Иван Пересветов. Первая (большая) челобитная // И. Пересветов, Сочинения, стр. 59—69 («Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1908, т. I). — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Иван Пересветов. Первая (большая) челобитная // И. Пересветов, Сочинения, стр. 59—69 («Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1908, т. I).

2019-11-11 325
Иван Пересветов. Первая (большая) челобитная // И. Пересветов, Сочинения, стр. 59—69 («Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1908, т. I). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пересветов Иван Семенович — писатель-публицист середины XVI в., выходец из западнорусского дворянства Великого княжества Литовского. Будучи профессиональным "воинником", служил в Польше, Венгрии, Чехии, Молдавии, в конце 30—х годов приехал в Москву. В нескольких своих сочинениях, поданных в 1549 г. Ивану IV, изложил проект государственных, военных и судебных реформ, в основе которых лежала идея сильной самодержавной власти, опирающейся на постоянное дворянское войско. Наиболее полно программа реформ Пересветовя. представлена в "Большой челобитной", где он ссылается на мнение "мудрого" волосского (валашского) воеводы Петра.

 

МОЛДАВСКИЙ ВОЕВОДА О РУССКОМ ЦАРСТВЕ

 

Государю благоверному великому царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Русин бьет челом холоп твой государев выезжей из Литвы Ивашко Семенов сын Пересветова... Ехал есми, государь, изо Угор на Волоскую землю и был есми пять месяц у Петра, у воеводы у Волоского, в Сочаве. И он про тебя, государя, про великого царя благовернаго, и про твое царство государево говорит на всяк день, и у бога просит умножения веры християнския, и он говорит: Такова была вера греческая силна, и мы ся ею хвалили, а ныне русским царством хвалимся. А говорит так: Боже! поблюди ее от неверных и от ереси всякия. Да того не хвалит, что крест целуют, да изменяют — то есть великая ересь, что за веру християнскую не стоят и государю верою не служат. Да и того не хвалит, что особную войну на свое царство напущает; дает городы и волости держати велможам, и велможи от слез и от крови роду християнского богатеют нечистым собранием и как съедут с кормлений з городов и с волостей, и во обидах присужают поля, и в том на обе стороны много греха сотворяют, крест целуют на виновато обои исцы и ответчики: один, приложив, ищет к своей обиде, а другой всее обиды запрется, и в том обои в гресех погибают, и в великую ересь впадают, и на бога хулу кладут, не крепко крестное целование держат; тем бога всем велми гневят: чим вера христнянская укреплена, а они того крепко не держат.

 

ПОХВАЛА МАХМЕТА, САЛТАНА ТУРЕЦКОГО

 

Так говорит волоский воевода про первого царя турецкого Махмет-салтана: Неверный царь богоугодная учинил, великую мудрость и правду в царство свое ввел, по всему царству своему розослал верныя своя судия, пооброчивши их ис казны своим жалованием, чем им мочно прожити з году на год, А суд дал полатный во все царство судити без противня, а присуд велел имать на собя в казну, чтобы не искушалися и в грех не впали и бога не разгнсвили. Л какова вельможу пожалует за его верную службу каким городом или волостию, и он пошлет к судьям своим и велит ему по доходному списку ис казны выдати вдруг.

А просудится судья, ино им пишется такова смерть по уставу Махметову: взведет его на высокий скат, да и пхнет его взашию надол, да речет так: не умел 'оси в доброй славе быти и верно государю служити. Л иных живых сдирают, да речет так: Как обростсшь телом, отдаст ти ся вила. По уставу Махметову с. великою грозою мудрою и нынешние цари живут; а виноватым смерти росписаны; а иашедши виноватого, не погцадити и лутчаго; а казнят их противу дел их, да рскут так: и от бога написано комуждо по делом его.

Да так говорит волоский воевода: Знамянуется в мудрых книгах, пишут философи и доктори о благоверном великом о цари русском и великом князе Иване Васильевиче всеа Русии, что будет у него и его царстве такова великая мудрость и правда и гроза неправедным судьям от его мудрости великий, от бога прирожденныя.

 

ВЕЛЬМОЖИ И ВОИННИКИ В РУССКОМ ЦАРСТВЕ

 

Так говорит волоский воевода про Руское царство, что вельможи рускаго царя сами богатеют, и лснивеют, а царство его оскужают и тем они слуги ему называются, что цветно и конно и людно выезжают на службу его; а крепко за веру християпскую не стоят и люто против недруга смертною игрою не играют, тем богу лжут и государю. Ино так говорит волоский воевода: Что их много, коли у них сердца нет доброго, и смерти ся боят, и не хотят умрети за веру христия некую, и как бы им не умирати всегды. Богатый о войне не мыслит, мыслит о упокой; хотя и богатырь обогатеет и он обленивеет. Так говорит волоский воевода: Воина держати как сокола чередити, и всегды ему сердце веселити, а ни в чем на него кручины не допустити. Ино так говорит волоский воевода: Таковому силиому государю годится со всего царства своего дохода к себе в казну имати и ис казны своея воинником сердца веселити; ино казне его конца не будет, и царство его не оскудеет. Который воинник лют будет против недруга государева играти смертною игрою и крепко будет за перу християискую стояти, ино таковым воишшком имяпа възвышати и сердца им веселити, и жалования ис казны своей государевы прибавливати; и иным воинником сердца возвращали, и к себе их припущати блиско, и во всем им верити, и жалоба их послушати 'во всем, и любити их, яко отцу детей своих, и быти до яих щедру: щедрая рука николи же не оскудевает и славу царю събирает; что царю щедрость к воинннком, то есть и мудрость его. А про тобя, про государя, про великого царя благоверного, волоский воевода говорит: Таковому государю годится держати дватцать тысящ юнаков храбрых со огненою стрельбою, гораздо учиненою, и стояли бы поляницы с украииы на поли, при крепостех от недруга, от крымского царя^ изоброчивши их ис казны своим жалованием государьским годовым; и о'ни навыкнут в поли жити и недруга, его, крымского царя, воевати. Ино та ему дватцат тысящ лутчи будут ста тысящ, а украины его все будут богаты и не оскужены от недругов. А мочно ему, таковому силному царю. то все учинити.

 

ВЕЛЬМОЖИ ГРЕЧЕСКИЕ

 

Так говорит Петр, волоский воевода, про греческое царство: Вслможи гречсския при царе Констянтине Ивановиче царьством обладали, и крестное целование ни во что же ставили, изменяли, и царство измытарили своими неправыми суды, и от слез и от крови християнской богатство свое наполнили.нечистым собранием, и сами обленивели за веру хрнстиянскую крепко стояти, и царя укротили от воинства своими вражбами и прелестными путми ерестными и чародействы и тем царство греческое, и веру християнскую, и красоту церковную выдали иноплеменником турком на поругание. А ныне сами греки за свою гордость и за беззаконие и за ленивсгво свое веру християискую у царя у туретцкого откупают, великие оброки дают царю турецкому, а сами в неволи у царя у турецкого за свою гордость и за ленивство. Греки и сербы наймуются овец пасти и верблюдов утурков; и лутчия греки, и они торгуют.

 

ПРАВДА В МОСКОВСКОМ ЦАРСТВЕ

 

Говорит волоский воевода с великими слезами про ту веру християискую русского царства и просит у бога всегда умножения веры християнския от восточнего царства, от русского царя благоверного великого князя Ивана Васильевича веса Русии. Тем ся царством руским и ныне хвалит вся греческая вера и надеются от бога великого милосердия и помощи божия свободитися руским царем от иасильства турецкого царя иноплеменника. И говорит волоский воевода: Такое царство великое, силное и славное и всем богатое, царство московское, есть ли в том царстве правда?

Ино у него служил москвитин Васка Мсрцалов, и он того вопрашивал: Ты гораздо знаешь про то царство московское, скажи ми подлинно. И он стал сказывати Петру, волоскому воеводе. Вера, государь, християнская добра, всем сполна, и красота церковная велика, а правды нет. И к тому Петр-воевода заплакал и рек так: Коли правды нет, то всего нет... И в котором царстве правда, в том и бог пребывает н помощь свою святую велику дасает, и гнев божий не воздвигается на то царство. Правды силние в божественем писании несть. Правда богу сердечная радость, а царю великая мудрость и сила. Помилуй, господи, вера християнская от неправды их... Ино ныне пишут мудрые философы и докторы о благоверном цари великом князи Иване Васильевиче всеа Русии, что он будет мудр и введет правду в свое царство. И так говорит волоский воевода и просит у бога милости, моляся: Боже! Дай милосердие свое великое, чтобы та его мудрость не о.минула великого царя благовернаго...

 

ЦАРЬ И ВОИННИКИ В РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

 

Изначала не хвалят мудрыя философы, что которыя велможи к царю приближатся не от воиньскне выслуги, ни от иныя от которыя мудрости; ино про тех говорят так мудрые философы: то есть чародеи и ересники у царя счастие отнимают и мудрость царьскую, и к себе царьское сердце зажигают ересию и чародейством и иоиньство кротят. И то говорит волоский воевода: Таковых подобает огнем жещи и иные лютые смерти им давати, чтобы зла не множилось; без лица им вина, что воинство у царя кротят и мысль царьскую отимают. А царю без воиньства не мочно быти: ангели божий и небесные силы, и те ни на един час пламянного оружия из рук своих не испугцают, стрегут рода человеческаго от всякия пакости, от Адама и до сего часа; а царю земному как без воиньства быти? Воинниками царь силен и славен. Царю быти благодатию божиею и мудростию великою на царстве своем, а до воинников быти, яко отцу до детей своих, щедру. Что царьская щедрость до воинников, то его и мудрость; щедрая рука николи же не оскудеет и славу себе велику собирает.

 

НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРЯ ДОБЫТЬ КАЗАНСКОЕ ЦАРСТВО

 

Да рек Петр, волоский воевода, про Казанское царьство: Есть ли хотети Казанского царства добывати, ипо призвав бога на помощь, и себя ни в чем не пощадети, послати войско на Казань, возрастивши сердца воинником своим царьскими жалованием и ласкою и приветом добрым; а иныя воины удалыя послати на улусы на казанския, да велети их жечи и людей сечи и пленити.

Да бог помилует и помощь святую свою даст извоевати 'их да и крестити, то и крепко. А слышал есми про ту землю, про Казанскос царство, у многих воинников, которые в царстве Казанском бывали, что про нея говорят, применяют ея к подрайской земле угодием великим. Да тому велми дивимся, что таковая землица не великая, велми угодная, у таковаго великаго силнаго царя под пазухою, а не в дружбе, а он ей долго терьпит и кручину от них великую приимает; хотя бы таковая землица угодная и в дружбе была, ино было ей не мочно терпети за такое угодие...

 

Хрестоматия по истории СССР. Том I. С древнейших времен до конца XVII века. М., 1951. С. 320-327.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.