Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся

2019-10-30 131
Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы остановимся лишь на той помощи, которую могут оказать школьнику педагоги, а также, в определенной степени, родители. Возможные действия в отношении курящих учащихся включают ряд последовательных шагов, или этапов. Первый из нихподготовительный.

Во-первых, обучающиеся должны узнать, что где-то оказывают помощь в прекращении курения и что они могут туда обратиться. Надежда на избавление от вредной привычки (а это крайне важно!) позволяет курильщику получить достоверную информацию о центрах, в которых действительно помогут, а не обманут, получив деньги. Поэтому информация о предоставляемой помощи должна появиться там, где сообщаются интересные для обучающихся новости − информационные листки, молодежные СМИ, Интернет.

Во-вторых, обращение за помощью должно быть безопасным для обучающихся. Не секрет, что многие из них курят тайно от родителей и педагогов. Следовательно, необходимость предъявлять какие-то документы или сообщать домашний адрес может отрицатель­но сказаться на числе обращающихся за помощью. Поэтому идеальным выходом из положения здесь могут стать служба консультирования по телефону или анонимный консультационный пункт.

В-третьих, обращение за помощью должно быть привлекательно для обучающихся.

Следующий этап − диагностика табачной зависимости обратившихся за помощью, то есть сбор информации о стадии вовлечения в этузависимость.

Для оценки желания курильщика освободиться от вредной привычки целесообразно использовать психологические тесты и опросные листы (например, см. анкету по теме «Курение и здоровье»). На их основе всех обратившихся за помощью курильщиков можно разделить на следующие группы:

1. Начинающие.

2. Не готовые к отказу.

3. Неуверенные.

4. Готовые к отказу.

5. Бывшие.

6. Сорвавшиеся.

К первой группе можно отнести около 40% курильщиков, у кого срок табакокурения исчисляется месяцами, а количество потребляемых сигарет не доходит обычно до половины пачки. Они курят «за компанию», по случаю, после употребления алкоголя. Истинной потребности в табаке у них еще не сформировалось, отсутствие сигарет не нарушает привычного поведения и не влияет на эмоционально-психологическое состояние.

Ко второй группе относятся курильщики, которые не думают о прекращении курения и могут сопротивляться любым попыткам обсудить эту тему. Они обычно видят больше позитивных аспектов курения, и им не нравится признавать недостатки. Ни в какие службы помощи они обычно не обращаются, но если это случается (как правило, под давлением кого-либо из близких), то разговор ведут довольно резко, пытаются говорить не столько о себе, сколько о службе, в которую обратились. Таких людей следует осторожно поощрить к размышлениям об их привычке, чтобы они обдумали все «за» и «против», и подсказать, что в эту же службу можно будет обратиться позже, когда почувствуют готовность обсуждать вопрос или им потребуется помощь. Беседа не должна быть очень длинной, поскольку эти курильщики склонны к сопротивлению и на данной стадии перемены маловероятны. Чтение лекций, запугивание и устрашающая тактика здесь неэффективны и в большинстве случаев могут приводить к отрицательному результату.

В третью группу входят те, кто психологически не определился, будет ли в дальнейшем курить или нет. Около 40% курильщиков не уверены или имеют двойственное отношение к собственному курению. Они размышляют над выгодами прекращения курения, но боятся нежелательных последствий. На этой стадии подростки открыты к обсуждению вопросов о курении и его прекращении. Цель работы с «неуверенными» состоит в том, чтобы помочь им исследовать вредную привычку, помочь взвесить «за» и «против» и решить, стоит ли продолжать курить. Обсуждение того, что особенно беспокоит подростков в связи с курением или его прекращением, часто выявляет барьеры, по преодолению которых может быть предложена помощь. В частности, это беспокойство обусловлено увеличением массы тела или появлением симптомов отмены в результате прекращения курения. «Неуверенному» может потребоваться какое-то время, прежде чем «против» возьмет верх. Развитие «сценария курильщика» здесь в большой степени зависит от окружения и складывающейся ситуации. Подростки легко могут отказаться от зарождающейся вредной привычки и в дальнейшем к ней больше не возвращаться. Следует заметить, что основную часть этой группы составляют все-таки не подростки, а женщины.

К четвертой группе относятся 20% курильщиков. Они приняли решение предпринять серьезную попытку оставить вредную привычку. Для них недостатки курения выше преимуществ. Эта группа требует более активного вмешательства со стороны консультанта, поскольку людям необходима информация о том, что следует делать для достижения результата. «Готовые к отказу» нуждаются в короткой специфической консультации, которая помогла бы им преодолеть симптомы отмены и факторы, провоцирующие курение. Кроме того, для них важна эмоциональная поддержка, как со стороны консультанта, так и со стороны близких людей. Таким курильщикам может потребоваться несколько попыток освобождения от курения.

Среди представителей группы «готовых к отказу» подростки составляют меньшинство. Только те из них, которые курят с малолетства и регулярно, могут попасть в эту «мужскую» группу.

Пятая группа − это те, кто курил раньше и боится начать снова, что и служит поводом для их обращения за помощью. Курильщик должен достичь этой стадии в долгосрочной перспективе. Здесь поддерживается воздержание от курения, соблазн покурить постепенно снижается и исчезает. Мысли о курении у «бывших» могут возникать часто или редко, хотя не исключены ситуации, когда им хочется закурить. Только пройдя через эту стадию, человек может вновь стать некурящим.

Наконец, последнюю группу составляют те, кто бросал курить, но «сорвался», не выдержал. Эта группа наиболее сложная, так как у ее представителей имеется негативный опыт отказа и меньше уверенности. Срыв − это возврат к курению. После него курильщик может оказаться фактически на любой из перечисленных стадий. Задача консультанта − помочь человеку как можно ближе продвинуться к возможности отказа от курения, чтобы повторный путь был проделан в меньшие сроки.

 

Анкета по теме «Курение и здоровье» [2]

1. Ваш пол:  мужской  женский   2. Возраст ________   3. Состав вашей семьи __________________   4. Как вы учитесь:  отлично  хорошо  удовлетворительно  неудовлетворительно   5. Курят ли ваши родные: отец:                  да   нет  изредка мать:                 да   нет  изредка брат:                  да   нет  изредка сестра:             да    нет  изредка дедушка: да   нет изредка   6. Курите ли вы?                   да    нет изредка  на дискотеке  в школе  в компании   7. В каком возрасте вы стали курить?  до 7 лет  8-10 лет   11-12 лет  13-15 лет  16-17 лет   8. Сколько сигарет в день вы курите?  1  1-2  3-5  6-7  8-10  более 10 сигарет  пачку сигарет в день   9. Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки:    от нечего делать             модно  за компанию                   успокаивает   для снятия напряжения  помогает похудеть  поднимает настроение   просто так     баловство                        затрудняюсь ответить   10. если вы курите, отмечаете ли вы по утрам кашель?  да  нет  изредка   11. Как часто вы болеете простудными заболеваниями?  1 раз в месяц  1 раз в три месяца      1 раз в полгода  1 раз в год  не болею   12. На какие органы и системы действует курение?  на дыхательную систему  сердечно-сосудистую систему  пищеварительную  на органы чувств  на нервную систему  на репродуктивную систему  не знаю  затрудняюсь ответить   13. Знаете ли вы что такое пассивное курение?  да  нет  затрудняюсь ответить   14. Влияет ли пассивное курение на окружающих людей?  да  нет  затрудняюсь ответить   15. Совместимы ли спорт и курение?  да  нет  затрудняюсь ответить   16. Пытались ли вы бросить курить? (для тех, кто курит)  да  нет  пытался            но безуспешно                                бросил курить   17. Какие меры вы могли бы предложить для предупреждения курения? Запретить продажу сигарет:  вообще  до 21 года  нет   Запретить рекламу сигарет:  да  нет  затрудняюсь ответить   Ввести штрафы за курение в общественных местах:  да  нет  затрудняюсь ответить   Получать достоверную информацию о вреде курения:  да  нет  затрудняюсь ответить   Ваши предложения:____________________

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ по профилактике табакокурения в СЕМЬЕ

Рекомендации педагогам по работе с родителями

Один из важных ресурсов, использование, которого позволяет повысить эффективность профилактической работы, − взаимодействие с родителями. Как бы хорошо ни строилась профилактика табакокурения в школе или в ВУЗе, достичь стойкого положительного эффекта без поддержки семьи трудно. При решении данной проблемы семья, школа и ВУЗ должны стоять на об­щих позициях.

Прежде чем начать профилактическую работу в образовательной организации, нужно проинформировать об этом родителей, объяснить позицию школы, ВУЗа по отношению к проблеме. Это поможет избежать непонимания и недовольства действиями образовательной организации. Информирование родителей лучше построить по следующей схеме. На общем родительском собрании представители администрации образовательной организации рассказывают о намерении проводить профилактику табакокурения, разъясняют цели и задачи программы, говорят об ожидаемых результатах, отвечают на вопросы. Затем собрание продолжается по классам, факультетам ВУЗа, где классные руководители, кураторы студенческих групп раскрывают суть про­граммы, рассказывают о конкретных мероприятиях, пытаются привлечь родителей на свою сторону, заручиться их поддержкой. Такое собрание лучше проводить в конце учебного года, раскрывая перспективы работы образовательной организации на следующий год. Важно, чтобы собрание было тематическим, то есть именно по данной проблеме, что подчеркнет значимость ее.

Следующим шагом будет проведение родительского собрания в начале учебного года. За лето родители смогут взвесить важность профилактической работы и подумать о возможности своего включения в нее. Собрание может быть обычным, по классам, на повестке может стоять несколько вопросов, но самым значимым должен быть вопрос о внедрении профилактической программы. У родителей следует выяснить:

• позицию по проблеме курения вообще и подросткового в частности;

• мнение по поводу проведения профилактики табакокурения в образовательной организации;

• готовность включиться в работу;

• пожелания и идеи по решению проблемы.

Во время внедрения в организации программы профилактики табакокурения и проведения занятий для детей, подростков, студентов первокурсников не следует обходить вниманием родителей и останавливаться на простых родительских собраниях. Организуя работу с родителями, рекомендуется:

• провести диагностику и выявить их позиции − группа риска (курящие), лидеры (ведущие здоровый образ жизни, занимающие активную антитабачную позицию, готовые включиться в профилактическую работу);

• организовать для них семинары по проблеме курения;

• организовать отдельную работу с представителями группы риска, предоставить им возможность получить социально-психологическую консультативную поддержку;

• организовать отдельные собрания их актива (лидеров);

• провести мониторинг их отношения к проблеме табакокурения (проследить динамику изменения отношения).

Не будучи специалистами-наркологами, мы часто располагаем бытовыми представлениями по проблеме курения, которые не всегда бывают верными. Профессионально занимаясь данной проблемой в рамках школьной профилактической программы, педагог может помочь родителям получить научные представления о табакокурении и обеспечить активную родительскую поддержку в своей работе. Но если педагог организует цикл лекций, на которых будет рассказывать о табаке и курении, о возрастных психологических особенностях детей и подростков, вряд ли он сможет заинтересовать и просветить родите­лей, − они просто проигнорируют предоставляемую информацию. Для эффективности занятий нужно, чтобы родители слушали и рассказывали о себе и своих конкретных, ежедневно возникающих проблемах.

Ниже приведены рекомендации родителям, обсуждая которые педагог может раскрыть современные научные представления по проблеме, оказать влияние на отношение родите­лей к ней и рассказать о возможных стратегиях поведения в разных ситуациях.

Рекомендации родителям

Красочная реклама табачных изделий, большое число курящих, доступность табачной продукции − все эти и некоторые другие причины ставят проблему табакокурения достаточно остро. Будет ли профилактика табакокурения подростков и молодежи успешной или нет, во многом зависит от семьи. Что же надо знать, в чем следует разобраться, чтобы ребенок не курил? Попробуем ответить на этот вопрос.

1. Табакокурениеэто проблема

Конечно, проблема, никто с этим не спорит! Но, как это ни странно звучит, не все родители считают, что курение − такая уж страшная проблема. «Мой ребенок курит? Это ужасно!.. Не смей курить!». Но это внешняя, так сказать, рефлекторная реакция. А на самом деле... «Покуривает − плохо, конечно, но, слава Богу, не пьет и не колется. Курить пробуют все, и мы пробовали, никто от этого не умер... Беседу, конечно, надо провести, поругать...». В действительности же от нашего отношения очень много зависит. Нам са­мим важно осознать, что табакокурение − серьезная проблема. Всем известно, что курить вредно, известно, почему вредно, но — посмотрите вокруг! − число курящих людей огромно. У вашего ребенка есть все шансы попасть в зависимость от табака. Причем эти шансы в десятки раз больше, чем стать запойным алкоголиком или наркоманом (то, чего так боятся все родители). Мы со всей серьезностью относимся к проблеме алкоголизма и наркомании, считаем, что профилактика в этой области необходима, и призываем также серьезно отнестись к проблеме табакокурения.

Мы не курим

Если мы хотим, чтобы ребенок не курил, тогда и сами не должны делать этого. Родители несут ответственность за детей, в частности, она предполагает осознанное отношение к своему поведению. Причем задумываться над тем, как мы себя ведем, следует еще до момента появления ребенка на свет. В идеале, ребенок с самого раннего возраста должен видеть, что его близкие не курят, а точнее, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Известно, что многие люди курят изредка, в некоторых случаях, например, когда сильно нервничают, очень расстроены, во время вечеринок. С детства ребенок берет за образец поведение значимых взрослых и с возрастом начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребенок видит вас курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует вашему примеру, чем прислушается к словам.

Уважение к некурящим

В жизни часто бывает не так, как хотелось бы, и в число значимых взрослых подростка входят курильщики. Как следует поступать в этом случае?

Во-первых, не надо прятаться и пытаться скрыть дурную привычку, все равно не получится, − обоняние у подростков острее, чем у взрослых. Это не даст желаемого эффекта, но вполне может подорвать доверие подростка к вам, а также подаст плохой пример − если куришь, то надо просто скрывать это от взрослых, и никаких проблем. В такой ситуации следует честно поговорить с подростком, признать наличие у себя пагубного пристрастия, а старшему подростку рассказать, как вы начали курить, объяснить, что хотели бы бросить и даже пробовали, но это оказалось очень сложной задачей. Таким откровенным признанием вы не подорвете свой авторитет, и ваши отношения станут более доверительными.

Во-вторых, курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным, ни при каких обстоятельствах не позволять себе курить дома, в обществе некурящих, заставляя их дышать дымом. Не следует также разбрасывать по комнатам пачки сигарет, держать несколько пепельниц, тем более, заполненных окурками. Кроме того, курящий человек должен демонстрировать уважение к людям и в обществе − не закуривать на улице при большом скоплении народа, курить только в отведенных для этого местах, не бросать окурки, пустые пачки и т.д. Такое поведение показывает подростку, что не курение − нормальное поведение человека, а курение накладывает определенные ограничения, и курильщики не хозяева положения.

Если вы решили бросить курить, это заслуживает всяческого уважения. Вы можете рассчитывать на поддержку близких, в том числе подростка. Конечно, нужно поделиться с ним своим решением, но не следует активно вовлекать его в этот процесс (особенно это касается младших подростков), так как такая ситуация может привлечь излишнее внимание к проблеме и спровоцировать интерес.

Если же вы курите и не считаете эту привычку такой уж дурной, вам нравится процесс курения, вы считаете, что это красиво и стильно, тогда вы не можете требовать от подростка соблюдать запрет на курение. Будьте последовательны в своих действиях и словах!

Правила для курильщиков

В том случае, когда никто из домашних не курит, но у вас есть курящие друзья, в семье должны быть установлены правила, относящиеся к курению. Например, даже самым лучшим друзьям нельзя курить у вас.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.