Вопрос 32. Договор перевозки груза. Договор перевозки пассажира и багажа. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Вопрос 32. Договор перевозки груза. Договор перевозки пассажира и багажа.

2019-11-11 178
Вопрос 32. Договор перевозки груза. Договор перевозки пассажира и багажа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Договор перевозки груза

Прежде чем заключать сам договор перевозки груза, необходимо, чтобы были предпосылки для его заключения. Предпосылки заключения договора перевозки груза: перевозки груза всегда предшествует согласование основных условий перевозки, то есть сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов. Согласно общему правилу, закрепленному в статье 784 ГК РФ, перевозка грузов заключается на основании договора перевозки. Для заключения договора перевозки груза нужны организационные предпосылки, ими являются: А) заявки грузоотправителей; б) договор об организации перевозок.

Заявки грузоотправителей. При системе заявок грузоотправители предоставляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. Заявки грузоотправителей подают перевозчику за несколько дней до начала декады на выделение им определенного количества перевозочных средств. Договор об организации перевозок заключается при систематических перевозках грузов перевозчиком и грузовладельцем. Суть этого договора в том, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. По своей правовой природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный, взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов. Такие договоры заключаются на речном, морском, воздушном и другом виде транспорта.

Договор об организации перевозок грузов бывает 2-ух видов: годовой и навигационный (заключается на период навигации – когда сходит лед и возможно движение, например). В соответствии со статьей 791 ГК РФ, в силу заявки или договора об организации перевозки груза перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой заявкой или договором исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Транспортные средства должны подаваться в согласованное сторонами место в нужном количестве. Отправитель груза обязан предъявить груз к перевозке того наименования, рода в количестве, для которого просил транспортные средства в заявке. При этом он должен соблюдать требования о правильном наименовании груза, маркировке, указании его особых свойств, требования к таре, оформлению документов на груз и определении веса. После выполнения перевозчиком и грузоотправителем взаимных обязанностей и принятии груза к перевозке между ними заключается договор перевозки груза.

Договор перевозки груза. По договору перевозки груза, перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, т.е. получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п.1 ст. 785 ГК РФ). Таким образом, согласно этому определению договор перевозки груза относится к числу двусторонних, возмездных договоров. Его особенностью является наличие в договоре обычно третьего лица, т.е. получателя груза (грузополучателя), который в заключении договора перевозки груза не участвует, однако наделяется в силу норм транспортного законодательства правом требовать от перевозчика выдачи груза. Поэтому договор перевозки груза принято относить к числу договоров в пользу третьего лица. Право получателя груза требовать его выдачи основывается, в конечном счете, на условиях другого договора, заключенного им с грузоотправителем. Чаще всего это договор купли-продажи в исполнении которого покупателю-грузополучателю был отгружен товар. Однако возможны случаи, когда такого третьего лица в договоре перевозки нет, и получателем груза выступает сам грузоотправитель (в адрес своего филиала, например).

Получателем груза может также выступать экспедитор отправителя или получателя груза, который оказывает им соответствующие транспортные услуги. В этом случае возможно заключение экспедитором в пункте назначения нового договора перевозки согласно указанию грузовладельца (переотправка груза так называемая) или же получение груза и доставка его силами и средствами экспедитора конечному грузоотправителю. Правовое положение экспедитора как грузополучателя имеет некоторые особенности. В силу такой структуры договорных отношений при перевозках грузов и, исходя из содержания договора перевозки, следует считать, что отправитель и получатель груза не обладают взаимными правами и обязанностями в рамках договора перевозки, так как их связывают иные договорные отношения

Как отправитель, так получатель груза имеют определенные права и обязанности в отношении перевозчика, причем объем этих прав и обязанностей различен, что обусловлено задачами отправителя и получателя груза в процессе перевозки и тем обстоятельством, что после отгрузки груза его собственником обычно становится грузополучатель. Договор перевозки груза подчинен общим началам обязательственного права (гл. 21 – 26 ГК РФ), а также общими положениями о договоре (гл. 27 – 29 ГК РФ) и предусматривают общие правила об условиях договора в его заключении, изменении и прекращении. Однако в силу диспозитивного характера большинства норм ГК РФ в сфере обязательственного права и особенностей транспортных операций заключение и исполнение договора перевозки груза практически подчинены нормам транспортного законодательства, которые учитывают особенности такого договора и его специфику на отдельных видах транспорта. Предмет договора выступает транспортная услуга. Объектом – действия перевозчика по передаче грузополучателю.

Грузоотправителями являются любые субъекты гражданских правоотношений. Перевозчиками могут быть юридические лица или ИП, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки при наличии соответствующей лицензии. Порядок лицензирования транспортной деятельности определяется рядом постановлений РФ (например, на ЖД транспорте – «О лицензировании отдельных видов деятельности на ж\д транспорте»). Грузополучателями могут быть любые субъекты гражданских правоотношений.

Содержание и правовой режим договоров.

Фрахт (провозная плата морских перевозок) – уплачивается отправителем, которая определяется: а) соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами; б) тарифами, если перевозка осуществляется транспортом общего пользования. Тарифы утверждаются в порядке, установленными транспортными уставами и кодексами. По общему правилу, провозная плата вносится при заключении договора, однако по соглашению сторон допускается возложение этой обязанности на грузополучателя при получении груза.

Сроки подачи транспортного средства под погрузку груза указывается в поданной отправителем заявке, в договоре перевозки или в договоре об организации перевозок грузов. Транспортные средства должны быть в исправном состоянии, то есть пригодном для перевозки соответствующего груза.

Сроки доставки груза определяет перевозчик в соответствии с транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – груз должен быть доставлен в разумный срок. В транспортных уставах и кодексах порядок установления сроков доставки груза определяется по-разному: а) согласно ст. 33 УЖТ РФ сроки доставки груза и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть иной срок доставки груза. Исчисление срока доставки груза начинается с 24-ех часов дня приема грузов для перевозки. Грузы считаются доставленными в срок, если на железнодорожной станции назначения грузы выгружены железной дорогой или если вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателем до истечения установленного срока доставки; б) согласно ст. 76 КВВТ РФ сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков определяются правилами перевозки грузов; в) ст. 152 КТМ РФ – перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон, а при отсутствии соглашения – в срок, разумный к требованию заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств и обычным маршрутом; г) согласно ст. 109 ВК РФ сроки доставки груза определяются федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором; д) согласно ст. 114 Устава автомобильного транспорта и городского наземного – сроки устанавливаются договором, а в случае их отсутствия устанавливаются правилами перевозок грузов. Форма договора – простая письменная. Способ заключения – путем составления соответствующих перевозочных документов.

Исполнение договора. Согласно п.2 ст. 791 ГК РФ погрузка и выгрузка груза осуществляется транспортной организацией или отправителем в порядке, предусмотренном договором с соблюдением правил транспортного законодательства. Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства в зависимости от места погрузки. Транспортные организации осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа. В иных местах (причалы, склады) погрузочно-разгрузочные работы выполняются отправителем или получателем за их счет. Необходимые для погрузки и выгрузки вспомогательные материалы или специальные приспособления предоставляются грузоотправителем, если иное не установлено правилами перевозок или соглашением сторон. Для погрузки или выгрузки груза отправителем или получателем соглашением сторон по договору устанавливаются нормы, т.е. количество груза за единицу времени или сроки. В случае нарушения сроков погрузки-выгрузки перевозчик взыскивает с отправителя или получателя штраф. С момента принятия груза к перевозке и до момента выдачи его получателю перевозчик отвечает за сохранность груза. После доставки груза в пункт назначения, перевозчик обязан уведомить получателя о его прибытии. Получатель должен принять груз и вывести его с территории железнодорожной станции, аэропорта, морского или речного порта в установленные сроки. Передача груза получателю удостоверяется его подписью на накладной или коносаменте. Перевозчик обязан бесплатно хранить груз в течение времени, определенного в договоре или в правилах перевозки груза соответствующим транспортом. По окончании такого срока, за хранение взыскивается определенная плата. При несвоевременном вывозе груза по вине получателя плата за хранение увеличивается в несколько раз. Если груз не получен в течение предусмотренного в правилах перевозки груза срока хранения, он может быть реализован как невостребованный в установленном порядке.

Виды перевозочных документов.

1. Транспортная накладная – составляется грузоотправителем по определенной форме с указанием соответствующих реквизитов, при отсутствии которых данный документ лишается юридической силы. Поскольку договор перевозки груза оформляется в письменной форме путем составления транспортной накладной, то неуказание соответствующих реквизитов влечет незаключенность договора. Транспортная накладная сдается перевозчику вместе с грузом и сопровождает его на всем пути следования. На станции назначения накладная и груз выдаются грузополучателю. В зависимости от перевозки груза различными видами транспорта бывают следующие виды транспортных накладных: а) железнодорожная (ст. 25 Устава ж\д транспорта); б) авиагрузовая (п.2 ст. 105 ВК РФ); в) внутренняя водная (п. 2 ст. 67 КВВТ РФ); г) автотранспортная (п.1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта).

В железнодорожной накладной грузоотправитель указывает массу груза путем взвешивания при предъявлении тарных или штучных грузов, также количество грузовых мест, а перевозчик определяет количество вагонов и контейнеров. Грузоотправитель отвечает за правильность, точность и полноту сведений, указанных в накладной. Перевозчик после получения накладной от отправителя независимо от того, каким субъектом гражданских правоотношений он является, обязан передать ему квитанцию о приеме груза.

В авиагрузовой накладной отправитель указывает массу груза, его особые свойства, объявленную ценность, наименование получателя и прочее.

Внутренняя водная накладная передается перевозчику, который на основе указанных в ней сведений оформляет дорожную ведомость и квитанцию о приеме груза. Автотранспортная накладная составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Грузоотправитель прилагает к накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантийными, иными правилами, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения и другие документы, наличие которых установлено федеральными законами и иными нормативными актами.

2. Коносамент – оформляется при заключении договора морской перевозки груза. Он используется в тех случаях, когда: а) получатель груза не является стороной договора и поэтому сведения о нем не указаны в коносаменте, условия коносамента для него не обязательны; б) когда договор заключается без условия предоставления под груз всего судна, части судна или отдельных помещений. Коносамент составляется перевозчиком на основе переданного отправителем письменного документа. Отправитель гарантирует достоверность данных, указанных в таком письменном документе и несет ответственность за убытки, причиненные перевозчику вследствие недостоверности данных. Коносамент должен содержать следующие сведения:

§ Наименование перевозчика и отправителя, место их нахождения;

§ Наименование порта погрузки и выгрузки груза, дату приема груза;

§ Наименование получателя, если он указан отправителем;

§ Наименование груза, его опасный характер или особые свойства, число мест, массу груза;

§ Внешнее состояние груза и его упаковки;

§ Размер фрахта, который должен уплатить получатель, если уплата фрахта не возлагается на отправителя;

§ Время и место выдачи коносамента, подпись капитана.

Документ, не содержащий хотя бы из указанных условий, не считается коносамент, он рассматривается в качестве иного перевозочного документа. Коносамент является распиской в получении груза перевозчиком, ценной бумагой и товарораспорядительным документом. Как ценная бумага он может быть именным, ордерным, на предъявителя. Товарораспорядительный характер коносамента означает, что отправитель вправе распорядиться грузом до выдачи его получателю либо передать такое право получателю или третьему лицу с уведомлением об этом перевозчика. Отправитель также вправе требовать обратной выдачи груза до отхода судна из места отправления либо требовать его передачи в промежуточном порту. Вместо выдачи коносамента отправитель вправе требовать от перевозчика морской накладной. Однако к ней не применяются правила о коносаменте как о товарораспорядительном документе.

3. Чартер – оформляется при заключении договоров фрахтования, морского или воздушного судна, в которых существенные условия иные, чем в коносаментных перевозках. Существенные условия чартера:

§ Наименования сторон;

§ Название судна;

§ Вид груза;

§ Размер фрахта;

§ Наименование места погрузки груза, наименование места назначения судна.

Отличие чартерных перевозок от коносаментных:

1) Предметом договора фрахтования являются все судно, его часть либо отдельные судовые помещения; предметом договора морской перевозки груза является сам груз, его объем, количество единиц и вес;

2) Способом заключения договора фрахтования является чартер, т.е. чартерная перевозка; способом заключения договора морской перевозки груза является коносамент;

3) Чартер не является товарораспорядительным документом, а коносамент – товарораспорядительный документ;

4) В чартере указывается наименование получателя груза, поэтому он является стороной договора; в коносаменте получатель груза не указывается, поэтому он не является стороной договора;

5) В чартерных перевозках сроки доставки груза не являются существенным условием, поэтому обычно указывается, что судно будет следовать со всей возможной скоростью или с разумной скоростью, под которой понимается не максимальная, а наиболее экономичная скорость; в коносаментных перевозках – срок доставки груза существенное условие;

4. Путевой лист – в путевом листе должны быть указаны грузоотправитель, количество груза, масса груза, дата принятия груза в перевозке и все необходимые реквизиты (ст. 6 Устава автомобильного транспорта).

Особенности ответственности по общей и частной аварии и принципы их распределения. От мер имущественной ответственности, предусмотренных КТМ РФ, следует различать случаи распределения убытков между участниками морской перевозки. Распределение убытков не является мерами ответственности. Убытки, понесенные перевозчиком или грузовладельцем, называется аварией. В зависимости от причин возникновения таких убытков, закон устанавливает общую и частную аварии. Общая авария – это убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных расходов при чрезвычайных обстоятельствах или пожертвований ради общей безопасности в целях сохранения от общей опасности имущество, участвующего в общем морском предприятии, а именно судна, фрахта, и перевозимого судном – груза.

Признаком общей аварии является то, что она выступает следствием намеренно и разумных произведенных действий. Закон устанавливает примерный перечень оснований возникновения общей аварии:

1) Убытки, вызванные заходом судна в порт или иное место убежище, вследствие несчастного случая или чрезвычайного обстоятельства ради общей безопасности (например, расходы на топливо, на зарплату и довольствие экипажа, экстренный ремонт);

2) Убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт судна, а также убытки, причиненные судну или грузу вследствие пожертвования ради общей безопасности (проникновение воды в трюм);

3) Убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара на судне, в том числе убытки от проведенного в этих целях выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна;

4) Убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой на мель;

5) Убытки, причиненные судну повреждением двигателей, других машин или котлов судна, при снятии судна с мели.

Общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания всего морского предприятия. Расчет, составленный в целях распределения убытков по общей аварии, называется диспашей. Диспаша составляется специальными лицами – диспашерами, состоящими при торгово-промышленной палате РФ.

Частная авария – это убытки, причиненные судну, грузу или фрахту, не подпадающие под общую аварию. Существуют следующие основания возникновения частной аварии:

1) Стоимость выброшенного за борт грузу, перевозившегося на судне, с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;

2) Убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;

3) Любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (например, убытки от простоя, изменения цен и др.);

При частной аварии не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом убытки, а их несет: а) тот, кто их потерпел; б) тот, кто несет ответственность за их причинение (то есть имеется вина) – ст. 297 КТМ РФ.

Особенности перевозки в прямом смешанном сообщении (комбинированные перевозки). Перевозка груза в прямом смешанном сообщении имеет следующие признаки:

1) В перевозке участвуют перевозчики разных видов транспорта;

2) Составляется на перевозку один транспортный документ. В данном случае грузовладелец вступает в договорные отношения с каждым из соперевозчиков. Каждый из соперевозчиков отвечает за несохранность груза в тот момент, когда груз находился в его ведении, поэтому ответственность таких соперевозчиков называется ответственность по принципу сегментации. Согласно ст. 788 ГК РФ предусматривается принятие специального закона о прямых смешанных перевозках, суть которого сводилась бы к тому, что новый субъект правоотношения, то есть оператор комбинированных перевозок принимал бы на себя ответственность за груз с момента его сдачи первому перевозчику до момента передачи получателю, то есть на всех этапах транспортного груза, однако в настоящее время такой закон пока не принят, поэтому данные правоотношения регулируются главой 5 УЖТ, главой 14 КВВТ. Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. В прямое смешанное сообщение включается:

§ Ж\д станции, открытые ля операций по перевозкам грузов;

§ Морские и речные порты;

§ Автостанции, аэропорты (установленный перечень указывается федеральными органами исполнительной власти).

При перевозке в прямом смешанном сообщении работы по их перегрузке выполняются:

1) Портами при перевозке грузов с морских, речных судов и со складов портов в вагонные, а так же из вагонов на морские, речные суда и на склады портов.

2) Железной дорогой при перегрузке грузов из вагонов и со складов железно, дорожной станции на автомобиле, а так же из автомобилей в вагоны и на склады железнодорожных станций (ст. 73 УЖД).

Общий срок доставки грузов определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и др. видами транспорта и рассчитываются на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов. При нарушении общего срока доставки грузов ответственность за просрочку несет перевозчик выдавший груз. Он вправе предъявить требования о возмещении убытков перевозчику по вине которого допущена просрочка (ст.75 УЖТ). Плата за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожном водном сообщении взимается: 1. На железнодорожных станциях отправления, с грузоотправителей, исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов железнодорожным транспортом. 2. В портах перевалки грузов или в портах назначения грузов с грузоотправителей или грузополучателей, исходя из расстояний, на которые осуществляется перевозки грузов по водным путям. Плата за перевозки грузов в прямом смешанном водном железнодорожном сообщении взимается: 1. В портах отправления грузов, с грузоотправителей, исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по водным путям. 2. На железнодорожных станциях, которые примыкают к портам перевалки грузов с грузоотправителей, грузополучателей, исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов железнодорожным транспортом. Плата за перевозки грузов может вноситься иными физическими или юридическими лицами, выступающими от имени грузоотправителей и грузополучателей. Подача вагонов в порты и уборка вагонов, не принадлежащими порту, оплачивается портом согласно отдельному договору. В этом случае сумма уплаченная портом перевозчику включается в перевозочные документы и возмещается порту получателем.

Особенность ответственность перевозчика в прямом смешанном сообщении.

Общий срок доставки грузов определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и другими видами транспорта и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов. При нарушении общего срока доставки грузов ответственность за просрочку несет перевозчик, выдавший груз. Он вправе предъявить требование о возмещение убытков к перевозчику, по вине которого допущена просрочка (ст. 75 Устава ж\д транспорта). Плата за перевозки в прямом смешанном железнодорожном водном сообщении взимается:

1) На ж\д станциях отправления с грузоотправителей, исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов ж\д транспортом;

2) В портах перевалки грузов или в портах назначения грузов с грузоотправителей или грузополучателей, исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по водным путям.

Плата за перевозки грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении взимается:

1) В портах отправления грузов с грузоотправителей, исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по водным путям;

2) На ж\д станциях, которые примыкают к портам перевозки грузов с грузоотправителей, грузополучателей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов ж\д транспортом.

Особенность ответственности перевозчика в прямом смешанном сообщении. В соответствии со ст. 97 УЖТ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров, перевозчик уплачивает пени в размере 9 процентов платы за просрочку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (при этом неполные сутки считаются как полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий и иных, не зависящих от перевозчиков обстоятельств. Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которой допущена ошибка.

Виды договоров перевозки грузов. Перевозки грузов могут быть классифицированы по различным основаниям:

1. В зависимости от вида транспорта различают:

§ Железнодорожные;

§ Речные;

§ Морские;

§ Воздушные;

§ Автомобильные.

2. По признаку числа транспортных предприятий, участвующих в перевозке, различают перевозки:

§ В местном сообщении (те, которые осуществляются в пределах действия одного транспортного предприятия, например, речное пароходство);

§ В прямом сообщении (те, которые осуществляются по одному и тому же документу (транспортной накладной) несколькими перевозчиками одного вида транспорта, например, две ж\д дороги);

§ В прямом смешанном сообщении (комбинированные) (те, которые осуществляются разными видами транспорта несколькими перевозчиками, например, ж\д и воздушным, ж\д и пароходством);

§ Перевозки в непрямом смешанном сообщении (осуществляются несколькими перевозчиками разного вида транспорта по отдельным документам на каждый вид транспорта).

3. На морском транспорте различают перевозку:

§ Малый каботаж (перевозка грузов между двумя российскими портами, расположенными на одном море);

§ Большой каботаж (перевозки между двумя российскими портами, расположенными в разных морях);

§ Перевозка в заграничном сообщении (в иностранные порты и обратно).

4. Перевозка на воздушном транспорте:

§ Внутренняя (на территории РФ);

§ Международная (с одной стороны РФ, с другой иностранное государство).

5. На автомобильном транспорте:

§ Во внутреннем сообщении (в пределах России);

§ В международном сообщении.

6. В зависимости от назначения ж\д транспорта:

§ Перевозки общего пользования (представляют собой инфраструктуры ж\д транспорта, подвижной состав, другое имущество, предназначенное для обеспечения потребностей субъектов гражданских правоотношений в перевозках ж\д транспортом на условиях публичного договора, а также выполнение работ или услуг, связанных с такими перевозками);

§ Перевозки необщего пользования, т.е. личного (включают в себя ж\д пути, предназначенные для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах или услугах в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд).

В рамках общей классификации перевозок следует различать различные виды договоров перевозки груза, которые ввиду различия в организации производственной деятельности отдельных отраслей транспорта имеют на некоторых видах транспорта значительные правовые последствия:

1. На ж\д транспорте перевозки различают в зависимости от количества перевозимого груза:

§ Мелкие грузы – до 10 тонн;

§ Повагонные отправки;

§ Массовые грузы – нефть, лес, уголь;

§ Перевозки грузобагажом (мелкие партии груза перевозятся в почтово-багажных поездах или в багажных вагонах пассажирских поездов, если они не полностью загружены).

2. На морском транспорте различают:

§ Линейные (регулярные) – осуществляются на определенных направлениях, как правило, по твердому расписанию и подчинены установленным на данной линии условиям перевозок, отражаемом в коносаменте;

§ Трамповые – выполняются на основании свободного соглашения сторон, обычно с составлением чартера;

3. Договор буксировки – по этому договору владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние либо в течение определенного времени либо для выполнения маневра. Буксировка леса на плотах подчинена правилам о договоре перевозки, в отношении других видов буксировки установлены специальные правила, так как в этом случае задачи буксировки требуют особого регулирования.

4. Договор фрахтования – по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. В отличие от аренды фрахтование более широкое понятие. Договор фрахтования бывает 2-ух видов: 1) коносаментный – предметом договора является груз и перевозчик сам определяет, куда его поместить; 2) чартерный – в нем предметом договора является либо все судно, либо его часть и грузоотправитель определяет, куда поместить груз. Чартерное фрахтование бывает трех видов: а) тайм-чартер (фрахтуется судно на время); б) рейсовый (судно фрахтуется на определенное количество рейсов); в) вербоут-чартер (судно фрахтуется без экипажа, предусмотрен в Морском кодексе и кодексе торгового мореплавания).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.