Типичные (обычные) состояния психики — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типичные (обычные) состояния психики

2019-09-26 305
Типичные (обычные) состояния психики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Один из типичных (обычных), хорошо известных всем людям психических состояний является состояние сна. В нем периодически, практически каждодневно оказываются все люди, находясь в нормальных жизненных условиях. С древнейших времен данное состояние привлекает к себе повышенное внимание как ученых, так и людей, далеких от науки. К настоящему времени оно достаточно хорошо изучено в психологии, физиологии, медицине и некоторых других науках.

Тем не менее, несмотря на давний интерес к этому психическому состоянию (его исследования начались еще в Древней Греции в первом тысячелетии до н.э.), до сих пор ученые – психологи очень мало знают о сне, как о психологическом состоянии или явлении. Физиологические данные о сне, которых к настоящему времени собрано уже достаточно много, ничего конкретного не говорят о нем как о психическом явлении или состоянии, противопоставляемом бодрствованию. Они не содержат в себе удовлетворительных ответов на три главных вопроса, давно интересующих ученых – психологов:

1. Откуда берется содержание наших сновидений?

2. Как это содержание связано с реальной жизнью человека – «автора» сновидений?

3. Какую роль в целом сновидения играют в жизни людей?

Еще одна проблема, связанная со сновидениями и до сих пор не имеющая полностью удовлетворительно решения, заключает в поиске ответа на вопрос о том, каким образом сновидения соотносятся с сознанием людейц. С одной стороны, сон характеризуется как бессознательное психическое состояние, в котором человек находится тогда, когда его сознание отключено. Об этом свидетельствует то, что, находясь в состоянии сна, человек с помощью органов чувств, например, зрения, не воспринимает окружающую обстановку, не реагирует на воздействия со стороны, если, конечно, они не заставляют его проснуться. С другой стороны, во время сна человек может видеть сновидения, которые в его голове представлены в виде осознаваемых во сне и припоминаемых в состоянии бодрствования образов, мыслей и чувств. Следовательно, сознание человека во сне полностью не отключается. Оно продолжает функционировать, но не так, как в состоянии бодрствования.

Есть и другие состояния, связь которых с сознанием человека до сих пор остается неясной, и в которых человек время от времени может находиться, например, бредовые состояния. Их статус и соотношение с сознанием или с тем, что психологи называют бессознательным, также до конца не выяснены. Переходя от состояния бодрствования ко сну, или от нормального состояния сознания к бредовому, человек, по-видимому, полностью не утрачивает сознание, а переходит из одного состояния сознания – нормального, типичного, в другое его состояние – аномальное, или нетипичное.2

2 Наверное, только состояние физической или клинической смерти можно характеризовать как полное отсутствие у человека какого-либо сознания.

Когда человек спит или находится в психическом состоянии, отличающемся от обычного, повседневного состояниясознания, он, тем не менее, продолжает реагировать на происходящее, но делает это иначе, чем в нормальном состоянии. Реакции человека во время сна или в бредовом состоянии на происходящее почти никогда не бывают адекватными сложившеся ситуации. К примеру, если человек спит, и рядом с ним неожиданно прозвенит звонок будильника, то во сне, в содержании своих сновидений, он может отреагировать на него не как на звонок будильника, а как на звук, произведенный чем-то другим. Примерно то же самое происходит, когда человек находится в бредовом состоянии.

Наконец, непонятно, к какой категории психических явлений следует относить те состояния, в которых время от времени могут находиться душевно больные люди. Поэтому среди ученых принято называть такие состояния просто измененными состояниями сознания, то есть такими его состояниями, которые отличаются от тех состояний, в которых здоровые, нормальные люди находятся во время своего бодрствования. В данном настоящем параграфе главы мы подробнее остановимся на обычных или нормальных психических состояниях, а в следующем параграфе обсудим измененные (необычные) или аномальные (экстремальные) состояния психики.

Недостаток сна или неполноценный сон отрицательно сказываются на других психических состояниях, процессах и деятельности человека в целом. Люди, лишенные в течение длительного времени нормального сна или хронически недосыпающие, нередко спят или засыпают «на ходу», сидя или стоя. При этом они начитают галлюцинировать, бредить, находясь еще в состоянии бодрствования, уже после двух – трех дней лишения сна. Многие из них, кроме того, в таком состоянии (без долгого, нормального сна) утрачивают способность адекватно воспринимать зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и другие стимулы.

Исходя из этого, можно предположить, что переход человека из состояния бодрствования в состояние сна – это не просто временное отключение обычного сознания человека, а переход психики, связанной с сознанием, из одного режима функционирования в другой. При этом мозг человека, продолжает работать, воспринимая и перерабатывая информацию, но это делается по-другому, чем тогда, когда человек высыпается и находится в обычном, нормальном состоянии.

Оценивая функциональное, психофизиологическое назначения сна и сновидений в целом, некоторые ученые, например, французский психолог Ж. Годфруа, считают, что сновидения «служат своего рода «ремонтной мастерской», в которую индивид приходит во время сна, чтобы почерпнуть энергию, необходимую для разрешения своих проблем, а также восстановить «хорошую форму» и уверенность в себе».3 Есть и другие интерпретации сновидений, например, теория З. Фрейда, который связывал сновидения с бессознательным содержанием психики человека.

3 Годфруа Ж. Что такое психология. – В двух томах. Том 1. – М., 2005. - С. 174.

Обратимся к рассмотрению еще одного обычного, нормального состояния психики - состояния беспокойства (тревоги). Данное состояние, будучи умеренно выраженным, является вполне нормальным, однако в крайних формах его проявления, сопровождающихся, например, страхом, ужасом или паникой, оно уже выступает как ненормальное (необычное) состояние психики.

Тревожность, как психическое состояние, по-разному определяется в научной литературе. Например, Ф. В. Березин характеризует тревожность как чувство или ощущение человеком неопределенной угрозы для себя. Автор полагает, что тревога для человека выступает как сигнал реальной или мнимой опасности, чаще всего той, которая еще фактически не наступила.

Между явления, обозначаемыми понятиями «тревога» и «тревожность», имеются определенные различия. Термин «тревожность» чаще всего употребляется в следующих основных значениях:

1. Индивидуальная психологическая особенность человека, черта характера, проявляющаяся в склонности впадать в состояние повышенного беспокойства (тревоги) в тех случаях (эпизодах, ситуациях жизни), которые, по мнению данного человека, несут в себе угрозу для его благополучия и могут обернуться неприятностями.

2. Смутное, неприятное эмоциональное состояние, сопровождаемое ощущениями типа дурных предчувствий, страха, боязни и т. п. Так понимаемая тревожность, как правило, не связана с каким-либо конкретным объектом, и этим она отличается от чувства страха. Подобное понимание тревожности близко по содержанию к понятию «тревога».

3. Сигнал опасности, которая может возникнуть для человека как личности в том случае, если то, что хранится в бессознательной части его психики, неожиданно проявится или может проявиться в открыто наблюдаемом поведении. Такое понимание тревожности характерно для психоанализа З. Фрейда.

4. В экзистенциальной психологии личности под тревожностью понимается психическое состояние человека, возникающее в тот момент, когда он осознает бессмысленность своего существования, отсутствие какого бы то ни было порядка в мире, в котором он в настоящ время живет, и перспектив достижения благополучия в нем.

Тревога, со своей стороны, выступает как психофизиологическое состояние, которое помимо переживания чувства беспокойства сопровождается следующими характерными признаками: учащенным сердцебиением, усиленным выделением пота, неритмичным дыханием, иногда – дрожанием мышц или повышенным мышечным напряжением. В отличие от страха тревога характеризуется отсутствием четкого осознания человеком того, чем данное состояние вызвано, а также расплывчатостью и неопределенностью субъективной оценки породившего ее события.

Страх и тревога обычно возникают вместе, так как тревога представляет собой чувство умеренно выраженного страха перед чем-либо неизвестным, угрожающим благополучию человека. Тревога, кроме того, характеризуется ощущением беспомощности перед надвигающейся реальной или мнимой опасностью.

Разновидностей состояния тревоги достаточно много. Некоторые виды тревоги носят аномальный характер, это в основном те, которые обсуждаются в трудах психоаналитиков. Представителям данного направления свойственно рассматривать тревогу как явление, свидетельствующее об отклонении психики и поведения человека от нормального состояния, в то время как большинство ученых-психологов считают данное состояние нормальным. Тревога – этого мнения в настоящее время придерживаются как психологи, так и психоаналитики - лежит в основе многих адаптивных (полезных) и дезадаптивных (бесполезных или вредных) изменений психических процессов, состояний и поведения человека, обусловленных, например, стрессом.

Состояние тревоги, как правило, не возникает сразу и внезапно. Оно появляется и усиливается постепенно, длится определенное время, и в течение этого времени может изменяться. Соответствующие изменения чаще всего проявляются в следующем. Вначале возникает ощущение внутренней напряженности, которое представляет собой состояние, характеризующееся наименьшей степенью тревоги. Затем появляются так называемые гиперстезические тревожные реакции. Они проявляются в том, что прежде нейтральные стимулы неожиданно приобретают для человека особую значимость, привлекают к себе повышенное внимание и порождают сильную раздражительность. Возникновение реакций на малозначимые стимулы и отрицательная эмоциональная окраска реакций на нейтральные стимулы дезорганизуют поведение человека и еще более усиливают состояние его тревоги. На следующей стадии данное состояние возникает уже как связанное с ощущением опасности и сопровождается выраженным страхом перед ней.

Неосознанность причин тревоги, отсутствие ее связи с определенными событиями или объектами, невозможность контролировать предполагаемую угрозу делают затруднительной какую-либо осмысленную деятельность человека, направленную на предотвращение или устранение угрозы. Психологическая ненормальность такой ситуации вызывает смещение тревоги на те или иные, не связанные с ней объекты. В результате первоначально предметно не определенная угроза конкретизируется и связывается с определенными предметами или событиями.

Рассуждая подобным образом, один из исследователей тревоги Ф. Б. Березин делает вывод о том, что так понимаемый «тревожный ряд» в порядке нарастающей тяжести переживания человеком состояния тревоги включает в себя следующие явления: ощущение внутренней напряженности; гиперстезические реакции; страх, как тревога; тревожно-возбужденное состояние, как ощущение неотвратимости катастрофы вследствие неустранимости самой угрозы. Возникновение и усиление тревоги или предшествует, или сопровождает состояние стресса.

Большой класс нормальных психических состояний представляют эмоции. Среди них особое внимание привлекают эмоции типа аффектов и стрессов. Аффекты чаще всего связаны с какими-либо значимыми для людей событиями, соответственно, радостными или печальными. В зависимости от их силы, а также от того, положительные или отрицательные эмоции проявляются в аффектах, они по-разному влияют на психику и поведение человека. Положительные аффекты обладают стимулирующей силой и называются стеническими эмоциями, а отрицательные аффекты тормозят деятельность человека и считаются астеническими эмоциями. Последние по своим психофизиологическим последствиям для человека близки к состоянию стресса.

Среди людей широко распространено, что аффекты всегда нежелательны, и с ними нужно бороться. Это утверждение, однако, не является бесспорным. Оно может относиться только к отрицательным аффектам типа страха, гнева, печали, тоски и ряду других. Что касается положительных аффектов, таких, например, как радость, счастье, удовольствие, воодушевление, эмоциональный подъем и другие, то с ними не только не нужно бороться, но, напротив, необходимо стремиться к частому переживанию таких аффектов, поскольку они являются полезными для людей.

К состояниям, занимающим промежуточное положение между обычными (нормальными) и необычными (аномальными) состояниями психики, относится стресс (другое его название, предложенное известным исследователем этого состояния Г. Селье - дистресс). В специальном, психофизиологическом значении этого слова стрессом называется состояние эмоционального расстройства, перевозбуждения или напряжения, выражающееся в неспособности человека нормально думать, принимать правильные решения, в неадекватном поведении, в невозможности действовать разумно в сложившейся ситуации. Часто возникающие и долгое время сохраняющиеся стрессы, кроме того, неблагоприятно влияют на здоровье человека, вызывая заболевания, в том числе такие, как сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные и эндокринные. Стрессы могут порождать неврозы и другие психические расстройства. Заболевания подобного рода в медицине принято называть функциональными, поскольку в из основе лежат не первичные нарушения в работе внутренних органов тела, а нарушения в функционировании всего организма, вызванные его стрессовым состоянием.

Стресс – достаточно сложное с психической и физиологической точек зрения состояние. К наиболее часто встречающимся психофизиологическим проявлениям стресса относятся следующие:

- потеря человеком контроля над собой;

- плохая организованность его деятельности, суетливость, случайность, дезадаптивный характер совершаемых им действий и поступков;

- ослабленное внимание человека к происходящему с ним и вокруг него (рассеянность);

- пониженный уровень интеллектуальной активности;

- неспособность принимать разумные решения или ошибочность этих решений;

- повышенная утомляемость;

- утрата интереса к происходящему, безразличие и апатия;

- общая хроническая усталость, вялость;

- наличие нервных и психических расстройств;

- изменение чувствительности органов чувств;

- нарушения сна;

- раздражительность;

- плохое настроение;

- пониженный или, напротив, повышенный аппетит;

- склонность к неконтролируемому употреблению психотропных веществ: лекарств, алкоголя, наркотиков и т. п.;

- плохое физическое самочувствие: головная боль, боли в мышцах, изменение ритмики сердечных сокращений, дыхания, нарушения в работе эндокринной системы, желудочно-кишечного тракта и другие.

Кроме рассмотренных выше существуют еще два, часто встречающихся психических состояния, которые можно условно отнести к нормальным. Они носят названия эйфория и дисфория. Эйфория – это состояние, которое проявляется в повышенном, радостном или веселом настроении, иногда в благодушии и беспечности. Такое состояние нередко сопровождается высокой физической активностью человека. Дисфория – это состояние, противоположное эйфории. Оно проявляется в плохом настроении, подавленности, сопровождаемой пониженной активностью и неприятными эмоциональными переживаниями. Оба состояния - эйфория и дисфория, если они чрезмерно выражены у человека, сохраняются в течение длительного времени и не соответствуют реальному положению дел, могут рассматриваться как признаки не вполне нормального функционирования психики. В этом случае их можно отнести к группе не только нормальных, но и аномальных психических состояний.4

4 Большинство психических состояний, если они оказываются чрезмерно сильными и сохраняются у человека в течение продолжительного времени, могут из нормальных превратиться, в конечном счете, в аномальные.

Среди положительно оцениваемых высших эмоциональных состояний человека в литературе по гуманистической психологии нередко называется состояние, обозначаемое словами «пиковое переживание». Данное понятие введено в научный оборот одним из основателей гуманистической психологии личности, А. Маслоу, и содержательно раскрыто в предложенной им теории личности. Автор пишет о том, что, находясь в состоянии «пикового переживания», человек характеризуется влюбленностью в кого-либо или во что-либо. В таком состоянии он способен видеть в объекте своей любви нечто такое, чего не замечают другие люди. Восприятие им соответствующего объекта в данном состоянии является более полным и глубоким, чем восприятие соответствующего объекта другими людьми. Там, где имеет место пиковое переживание, все внимание человека сосредоточено исключительно на связанном с ним объекте. В результате всепоглощающего, «завороженного» внимания, сосредоточенного на данном объекте, в нем для человека обнаруживаются многие положительные и привлекательные черты, которые он раньше не замечал. Находясь в подобном состоянии, люди на время оказываются как бы в другом мире, в котором ход времени замедляется или ускоряется. В состоянии пикового переживания невозможно точно установить, сколько времени прошло.

Люди возникновение у них данного состояния воспринимают с благодарностью и с благоговением, восхищением и преклонением, равносильным религиозному экстазу. Эмоциональная реакция на пиковое переживание несет в себе элементы удивления, восторга, почтение, смирения и подчинения величию момента. В минуты пиковых переживаний, писал А. Маслоу, человек уподобляется Богу в своем любящем, не осуждающем, всепрощающем, сострадательном отношении ко всем и ко всему. В моменты таких переживаний он приобретает качества, которые входят в состав его идеала, то есть, самоактуализируется как личность.

Одним из распространенных негативных психических состояний человека является состояние беспомощности. Такое состояние и соответствующее ему поведение характеризуются тем, что человек не использует имеющиеся в его распоряжении возможности для решения возникающих перед ним проблем, бездействует там, где надо было бы действовать, прилагать усилия для достижения поставленной цели.

В ходе изучения причин, порождающих состояние беспомощности, установлено, что это состояние и связанное с ним поведение возникают у человека тогда, когда он на основе ранее полученного опыта убеждается в том, что неоднократно предпринимаемые им попытки выйти из трудных жизненных ситуаций успеха не имели, не привели к желаемому результату.

Одним из условий появления и проявления у человека состояния беспомощности также может стать исчерпание способов самостоятельно справиться с возникшей проблемой, то есть, случай, когда человек опробовал различные, доступные ему способы действий, но так и не смог решить проблему.

Еще одним условием, способствующим появлению состояния беспомощности, выступает не улучшение, а, напротив, ухудшение ситуации в результате предпринимаемых человеком действий. В данном случае, проанализировав и оценив полученный опыт, он приходит к выводу, что лучше было бы ничего не делать, чем что-либо предпринимать.

Состояние беспомощности и беспомощное поведение, как установили психологи, чаще всего появляются у людей по двум группам причин. Одни из них связаны с ситуацией, в которой оказался человек, другие определяются его собственными личностными особенностями. В качестве ситуационных причин беспомощного поведения человека могут выступить следующие:

- возникновение обстановки, в которой данный человек не может найти удовлетворительный выход из сложившейся ситуации;

- появление ситуации, в которой человек не в состоянии разобраться, хотя сама она потенциально содержит в себе возможность нахождения удовлетворительного выхода из нее;

- условия, которые уводят человека от правильного решения проблемы, дезориентируют и заводят в тупик;

- непредсказуемость и изменчивость самой ситуации, ее неожиданное преобразование таким образом, что в ней становится трудно или вообще невозможно принять конкретное решение.

Среди вероятных личностных (индивидуально-психологических) причин беспомощности и беспомощного поведения чаще всего называются следующие:

- преобладание мотива избегания неудач над мотивом достижения успехов;

- низкая самооценка;

- заниженный уровень притязаний;

- повышенный уровень тревожности;

- неуверенность человека в себе;

- отсутствие у человека сильного желания или стремления найти выход из сложившейся ситуации;

- частые неудачи, происходившие в прошлом.

С состоянием беспомощности нередко соотносят еще одно негативное психическое состояние, которое получило название «фрустрация». На русский язык данное слово переводится словосочетаниями как «отчаяние» или «крушение надежд», и подобные переводы термина более или менее соответствует сути рассматриваемого психического состояния. Фрустрацию также можно определить как психическое состояние безнадежности, которое возникает у человека при разрушении значимых для него жизненных планов, осознании невозможности достичь поставленных целей, сопровождающемся выраженным чувство тревоги, безысходностью, подавленностью.

Данное состояние выражается в характерных переживаниях и формах поведении человека. Согласно С. Розенцвейгу, фрустрация имеет место в тех случаях жизни, когда человек сталкивается с препятствиями, которые он не в состоянии преодолеть, и осознает это как непреложный факт. Характерными признаками ситуации, порождающей состояние фрустрации, являются следующие:

- наличие у человека выраженного желания добиться какой-либо значимой для него цели;

- высокая личностная ценность соответствующей цели для него;

- возникновение на пути к достижению цели непреодолимого препятствия;

- осознание человеком того, что в сложившейся ситуации ему не удастся достичь поставленной цели;

- понимание человеком того, что изменить ситуацию таким образом, чтобы она стала благоприятной для достижения поставленной цели, практически невозможно.

Будучи фрустрированным, или, находясь в состоянии фрустрации, человек всегда испытывает чувство повышенной тревоги (беспокойства), состояние беспомощности и связанные с ним тяжелые, неприятные эмоциональные переживания, включая апатию, депрессию, иногда – ярость, враждебность, чувство зависти к тем, кто смог или сможет добиться в сложившеся ситуации соответствующей цели.

С состоянием фрустрации также связаны специфические, характерные для нее психологические симптомы и формы поведения. Они представляются следующими:

- внешняя активность человека меняется, усиливается или ослабляется по сравнению с нормой;

- поведение человека становится нецеленаправленным, дезорганизованным, что, в частности, проявляется в механическом повторении ненужных и бессмысленных действий;

- человек перестает разумно воспринимать и правильно реагировать на то, что происходит с ним и вокруг него;

- поведение человека становится импульсивным, полевым или безвольным.5 5 Полевым называется поведение, которое подчиняется окружающей обстановке и является реакцией на нее. Такое поведение противопоставляется активному или инициативному (волевому) поведению, которое порождается и регулируется разумом, сознанием и волей человека.

Депрессия также представляет собой достаточно распространенное типичное негативное психическое состояние людей. Она характеризуется как состояние душевного расстройства, эмоциональной подавленности, сопровождаемое резким снижением внутренней (психической) и внешней (поведенческой) активности человека. Находясь в состоянии депрессии, человек чувствует себя беспомощным, слабым, не может что-либо делать как следует, и, вместе с тем, осознает необходимость делать что-либо, для того чтобы выйти из подобного состояния.

Таким образом, психические состояния, которые условно можно называть обычными, типичными или нормальными, многообразны по своим жизненным, психологическим и поведенческим проявлениям и в целом характеризуются тем, что такие состояния время от времени могут переживать вполне здоровые, нормальные люди. Кроме того, человека, находящегося в таком состоянии, нельзя назвать ненормальным. В таких состояниях люди сохраняют все признаки психически здоровых, нормальных людей. В отличие от этого группа психических состояний, которая обсуждается в следующем параграфе главы, встречается или у больных людей. Человека, находящегося в таком состояние в настоящий момент времени, нельзя назвать ненормальным ни по его психологии, ни по поведению.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.