Выступление на методическом совещании и семинаре — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Выступление на методическом совещании и семинаре

2019-11-11 205
Выступление на методическом совещании и семинаре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Это вариант лекционно-просветительной работы по своим характеристикам близок к лекции. Отличительными моментами такого варианта просветительной работы являются следующие моменты. Первое - тема заранее утверждена и слушательская аудитория определена, и она более ориентирована на восприятие материала выступления. Второе - этот вариант психологического просвещения не вызывает вопросов в его оценке и отнесению к одному из основных направлений работы практического психолога. Просто его однозначно относят к методической работе.

Наиболее эффективной формой психологического просвещения, осуществляемого в педагогической среде, является семинар, где слушателям предлагают конкретные технологии и приемы психопрофилактической и психогигиенической работы.

Постановка разнообразных вопросов, вариативность их обсуждения создают на занятиях атмосферу раздумий, своеобразного обмена мнениями, коллективного анализа, - иными словами, позволяет организовывать всестороннее обсуждение проблемы в режиме диалога и сформировать коллективное мнение.

Психологическое просвещение - одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы - общего направления практической деятельности педагога-психолога. Оно направлено на повышение психологической культуры людей, с целью развития интереса к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в межличностных отношениях.

По мнению И.В. Дубровиной, психологическая культура складывается из двух компонентов - психологических знаний и общей культуры человека.

Н.Н. Обозов в понятие «психологическая культура» включает 3 компонента:

- понимание и знание себя и других людей;

- адекватная самооценка и оценка других людей;

- саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений c другими людьми.

В соответствии с этим, повышение профессиональной психологической культуры учителей, на наш взгляд, включает:

изучение индивидуальных психологических особенностей и их учёт в педагогической деятельности;

осознание профессиональной роли и своей позиции во внутришкольном взаимодействии;

формирование ценностного отношения ко всем участникам образовательного процесса;

овладение психологическими технологиями, повышающими эффективность обучения;

обеспечение социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания и общения;

обеспечение эффективности саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными:

· лекции и беседы,

· семинары и тренинги,

· оформление стендов и выставок научно-популярной литературой.

Формирование сотрудничества отношений между педагогами – психологами и семьей длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений.

Совместное взаимодействие – это взаимосвязь педагогов, педагогов – психологов, учащихся и родителей в процессе их деятельности и общения.

Процесс взаимодействия педагогов – психологов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.

Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка.

Тематическое родительское собрание предоставляет максимальные возможности для психолога. Он может целиком взять на себя организацию такого собрания, а может стать организаторов и действующих лиц вместе с педагогами и администрацией.

Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.

- тренинги (например, «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений»);

- семинары (например, «Ребенок и его психологическое здоровье», «Развитие личности ребенка-дошкольника», «Поощрение и наказание»);

- практикумы (например, «Агрессивное поведение детей»);

- проекты «Профессии в семье», «Школа здоровья» и др.;

Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения психолого - педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт.

Родительские конференции. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения.

Круглый стол. Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье, школе, учреждение дополнительного образования.

Консультации (тематические и индивидуальные) проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В общении с родителями педагог – психолог должен проявлять максимум тактичности.

Социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым.

Анкетирование родителейпроводится с целью сбора социологических данных о семье, на основании которых составляется социальный портрет обучающихся.

Давая родителям психологические рекомендации, следует соблюдать предельную тактичность и осторожность. Для того чтобы родитель внимательно отнесся к предложенным ему советам, начал им следовать, важно не осуждать его поведение, не давать ему отрицательной оценки. Для психолога наиболее продуктивна субъект – субъектная позиция, позиция «Мы», которая способствует установлению контакта и сотрудничеству.

3. Приведите диагностическую ситуацию, которой показано применение проективных методик. Обоснуйте целесообразность применения конкретной проективной методики.

Проективные методики - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Личность с помощью специальных приемов исследователя «проецируется» как на экран через стимульный материал.

Так, изучить личностные особенности и тревожность можно с помощью проективных методик «Нарисуй несуществующее животное», «Нарисуй кактус», «Дом. Дерево. Человек».

Рисуночная методика кандидата психологических наук М. А. Панфиловой «Кактус» применяется в работе с детьми старше трёх лет, с её помощью можно исследовать эмоциональный фон личности малыша, выявить наличие агрессивности, её нацеленность, а также определить степень тревожности, как инструмента самозащиты.

Что диагностирует эта графическая методика:

· отношение ребёнка к окружающим;

· черты характера и самооценку;

· уровень психологической комфортности.

При проведении теста используются такие материалы: стандартный альбомный лист, простой карандаш или цветные карандаши (при интерпретации результатов ориентируются на методику восьми цветов Люшера). Расшифровка рисунка на основе Люшеровской интерпретации цветов возможна в случае более глубокого понимания специфики методики, родителям достаточно использовать простой карандаш. Инструкция очень проста: «Мысленно представь себе кактус и нарисуй его таким, каким ты его вообразил».

Интерпретировать рисунок следует так:

Агрессивность — множество густых, длинных, акцентированных с помощью сильного нажима иголок сигнализируют о высокой интенсивности состояния враждебности. Иголки, направленные вверх, символизируют взрослых в мире ребёнка, прорисованные в стороны «указывают» на сверстников, нацеленные вниз — на младших. В то же время иглы символизируют защиту от внешней среды, стремление сохранить целостность личности.

Нестабильность, импульсивность, напряжённость — энергичные, отрывистые штрихи, нанесённые с сильным нажимом.

Эгоцентризм — большой рисунок (более 2/3 по высоте листа), занимающий центр листа.

Искренность, простодушие — прорисовка выпуклых контуров (отростков), сложная декоративная форма цветка.

Настороженная закрытость, замкнутость, такой малыш скрывает свои мысли, говорит гораздо меньше, чем знает — зигзаги и отростки, нарисованные внутри изображения или по контуру.

Оптимизм, вдохновлённость, вера в то, что события развиваются по наиболее благоприятному сценарию, чувство юмора — изображение «улыбающихся», «солнечных» кактусов с использованием ярких, жизнерадостных оттенков в цветном варианте теста.


Билет 3

1. Современные дидактические концепции образования.

Отечественные дидактические концепции: системы развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и др. Идеи развивающего обучения в документах, регламентирующих содержание образования.

Психолого-педагогические концепции часто называют дидактическимисистемами. Дидактическаясистема - этосовокупность компонентов, образующих единую целостную структуру, направленную на достижение цели обучения.

Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова: развитие эмпирического сознания и мышления.

Основная идея: интенсивное общее развитие школьников, которое выражается в появлении психических новообразований, не заданных напрямую обучением. Общее развитие есть появление новообразований во всех сферах психики ребенка: уме, воле, чувствах, когда каждое новообразование становится плодом их взаимодействия.

Основные принципы:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) ведущая роль теоретических знаний;

3) продвижение вперед быстрым темпом;

4) сознательное участие школьников в учебном процессе;

5) систематическая работа над развитием всех учащихся;

6) включение в процесс обучения эмоциональной сферы.

Ограничения в использовании:

- неподготовленность учителя;

- отсутствие учебно-методической базы.

Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: развитие теоретического сознания и мышления, способов умственных действий (СУД).

Основная идея: формирование учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии.

             Таким образом, значимыми в этой системе обучения являются не столько знания, сколько способы умственных действий, которые достигаются при воспроизводстве логики научного познания в учебной деятельности учащихся. Ребенок рассматривается здесь как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.

Основные принципы этой системы:

1) дедукция на основе содержательного обобщения;

2) содержательный анализ;

3) содержательное абстрагирование;

4) теоретическое содержательное обобщение;

5) восхождение от абстрактного к конкретному;

6) содержательная рефлексия.

Ограничения в использовании: для применения этой системы обучения необходимы специально подготовленные учителя, готовые работать в постоянном эксперименте; нетрадиционные учебники.

Содержание образования определяется следующими документами: учебными планами, учебными программами, учебниками, пособиями. Они направлены на выполнение тех задач, которые ставит перед школой государство.

Учебный план - это государственный нормативный документ, который определяет:

- Продолжительность учебного года для различных классов;

- Перечень учебных предметов;

- Распределение их обучения по расписанию;

- Количество часов в неделю, выделенных для каждого предмета в отдельном классе;

- Максимально обязательное недельное учебная нагрузка для учащихся, включая количество учебных часов, отводимых на обязательные предметы по выбору.

Стандарт образования включает:

1. Базовый учебный план среднего образования, который дает целостное представление о содержательном наполнении и соотношение основных отраслей знаний по годам обучения, минимальную продолжительность изучения конкретной образовательной области знаний или учебного предмета, недельное учебная нагрузка учащихся на различных ступенях обучения в средней школе и его структуру.

Базовый учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

             Инвариантная часть (государственный компонент) плана определяет обязательные для изучения во всех общеобразовательных учебных заведениях.

             Вариативная часть (школьный компонент) базового учебного плана отвечает прежде всего целям обеспечения индивидуального развития школьников, учет и отражение в содержании образования региональных этнокультурных и социокультурных особенностей, национальных традиций и т.п..

Государственный стандарт также предусматривает:

1. Образовательные стандарты отраслей знаний (учебных предметов) как педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, что соответствует определенной сфере социального опыта, а также систему требований, определяющих обязанности уровень их усвоения.

2. Государственные гарантии получения среднего образования как обязательства государства в правовом и финансовом планах обеспечивать реализацию составляющих образовательного стандарта.

3. Государственные требования к минимальному уровню усвоения содержания общего среднего образования по ступеням обучения (начальная, основная и старшая школа), удостоверяющий достижения учеником цели общеобразовательной подготовки на определенном возрастном этапе своего развития, они содержат критерии, воспроизведены в виде типовых задач и формы оценки соответствия уровня образованности конкретного лица государственному стандарту общего среднего образования.

На основе учебных планов составляются учебные программы.

Учебная программа - это государственный документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету. В каждом классе определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, практических умений и навыков, которые необходимо освоить учащимся, и количество часов на их изучение.

             Исторически сложились два способа построения учебных программ. Один из них получил название концентрического, второй - линейного.

При концентрическом способе материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучается на следующих ступенях обучения. Концентризм в школе неизбежен, он обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся, хотя, конечно, он замедляет темпы школьного обучения.

Сущность линейного способа заключается в том, что материал каждого последующего ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось на предыдущих ступенях учебной работы. Этот способ дает значительную экономию времени и используется при разработке учебных программ в средних и старших классах.

Структура учебной программы имеет три основных элемента:

1) объяснительную записку, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения; учебного предмета;

2) содержание программы: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения, навыки, возможные виды занятий;

3) методические указания, нормы оценки знаний, умений, навыков.

В учебных заведениях используются следующие виды программ:

а) типовые учебные программы, которые определяют базовые знания, умения, навыки, систему мировоззренческих идей, рекомендации методического характера;

б) рабочие учебные программы, состоящие на базе типовых программ и отражают специфику обучения в конкретном учебном заведении, в конкретной социально-педагогической ситуации (региональные особенности, возможность методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся и др..;

в) авторские программы, которые разрабатываются и реализуются высококвалифицированными, творчески работающими учителями. Эти программы могут иметь другую логику построения учебного предмета, свои личные подходы к рассмотрению тех или иных теорий и др.; наиболее широко используются при изучении курсов по выбору учащихся.

Учебный предмет - основы соответствующей науки или искусства: знания, умения и навыки, имеющие общеобразовательный характер и отвечают цели обучения и воспитания учащихся определенной возрастной группы. Это дидактически обоснованная и педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков отобранных из соответствующей науки или искусства для изучения в учебном заведении.

Учебники и пособия - это источники знаний, умений и одновременно средства обучения, организации самостоятельной работы и др..

Учебник - учебная книга, которая преподает основное содержание конкретного учебного предмета в соответствии с программой.

Учебное пособие - учебная книга, в которой подается содержание учебного материала, что не всегда соответствует требованиям действующей программы. Он может выходить за ее рамки, иметь дополнительную информацию, дополнительные задачи, направленные на расширение познавательных интересов учащихся, развитие их активности и самостоятельности.

К учебным пособиям относятся также справочники, хрестоматии, словари, сборники упражнений, задач.

2. Создание предметно-пространственной среды в условиях образовательной организации.

Требования ФГОС к предметно-пространственной среде образовательной организации. Проблемы психосоциального развития, связанные с предметно-пространственной средой. Психологический смысл персонализации пространства ребенком в условиях образовательной организации.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства. Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- реализацию различных образовательных программ;

- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.