Вера и «правда» в Московском государстве: идеологическое обоснование власти московских царей — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Вера и «правда» в Московском государстве: идеологическое обоснование власти московских царей

2019-11-11 624
Вера и «правда» в Московском государстве: идеологическое обоснование власти московских царей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинар 2.

Вера и «правда» в Московском государстве: идеологическое обоснование власти московских царей

 

Вопросы

1.Каковы главные задачи Московского государства и как Ив. Грозный понимает свое назначение в их решении? (см. ист. 3: Запись продолжателя летописца).

2. Как оправдывает свою политику Ив. Грозный в переписке с Курбским?

3. Охарактеризуйте отношение народа к Ивану Грозному (по историческим песням).

4. Политика памяти в современной России и «спорные» фигуры отечественной истории (на примере А. Невского и И. Грозного). 

 

Источники

1. Филофей. Послание Василию III// Государство Российское: Власть и общество. Сборник документов. М., 1996. С. 19-21.

2. Сказание о князьях Владимирских // Государство российское: власть и общество с древнейших времен до наших дней. Сборник документов. М., 1996. С. 21-22.

3. Иван Пересветов. Первая (большая) челобитная // И. Пересветов, Сочинения, стр. 59—69 («Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1908, т. I).

4. Запись продолжателя Летописца начала царства об отмене кормлений и об «Уложении о службе 1555-1556 гг.»// Там же. С. 120-124.

5. Первое послание Курбского Ивану Грозному// Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1993. С. 119-121.

6. Первое послание Ивана Грозного Курбскому// Хрестоматия по истории СССР ХVI-ХVII. М., 1962. С. 73-85, 123-125, 128-129, 134-136, 140-141, 144, 148-149, 155, или любое другое издание, включая Интернет.

7. Второе послание Ивана Грозного Курбскому.

8. Исторические песни XVI века.

 

Литература

1. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. Спб., 1996. С. 83-91.

2. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. Т. 1. Спб., 1999. С. 116-126 // Выложено в интернете.

3. Опричнина против Земщины // Курукин И.В., Карацуба И.В., Соколов Н.П. Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от рюриковичей до олигархов. М.: КоЛибри, 2006. С. 105-124.

 

Материалы к семинару

 

Первое послание Курбского Ивану Грозному// Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1993. С. 119-121.

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ

ГРАМОТА КУРБСКОГО ЦАРЮ ГОСУДАРЮ ИЗ ЛИТВЫ

(ПЕРЕВОД)

(1564 г.)

 

/.../ Зачем, царь, сильных во Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане - соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши? Не сдались ли тебе крепости немецкие, по мудрости их им от бога дарованной? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими? Или ты, царь, мнишь, что бессмертен, и впал в невиданную ересь, словно не боишься предстать перед неподкупным судьей - надежной христианской, богоначальным Иисусом, который придет вершить справедливый суд над вселенной и уж тем более не помилует гордых притеснителей и взыщет за все прегрешения власти их /.../

Не думай, царь, и не помышляй в заблуждении своем, что мы уже погибли, и истреблены тобою без вины, и заточены и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, гордясь словно суетной победой: казненные тобой, у престола господня стоя, взывают об отомщении тебе, заточенные же и несправедливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к богу, обличая тебя. Хвалишься ты в гордости своей в этой временной и скоропреходящей жизни, измышляя на людей христианских мучительнейшие казни, к тому же надругаясь над ангельским образом и попирая его вместе со вторящими тебе льстецами и товарищами твоих пиров бесовских, единомышленниками твоими боярами, губящими душу твою и тело, которые детьми своими жертвуют, словно жрецы Крона. И обо всем этом здесь кончаю. А письмишко это, слезами омоченное, во гроб с собою прикажу положить, перед тем как идти с тобой на суд бога моего Иисуса. Аминь.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1993. С. 120-121.

 

Гнев Ивана Грозного на сына

 


Гнев Ивана Грозного на сына

 

Как у нас было в каменной Москве,
У грозного царя Ивана Васильевича,
Столованьице было, пированье — почестный пир
Для многих князей и бояр;
Белый день идёт к вечеру,
Батюшка Грозный царь весел стал,
Говорит Грозный царь Иван Васильевич:
«Что же у меня на пиру никто ничем не хвастает
Не хвастает, не похвалится?»
Один боярин хвастал чистым серебром,
Другой боярин хвастал красным золотом,
Третий боярин хвастал скатным жемчугом;
Не золота трубочка вострубила,
Не серебряна сиповочка заиграла —
Грозный царь Иван Васильевич слово вымолвил:
«Не делом вы, братцы, хвастаетесь,
Не добром вы, братцы, похваляетесь:
Злато-серебро — не богатство,
Скатен жемчуг — не оборона,
Чистый бисер — не защита!
Как я, грозен царь, чем похвастаю:
Вывел я измену из Пскова,
Вывел я измену из каменной Москвы,
Казанское царство мимоходом взял,
Царя Симеона к миру склонил,
Снял я с царя порфиру царскую,
Привёз порфиру в каменну Москву,
Крестил я порфиру в каменной Москве,
Эту порфиру на себя наложил,
После этого стал Грозный царь».
Тут проговорил его родимый сын:
«Ах ты батюшка Грозный царь,
Царь Иван сударь Васильевич!
Где тебе вывести измену из Пскова,
Где тебе вывести измену из каменной Москвы!
Может быть, измена за столом сидит,
Пьёт, ест с тобой с одного блюда!»
Говорит же Грозный царь Иван Васильевич:
«Покажи мне, где измена за столом сидит».
От молода царевича на то ответа нет;
Говорит Грозный царь Иван Васильевич:
«Ой вы гой еси палачи московские!
Вы казните младого царевича,
Выньте из груди сердце с печенью,
Принесите мне его, покажите!»
Все палачи приужахнулись,
Один Алёшка Малютин,
Скуратов сын, не ужахнулся,
Вскочил Алёшка из застольица,
Выводил младого царевича,
Приговаривал Алёшка, Скуратов сын:
«Много казнил я князей и бояр,
Не казнил никого из рода царского:
Пойду казнить младого царевича!»
Снимал с него Алёшка платье цветное,
Надевал на него платье чёрное,
Посадил его на добра коня;
Младой царевич впереди едет,
Алёшка Скуратов позади едет,
Острый палаш на плече держит;
Прилетала скорая весточка
Дяде Никите Романову —
Дядюшка был труден-болен;
Бросался он скоро на конюший двор,
Оседлал своего добра коня,
Брал с собою конюха любимого,
Поехал скоро во чисто поле
И кричал-зычал громким голосом:
«Вор-собака Малюта, Скуратов сын!
Отдай мне-ка младого царевича,
Казни конюха моего любимого,
Вынь из груди сердце с печенью
И свези царю на показанье».
Алёшка Скуратов послушался,
Отдал ему младого царевича,
Казнил конюха его любимого,
Вынул из груди сердце с печенью
И привёз царю на показанье;
Ото сна встаёт царь Иван Васильевич, пробуждается,
Своего сына он хватается,
Своего сына —Дмитрия-царевича;
Вспомнив дело, рвётся, и мечется,
И говорит таковы речи:
«Ой вы слуги мои верные!
Вы зачем меня не уняли?»
Отвечают ему слуги верные:
«Ой ты батюшка Грозный царь,
Царь Иван сударь Васильевич!
Не посмели мы перечить тебе,
Побоялися мы твоего гнева скорого».
Услышал царь Иван Васильевич
О радости-веселии у Никиты Романова —
Грозному царю обидно стало,
Схватил он копьё острое,
Бежит к дяде Никите Романову;
Во хоромах у Никиты Романовича пир весёлый,
Услышали, увидели гости:
Бежит царь Иван Васильевич,
Во руке держит копьё острое,
Бежит прямо к нему, к Никите Романову;
Некогда Никите гостей чествовать,
Бросился он на крылечко стекольчато
Навстречу царю Ивану Васильевичу,
Говорит Грозный царь Иван Васильевич:
«Аль ты рад, Никита Романович,
Моему несчастью великому,
Аль ты веселишься из-за казни сына моего любимого?»
Замахнул он копьё острое,
Ударил в ногу Никите Романову;
Ответ держит Никита Романов:
«Грозный царь Иван Васильевич!
По гляди-ка ко мне во большой угол».
Поглядел царь во большой угол —
Увидел сына своего Дмитрия-царевича:
Сидит весел и здоров во большом углу!
Царь нашёл в том радость великую;
Приготовили на радостях зелена вина,
Заварили на радостях мёду пьяного,
Пировали на радостях почестный пир!

 

 

Семинар 2.

Вера и «правда» в Московском государстве: идеологическое обоснование власти московских царей

 

Вопросы

1.Каковы главные задачи Московского государства и как Ив. Грозный понимает свое назначение в их решении? (см. ист. 3: Запись продолжателя летописца).

2. Как оправдывает свою политику Ив. Грозный в переписке с Курбским?

3. Охарактеризуйте отношение народа к Ивану Грозному (по историческим песням).

4. Политика памяти в современной России и «спорные» фигуры отечественной истории (на примере А. Невского и И. Грозного). 

 

Источники

1. Филофей. Послание Василию III// Государство Российское: Власть и общество. Сборник документов. М., 1996. С. 19-21.

2. Сказание о князьях Владимирских // Государство российское: власть и общество с древнейших времен до наших дней. Сборник документов. М., 1996. С. 21-22.

3. Иван Пересветов. Первая (большая) челобитная // И. Пересветов, Сочинения, стр. 59—69 («Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1908, т. I).

4. Запись продолжателя Летописца начала царства об отмене кормлений и об «Уложении о службе 1555-1556 гг.»// Там же. С. 120-124.

5. Первое послание Курбского Ивану Грозному// Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1993. С. 119-121.

6. Первое послание Ивана Грозного Курбскому// Хрестоматия по истории СССР ХVI-ХVII. М., 1962. С. 73-85, 123-125, 128-129, 134-136, 140-141, 144, 148-149, 155, или любое другое издание, включая Интернет.

7. Второе послание Ивана Грозного Курбскому.

8. Исторические песни XVI века.

 

Литература

1. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. Спб., 1996. С. 83-91.

2. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. Т. 1. Спб., 1999. С. 116-126 // Выложено в интернете.

3. Опричнина против Земщины // Курукин И.В., Карацуба И.В., Соколов Н.П. Выбирая свою историю. «Развилки» на пути России: от рюриковичей до олигархов. М.: КоЛибри, 2006. С. 105-124.

 

Материалы к семинару

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.