Единая позиция семьи и школы — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Единая позиция семьи и школы

2019-10-30 146
Единая позиция семьи и школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вас волнует проблема подросткового курения? Поинтересуйтесь, что делает школа для профилактики табакокурения. Если вам повезло и в школе проводится профилактическая работа, узнайте, что именно делается там, какова концепция и программа этой работы, ка­кие цели ставит перед собой педагогический коллектив, проводя ее, и, самое главное, какое содействие вы можете оказать школе. Необходимое условие для успешного проведения работы по профилактике курения подростков − общность позиций семьи и школы. Если вы равнодушно относитесь к деятельности школы, направленной на профилактику курения, вы можете спровоцировать аналогичную реакцию подростка. Поэтому ваша заинтересованность и поддержка повысят эффективность профилактической работы. Большую пользу приносит непосредственное включение родителей в организацию и проведение профилактических мероприятий.

Поговорите со своим ребенком

Надо ли говорить с ребенком о курении? Когда начинать проводить беседы? О чем говорить? А может, лучше не говорить об этом вообще? Конечно же, беседовать с ребенком подростком о курении нужно, но при этом соблюдать некоторые условия:

• разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно на равных;

• нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения;

• нужно выяснить знания ребенка по проблеме и его отношение к ней и на этой основ строить дальнейший разговор;

• таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.

Устранение причин курения

Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить и постараться нейтрализовать причины. Посмотрим, что можно сделать для этого (таблица 2).

Таблица 2

Причины Действия  
Из любопытства. Постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные и доступные ему.  
Чтобы казаться взрослее.

Подростка может не удовлетворять статус в семье − он уже вырос, а к нему относятся, как к ребенку. Скорректируйте свое отношение − подросток) должен иметь обязанности в семье, нести ответственность за их выполнение. Кроме этого, он должен получить больше свобод, чем раньше.

Подражая моде. Моду на курение во многом формирует реклама. В ней образ курящего человека весьма привлекателен. Обсудите с подростком рекламу, научите его критически относиться к получаемой извне информации. Расскажите, что во многих развитых странах курение не модно, а курящие имеют ограничение в правах.  
За компанию. Оградить ребенка от компаний, подающих нежелательный пример, нереально, зато вы можете научить его самостоятельному мышлению, приучить нести ответственность за свое поведение и не следовать за толпой.  

 

Все то, что поможет подростку в этом возрасте избежать вовлечения в табакокурение, еще не раз пригодится ему в дальнейшем.

Если ваш ребенок курит

Вы узнали, что ваш ребенок курит. Прежде всего, следует успокоиться, так как волнение или гнев никогда не помогают решать проблемы. В такой ситуации неэффективно прибегать к скандалу и наказаниям, это может озлобить подростка и подорвать доверительность в отношениях. Лучше спокойно обсудите с ним возникшую проблему, скажите, что это вас беспокоит, вы огорчены создавшейся ситуацией. Вам следует подобрать литературу по проблеме курения, ознакомиться с ней самому (самой) и познакомить подростка. Нельзя запугивать ребенка или предоставлять ему недостоверную информацию. Четко заявите свою позицию относительно курения, не отвергая при этом само ребенка и не отказывая ему в понимании и поддержке. Расскажите о возможностях преодоления вредной привычки. Вам надо набраться терпения, потому что избавление от курения требует времени.

9. Фразы, которые не рекомендуется произносить в разговоре с подростками, и предполагаемая ответная реакция на них (таблица 3).

Таблица 3

Фраза Реакция
«Ты еще мал курить!» «Отлично! Как только вырасту... Хотя я уже взрослый».
«Чтоб я не видел тебя с сигаретой!» «Нет проблем! Буду курить в более приятной компании».
«Курят только глупые люди» «Может, твой дядя Петя и глупый, а я знаю много отличных ребят, и все они курят».
«Не смей курить!» «Не надо мне приказывать!»
«Увижу с сигаретой — выгоню из дома!» «Какая ерунда! Любопытно на это посмотреть».
«Сигарета - это яд. Капля никотина убивает лошадь». «Это 6анально, к тому же я не лошадь».
«Вот, сейчас ты куришь, а потом начнешь пить и употреблять наркотики». «А что, можно попробовать!»

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Барденштейн Л.М., Герасимов Н.П. и др. Алкоголизм, наркомании, токсикомании. – М., 2009. С. 64.

2. Выбираю жизнь: Программа Д.О.М. (Дети. Образование. Милиция). Учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей. / Авт.-сост. С.В. Горанская, О.С. Баранова.– Петрозаводск: ПетроПресс, 2002.

3. Грецов А.Г. Методика профилактики табакокурения в подростковых и молодежных группах: Методическое пособие. /Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2008. – 28 с.

4. Данилова М.В., Егорова Т.В., Попов В.А. и др. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков. – М.: Академия, 2013. – 176 с.

5. Дмитриев М.Г. Практикум по психодиагностике девиантного поведения у трудных подростков. – СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2008. – 263 с.

6. Как быть здоровым: Из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни / пер. с англ. Е.А. Кретова. – М.: Медицина, 2006. – 238 с.

7. Климова В.И. Человек и его здоровье. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Знание, 2010. – 224 с.

8. Крылова Н. Психология формирования зависимости от ПАВ. – Изд-во: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 136 с.

9. Лавров М., Тарханова И. Контекстные стратегии профилактики в образовательной среде. Изд-во: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 72 с.

10.  Назарова В.В., Петрова И.В. Основы антинаркотической профилактической деятельности в учреждениях начального и среднего профессионального образования: Сб. метод. рекомендаций. – Полевской: ЦППРиК «Ладо», 2011. – 144 с.

11.  Предупреждение табакокурения у школьников: метод. пособие для работников образоват. учреждений / Н.К. Смирнов и др.; М-во образования Рос. Федерации, Федер. целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 гг.". - М.: АПК и ПРО, 2003. - 129 с.

12.  Профилактика табакокурения среди детей и подростков. / Под ред. Геппе Н.А. – М., 2008. С. 144.

13.  Профилактика аддиктивного поведения в образовательных учреждениях начального профессионального образования: работа педагога-психолога со старшими подростками: Учебно-методическое пособие. / Авт.-сост. Котельникова Л.А., Сайфуллина Г.М. – Уфа: ИРО РБ, 2012. –104 с.

14.  Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков. /Под ред. А.Б. Фоминой. – М., 2003.

15.  Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. – М.: ВЛАДОС, 2004. –144 с.

16.  Рохлина М.Л. Наркомании. Токсикомании. – М., 2010. С. 256.

17.  Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. / Под науч. ред. Л.М. Шипициной и Л.С. Шпилени. – СПб., 2003. – 464 с.

18.  Сборник информационно-методических материалов для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. / Авт.-сост. Амелина С.В., Зиновьева М.А., Назарова И.Г. и др. – Ярославль, 2014.

19.  Синягина Н.Ю. Технологии диагностики при проведении антинаркотической профилактической работы. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 120 с. – (В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»).

20.  Солдатова С.В. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях: Методическое пособие. – МГОГИ, 2010. – 126 с.

21. Солдатова С.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением в детском оздоровительном лагере: учебно-методическое пособие для педагогов и вожатых. – 2-е изд., испр. и доп. – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2017. – 168 с.

22.  Таенкова А.А., И.О. Таенкова И.О. Использование инновационных технологий в медико-социальной работе по формированию здорового образа жизни и профилактике поведенческих болезней у несовершеннолетних группы риска. – Хабаровск: ГУ «Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр». – 2008. – 64 с., илл.

23.  Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 156 с. – (Серия: В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / Министерство образования и науки РФ).

24.  Фурманов, А.Г. Формирование здорового образа жизни: пособие / А.Г. Фурманов, В.А. Горовой. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2012. – 201с.

25.  Шалимова Н.А., Самошкина Л.И., Перекрёстов А.И. Как уберечь ребёнка от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ: рекомендации для родителей. – Владимир, 2005.

26.  Шинкаренко Н.Г. Уроки: социально-педагогические основы профилактики табакокурения. Методическое пособие. – М., 2002. С. 88.

27.  Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002. – 160 с., прил.

28.  Шпаков А.О. Справочник для родителей и детей. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Природные и бытовые яды. Происхождение, распознавание, лечение, профилактика. – М., 2000. – 368 с.

 


ГЛОССАРИЙ

Абстиненция – воздержание от употребления наркотиков или алкогольных напитков, будь то по принципиальным соображениям или по другим причинам.

Абстинентное состояние (синдром отмены) резкое ухудшение самочувствия, вызванное прекращением приема или уменьшением употребления психоактивного вещества, которое принималось многократно, обычно в течение длительного времени и больших дозах. Состояние может сопровождаться признаками физиологического расстройства.

Аверсивная терапия – терапия, которая подавляет патологическое влечение к приему ПАВ путем ассоциирования его с болезненными или неприятными переживаниями. Термин относится к любой разновидности лечения алкогольной или наркотической зависимости, в основе которого лежит создание условно-рефлективного отвращения при виде, запахе вкусе и мысли об алкоголе или наркотике.

Адаптация – приспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде. В психотерапии различают адаптацию психологическую, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды; социальную – приспособление человека к определенным формам социальной деятельности.

Акцентуированные личности – понятие и термин, введенное немецким психиатром К. Леонгардом в 1964 году: различные, еще не ставшие патологией особенности характера, являющиеся предрасположенностью к неврозам и психопатиям. Скрытые акцентуированные личности у подростков легче, чем явные, при правильном воспитании компенсируются и исчезают; ошибки воспитания способствуют их переходу к неврозам и психопатиям.

Арттерапия – терапия средствами искусства; Основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в искусстве.

Аутогенная тренировка – психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность, с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.

Барьер общения – психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов или препятствующие взаимопониманию и взаимодействию. Вербализация – отражение опыта в речи, является речевым показателем личности.

Внушение – воздействие на психику человека, при котором путем преимущественно не осознаваемой психической активности создается установка на функциональное развертывание ее резервов. Внушение реализуется, если оно соответствует логическим построениям, присущим мышлению пациента.

Воздействие педагогическое – влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

Возрастной подход – учёт и использование закономерностей развития личности (физических, психологических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Воспитательные отношения – разновидность отношений между людьми, возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное и т. п. развитие и совершенствование.

Группа риска наркотизации – группа несовершеннолетних и молодежи, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных, психологических и сомато-физических признаков, характеризующихся большой склонностью к злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами. Группа риска является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди:

– лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства;

– экспериментировавшие с первыми пробами различных психоактивных веществ;

– имеющие проблемы в развитии и поведении, обусловленные нервно-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими отклонениями.

Группа взаимопомощи – группа, члены которой поддерживают друг друга в выздоровлении или в поддержании выздоровления от алкогольной или другой наркотической зависимости либо оберегают друг друга от воздействия чьей-либо зависимости, причем без профессиональной терапии или руководства.

Гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, методы и формы обучения.

Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социо-психологического или психофизиологического статуса ребёнка новой социальной ситуации.

Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры по заданным правилам.

Диагноз педагогический – определение характера и объёма способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учёбе, отклонений в поведении.

Диагностические тесты на наличие психоактивных веществ – медицинское изделие в виде бумажных полосок для иммунохроматографического выявления в моче испытуемого психоактивных веществ (морфин, героин, метадон, экстази, марихуана, кокаин, амфетамины и др.). Используются монотесты и мультитесты; последние применяются для диагностики нескольких ПАВ.

Задача педагогическая – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятия на этой основе решений и плана действий.

Защита психологическая – неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержания у человека высокой оценки и создание внутреннего психологического комфорта, на устранение или снижения чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) – неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющие негативные медицинские, психологические и социальные последствия.

Медицинская модель профилактики – основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании.

Мониторинг наркотической ситуации – повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации (распространенность наркотиков и иных психоактивных веществ, частота случаев злоупотребления и состояний зависимости, вредных последствий злоупотребления психоактивными веществами, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации). Объектом мониторинга может быть группа несовершеннолетних или молодежи, система учреждений, отдельный регион. Мониторинг может быть частичным, отражающим социологические и психологические показатели, и полным, включающим оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотическую ситуацию, и социальных структур, предупреждающих развитие наркомании.

Наркотики – психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических веществ (то есть изготовление, хранение, перевозка и распространение этих веществ влечет за собой юридическую ответственность).

Наркомания – повторное использование психоактивного вещества или веществ в таких количествах, что потребитель (называемый наркоманом) периодически или постоянно находится в состоянии интоксикации, имеет навязчивое стремление принять предпочитаемое вещество (или вещества), с большим трудом добровольно прекращает употребление психоактивных веществ или изменяет его характер, а также проявляет решимость добыть психоактивные вещества почти любыми средствами.

Нарушенный контроль (утрата контроля) – потеря способности изменять количество и частоту приема ПАВ. Кроме того, неспособность прекратить прием ПАВ, действие которого однажды было испытано. Эта форма нарушения контроля за использованием препарата также рассматривается как «неспособность к воздержанию».

Насильственное (компульсивное) стремление к применению ПАВ – сильное побуждение к использованию ПАВ. Человек может осознавать эту потребность как пагубную для здоровья и может сознательно пытаться оказаться от нее.

Образовательная среда – совокупность образовательных организаций, служб системы образования, а также семей, выполняющих подготовку и включение индивида в различные сферы жизнедеятельности общества и приобщение его к культуре конкретной социальной среды.

Парный (двойной, смешанный) диагноз – общий термин. Указывающий на наличие у одного и того же индивида сопряженного заболевания или одновременного проявления расстройства, связанного с употреблением психоактивного вещества, и другого психиатрического расстройства. Такого индивида иногда называют психически больным, злоупотребляющим химическим веществом.

Потребители наркотиков – лица, приобретающие или хранящие наркотические средства с целью личного потребления.

Потребность – сильное желание ПАВ или его интоксицирующего действия. Желание может возрасти при виде, запахе, вкусе препарата или других раздражителях, связанных с приемом вещества в прошлом.

Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие. К ним относятся наркотики, токсические вещества (наиболее распространены в детской и подростковой среде – ингалянты: пары бензина, клея и т.п.), табак, алкоголь.

Психосоциальная модель профилактики – основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому наркогенному давлению.

ППМСЦ – психолого-педагогический медико-социальный центр – структура органов муниципального образования, оказывающая различные виды психологической, медицинской и социально-педагогической помощи детям и их родителям.

Профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

Первичная профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.

Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий лечебного и реабилитационного характера, направленных на восстановление личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, в учебные заведения, в трудовой коллектив и к общественно полезной деятельности.

Реабилитация – комплекс мероприятий медицинского, психологического, социального, профессионального и педагогического характера, который проводится координировано и направлен на восстановление прежнего социального и/или психологического статуса человека, восстановление здоровья пациента.

Реабилитация наркозависимых – медико-психолого-социальная система, направленная на восстановление физического, психического и духовного здоровья наркологического больного, его личностного и социального статуса.

Реабилитация несовершеннолетних – система воспитательных, психологических, образовательных, медицинских, социальных, правовых, трудовых мероприятий, направленных на формирование стабильной антинаркотической установки, ресоциализацию и реинтеграцию личности в общество.

Реабилитационный потенциал – это совокупность физических, психических, социальных, духовных возможностей детей и подростков в преодолении зависимости от ПАВ и ее последствий, в восстановлении или формировании их личностных и социальных качеств, способствующих возвращению в семью и к общественно полезной деятельности без употребления ПАВ.

Реабилитационное пространство – это совокупность физических, психических, социальных, духовных возможностей детей и подростков в преодолении зависимости от ПАВ и ее последствий, в восстановлении или формировании их личностных и социальных качеств, способствующих возвращению в семью и к общественно полезной деятельности без употребления ПАВ.

Реабилитационная среда – это совокупность функциональных и структурно-организационных факторов, объединенных программой реабилитации.

Специалист – превентолог – специалист (психолог, социальный педагог и т. п.), реализующий систему мер по профилактике наркозависимости.

Специалист – реабилитолог – специалист, занимающийся реабилитацией наркозависимых (медицинский работник, психолог, социальный работник, педагог и т. п.)

Центр реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью – учреждение, осуществляющее комплекс педагогических, медико-психологических и социальных мероприятий, направленных на восстановление психического и социального статуса детей и молодежи, страдающих зависимостью от психоактивных веществ.

Уровень реабилитационного потенциала – это определения, включающие оценку как всех этапов формирования зависимости и развития личности, в диапазоне от преморбидных особенностей и индивидуальной предиспозиции, до четко очерченного клинического диагноза, так и личностного и социального статуса реабилитируемого.

Эксперимент педагогической – научно поставленный опыт в области учебной и воспитательной работы, с целью поиска новых способов решения педагогической проблемы.

Я-концепция – система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относительно себя.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.