).

На Руси основной задачей воспитания является передача проф. умений до XVIIIв. – учеба ради того, чтобы качественно делать, хотя идеал образованности привлекателен, и в произведениях устного народного творчества образованный человек считается хорошим. Ранние формы обучения дает нам прообраз и современного экзамена. Своими корнями он уходит в древний обряд инициации – посвящение во взрослых. В Др. Китае перед выпуском – спор с мудрецом, в Спарте – поймать 7 рабов, у древних людей - убить косулю.

В конце XVI века впервые в (1548г.) появляется слово «педагогика». Теоретическое обоснование педагогики как науки связано с жизнью и деятельностью Яна Амоса Коменского. Он написал первый пед. труд «Великая дидактика», в которой и характеризует новую науку – педагогику, ее цели, принципы и содержание. Коменский пишет: «профессия педагога почетна как никакая другая под солнцем…»

Перспективы профессионально-педагогической профессии определяются развитием и появлением новых специализаций, новых квалификаций. В рамках модернизации начального, среднего, высшего профессионального образования разрабатываются новые образовательные программы.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.